Рабочая программа по чтению для 4 класса
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Программа по чтению для 4 класса разработана к учебнику Л.А.Ефросининой и М.И.Омороковой "Литературное чтение" ( программа ХХ1 век).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_chtenie_4_klass.docx | 63.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 497 Невского района Санкт – Петербурга
193079, Октябрьская набережная, дом 70, корп. 2, литер А, тел 446-17-62
«Принята к использованию» «Согласована»
Протокол № от « » 2015 г. заседания МО учителей начальных классов ГБОУ школы № 497 Невского района Председатель МО ______________ / Ю.Ю.Тимчик / подпись расшифровка | Заместитель директора ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга ________________________ /Л.С.Алёшкина./ подпись расшифровка |
«Утверждаю» Приказ № ___ от «____» ____________ 2015 г. Директор ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга ____________________________ /О.А.Коноплёва./ подпись расшифровка |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению
для учащихся 4 к» класса
по программе «Начальная школа XXI века»
(на 2015-2016 учебный год)
Составитель:
Киселёва Елена Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
г. Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработано применительно к учебной программе курса литературное чтение для 4 классов общеобразовательных учреждений автора Л.А. Ефросининой «Литературное чтение. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- М.: Вентана-Граф, 2009.
Целью прохождения настоящего курса – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт.
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:
а) Развитие навыка чтения;
б) Развитие восприятия произведения;
в) Развитие литературоведческих понятий;
г) Развитие речевых умений;
д) Развитие творческой деятельности.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобразования России от 09. 03. 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2014/2015 учебный год;
- Распоряжение КО СПб от 24.04.2014 № 1826-р «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014/2015 учебный год»;
- Авторская программа «Литературное чтение» под рук Л.А.Ефросининой из сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: «Вентана-Граф», 2010.
- Учебный план образовательного учреждения ГБОУ школы №497 Невского района Санкт-Петербурга на 2014/2015 учебный год, принят на заседании педагогического совета от 13. 05. 2014 г. № 6, утвержденный приказом директора школы № 497 от 11. 06. 2014 г., № 100.
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Содержание курса обладает специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе:
1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.
3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
4. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.
7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
В 4 классе главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья.
Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.
В программе осуществлён принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.
Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, предание, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются и сами произведения. Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела. Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность.
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.
Методические особенности изучения предмета:
Содержание курса литературного чтения открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные и личностные умения:
1) работать с учебной книгой, лингвистическими словарями и справочниками, работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка), использовать различные способы поиска информации;
2) выполнять простые учебные задачи, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, пользоваться приёмами активного анализа и синтеза, сопоставления, нахождение сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации;
3) учит школьников позитивной самооценке, сотрудничеству друг с другом и со взрослыми, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию в рамках проектной деятельности.
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф» Л.А. Ефросинина
Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф» Л.А. Ефросинина
Хрестоматия«Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф» Л.А. Ефросинина
Л.А. Ефросинина Литературное чтение: Комментарии к урокам: 4класс. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Н.Ф. Виноградовой Русский язык. 4 класс. – М.:Вентана - Граф, 2013
УМК состоит из:
1. Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. М.:«Вентана – Граф» 2013 Л.А. Ефросинина
2. Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. М.: «Вентана – Граф», 2013 Л.А. Ефросинина
3. Хрестоматия «Литературное чтение» 4 класс. М.: «Вентана – Граф» 2013 Л.А. Ефросинина
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год и рекомендован (утверждён) МО РФ.
Выбор программы обусловлен тем, что её составители отводят важную роль предмету «Литературное чтение» в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на изучение «Литературного чтения» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов ( 68часов + 2часа резервное время) в год.
Поскольку 4 «А» класс зарекомендовал себя как старательный, дисциплинированный, трудолюбивый. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации.
Учатся в полную меру своих сил, но нуждаются в постоянном контроле.
Имеют произвольную память, быстро работают, запоминают учебный материал легко.
Обнаруживают логическое мышление.
