Учебно - методический комплект. 3 класс. УМК "Школа России" Тема: И.С. Соколов - Микитов "Листопадничек"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл listopadnichek.docx23.32 КБ
Файл lit_cht_19_02.pptx295.79 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 д

Тема урока: Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».

  1. Цели урока:  Познакомить с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек», формировать умение анализировать текст, высказывать свои мысли.
  2. Развивать память, мышление, речь, творческие способности, умения понимать поступки героев.
  3. Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  1. уметь прогнозировать содержание произведения;
  2. читать и воспринимать на слух произведение;
  3. видеть и понимать поступки героев;
  4. придумывать свои рассказы о животных.
  • Личностные:
  1. формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;
  2. развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;
  3. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование:  Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Организационый

Словесный: слово учителя

А чтобы урок пошёл каждому впрок -
Активно включайся в работу дружок!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

Слушать учителя

К: настрой на урок

Актуализация знаний

Словесный: беседа

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: проверка домашнего задания

Словесный: ответы на вопросы

Прктический: разгадывание ребуса

Словесный: слово учителя

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: отгадывание загадки

Прктический: разгадывание ребуса

Практический: артикуляционное упражнение

 На слайде запись:

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Охранять-природу-значит охранять Родину

- Кому из известных вам писателей принадлежат эти слова? (М.М Пришвин)

-Как вы понимаете эти слова?

- Что такое родина? Какое значение слова в толковом словаре вы нашли?(ответы уч-ся)

- Вы дома писали небольшое сочинение на тему «Моя родина». Желающие могут прочитать свою работу.(выслушивание2-3 сочинений).

- Конечно малая родина у вас разная, а вот большая Родина у многих одна. Как она называется?(Россия)

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним замечательным писателем, певцом русской природы. Узнайте как фамилия писателя?

 На слайде - НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ

Мы знакомимся с новым писателем, певцом русской природы – И. Соколовым-Микитовым и его произведением.

- Давайте послушаем сведения об авторе. ( электронный вариант) Прочитайте,как называется произведение, с которым мы будем знакомиться сегодня?(листопадничек)

-Как вы думаете, от каких слов образовано его название? ( лист, падать)

-Когда это бывает? (Осенью)

Как вы считаете о ком или о чем может пойти речь в произведении с таким названием? Наши герои делают вам подсказку, расскажут о себе.

У косого нет берлоги
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги
А от голода – кора (заяц)

- А те которые появляются осенью, когда опадают листья, как их зовут? (листопаднички)

- Речь пойдет и еще об одном герое. Разгадайте ребус: БОРЫБ

Работа над скороговоркой.

(Тренировка поодиночке, в паре, вслух)

– Герои приготовили нам разминку:

Все бобры для своих бобрят добры.

- Проситаем скороговорку спокойно вслух хором.

- А теперь хором, быстрее.

- Еще быстрее.

- (по одному)

 Участвовать в беседе

Отвечать на вопросы

Читать сочинение

Разгадывать ребус

Слушать сведения об авторе

Отвечать на вопросы

Отгадывать загадку

Отвечать на вопросы

Разгадывать ребус

Выполнять артикуляционное упражнение

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П.: постановка и формулирование проблемы.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

П: осмысленно читают худож Т

П: осуществляют синтез

П: строят речевое высказывание

П: строят рассужд

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и со храняют уч задачу

Решение частных задач

Словесный: формулирование темы и цели урока

Словесный: словарная работа

Практический: чтение и слушание текста

Словесный: ответы на вопросы

Практический: чтение по ролям

Практический: чтение текста

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: беседа

Словесный: анализ произведения

 

– Ребята, сегодня мы продолжим работу над полюбившейся  нам темой..

-  Какая цель нашего урока? (познакомиться с новым произведением).

Работа над текстом:

– Итак, мы знакомимся с произведением И.Соколова – Микитова «Листопадничек».

- А чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.    

