Урок чтения 1 класс "Знакомство с буквой Ц (ц)".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок чтения 1 класс "Знакомство с буквой Ц (ц)".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_urok_chteniya_bukva_ts.docx72.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Знакомство с буквой Ц (ц).

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока: образовательные:

  • познакомить со звуком [ц] и буквой Ц,ц;
  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

                           развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое, наглядно-образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющийся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

                 воспитательная:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • прививать навыки культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

  • словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

 Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная.

Оборудование:   образцы печатных букв Ц, ц и гласных букв, слоговые таблички,  таблички с характеристикой звуков, предметные картинки «цыплёнок», «синица», схемы для раскрашивания.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

          Организационный

          момент.                    

 

Звенит заливистый звонок,

 Зовёт детей он на урок.

Раз, два, три-

 На учителя смотри.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Прочитайте пословицу

( на доске: Повторенье- мать ученья)

- Объясните её значение.

 - Найдите в предложении гласные буквы.

- Распределите их на две группы.

-Объясните,  по какому принципу вы их распределили.  

   - Какие гласные буквы вы ещё добавите в каждую группу?  

     

Хоровое чтение

Работа в группах.

(карточки перевёрнуты на доске)

А,о,у                е,я

А,о,у,ы,э        е,и,ё,и,я

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов.

  1. Постановка учебной задачи.

- Отгадайте загадку.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

- Кто это?   (цыпленок)

- Цыпленок, где ты?  Не отзывается!

- А как подзывают к себе цыплят?   (цып-цып-цып).

- Какой звук чаще всего  повторяется?

 - Сформулируйте тему урока.

- Чему вы должны научиться на уроке?

- Сформулируйте задачи урока.    

 

 Отгадывание загадки.

Звук [ц]

Звук [ц], буква Ц, ц.

Определение слогов в слове.

Звуко-буквенный анализ слова.

Исследование звука по плану

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

  1. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

1.Составление плана решения проблемы.

 - Исследуем звук [ц] в слове цыплёнок по плану

(на доске записано:

называю…, выделяю…, обозначаю…

2.Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

- Ребята, посовещайтесь в группах, сделайте схему к слову «цыплёнок».

- Подготовьте характеристику звука [ц] по плану и постарайтесь определить, в чем особенность этого звука.

3.Представление результатов исследования.

- А сейчас давайте послушаем, к каким выводам вы пришли.

 - Какие проблемы возникли при исследовании нового звука?

- В чем особенность звука [ц]?

- К какой группе вы отнесли этот звук?

5.Физкультминутка.

Я буду называть слова. Когда вы услышите слово, в котором есть звук [ц] хлопайте  в ладоши, а если звук [с] поднимайте руки: цветок, свисток, огурцы, цепочка, сыночек, волосы, голоса, циркуль, ножницы, солнце, скворцы. (последние два слова учащиеся должны проанализировать внимательно).

6.Знакомство с новой буквой.

- Кто знает, какой буквой обозначается звук [ц]? Напечатайте.

- Не появляется цыплёнок!?

-Может быть, выполнение задания нам поможет?

 Работа  в парах: раскрасьте все элементы картинки, где есть буква ц.

- Молодцы! Прибежал цыпленок.

7.Чтение слогов с буквой «Ц, ц».

- Прочитайте слоги.

- Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного.

- Мягко или твёрдо прозвучал звук [ц]?

- Почему?

Работа в группах.

Работают в группах.

 Самопроверка модели с доски

(оборот доски)

Выбор характеристик

Гласн/соглас

Звон/глух

Твёр/мяг

Результат исследований: звук [ц] согласный, глухой, твёрдый.

 

Звук [ц] всегда твёрдый.

К группе согласных звуков.

  1 ученик печатает Ц на доске

Работа в парах.

Читают слоги со звуком [ц].

 

Твёрдо.

Звук [ц] – всегда твердый.

Познавательные:

логические:

анализ объектов с целью выделения признаков;

подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:

постановка и решение проблемы;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Регулятивные:

Планировать, определять последовательность действий.

Коммуникативные:

умение работать в паре;

учитывать разные мнения;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения.

  1. Первичное закрепление.

1.Чтение слов и предложений .        

С. 138.

- Прочтите пары слов. Что у них общего?

- Что такое цукаты?

Обратимся к толковому словарю.

2. Чтение Сказки «Цыплёнок Цып»

 

    - Прочитаем сказку. Ваша задача- как можно больше запомнить слов с буквой ц и ответить на вопрос :

     - Что сказала цапля Цыпу?

     - Почему она так сказала?

 

3. Занимательные задания.

1)  Работа с учебником с. 140.

 -Прочитайте слова левого столбика, слова правого столбика.

-Прочитайте по строчкам.

- Объясните, почему получилась чепуха.

-Подберите к каждому слову левого столбика слова правого столбика подходящие по смыслу.

2) Игра «Живые звуки»

Отгадай загадку:

С грудкой желтой знаем птицу,
Называется (
Синица).

- Составь модель слова «синица».

- Убери ударный гласный.

- Убери гласный, который даёт команду согласному «Будь мягким».

- Убери гласный, который даёт команду согласному «Будь  твёрдым».

-Убери звонкий согласный.

- Убери парный согласный.

-  Прочитай оставшийся звук.

 

Один-много

Называют слова, которые запомнили, слушая сказку

Подбирают    слова,   подходящие по смыслу

Отгадывание загадки.

Опора на картинку

и

и

а

н

с

Ц

Познавательные:

общеучебные:

формировать смысловое чтение;

формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

прогнозирование.

Личностные:

формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

  1. Рефлексия.

1.Психологическая разгрузка и снятие напряжения.

- Закройте глазки и вспомните всё, что было у нас сегодня на уроке.

2.Беседа.

-Какие задачи ставили в начале урока?

- Смогли ли их достичь?

- С каким звуком работали на уроке?

 - Что узнали об этом звуке?

 - Какой буквой обозначаем звук [ц]?

- Оцените свою работу на уроке.

1. Если вам было интересно, все понятно, то покажите зелёный карандаш.

2. Если вам было интересно, но на некоторые вопросы вы затруднялись ответить и вам помогали ребята в группе, то покажите жёлтый  карандаш.

3. Если вам было интересно, но вы не поняли тему урока, то покажите красный  карандаш.

 

Звук [ц], буква Ц.

познакомиться со звуком [ц] и буквой ц, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой.

Показывают сигналы.

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения "Звук и буква Н"

Конспект урока чтения в 1 классе коррекционной школе 8 вида...

кОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ БУКВЫ Б

НА ДАННОМ УРОКЕ ФОРМИРУЕТСЯ НАВЫК СЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ С ПЕРЕХОДОМ НА ЧТЕНИЕ ЦЕЛЫМИ СЛОВАМИ, ВЕДЕТСЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКО- СЛОГОВОГО АНАЛИЗА, УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ, СРАВНИВА...

Презентация к уроку "Чтение слов с буквой ё" . 1 класс

Презентация к уроку " Чтение слов с буквой ё" 1 класс. УМК "Школа России"...

урок чтения "Звук и буква Зз"

открытый урок чтения...

Урок чтения 1 класс "Буква Зз и звуки, которые она обозначает"

Урок чтения 1 класс "Буква Зз и звуки, которые она обозначает"...

Урок чтения по теме « Буква ь знак для обозначения мягкости согласных звуков» 1 класс

Интересный, содержательный урок для обучающихся 1 класса ....