В классе определяются способности (математические, естественнонаучные, художественно-творческие, спортивные и т.д.).На уроках не всегда внимательны, активны, сознательно выполняют задания учителя.Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности достаточно высокий. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.
В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. Большинство учеников класса открыты и легки в общении, но есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности. Поэтому в системе уроков планируются использование следующих типы уроков:
Урок изучения нового материала.
Урок закрепления знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал, разработанный учителем или учениками.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».
Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
• методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
• методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
• методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
• степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), прблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Основные требования к уровню подготовки учащихся четвёртого класса:
В результате изучения данного предмета в 4 классе учащиеся должны знать:
-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;
-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); называть, приводить примеры:
-сказок народных и литературных;
-стихов и рассказов из круга детского чтения;
-произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф) различать, сравнивать:
-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
-сказки народные и литературные;
-словари и справочники;
-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный); уметь:
-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
-определять тему и главную мысль произведения;
-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и оставлять простой план;
-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для самостоятельного чтения книг;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
-определять тему и жанр незнакомой книги;
Навык чтения:
Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению в соответствии с нормами литературного произношения вслух; чтение про себя.
Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него. Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи).
Темп чтения вслух
– не менее 80 слов в минуту, про себя – не менее 110 слов в минуту.
Знание наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Учащиеся должны уметь:
-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты ;
-определять тему и главную мысль произведения;
-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
делить текст на смысловые части и оставлять простой план;
-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для самостоятельного чтения книг;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
-определять тему и жанр незнакомой книги;
-работать со справочной литературой.
Метапредметными результатами изучения курса "Литературное чтение" является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-вычитывать все виды текстовой информации;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса "Литературное чтение" является сформированность следующих умений:
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
-самостоятельно находить ключевые слова;
-самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
-формулировать основную мысль текста;
-составлять простой и сложный план текста;
-аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
-понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
-иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
-самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
-относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
-относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
-видеть языковые средства, использованные автором.
Литература и средства обучения:
1.Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2009г.
2.Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2009г.
3.Л.Е.Ефросинина «Оценка знаний». Издательство «Вентана – Граф»2009г.
4.Хрестоматия«Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф»2009г.
5.Методические рекомендации к составлению календарно-тематического планирования
6. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
- иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»; · Интернет-сайты: – www solnet. ru; – www festival. ru; – www kulichiki.ru
Средства контроля – это контрольные и проверочные работы в рабочих тетрадях Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. М.: «Вентана – Граф» 2013г.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа), УМК Л.А.Ефросинина. Литературное чтение
№ п/п | Название раздела и тема урока | Кол – во ча-сов | Тип урока | Виды деятельности | Планируемые результаты и УУД | Вид контроля | Используемые ИКТ | Дата | Дом. Зад. |