Словарная работа. (на слайде)

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

долговязый (очень высокий, худой и нескладный)

плотина (перегородка на реке для поднятия уровня воды)

запрудили (перегородили реку плотиной)

настлано (настелено)

хатка (название небольшого дома на Украине)

зябнуть (испытывать чувство холода)

робеть (пугаться, стесняться, бояться)

ходко работают (работают быстро)

Чтение учителем и учащимися  текста.

1 часть – учитель (до слов прощайте).

– Как зовут маленьких осенних зайчат?
– Какая мечта была у маленького зайчика?

2 часть – ученик (до слов бежал, бежал…)

– Что произошло с малышом?
– Почему? 
(Пошёл за своей мечтой)

3 часть – инсценировка (до слов прыгай прямо в хатку).(гл герои-автор, заяц, бобры)

Физминутка (Зайка серенький сидит)

4 часть – по-цепочке (до слов трудолюбивые).

– Понравилась  ли малышу хатка бобров?
– А какие мысли пришли к нему потом?

– Почему же зайчонок  остался?

5 часть – чтение по-цепочке(до конца страницы).

– Как прошёл первый день Листопадничка у бобров?
– Какого зверя увидел зайчонок?

7 часть – самостоятельно про себя.

– Это сказка или рассказ? (сказка)?
– Жалел ли зайчик о том, что с ним произошло? (да)
– Узнал ли малыш о чём-то новом, интересном? (узнал о том, что родной дом лучше всех остальных)
– А как вы думаете, ребята, стоит ли отказываться от своей мечты или нет? Почему?

  • Много спать – дела не знать.
  • Дома и стены помогают.
  • Всякий кулик своё болото хвалит.
  • Чужая сторона – дремучий бор.
  • В гостях хорошо, а дома лучше!

Прочитайте пословицы про себя.

- Как вы думаете, какая из пословиц подходит к нашей сказки? Почему? (ответы детей)

– Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу).
– Почему и чем?
- Какова основная мысль сказки? (нет ничего лучше, чем родной дом)

- Чему учит эта сказка? ( надо дорожить своей малой родиной)

- Что бы вы посоветовали Листопадничку? (ответы детей)

 - Понравилось ли вам произведение? Чем? (ответы детей)

- Почему автор дал такое название рассказу? Объясните. (это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками)

 

Формулировать тему и цель урока

Выполнять словарную работу

Читать слова хором

Объяснять значение слов

Слушать учителя

Читать произведение

Чиать текст

Отвечать на вопросы

Читать и объяснять значение пословицы

Монологические ответы учеников

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

П.: выполнение действий по алгоритму

П.: осознанное построение речевого высказывания;

П: осмысленно читают текст

П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П.: осознанное построение речевого высказывания;

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера

Итог урока. Рефлексия.

Словесный: беседа

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что вам захотелось сделать после этого урока?

Запишите д/з. Прочитайте еще раз произведение «Листопадничек», выполните задание на стр. 65. Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось. Что произойдет дальше. Какие приключения могли бы с ним случиться? Придумайте рассказ, запишите план.  

Подводить итоги урока.

Записывать д/з

К: участвуют в учебном диалоге;

 формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Охранять-природу-значит охранять Родину!

Слайд 2

НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС – ВОТИКИМ

Слайд 3

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ СОКОЛОВ – МИКИТОВ

Слайд 4

БОРЫБ

Слайд 5

Все бобры для своих бобрят добры.

Слайд 6

И. С. Соколов – Микитов « Листопадничек »

Слайд 7

Долговязый Плотина З апрудили Настлано Хатка Зябнуть Робеть

Слайд 8

Много спать – дела не знать. Дома и стены помогают. Всякий кулик своё болото хвалит. Чужая сторона – дремучий бор. В гостях хорошо, а дома лучше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»...

4 класс. Учебно-методический комплект по литературному чтению по теме: "Владимир Соколов. Все чернила вышли, вся бумага" (конспект+презентация)

Тема: Владимир Соколов. «Все чернила вышли, вся бумага…»Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: познакомить детей со стихотворением В.Соколова «Все чернила вышли, все карандаши…»; научить выраз...

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....