Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения"
статья
Статья "Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение
учителей начальных классов
МБУ «Лицей №6»
Апрель, 2018
Докладчик: Лесив Е.И.
Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения
«Если ученик в школе не научится сам ничего творить,
то в жизни он всегда будет только подражать и копировать».
Л.Н.Толстой
Как повысить эффективность уроков литературного чтения? Как развить у учащихся интерес к чтению? Как научить учащихся начальной школы по-настоящему любить книгу?
Наверное, каждый учитель начальных классов ставил перед собой эти вопросы и искал на них ответы. Опытный педагог видит много путей решения этой проблемы: применение деятельностного подхода и игровых технологий, некоторые решают проблему путем активного взаимодействия с родителями, увлекают ребят чтением личным примером и путем вовлечения в деятельность различных сетевых объединений. Активно используется для этой цели и проектная деятельность.
И действительно, в настоящее время тема «Проектная деятельность младших школьников на уроке литературного чтения» очень актуальна, так как произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.
Это обусловлено современными реалиями процесса обучения: необходимостью развития и углубления коммуникативного взаимодействия, особенностями социализации и воспитания современного школьника и, конечно, требованиями ФГОС.
Инновационный поиск новых средств обучения приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
А ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, как раз и принадлежит сегодня методу проектов.
Для реализации стандартов освоения основной образовательной программы начального общего образования на уроках литературного чтения мною был выбран метод проектов, как наиболее эффективный инструмент достижения требований ФГОС.
При анализе материала учебников по литературному чтению (УМК «Перспектива»). Мною был сделан вывод, что предложенный материал можно использовать как стартовую площадку для организации творческой работы и работы исследовательского характера, т.е. для организации проектной деятельности.
Для того, чтобы связать знания и умения, полученные на уроке, с практикой, показать учащемуся актуальность этих знаний в современной жизни, пришлось применять современные, в том числе и ИКТ-технологии.
С одной стороны существует потребность совершенствовать методы преподавания, в том числе по литературному чтению. С другой стороны – эффективность реализации современных технологий находится в непосредственной зависимости от формирования УУД учащихся, обуславливающих умение учиться.
Следовательно, чтобы подготовить активную личность необходимо по-новому организовывать процесс обучения.
На современном этапе технология проектной деятельности на уроках литературного чтения для младших школьников хорошо разработана.
Ведущая педагогическая идея опыта – внедрение проектной деятельности в методику обучения младших школьников литературному чтению как основного инструмента формирования читательских компетенций и метапредметных умений, а также средства повышения интереса к предмету литературного чтения.
Цель опыта: Добиться условия для формирования творческой деятельности младших школьников и дальнейшей их реализации.
Задача опыта:
1)создать условия для проектирования на уроках литературного чтения;
2)способствовать личностному развитию учащихся младших классов в процессе решения ими проблем в условиях перехода на стандарт второго поколения.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Основные требования к проектной деятельности.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)–исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть достаточно убедительно представлен представителям общественности, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. (Сергеев И.С.)
Виды проектов:
а) По целям и задачам: практико - ориентированный; исследовательский проект; информационный проект; творческий проект; ролевой проект.
б) По предметно – содержательной области: моно проекты и меж предметные проекты.
в) по характеру контактов между участниками: внутри классные и внутри школьные.
г) По продолжительности: мини – проекты (могут укладываться в один урок или менее); краткосрочные проекты (требуют выделения 4 – 6 уроков); недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели (целиком проходит при участии руководителя).
Виды презентационных проектов, наиболее часто используемые в начальной школе: воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); демонстрация диафильма; путешествие; реклама художественного произведения; ролевая игра; создание нового литературного произведения с использованием известных сюжетов и литературных персонажей и др.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов - к долговременным, межпредметным; от личных проектов - к групповым и общеклассным. Поэтому в своей работе постепенно усложняла проектные задания, переходя из класса в класс.
Постепенное усложнение проектных заданий по литературному чтению в начальной школе | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Идивидуальные мини проекты: -творческие проекты - рассказы; -фантастические истории на заданную тему | Индивидуальные и групповые мини проекты: -придумывание небылицы; -творческие пересказы; -создание картинного плана - придумывание сказки с иллюстрациями; - групповые проекты: игра «Лото» по прочитанным сказкам; -реклама сказки С.Я.Маршака «Курочка ряба и десять утят» | Индивидуальные и групповые: -обще классный проект игра по теме: «Устное народное творчество»; -создание диафильмов для краткого пересказа; -создание индивидуальных и обще классных проектов «Книга памяти» и др.; -выполнение групповых и индивидуальных проектов «Своя сказка» для малышей». -Индивидуальные исследовательские проекты: «Образы бабы Яги в русских народных сказках» | Общеклассный проект: -книга читательских удовольствий; -индивидуальные проекты – рецензия на книгу; -обще классная еженедельная газета -индивидуальные исследовательские проекты – сказки: «Похождение в неизвестный механизм». -Групповые проекты: пресс конференция, деловая игра. -Составление игры лото «Произведения о детях и для детей». -Индивидуальные исследовательские проекты: «Почему на Новый год к нам приходит лесная красавица?» |
Благодаря внедрению опыта «Проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения», у учащихся появились навыки сотрудничества, они стали более самостоятельными при выполнении проектных заданий, научились планировать свою деятельность, повысилась посещаемость библиотеки, определилась цель дальнейшего продолжения работы по проектной деятельности в начальной школе на уроках литературного чтения и во внеклассной работе.
Литература:
1. Е.А.Голованова «Проектная деятельность: первые шаги маленьких учёных» Журнал «Завуч начальной школы» №1. 2011;
2. О.С.Круглова «Технология проектного обучения
3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение: 1 кл.– М.: Просвещение, 2017
МБУ «Лицей №6»
Методическое объединение учителей начальных классов
Выступление по теме
«Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения»
Подготовила:
Лесив Е.И., учитель начальных классов
Тольятти
2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Пути совершенствования уроков литературного чтения в начальных классах....
Обобщение опыта "Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе"
Активизация мыслительной деятельности является одним из главных направлений работы учителя начальных классов. Владение современными образовательными технологиями,методиками и ихэффективное приме...
«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении басен» (доклад)
Данный доклад представляет современное видение изучение нового жанра п литературному чтению "басня" в 3 классе через раскрытие пяти аспектов качества образования (содержательного,коммуникативного,упра...
«Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения»
«Если ученик в школе не научится сам ничего тво...
Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения
Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем...
Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"
Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...
Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»
Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...