1 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» | 1 | Комбиниро-ванный | Понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Сказки бытовые, волшебные, о животных | Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность | Текущий | Презентация «Народные сказки» | Стр.5-16 ответить на вопросы | |
2 | Былина «Волх Всеславович | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине | Знать основное содержание былины, тему произведения. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану | Фронтальный опрос | Презентация «Былины» | Стр.18-23 краткий пересказ | |
3 | Народные легенды «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» ( | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Народные песни: колыбельные, хороводные, песни-заклички | Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения | Текущий | Презентация «Фольклор» | Тетрадь стр.12-14 | |
4 | Народные песни. «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Народные песни: колыбельные, хороводные, песни-заклички | Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения | Текущий | Слушание народных песен. | стр.33 произведения для самотяотельного чтения | |
5 | *** Проверка техники чтения + Проверь себя | 1 | Обобщаю-щий урок | Не задано | |||||
6 | И.Крылов «Стрекоза и Муравей» | 1 | Комбиниро-ванный урок | Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. | Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни | Текущий | Презентация «И.А.Крылов» | Выучить наизусть басною | |
7 | Сравнение басен И.Крылов, И.Хемницера и Л.Толстого | 1 | Комбиниро-ванный | Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. | Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни | Фронтальный опрос | Презентация «И.А.Крылов» | Выразительное чтение одной из басен | |
8 | И.Хемницер «Друзья». А.Измайлов «Кукушка». И. Дмитриев «Муха» | 1 | Комбиниро-ванный | Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. | Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни | Фронтальный опрос | Презентация «Баснописцы» | Выразительное чтение одной из басен | |
9 | И.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет» | 1 | Комбиниро-ванный | Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. | Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни | Фронтальный опрос | Презентация «Басня «Мартышка и очки». | Выучить наизусть басню. | |
10 | *** Проверка навыка чтения молча | 1 | Контрольный | Текущий | Не задано | ||||
11 | Урок-обобщение «Проверь себя». Басни И.Крылова. Конкурс чтецов | 1 | Обобщаю-щий урок | Текущий | Выставка книг И.А.Крылова | подготовить выразительное чтение басни своего любимого баснописца. | |||
12 | В.А.Жуковский «Песня», «Ночь» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Эпитеты, сравнения, рифма | Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения). Уметь слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев | Текущий | Презентация «В.А.Жуковский» | Выучить наизусть одно из стихотворений. | |
13 | Волшебная сказка В.А.Жуковс-кого «Спящая царевна» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок | Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных | Текущий | Портрет Жуковского | Подготовить выразительное чтение отрывка из сказки. | |
14 | В.А.Жуковский «Спящая царевна» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок | Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных | Текущий | Портрет Жуковского | Тетрадь стр. | |
15 | А.С.Пушкин «Осень | 1 | Комбиниро-ванный урок | Определения: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. Сравнения, рифма | Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма. Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать | Фрон-тальный опрос | Презентация «А.С.Пушкин» | Выучить наизусть стихотворение. | |
16 | А.С.Пушкин «Пущину» и «Записки о Пушкине» И.Пущина | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение | Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений | Фрон-тальный опрос | Портрет А.С.Пуш-кина | Тетрадь стр. | |
17 | А.С.Пушкин «Зимняя дорога». «Из воспоминаний В.И. Даля» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение | Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений | Фрон-тальный опрос | Портрет А.С.Пуш-кина | стр.74-75 выразительное чтение, выполнить задания в тетради | |
18 | М.Ю.Лер-монтов «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Жанр произведения. Эпитеты, рифма | Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) | Фрон-тальный опрос | Презентация «М.Ю.Лермонтов» | Выучить наизусть стихотворение «Парус» | |
19 | М.Ю.Лер-монтов. Стихи о природе: «Горные вершины…», «Утес | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Тема чтения. Эпитеты, сравнения | Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений | Фрон-тальный опрос | Портрет М.Ю.Лер-монтова | Выучить наизусть стихотворение «Утёс» | |
20 | П.П.Ершов "Конёк-Горбунок» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки | Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки | Тематический | Презентация «П.П.Ер-шов» | Ответить на вопросы в конце сказки. | |
