Литературное чтение. Тема: С. В. Михалков «Мой щенок» .
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Бочкарева Татьяна Владимировна

 Цели:

Образовательные: познакомить обучающихся  с творчеством  С.В. Михалкова.

Развивающие: развитие мыслительной деятельности, анализ, обобщение, систематизация полученных знаний.

Воспитательные: воспитание бережного  отношения к животным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_uroka_moy_shchenok.docx370.16 КБ
Файл otsenochnyy_list.docx13.34 КБ
Файл moy_shchenok.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:

 Предмет: литературное чтение

 Тип урока: изучение нового материала.

Тема: С. В. Михалков «Мой щенок» 

 Цели:

Образовательные: познакомить обучающихся  с творчеством  С.В. Михалкова.

Развивающие: развитие мыслительной деятельности, анализ, обобщение, систематизация полученных знаний.

Воспитательные: воспитание бережного  отношения к животным.

Оборудование: презентация, оценочный лист, карточка №1 «Словарная работа», карточка №2 «Части текста» в каждой группе, иллюстрации к карточке №2, клей.

Учебник: Литературное чтение для 2 класса.  УМК «Перспектива»

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.

Учитель: Бочкарева Татьяна Владимировна

Этап урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Формулировка темы урока

4. Формулирование цели урока:

5. Знакомство с оценочным листом. Рефлексия, первый этап.

6. Первичное восприятие текста.

7. Физминутка (презентация) 

8. Вторичное чтение произведения.

9. Физминутка.   

10. Анализ произведения.

10. Выразительное чтение текста учащимися.

- Здравствуйте, ребята.

- Сегодня на уроке к нам пришли гости. Давайте улыбнемся нашим гостям и с хорошим настроением начнем урок. Слайд 1.

-  Как называется раздел, к изучению которого мы приступили?

- Чему посвящены произведения этого раздела, о ком рассказывается в произведениях?

- Правильно, это все мир животных.

а) Сегодня мы познакомимся с новым произведением о животных. Предлагаю вам узнать автора этого произведения. Для этого внимательно послушаем выступления (Ф.И. ребят).

- Кто автор этих стихотворений?

(На слайде появляется надпись С.В. Михалков и фото поэта).Слайд 2.

(Учитель пишет на доске С. В. Михалков как часть темы)

б) - Часто на улицах нашего города мы наблюдаем такую картину. Слайд 3.

- Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эту фотографию?

- Если бы щенок мог говорить, что бы он вам рассказал?

- Вы догадались, о ком пойдет речь в стихотворении С.В. Михалкова? 

в)  - Сформулируйте тему нашего урока.

- Правильно, сегодня мы познакомимся с произведением С.В Михалкова

«Мой щенок».

 (Учитель дописывает на доске «Мой щенок»)

- Чему мы будем учиться на уроке? 

- Мы с вами раскроем смысл произведения и поработаем над выразительным чтением.

- Перед вами оценочный лист. Вы будете работать с ним в течение урока, оценивая свои знания и умения.

Слайд 4.

- Вспомните, какие знаки мы используем при оценке?

- Давайте оценим первые четыре пункта.

А теперь предлагаю послушать стихотворение Сергея Михалкова «Мой щенок».

- Откройте учебники на с.88

Учитель читает стихотворение.

 После прочтения:

- Какие чувства вы испытывали, слушая стихотворения? Почему?

- А хозяйка щенка сердится на него?

- Как вы думаете, щенок поправится? Докажите свою мысль?

 - Я согласна с вами, я тоже думаю, что щенок обязательно поправится.

Давайте представим, что мы друзья щенка и станцуем для него танец «Веселых собачек». 

а) Словарная работа. (Слайд 5)

- В стихотворении вам встретились неизвестные слова. Давайте поработаем над их значением. Работаем  в  парах.

Задание: Возьми карточку№ 1. Соедините стрелочками слово и его значение.

ЖБАН – кувшин с крышкой

КЛАДОВАЯ – помещение для хранения припасов

ПЕРЕКОШЕНА ЩЕКА – щёки неодинаковые

СБИЛАСЬ С НОГ – много ходила, устала.

ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ -  лежит  вытянувшись,  не двигаясь

ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ – семья пчел.

- Проверяем вашу догадку (слайд 6)

Возьмите оценочный лист, оцените свою работу, пункт 5.

б) Деление текста на смысловые части.

- Сейчас мы будем читать стихотворение и делить его на смысловые части. Если вы считаете, что часть закончилась, вы подаете знак: поднимаете руку.

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова.
Три – налево поворот.
И помчался до ворот.
Вдруг он встал, вздохнул и сел
И на всех вокруг глядел.

Составление «Картинного плана».

а) составление алгоритма работы

- Читая стихотворение, мы увидели, как одно действие сменяется другим. Чтобы лучше понять содержание стихотворения, мы разбили его на части. Продолжим работу над стихотворением в группах. Каждая группа будет работать со своей частью.

Объединитесь в группы. (учитель раздает карточку №2 или просит открыть конверт с заданием)

-- Прочитайте задание.

- Составим алгоритм выполнения задания.

- Проверьте свою работу.

(Слайд 7)

Б) работа в группах.

- А теперь приступаем к работе. Песочные часы покажут вам время работы.

- Если группа закончит работу, то покажите знак дружбы.

в) проверка работы групп

-Поднимите руки, чья группа работала с 1 частью. Проверим вашу работу.

Для учителя (если группа затрудняется ответить)

- Какой заголовок вы подобрали? Как вы озаглавили эту часть?

- С какой интонацией вы будете его читать?

- Какую картинку вы выбрали?

Проверим (Слайд  8)

- В каком темпе будем читать эти строки?

-Поднимите руки, чья группа работала со 2 частью. Проверим вашу работу? (Слайд  9)

- Какой характер у щенка?

- Что нужно было сделать, чтобы щенок не убежал на улицу?

-Поднимите руки, чья группа работала с 3 частью. Проверим вашу работу? (Слайд  10)

- Какие страшные картины  представляет девочка? Зачитайте.

- Какие способы вы предложили бы семье, для поиска собаки?

-Поднимите руки, чья группа работала с 4 частью. Проверим вашу работу? (Слайд  11)

-Какой опасности подвергся щенок на улице?

- Зачитайте описание его внешнего вида.

-Поднимите руки, чья группа работала с 5 частью. Проверим вашу работу? (Слайд  12)

-Как чувствует себя щенок?

- Чему вы научились, выполняя эту работу?

- Верно, составление картинного плана помогло нам раскрыть содержание стихотворения и найти нужную интонацию.

- Возьмите оценочный лист, оцените свою работу, пункт 6-8.

-  А сейчас я предлагаю юным артистам выйти на сцену и прочитать стихотворение для наших гостей.

(Учитель озвучивает отметки выступающим)

Приветствие гостей.

(Определение самоготовности)

- «Люблю все живое».

(Дети перечисляют виды или названия животных)

(Дети читают стихи С.В. Михалкова «Зяблик», «Прививка»)

- Сергей Владимирович Михалков.

- Жалость, грусть, печаль.

(Его потеряли, бросили, он голодный, ищет хозяина, плачет)

- О щенке.

- Стихотворение  С.В. Михалкова о животных, о щенке.

(Выразительно и бегло читать, характеризовать героев,  выражать  своё отношение к происходящим   событиям,  самостоятельно работать с текстом).

(Вспоминают значение условных значков)

-Улыбка – все сделано правильно.

- Спокойствие – получилось, но были затруднения.

-  Грусть – не получилось или сделано неправильно (дети оценивают свою работу смайликами).

Оценочный лист

Умения и навыки

  1. Узнал автора произведения.

  1. Придумал ответ щенка.

  1. Сформулировал тему урока.

  1. Сформулировал цель урока.

(Заполняют оценочный лист–пункт 1-4.)

 

Открывают учебник на с 88.

(Первичная эмоциональная реакция на текст, её адекватность к тексту)

- Она любит щенка, поэтому не сердится на него.

- Щенок поправится, потому что девочка ухаживает за ним. Она кормит его из бутылочки, мажет больные места, поет ему песенки, кормит.

www.youtube.com  Дети танцуют

(Соединяют слово и его значение стрелочками)

 

     

Оценочный лист

Умения и навыки

  1. Объяснил значение слов.

      (Заполняют оценочный лист–пункт 5.)

                   

(   Дети читают текст, делят его на части, объясняют свой выбор.)

(Показывают движения)

(объединение в группы)

(Ученик читает задание)

Читает задание 1 ученик.

- Прочитайте отрывок из произведения, выберите и приклейте иллюстрацию к отрывку, определите и подчеркните название части, подчеркните настроение, с которым надо читать отрывок.

(Ученики составляют алгоритм:

1. Прочитать отрывок.

2. Приклеить картинку.

3. Выбрать и подчеркнуть заголовок к отрывку.

4. Выбрать настроение.)

