Методическая разработка конспекта урока по литературному чтению В. Ю. Драгунский "Главные реки".
методическая разработка по чтению (3 класс)

В методической разработке показана работа со скороговоркой, дыхательная гимнастика, лексическая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_lch_4-1.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «В.Ю Драгунский «Главные реки»».

Класс: 4-1.

Учитель: Сехина Марина Леонидовна.

Санкт-Петербург

2019г

Технологическая карта изучения темы

Тема

«В.Ю Драгунским «Главные реки»».

Цели

Образовательные: способствовать знакомству с писателем В.Ю Драгунским и его произведением «Главные реки».

Воспитывать: культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе, совершенствовать навыки чтения, развивать фонематический речь, память, внимание.

Цель: создание условий для развития познавательного и мотивационного интереса учащихся через игровую, индивидуальную и фронтальную работу.

Коррекционная задача: способствовать формированию и развитию у учащихся речевого аппарата, грамотного и полноценного произношения, широкого словарного запаса, при помощи постоянного проговаривания и запоминания отрывков из произведения «Главные реки», анализа действий персонажей и биографии В.Ю Драгунского.

 

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  

  • Уметь определять и высказывать самые просты для всех людей правила, положительно относится к учению, сомооценить себя и свои поступки.

-  Регулятивные УУД: 

  • Умение определять цель деятельности на уроке, успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

- Познавательные УУД: 

  • Умение извлекать информацию из (схем, иллюстраций, текстов, таблиц), на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.

Планируемый результат

Предметные:

Знать: такие понятия как «Америка», «чересчур», «завозился», «заспался», «припустился», «моментально», «продекламировал», биографию В. Ю Драгунского.

Уметь: воспроизводить анализ произведения «Главные реки», сопоставлять главных героев произведения, давать оценку произведению и биографии В. Драгунского.

Личностные: 
Формирование интереса к учебному процессу и труду, положительное отношение к школе, предмету и одноклассникам.

(Метапредметные)

Регулятивные:

Научится принимать и сохранять результат своих действий, воспринимать оценку своей работы учителем.

Познавательные:  

Научиться осуществлять поиск источника, понимать обозначения знаков символов, строить ответы в устной форме.

Основные понятия

«Америка», «чересчур», «завозился», «заспался», «припустился», «моментально», «продекламировал»

Межпредметные связи

Русский язык.

Ресурсы (оборудование):

- основные

- дополнительные

ТСО (интерактивная доска, компьютер).

-

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Технология проведения

Деятельность

Учителя

Деятельность

Ученика

I. Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний.

Организационный момент

 Для того, чтобы наш урок прошёл хорошо, проверьте ваши парты, на них должен быть порядок. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня, и хорошего настроения. Молодцы, садитесь.

Актуализация знаний

И начнём наш урок с проверки домашнего задания, поднимите руки, кто выполнил домашнее задание. Но проверю я у вас только 1 страницу, потому что не успеем приступить к новой теме. И так, Петя Зубов- имя, Автор-имя, Тётя Наташа- имя. Приступаем читать, времени нет.

И так, имя- оценка …

Имя-оценка…

Имя-оценка…

Дневники, принесите, пожалуйста, после урока. Оценки не забудьте.

Скороговорка

И так, теперь мы с вами попробуем проговорить скороговорку. Сначала говорю я, потом повторяете вы. Договорились?.. Отлично.

  1. Не жалела мама мыла.
  2. Мама Милу мылом мыла.
  3. Мила мыла не любила,
  4. Мыло Мила уронила.

Дыхательная гимнастика

Теперь, продолжим дыхательной гимнастикой:

  1. Сидим, ноги вместе.
  2. Поднимаем руки наверх (вдох)
  3. Медленно опускаем руки вниз с медленным (выдохом) – с произнесением звука «ффффф…».

(5 раз)

  1. Сидим ровно.
  2. Наклон головы в право- сильный вдох.
  3. Наклон головы в лево- произвольный выдох.

(5 раз)

Хорошо, молодцы.

Работа с эл. доской (портрет)

Посмотрите на электронную доску.

  1. Как вы думаете кто это?..
  2. Как человек выглядит? Опишите его.  
  3. Можно ли сказать, что это очень серьёзный человек?..

 

Ребята, это писатель-Виктор Юзефович Драгунский. Слышали ли вы о таком писателе?..

Записывают в тетради ФИО автора и название

Открываем тетради и записываем синей ручкой, Виктор Юзефович Драгунский

«Главные реки».

Дети: Здравствуйте.

Дети: да.

Дети: писатель.

Дети: он улыбается, у него нежные черты лица, не злиться, в теле, кудрявый.

Дети: нет, можно сказать, что это очень нежный человек, добрый.

Дети: нет.

II. Формулирование темы урока, постановка цели.

Как вы думаете, так какая же тема нашего сегодняшнего урока?..

Да, сегодня мы с вами познакомимся с этим прекрасным, талантливым писателем и с его произведением «Главные реки». Но сначала, мы немного узнаем о биографии писателя. При помощи видео фрагмента, смотрим.

 

Просмотр видео

Дети: знакомство с писателем Виктором Драгунским.

III. Подача нового материла.

Опрос:

И так, что же вам запомнилось о Викторе Драгунском?

(он любил танцевать петь, был клоуном, начал писать рассказы в 48 лет, самой знаменитой книгой В. Драгунского является «Денискины рассказы», где главный герой его сын). Умнички.

Сложные слова:

Ну вот мы поближе познакомилась с самим автором произведения «Главные реки». А теперь давайте познакомимся с самим произведением. Для этого, сперва, мы с вами проговорим сложные слова, которые встречаются в данном произведении. И так, смотрим на доску, начнём с первого слова.

 

Америка

— Это часть света, в которую входит два материка Северная Америка и Южная Америка, на данных материках живут люди, которые разговаривают исключительно на Английском языке, как мы на Русском.

 

Чересчур

- Сильно (проспал).

Завозился

- Затянул, увлёкся (каким-то занятием, делом).

Заспался

- Проспал.

Припустился

- Побежал.

Моментально

- Очень быстро, сразу.

Продекламировал

- Громко и чётко, красочно, ярко что -то рассказал.

Что такое Америка?

Как вы понимаете значение слова чересчур?

Как вы понимаете значение слова завозился?

Как вы понимаете значение слова заспался?

Как вы понимаете значение слова припустился?

Как вы понимаете значение слова моментально?

Как вы понимаете значение слова продекламировал?

Аудио (диктор), учебник:

Эти слова у вас как подсказки будут висеть на доске. И так приступаем читать произведения.

Для этого, откроите учебники на странице 17. Все открыли? Сегодня вам буду читать не я, а диктор, совершенно незнакомый вам человек, но послушайте, как он выразительно и чётко читает, как будто это он главный герой произведения. Вот так должны в бедующем читать вы.  Договорились? Отлично. Начинаем.  

Опрос:

  • И так, о чём же говориться в произведении?
  • От чьего имени ведётся рассказ?

Чтение детей:

Отлично, молодцы. Ну а теперь, читать будете вы. Выпрямились, сели ровно. Все приготовились? Начинаем читать.

Имя… читай.

Имя… читай.

Имя… читай. Отлично.

Отлично, теперь выйдете те, кто понял, о чём произведение или о чём говориться в произведении.

Гимнастика для глаз:

Встали, посмотрите на пол, потолок, парту.

Опрос:

  1. Кто тебе понравился больше всего в рассказе?
  2. А как бы ты поступил на месте Дениски? Забыли ли вы про домашнее задание? Почему нет?
  3. Что требовала от Кораблёва, Раиса Ивановна?
  4. Высмеивается ли в рассказе поведение мальчика? Как?
  5. Какой урок извлёк Дениска?
  6. Сколько лет было Кораблёву?
  7. Вместо того, чтобы учиться, что дел Кораблёв?
  8. Кто такой Кораблёв?
  9. Как одевался Кораблёв, когда понял, что заспался?
  10. Стихотворение какого поэта начал читать Кораблёв?
  11. Когда Раиса Ивановна зашла в класс, что ученики сделали?
  12. Как поприветствовал учительницу Кораблёв?  
  13. Кто такой Слонов?
  14. Почему Раиса Ивановна злилась, когда Кораблёв отвечал?
  15. Какую клятву дал Кораблёв?

Упражнение с фразами по цепочке ответы (встают):

Так, а сейчас, я вам буду читать фразы наших героев, а ваша задача сказать, кто это произносил в произведении. Договорились? Отлично.  Отгадывать будем по очереди, начинаем с Юли. Юля вставай и слушай.  

У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки.

Кораблёв Дениска

Я пол лета тренировался быстро одеваться.

Кораблёв Дениска

Кораблёв! К доске.

Раиса Ивановна

Кораблёв! Что же ты, я тебя зову или нет?

Раиса Ивановна

Стихи!

Раиса Ивановна

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь:

Его лошадка снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь…

Кораблёв Дениска

Слонов! Не смей подсказывать!

Раиса Ивановна

Да что он не знает, что ли что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса Раиса Ивановна.

Слонов

Читай! Сейчас же!

Раиса Ивановна

Мужичонка!

Кораблёв Дениска

До свидания, все!

Кораблёв Дениска

Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта.

Кораблёв Дениска

Перестань ежеминутно чтокать!

Раиса Ивановна

Ты выучил?

Раиса Иванова

Вот когда мне стало худо, даже живот заболел.

Кораблёв Дениска

ФИЗМИНУТКА

Игра: «Помню, отвечу, найду» (1 выходит)

Молодцы, а теперь давайте поиграем. И я проверю, как вы поняли данное произведение. Для этого мы разделимся на 3 команды 1- 1 ряд, 2-2ряд, 3-3 ряд. Обратите внимание у нас с вами есть 3 столбика, 1 столбик звёздочки, 2- смайлики, 3- овалы. На каждом написано сколько балов вы зарабатываете, отвечая на выбранный вами вопрос, самые первые это 1 б, чем ниже, тем сложнее и больше баллов. Для этой игры я разрешаю вам сесть по ближе, за одной партой могут сидеть 4 человека. Каждая команда может выбирать любую фигуру, но в каждой фигуре разные задания. Приступим?

И так, какой значок и уровень выбирает первая команда. Хорошо, Гриша садись за компьютер, нажимай. И не уходи. Как вы думаете? Точно? Хорошо, Гриша, нажимай на ответ, который выбрала твоя команда. Отлично. И т.д.

Помню

Ответьте на вопрос:  

Отвечу

Продолжи фразу:

Найду

Найди в учебнике и прочитай предложение.

Почему Дениска Кораблёв не успел сделать уроки?

У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил, что забыл приготовить уроки.

Страница 17

Предложение 4.

Что сделала Дениска, когда увидел Раису Ивановну из далека?

Раиса Ивановна вошла, мы встали и поздоровались с ней, и громче всех поздоровался я, чтобы она видела, какой я вежливый.

Страница 18

Предложение 8.

Какую клятву дал Дениска Кораблёв?

И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всем на свете.

Страница 23

Предложение 10.

Подведение итог, места:

Ну, что ж.  Вы молодцы. Подсчитываем баллы.

1 место-…, 2 место-…, 3 место-…

 

Дети: он любил танцевать петь, был клоуном, начал писать рассказы в 48 лет, самой знаменитой книгой В. Драгунского является «Денискины рассказы», где главный герой его сын.

Дети: о мальчике, который позабыл про свои задания, потому что играл со змеем.

Дети: от лица Дениски Кораблёва.

Дети: Кораблёв, Раиса Ивановна, Слонов.

Дети: я бы все уроки сделал (ла) вовремя.

Дети: прочитать отрывок из стихотворения Некрасова и назвать главные реки Америки.

Дети: да, а высмеивает при помощи неправильных ответов.

Дети: делать уроки вовремя.

Дети: 9 год (9 лет).

Дети: запускал летучего змея.

Дети: ученик.

Дети: как пожарный.

Дети: Александра Сергеевича Пушкина.

Дети: встали и поприветствовали.

Дети: он поприветствовал её громче всех, что бы они заметила какой он вежливый.

Дети: Ученик, друг Кораблёва.

Дети: он постоянно, говорил, что и не мог ответить на её вопросы.  

Дети: всегда делать уроки, до глубокой старости.

IV. Закрепление.

Придумывают вопросы:

А теперь, я попрошу вас самостоятельно придумать 5 вопросов по тексту. И записать их себе в тетрадь. Приступайте. А потом мы все попробуем ответить на ваши вопросы, и каждый сможет проверить правильно ли мы ответим на заданные вопросы или нет.

И так, кто прочитает свои вопросы?

Имя... читай...

Имя… читай…

Имя… читай…

Теперь, имя… прочитай свои вопросы, и мы попробуем на них ответить

V. Подведение итогов и рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведение итогов:

  • С кем мы сегодня познакомились?

  • Какое произведение читали?
  • Какое задание вам больше всего понравилось?
  • А какое было сложным?

ДЗ

И так, домашним заданием у вас будет пересказ всего произведения Драгунского «главные реки». Но, для того. Что бы вы не запутались, я вам раздам план, по которому вам нужно будет пересказать произведение. Посмотрите внимательно.

Имя…прочитай, пожалуйста, пункты. Вот по этим пунктам вам и нужно будет рассказать произведение. Все поняли? Отлично.

Памятка

-Запускает воздушного змея;

-Одевается быстро;

-Обгоняет учителя;

-Вызывают к доске;

-Рассказывает стихи Пушкина;

-Помощь друга Слонова;

-Мужичонка с ноготком!

-Вопрос о главных реках;

-Петка Горбушкин показывает газетную ленту;

-Миси- Писи.

-Смех учителя и детей;

-Даёт клятву.

Дети: С В.Ю Драгунским.

Дети: Главные реки.

Дети: игра, упражнение.

Дети: до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока по литературному чтению "Я и мои друзья"

В разработке представлены виды работ для обобщения и закрепления знаний по изученной теме. На уроке учащиеся работают в группах, соотносят смысл пословиц с темой и содержанием произведений,оценивают с...

Методическая разработка конспекта урока по внеклассному чтению в 1 классе по теме:"В гостях у деда Клима"

Данный конспект урока познакомит с Муромским сказочником И.Н.Климовым, его творчествои и жизнью, разные формы работы испульзуемые на уроке покажут многогранность и доступность усвоения учебных задач, ...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

Разработка конспекта урока по литературному чтению 3 класс (УМК "Перспектива")

Данный материал будет полезен учителям, обучающих детей 3-его класса по программе УМК "Перспектива"....

Методическая разработка. Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Николай Носов. Рассказ «Затейники»"

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством известного писателя Н.Носова и его рассказом «Затейники»....

Методическая разработка открытого урока по литературному чтению в 1 классе по теме С.Я. Маршак " Угомон"

Данный урок рассматривается в разделе уроков послебукварного периода. При планировании урока были учтены все особенности и возможности класса. Содержание урока соответствует возрастным и инд...