21 | П.П.Ершов "Конёк-Горбунок» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки | Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки | Тематический | Презентация №Конёк-Горбунок». | Написать мини-сочинение на тему "Сказка-ложь, да в ней намёк..." | |
22 | Стихи М.Ю.Лер-монтова. Конкурс чтецов. | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Тема чтения. Эпитеты, сравнения | Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений | Фрон-тальный опрос | Выставка книг М.Ю.Лер-монтова | Прочитать песню "Казачья колыбельная песня" и выполнить задания в тетради стр.49-50 ( сказка и песня) | |
23 | Обобщение по разделу. Проверь себя. (стр.100-101) | 1 | Обобщаю-щий урок | Выставка книг. | тетрадь стр.54-55 | ||||
24 | ***Проверка уровня начитан-ности и читательских умений | 1 | Контрольный урок | Контрольный | КИМ по вариантам | Не задано | |||
25 | Проверка сформированности учебной и читательской деятельности. | 1 | Контрольный урок | Контрольный | КИМ | Не задано | |||
26-27 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»» | 2 | Чтение и анализ нового материала | Авторская (литературная сказка). Главнаямысль сказки. Образ лягушки. План. Понятие легенда. Особенности легенды, главная мысль | Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану. Знать понятие легенда. Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды у | Текущий | Презентация «В.М.Гаршин» | стр.110 зад.4, выполнить задания в тетради к сказке. Не задано. | |
28-29 | Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы. Глава IV. Старый колодезь» | 2 | Чтение и анализ нового материала | Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки | Уметь характеризовать образ Темы, выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя | Темати-ческий | Презентация «Н.Г.Гарин-Михайловский» | Стр.121 зад.7 | |
30 | Книги русских писателей ХIХ века о детях и для детей. Проверьте себя. | 1 | Обобщаю-щий урок | Выставка книг о детях. | Стр.122 зад.3 | ||||
31-32 | Виктор Гюго «Козетта» | 2 | Чтение и анализ нового материала | Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки | Уметь характеризовать образ Темы, выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя | Темати-ческий | Презентация «В.Гюго» | Тетрадь стр. Учебник стр.142 зад.4 | |
33-34 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | 2 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя | Знать структурные единицы произведения. Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) | Темати-ческий | Презентация «М.Твен» | Тетрадь стр. Стр.154 зад.5 | |
35 | Проверка техники чтения. | 1 | Контрольный | Контрольный | Не задано | ||||
36-38 | Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди» | 3 | Комбиниро-ванный урок | Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль | Знать изученные произведения | Темати-ческий | Презентация «Х.К.Андерсен» | Стр.173 зад.4 | |
39 | Слушание и работа с книгами Х. К. Андерсена. Х. К. Андерсен «Дети года». К. Г. Паустов-ский «Великий сказочник». Детские журналы и газеты | 1 | Комбиниро-ванный урок | Библиографические сведения об Андерсене. Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет | Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу | Фрон-тальный опрос | Выставка книг Х.К.Андерсена | Задания в тетради. | |
40 | Обобщение изученного «Проверь себя». | 1 | Обобщаю-щий | Выставка книг. | Стр.177 зад.4 | ||||
41 | В мире книг. «Детятельность Ярослава». | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Текущий | Презентация «Древние книги». | По желанию – доклад «Ярослав Мудрый» | |||
42 | Древние книги. Первая славянская азбука. Первая печатная книга. | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Текущий | Презентация «Первая славянская азбука» | По желанию- доклад «Первая славянская азбука»ю | |||
43 | Проверка уровня начитанности и сформиро-ванности учебной и читатель-ской деятельности | 1 | Контрольный | КИМы | Не задано | ||||
44 | Слушание рассказа Л. Н. Толстого «Акула» | 1 | Слушание и анализ нового произведе-ния | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев | Темати-ческий | Презентация «Л.Н.Толстой» | Стр.8 зад.7 | |
45 | Сказка Л.Н.Толстого «Два брата». | 1 | Слушание и анализ нового произведе-ния | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев | Темати-ческий | Презентация «Два брата» | Стр.8-11 подробный пересказ | |
46 | Басня «Мужик и Водяной». | 1 | Комбиниро-ванный | Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль) | Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого | Темати-ческий | Прочитать другие басни Л.Н.Толсто-го. Написать отзыв на понравившуюся басню. | ||
47 | Проверка навыка чтения молча | 1 | Контрольный | Контрольный | Не задано | ||||
48 | Рассказ Л.Н.Толстого «Черепаха», «Русак». | 1 | Комбиниро-ванный | Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль) | Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого | Тематический | Презентация «Рассказы Л.Н.Толс-того» | Стр.20 зад.4 | |
49 | Былина Л.Н.Толстого «Святогор-богатырь» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет | Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении | Тематический | Стр. 23 зад.4 | ||
50 | Проверь себя. Работа с книгами | 1 | Провероч-ный | Фрон-тальный опрос | Выставка книг. | Не задано | |||
51 | Проверка навыка чтения молча | 1 | Контрольный | Контрольный | Не задано | ||||
52 | Стихи о Родине. | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Тема, тон, темп, ритм | Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп, ритм; выразительно читать | Фрон-тальный опрос | Презентация «А.А.Блок». | Стр.26-27 выразительное чтение | |
53 | К.Бальмонт Стихи о Родине. Россия | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет | Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть | Фрон-тальный опрос | Презентация «К.Баль-монт» | Стр.28-30 выразительное чтение | |
54 | К.Бальмонт. Стихи о природе. «К зиме». | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет | Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть | Фрон-тальный опрос | Презентация «Стихи Бальмонта» | Стр.33-34 наизусть | |
55 | К.Бальмонт «Снежинка», «Камыши» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет | Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть | Фрон-тальный опрос | Прослушивание стихотворений «Снежиника», «Камыши» | Стр.34-37 выразительное чтение , наизусть (по желанию) | |
56 | К.Бальмонт. Сказочные стихи. «У чудищ», «Как я пишу стихи». | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет | Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть. | Фрон-тальный опрос | Стр.37-38 наизусть | ||
57 | Стихи К.Д.Бальмонта. Конкурс чтецов. | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Сказочные стихи Книги стихов русских поэтов | Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора Уметь понимать основное содержание текста | Фронтальный опрос | Выставка книг К.Бальмо-нта | Стр.40 зад.3 | |
58 | Проверка техники чтения | 1 | Контрольный | Контрольный | Не задано | ||||
59-60 | А.И.Куприн «Скворцы». | 2 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев | Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев | Темати-ческий | Презентация «А.И.Куп-рин» | Тетрадь стр. Стр.54 зад.8 | |
61 | И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Детство» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм | Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм | Фрон-тальный опрос | Презентация «И.Бунин» | Стр.59 зад.6 Стр.60 наизусть | |
62 | И. А. Бунин «Листопад | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм | Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм | Фрон-тальный опрос | Слушание стихотворения. | Стр.61-63 выразительное чтение, стр.64 зад.5 | |
63 | Произведения русских писателей для детей. «Проверь себя». | 1 | Обобщаю-щий | Тематический | Выставка книг. | Прочитать легенду А.И.Купри-на «Четверо нищих». | |||
64 | Повторение изученных произведений С.Я.Маршака Стихотворение «Словарь». Маршак-переводчик. Стихотворение Р.Бёрнса «В горах моё сердце». | 1 | Презентация «С.Я.Маршак» | Стр.66 наизусть | |||||
65-67 | С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины) | 3 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Пьеса-сказка, диалог, действующие лица | Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины | Темати-ческий | Презентация «Двенадцать месяцев» | Тетрадь стр. Стр.101 зад.5 Подготовиться читать пьесу по ролям. | |
68 | Н. А. Заболоцкий «Детство» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Тема, главная мысль, сравнения. Рифма | Уметь выразительно читать стихи | Фрон-тальный опрос | Презентация «Н.А.Заболоцкий». | Стр.105 наизусть | |
69 | Н. А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения | Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения | Текущий | Прослушивание стихотворения в исполнении артисов. | Стр.106 выразительное чтение | |
70 | Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Березы» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Строфы, рифма, описание березы. Выразительное чтение: определение тона, темпа | Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора | Фрон-тальный опрос | Презентация «Н.М.Рубцов». | Стр.108 наизусть | |
71 | Стихи о Родине. | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Главная мысль. Эпитеты, сравнения | Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения | Фрон-тальный опрос | Презентация «Стихи Н.М.Рубцова о Родине». | Стр.109-111 выразительное чтение ( зад.5) | |
72 | Обощающий урок. Проверьте себя. | 1 | Обобщаю-щий | Тематический | Выставка книг. | Прочитать книгу В.П.Катаева «Сын полка». | |||
73 | Проверка навыка чтения молча. | 1 | Контрольный | Контрольный | КИМы | Не задано | |||
74 | Стихи С. В. Михалкова «Школа» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста | Уметь выразительно читать стихотворения | Текущий | Презентация «С.В.Ми-халков». | Стр.113-115 выразительное чтение | |
