Конспект урока И. С. НИКИТИН «РУСЬ» Школа России 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина,; создать условия для знакомства с понятием «риторический вопрос»; раскрыть красоту русской природы в произведениях поэта; продолжить работу над обогащением словарного запаса; развивать выразительность речи, творческое воображение, умение понимать чувства поэта; воспитывать любовь к чтению, желание читать произведения родных поэтов, гордость за родной край | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с произведением Ивана Саввича Никитина «Русь», с понятием «риторический вопрос»; научатся: задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; работать с текстом произведения в поэтической форме; определять тему, главную мысль, характеризовать героев произведения; находить средства художественной выразительности | Метапредметные: Познавательные: уметь ориентироваться в художественной книге; осуществлять самостоятельный и целенаправленный выбор книги, поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); соотносить произведения живописи с литературным текстом. Регулятивные: самостоятельно составлять план урока: определять тему, цели и задачи урока, планировать действия по выполнению задач урока, оценивать выполненные действия, фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»). Коммуникативные: соблюдать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) | Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
И. С. НИКИТИН «РУСЬ»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина,; создать условия для знакомства с понятием «риторический вопрос»; раскрыть красоту русской природы в произведениях поэта; продолжить работу над обогащением словарного запаса; развивать выразительность речи, творческое воображение, умение понимать чувства поэта; воспитывать любовь к чтению, желание читать произведения родных поэтов, гордость за родной край | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с произведением Ивана Саввича Никитина «Русь», с понятием «риторический вопрос»; научатся: задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; работать с текстом произведения в поэтической форме; определять тему, главную мысль, характеризовать героев произведения; находить средства художественной выразительности | Метапредметные: Познавательные: уметь ориентироваться в художественной книге; осуществлять самостоятельный и целенаправленный выбор книги, поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); соотносить произведения живописи с литературным текстом. Регулятивные: самостоятельно составлять план урока: определять тему, цели и задачи урока, планировать действия по выполнению задач урока, оценивать выполненные действия, фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»). Коммуникативные: соблюдать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) | Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают и объясняют смысл пословиц о Родине | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова: – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному – Русским читателям XIX века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо, Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. Дополняют предложение. – Наша задача сегодня на уроке – разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство | Рассказывает о творчестве И. С. Никитина, свой рассказ сопровождает показом его портрета | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора стихотворения. Задают вопросы о творчестве Ники- | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому – Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину? Читает стихотворение. – Какое впечатление произвело на вас это стихотво- – Как удалось Никитину описать бескрайние просторы Руси? Найдите в тексте. – Что такое эпитет? – Найдите эпитеты, изображающие силу и мощь Руси. – В своем стихотворении Иван Саввич Никитин восхищается мужеством и героизмом русского народа, рассказывая об историческом событии. – Найдите в тексте строки, повествующие о войне. – Прочитайте строки, в которых говорится, как русский народ откликнулся на призыв защитить Россию. – Найдите строки в стихотворении, рассказывающие о победе | Работают с толковым словарем. Шатер голубых небес – бескрайнее ясное Грань степей – горизонт. Цепи гор-великанов – стена высоких гор. По степям в моря реки катятся – реки впадают в моря. Нивы зрелые, что камыш, тихо движутся – колосья пшеницы, ржи, ячменя от ветра склоняются. Мурава лугов ковром стелется – густая Подымает грудь море синее – от непогоды волнуется. Курганы – холмы. – Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Отмечают особенность стихотворения: его плавность, распевность чтения, сходство с былиной. – Эпитет – образное определение, прибавляемое к названию предмета для большей выразительности. – Эпитеты: Русь державная, родина православная, в красе царственной, поля чистого, воля смелая, богатырских сил, старины святой, громких подвигов | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. |