(В каждой группе своя карточка и 5иллюстраций. Ученики находят нужную иллюстрацию и приклеивают ее на карточку. Работают самостоятельно.) 

(Руки скрепляют и поднимают)

1 команда. Дан отрывок « Я сегодня…. не могла»

-Быстро, потому что надо быстро совершать все действия.

Приклеите  картинку, которая подходит к данной части стихотворения

Подчеркните  название, которое подходит к этой части 

Подчеркни,

с какой интонацией надо  читать эту часть

1.

Возвращение щенка.

Проказы щенка.

Щенок пропал.

Девочка страдает.

Девочка лечит щенка.

С удивлением.

С грустью.

С нежностью и любовью

С тревогой.

Со страхом,  а потом с чувством жалости.

(Свой ответ каждая группа формулирует по плану, который напечатан на карточке)

Мы озаглавили часть _______________

Читаем её  ________________________

Выбрали картинку номер____________

2 команда «В это утро…..и пропал»

Ответ формулируется по плану.

Приклей картинку, которая подходит к данной части стихотворения

Подчеркни  название, которое подходит к этой части 

Подчеркни,

с какой интонацией надо  читать эту часть

2.

Возвращение щенка.

Проказы щенка.

Щенок пропал.

Девочка страдает.

Девочка лечит щенка.

С удивлением.

С грустью.

С нежностью и любовью.

С тревогой.

Со страхом,  а потом с чувством жалости.

(веселый,  глупый, любопытный, шаловливый, непоседливый…)

(закрывать входную дверь, всегда быть рядом, у щенка должно быть свое место …)

3 команда «Может быть его украли….сидела и ждала»

Приклей картинку, которая подходит к данной части стихотворения

Подчеркни название, которое подходит к этой части 

Подчеркни,

с какой интонацией надо  читать эту часть

3.

Возвращение щенка.

Проказы щенка.

Щенок пропал.

Девочка страдает.

Девочка лечит щенка.

С удивлением.

С грустью.

С нежностью и любовью

С тревогой.

Со страхом,  а потом с чувством жалости

Ответ формулируется по плану.

(Зачитывают отрывки)

(Написать объявления, позвонить в милицию, искать всей семьей и друзьями…)

4 команда  « Вдруг….пчелиный рой»

Приклей картинку, которая подходит к данной части стихотворения

Подчеркни  название, которое подходит к этой части 

Подчеркни,

с какой интонацией надо  читать эту часть

Возвращение щенка.

Проказы щенка.

Девочка лечит щенка.

Щенок пропал.

Девочка страдает.

 Девочка лечит щенка

С удивлением.

С грустью.

С нежностью и любовью.

С тревогой.

Со страхом, а потом с чувством жалости.

Ответ формулируется по плану.

- Его покусали пчелы.

(Зачитывают отрывки.)

5 команда «Весь укутанный….его лечу»

Приклей картинку, которая подходит к данной части стихотворения

Подчеркни  название, которое подходит к этой части 

Подчеркни,

с какой интонацией надо  читать эту часть

Возвращение щенка.

Проказы щенка.

Девочка лечит щенка.

Щенок пропал.

Девочка страдает.

 Девочка лечит щенка

 С удивлением.

С грустью.

С нежностью и любовью.

С тревогой.

Со страхом, а потом с чувством жалости.

- Щенок страдает, у него все болит.

(Подбирать иллюстрацию к тексту, находить заголовок, подбирать нужную интонацию)

Оценочный лист

Умения и навыки

Оценка

6. Выбрал точную иллюстрацию.

7. Подчеркнул правильный заголовок.

8. Определил верную интонацию для чтении.

 Выходят дети от каждой группы. Читают выразительно свою часть текста.

    Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем)

Познавательные

(умение на основе анализа объектов делать выводы)

Личностные

(формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности)

Коммуникативные

( умение слушать и понимать друг друга)

Личностные

(умение высказывать свою точку зрения)

Регулятивные

 (умение самостоятельно  формулировать тему

и цель урока)

Регулятивные

(умение оценивать учебные

действия  в  соответствии

с поставленной задачей)

Личностные (умение высказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции)

Коммуникативные

(формируем умение оформлять свои мысли в устной форме)

Коммуникативые

(формируем умение работать в паре)

Познавательные

 (умение на основе анализа слов делать выводы)

Регулятивные

(умение оценивать учебные

действия  в  соответствии

с поставленной задач

Регулятивные

(формируем умение высказывать и доказывать своё предположение)

Коммуникативые

(формируем умение работать в группе)

Познавательные

(умение структуировать свои знания)

Коммуникативные

(умение общаться)

Познавательные

(формируем умение извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов)

Познавательные

(формируем умение на основе анализа объектов делать выводы)

Коммуникативные (понимать  и  принимать  точку зрения другого).

Познавательные

(формируем умение извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов)

Познавательные (умение  добывать новые знания  из  предложенной  информации)

Регулятивные

(умение вносить коррективы в неправильно выполненные задания)

Познавательные

(формируем умение извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов)

Познавательные (умение находить ответы на вопросы)

Личностные

(умение принять решение  в соответствии с определённой ситуацией)

Познавательные

(формируем умение извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов)

Познавательные УУД:

- осознанное построение речевого высказывания.

Познавательные

(умение находить правильный отрывок в тексте и выразительно читать)

Коммуникативные (понимать  и  принимать  точку зрения другого).

Познавательные

(формируем умение извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов)

Личностные

(умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией)

Регулятивные

(умение оценивать учебные

действия  в  соответствии

с поставленной задач

Познавательные

(умение выразительно читать произведение)

11. Обобщение прочитанного.

11.  Рефлексия.

-Почему произведение названо «Мой щенок», а не «Щенок»?

- Чему учит нас это произведение?

-  Да, ребята, я с вами согласна. Любое маленькое существо требует заботы о нем, ласки и любви. Мы с вами в ответе за тех, кого приручили. (Слайды 13-14)

а) Подведем итог нашего урока.  

Возьмите оценочный лист, заполните пункты 9-12

б) Давайте посмотрим, достигли ли мы цели урока?

Продолжите предложения…

( Слайд 15)

-Девочка рассказывает про своего щенка.

(Любить животных, по-доброму к ним относиться, заботиться о них….)

Оценочный лист

Умения и навыки

Оценка

9. Выразительно прочитал стихотворение.

10. Умею слушать товарища.

11. Отвечал на вопросы в течение урока.

12. Мое настроение на уроке.

 -Сегодня на уроке я научился…

- Сегодня на уроке я понял….

- Сегодня на уроке мне понравилось …

- Сегодня на уроке я испытывал трудности, когда ….

Личностные

 (развитие эмоционально-нравственной отзывчивости)

Регулятивные

(умение оценивать учебные

действия  в  соответствии

с поставленной задачей)

Личностные :

- самооценка;

- осознанность учения;

- адекватное реагирование на трудности.

12. Домашнее задание (на выбор)

Я знаю, что вы очень любознательный народ и предлагаю вам выполнить дома творческие задания. (слайд 16)

- Выучить отрывок из стихотворения.

- Написать объявление о пропаже щенка.

- Рассказать о своем домашнем питомце.

- Вставить  пропущенные слова в стихотворный текст.

(Выбирают задание и записывают в дневник.)

Регулятивные 

(управление своей деятельностью)



Предварительный просмотр:

Оценочный лист

Умения и навыки

Оценка

  1. Узнал автора произведения.

  1. Сформулировал тему урока.

  1. Сформулировал цель урока.

  1. Объяснил значение слов.

  1. Выбрал точную иллюстрацию.

  1. Придумал свой заголовок.

  1. Определил верную интонацию для чтении

  1.  Выразительно прочитал рассказ.

  1. Умею слушать товарища.

  1. Отвечал на вопросы в течение урока.

  1. Мое настроение на уроке.

Оценочный лист

Умения и навыки

Оценка

  1. Узнал автора произведения.

  1. Сформулировал тему урока.

  1. Сформулировал цель урока.

  1. Объяснил значение слов.

  1. Выбрал точную иллюстрацию.

  1. Придумал свой заголовок.

  1. Определил верную интонацию для чтении

  1.  Выразительно прочитал рассказ.

  1. Умею слушать товарища.

  1. Отвечал на вопросы в течение урока.

  1. Мое настроение на уроке.

Оценочный лист

Умения и навыки

Оценка

  1. Узнал автора произведения.

  1. Сформулировал тему урока.

  1. Сформулировал цель урока.

  1. Объяснил значение слов.

  1. Выбрал точную иллюстрацию.

  1. Придумал свой заголовок.

  1. Определил верную интонацию для чтении

  1.  Выразительно прочитал рассказ.

  1. Умею слушать товарища.

  1. Отвечал на вопросы в течение урока.