75 | Стихи С.В.Михалкова «Хижина дяди Тома» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста | Уметь выразительно читать стихотворения | Текущий | Презентация «Стихи С.В.Михалкова». | Стр.11 зад.6 | |
76 | Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Понятия басня, вступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение | Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение. Уметь читать басни, находить и комментировать части текста | Фрон-тальный опрос | Презентация «Басни Михалкова» | Стр.121 зад.4 | |
77 | Проверка уровня начитанности и читательских умений и сформированности учебной и читательской деятельности | 1 | Контрольный | Контрольный | КИМы | Не задано | |||
78 | Слушание и работа с детскими книгами С. В. Михалкова. Рассказ «Чужая беда», сказка «Как бы жили мы без книг?» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Тема и жанр произведений. Основное содержание текста | Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения | Текущий | Выставка книг С.В.Михалкова. | Хрестома-тия с. 216 Р. т. с. 57 | |
79 | Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки | Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог | Фрон-тальный опрос | Презентация «Н.Н.Но-сов» | Учебник, Р. т. с. 51 № 2, 3 (по выбору) | |
80 | Юмористические рассказы о детях и для детей. И. Л. Гамазкова «Страдания» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки | Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог | Фрон-тальный опрос | Презентация «Юмористические рассказы о детях». | Учебник с. 127, р. т | |
81 | Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Тема произведения и авторская позиция | Уметь определять тему произведения и авторскую позицию | Текущий | Презентация «И.С.Соколов-Микитов». | Учебник, | |
82 | Очерки о писателях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Тема произведения и авторская позиция | Уметь определять тему произведения и авторскую позицию | Текущий | Презентация «А,И.Куп-рин» | Стр.133 зад.4 | |
83 | Очерки о людях Н.Шер «Картины-сказки» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Тема произведения и авторская позиция | Уметь определять тему произведения и авторскую позицию | Текущий | Презентация «Н.Шер» | Прочитать очерк М.Горького «О сказках». | |
84 | Библиотечный урок. Писатели о писателях. | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Основное содержание текста | Уметь понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения | Текущий | Выставка книг. | Не задано | |
85 | Проверочная тестовая работа за 4 класс №1 | 1 | Контрольный | Контрольный | КИМы | Не задано | |||
86 | Н.П.Вагнер «Фея Фантаста» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения | Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения | Тематический | Презентация «Н.П.Ваг-нер» | Тетрадь стр. | |
87 | Н.П.Вагнер «Берёза» | 1 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения | Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения | Тематический | Стр.155 зад.6,7 | ||
88-90 | Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов» | 3 | Чтение и анализ нового произведе-ния | Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям) | Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать произведение | Презентация «Д.Свифт» | Тетрадь стр. Стр.179 зад.5 (письменно) Стр.170 зад.6 | ||
91 | Проверочная тестовая работа по чтению за 4 класс №2 | 1 | Контрольный | Контрольный | КИМы | Не задано | |||
92 | Проверка техники чтения | 1 | Контрольный | Контрольный | КИМы | Не задано | |||
93 | В. В. Вересаев «Легенда» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Основное содержание текста. Тема произведения. Основная мысль | Знать и понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения | Темати-ческий | Презентация «В.В.Вересаев» | Хрестома-тия с. 87 | |
94 | «Страничка книгочея» Библиотечный урок «В мире книг». | 1 | Контрольный урок | Знать книги и произведения писателей из круга чтения | Текущий | Выставка книг. | Задание на лето. Список литературы | ||
95 | Проверь себя. | 1 | Контрольный урок | Текущий | КИМы | Не задано | |||
96 | Урок-отчет | 1 | Фронтальный опрос | Выставка книг. | Не задано | ||||
97-102 | Резервные уроки | 6 | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению 3 класс
Рабочая программа по чтению 3 класс по программе Н.Ф.Виноградовой...
Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"
Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"...
Рабочая программа по чтению 1 класс
В рабочей прогамме предсталенны: пояснительная записка; цели изадачи программы; содержание программы; требования к 1 и 2 уровню подгототовки уащихся; учебно-тематический план; тематическое плани...
Рабочая программа по чтению 1 класс - УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО. Апробируется в 2011-2012 учебном году....
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...