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – По характеру стихосложения что напоминает это произведение? – Как вам кажется, почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию своему – Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его на 4 части. Первая часть – 10 строф – заканчивается словами: «Широко ты, Русь, по лицу земли / В красе царственной развернулася». – Перечитаем по цепочке отрывок. Но помните, что ошибку в чтении допускает тот, кто интонационно присоединяет последнюю строку в четверостишии к предыдущей, третьей строке. Необходима пауза после третьей строки. Этого хотел поэт, поэтому и выделил слова «зеленеется», «великанами» в отдельную строку. – Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает родину? Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси? – Где «горами лед ходит по морю»? Как мы называем эти ледяные горы? – Что видят люди, когда «подымается грудь море синее»? – Какие приемы использует поэт в этих строках? – О какой неприглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром небес»? – Какими словами автор подчеркивает величие Руси? – Как можно озаглавить 1-ю часть? – Прочитайте следующие 4 четверостишия. С какой интонацией следует читать каждое? – К кому обращены эти вопросы? – Поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? – Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют РИТОРИЧЕСКИМИ. – Как озаглавим 2-ю часть? – После риторических вопросов начинается 3-я часть, в которой поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины. Знаете ли вы, о каких победах Руси напоминает поэт? Зачитайте и прокомментируйте. – Как он называет врагов? – Где поэт стелет постель для незваных гостей? – Как в стихотворении называет битву? – В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? – Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний. – Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели армии Наполеона. – Этими словами заканчивается 3-я часть. Как ее можно озаглавить? – Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать Русскую землю? – Прочитайте. Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней. – Как можно озаглавить 4-ю часть? – Как следует читать последние два четверостишия? – Перечитайте стихотворение, найдите, какими словами-синонимами Никитин заменяет слово «Русь». – Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? Почему вы так думаете? – На слова стихотворений Никитина создано более 60 романсов и песен. Прослушивание музыкальной записи | Читают произведение. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Стихотворение напоминает народную песню, оно напевно. Поэт писал его былинным стихом. – Рифмы нет. В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворение ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение «Русь». – Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии. На эти приемы мы обязательно обратим внимание. – Эпитеты: белый пух; море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь могучая, краса царственная… – Восхищение вызывает необъятность – Айсберги – ледяные горы. – Люди видят волны. – Автор использует олицетворение и сравнение. – Непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там иногда освещается северным сиянием. – «Русь державная, в красе царственной». – 1-я часть – «Необъятная, царственная Русь». – С вопросительной интонацией. – Эти вопросы обращены к Родине. – Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно. – 2-я часть – «Риторические вопросы». – Нашествие татаро-монгольского ига, война с Польшей, война с французами. – Гость незваный, туча черная, гроза. – Под сугробами стелет постель для незваных гостей. – Битва – кровавый пир. – Сила России в единстве, на борьбу поднялся весь народ. – 3-я часть – «Русь непобедимая». – 4-я часть – «Объяснение в любви к Родине». – Торжественно, взволнованно. – Русь (синонимы) – Родина, мама, современное: Отечество, Россия, Отчизна | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учитывать мнение соседа по парте |
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять |
Ресурсный материал к уроку
БИОГРАФИЯ И. С. НИКИТИНА
Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года на окраине Воронежа, в маленьком домике над рекой, в семье купца, владельца небольшого свечного завода. Отец мечтал, что сын станет ученым лекарем, но этой мечте не суждено было сбыться. Торговля отца прогорела, и чтобы не разориться окончательно, он завел постоялый двор, где останавливались на ночлег возчики, которые приезжали в город с обозами. Иван помогал отцу, приходилось ему и торговать на базаре. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Ваня. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб. Все свободное время он отдавал чтению, начал писать стихи.
Поэт долго не решался их напечатать, показать другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии открыл книжный магазин и библиотеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.
Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....
Конспекты уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс
Конспектыуроков по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России". Тема урока "Звук й, Буквы Йй
В ходе урока дети определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуко...
Конспект урока Н. М. РУБЦОВ «СЕНТЯБРЬ» Школа России 4 класс
Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для знакомства учащихся с поэзией Николая Рубцова; научить детей бережно, чутко относиться к родной природе, родным местам, р...
Конспект урока "И.С.Никитин "Русь", УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс
В АРХИВЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА....
Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять ...