«Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения»
статья по чтению (4 класс) на тему

Волкова Светлана Николаевна

                                           «Если ученик в школе не научится сам ничего творить,

                             то в жизни он всегда будет только подражать и копировать».                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                       Л.Н.Толстой

     В настоящее время тема «Проектная деятельность младших школьников на уроке литературного чтения»  очень актуальна, так как произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.

Актуальность темы  определяется следующими обстоятельствами:

-возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности  членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, само актуализации,

-принципиальным расширением форм социализации и воспитания ребёнка, делают необходимым совершенствование системы школьного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор работы: Волкова Светлана Николаевна, учитель начальных классов,                                                                                                                                                            первая квалификационная  категория; МКОУ «СОШ  п.г.т.Нема» Немского района Кировской области.

Обобщение опыта по теме:

«Проектная деятельность  младших школьников на уроках литературного чтения».     

                                           «Если ученик в школе не научится сам ничего творить,

                             то в жизни он всегда будет только подражать и копировать».                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                       Л.Н.Толстой

     В настоящее время тема «Проектная деятельность младших школьников на уроке литературного чтения»  очень актуальна, так как произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.

Актуальность темы  определяется следующими обстоятельствами:

-возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности  членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, само актуализации,

-принципиальным расширением форм социализации и воспитания ребёнка, делают необходимым совершенствование системы школьного образования.

 Инновационный поиск новых средств обучения  приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

    Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

     В рамках подготовки к реализации стандартов освоения основной образовательной программы начального  общего образования  мною была выбрана тема: «Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения».

        Проанализировав учебники по литературному чтению авторов Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, убедилась в необходимости расширения предложенных заданий авторами учебника по литературному чтению, так как крайне мало заданий творческого характера,  все они индивидуальные. Задания группового исследовательского   характера  не заложены.

 Условия современного  образования позволяют нам применять компьютерные  технологии,  современные дети, желают и могут мыслить творчески по литературному чтению.

Начав работу по данной  теме, столкнулась с тем, что большинство детей не умеют  применять  полученные знания на практике.

С одной стороны существует потребность совершенствовать методы преподавания, в том числе  по литературному чтению. С другой стороны – эффективность реализации современных технологий находится в непосредственной зависимости от формирования ОУН учащихся, обуславливающих умение учиться.

Следовательно, чтобы подготовить  активную личность необходимо по-новому организовывать процесс обучения.

   Технология проектной деятельности на уроках литературного чтения  для младших школьников четыре года назад практически не была разработана. Можно было найти только фрагменты опыта работы в технологии проектной деятельности по литературному чтению.

 Ведущая педагогическая идея  опыта – внедрение проектной деятельности в  методику обучения младших школьников литературному чтению - перспективна, так как в будущем  эта методика обеспечит повышение уровня сформированности ОУН, повысит  интерес к предмету литературного чтения.

Цель опыта:  Добиться условия для формирования творческой деятельности  младших школьников и дальнейшей их реализации.

Задача опыта:  1)создать условия для проектирования на уроках литературного чтения; 2)способствовать личностному развитию учащихся младших классов  в процессе решения ими проблем в условиях перехода на стандарт второго поколения.

      В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.                                                                                                              

Основные требования к проектной деятельности.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)–исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть достаточно убедительно представлен представителям общественности, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. (Сергеев И.С.)

    В своём опыте использовала классификацию проектов

а) По целям и задачам: практико - ориентированный; исследовательский проект; информационный проект; творческий проект; ролевой проект.

б) По предметно – содержательной области: моно проекты и меж предметные  проекты.

в) по характеру контактов между участниками: внутри классные и внутри школьные.

г) По продолжительности: мини – проекты (могут укладываться в один урок или менее); краткосрочные проекты (требуют выделения  4 – 6 уроков); недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели (целиком проходит при участии руководителя).

    Виды презентационных проектов, наиболее часто используемые в начальной школе: воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); демонстрация диафильма; путешествие; реклама художественного произведения; ролевая игра; создание нового литературного произведения с использованием известных сюжетов и литературных персонажей и др.

      В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность.

       Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов - к долговременным, межпредметным; от личных проектов  - к групповым и общеклассным.          Поэтому в своей работе постепенно усложняла проектные задания, переходя из класса в класс.

Постепенное усложнение  проектных заданий  по литературному чтению в начальной школе

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Идивидуальные

мини проекты:

-творческие   проекты-    рассказы;

-фантастические истории на заданную тему

Индивидуальные и групповые мини проекты:

-придумывание небылицы;

-творческие пересказы;

-создание картинного плана

- придумывание сказки с иллюстрациями;

- групповые проекты:  игра «Лото» по прочитанным сказкам;

-реклама сказки С.Я.Маршака «Курочка ряба и десять утят»

 Индивидуальные и групповые:

-обще классный проект игра по теме: «Устное народное творчество»;

-создание диафильмов  для краткого пересказа;

-создание индивидуальных и обще классных проектов «Книга памяти» и др.;

-выполнение групповых  и индивидуальных проектов «Своя сказка» для малышей».

-Индивидуальные исследовательские проекты:

«Образы бабы Яги в русских народных сказках»

Общеклассный проект:

-книга читательских удовольствий;

-индивидуальные проекты – рецензия на книгу;

-обще классная  еженедельная газета «Звонок»;

-индивидуальные исследовательские проекты – сказки: «Похождение в неизвестный механизм».

-Групповые проекты: пресс конференция,

деловая игра.

-Составление игры лото «Произведения о детях и для детей».

-Индивидуальные исследовательские проекты: «Почему на Новый год к нам приходит лесная красавица?»

      Благодаря внедрению опыта «Проектной деятельности младших школьников  на уроках литературного чтения»,  у учащихся появились навыки сотрудничества, они стали более самостоятельными при выполнении проектных заданий, научились планировать свою деятельность, повысилась посещаемость библиотеки, определилась цель дальнейшего продолжения работы по  проектной деятельности в начальной школе на уроках литературного чтения и во внеклассной работе.

     Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.

Литература:1)Е.А.Голованова «Проектная деятельность: первые шаги маленьких учёных» Журнал «Завуч начальной школы» №1. 2011;2)О.С.Круглова «Технология проектного обучения; 3)И.В.Фомина «Работа над созданием диафильма с компонентом проектной деятельности младших школьников»

4)С.Г.Щербакова «Организация проектной деятельности в начальной школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....

Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством применения проектных технологий

В презентации отображены этапы работы над проектами  на уроках литературного чтения , начиная с минипроектов и заканчивая проектами, охватывающими как урок , так и внеурочную деятельность....

«Проектная деятельность как средство развития связной речи младшего школьника на уроках литературного чтения».

В статье представлен опыт работы по теме "Проектная деятельность, как средство развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка"...

Возможности проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.

Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников рассматривается как важнейшая задача системы образования. Одним из условий работы в этом направлении, несомненно, мо...

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников  на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...

Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"

Презентация  "Формирование навыков  проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья "Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения"...