  1. Мое настроение на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сергей Владимирович Михалков

Слайд 4

Оценочный лист Умения и навыки Оценка Узнал автора произведения. 2. Придумал ответ щенка. 3. Сформулировал тему урока. 4. Сформулировал цель урока. 5. Объяснил значение слов. 6. Выбрал точную иллюстрацию. 7. Подчеркнул правильный заголовок. 8. Определил верную интонацию для чтении. 9. Выразительно прочитал стихотворение. 10. Умею слушать товарища. 11.Отвечал на вопросы в течение урока. 12. Мое настроение на уроке. Все сделано правильно. Получилось , но были затруднения. Не получилось.

Слайд 5

жбан кладовка перекошена щека сбилась с ног лежит пластом пчелиный рой СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд 6

жбан много ходила, устала кладовка щёки неодинаковые перекошена щека помещение для хранения припасов сбилась с ног кувшин с крышкой лежит пластом семья пчёл пчелиный рой лежит вытянувшись, не двигаясь

Слайд 7

АЛГОРИТМ 1. Прочитать отрывок. 2. Приклеить картинку. 3. Выбрать и подчеркнуть заголовок к отрывку. 4. Выбрать настроение.

Слайд 8

Приклей картинку, которая подходит к данной части стихотворения Подчеркни название, которое подходит к этой части Подчеркни, с какой интонацией надо читать эту часть Возвращение щенка. Проказы щенка. Щенок пропал . Девочка страдает. Девочка лечит щенка. С удивлением. С грустью. С нежностью и любовью. С тревогой. Со страхом, а потом с чувством жалости. I часть

Слайд 9

Приклей картинку, которая подходит к данной части стихотворения Подчеркни название, которое подходит к этой части Подчеркни, с какой интонацией надо читать эту часть Возвращение щенка. Проказы щенка. Щенок пропал. Девочка страдает. Девочка лечит щенка. С удивлением. С грустью. С нежностью и любовью. С тревогой. Со страхом, а потом с чувством жалости. II часть

Слайд 10

Приклейте картинку, которая подходит к данной части стихотворения Подчеркните название, которое подходит к этой части Подчеркни, с какой интонацией надо читать эту часть Возвращение щенка. Проказы щенка. Щенок пропал. Девочка страдает. Девочка лечит щенка. С удивлением. С грустью. С нежностью и любовью С тревогой. Со страхом, а потом с чувством жалости. III часть

Слайд 11

Приклей картинку, которая подходит к данной части стихотворения Подчеркни название, которое подходит к этой части Подчеркни, с какой интонацией надо читать эту часть Возвращение щенка . Проказы щенка. Щенок пропал. Девочка страдает. Девочка лечит щенка. С удивлением. С грустью. С нежностью и любовью. С тревогой. Со страхом, а потом с чувством жалости. IV часть

Слайд 12

Приклей картинку, которая подходит к данной части стихотворения Подчеркни название, которое подходит к этой части Подчеркни, с какой интонацией надо читать эту часть Возвращение щенка. Проказы щенка. Щенок пропал. Девочка страдает. Девочка лечит щенка. С удивлением. С грустью. С нежностью и любовью. С тревогой. Со страхом, а потом с чувством жалости. V часть

Слайд 13

1.Сегодня на уроке я научился… 2. Сегодня на уроке я понял … 3. Сегодня на уроке мне понравилось… 4. Сегодня на уроке я испытывал трудности… ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературного чтения Тема: «С.В. Михалков «Новогодняя быль» 2 класс

Пояснительная записка Обоснование принципов и методов данного урока Данный урок литературного чтения отражает организацию работы по формированию у детей умения полноценно воспринимать художе...

разработка урока по литературному чтению на тему: С.В.Михалков "Мой щенок" 2 кл.

Данный урок может быть использован для уроков литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: С.В. Михалков "Мой щенок" Волшебное слово" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: С.В.  Михалков "Мой щенок"  Волшебное слово" 2 класс (конспект + презентация)...

Тест по литературному чтению 2 класс. С. Михалков "Мой щенок"

Тест по литературному чтению 2 класс. С. Михалков "Мой щенок"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Сергей Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Сергей Михалков "Мой щенок"...

Интегрированный урок по литературному чтению Тема «С.В.Михалков «Мой щенок»

Конспект интегрированного урока по литературному чтению во 2 классе. Программа "Школа России"...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема: «С. В. Михалков «Если»»

Цели деятельности: -формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством С.В.Михалкова  и его произведений;Планируемые результатыПредметные:Знать: автора произведения, основную мы...