Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "И. С. Соколов-Микитов. Листопадничек 2 урока" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
listopadnichek.doc | 41.5 КБ |
listopadnichek_2_urok.doc | 36.5 КБ |
listopadnichek_urok_1.ppt | 857.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
литературного чтения
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Тема урока: «И. С. Соколов-Микитов Листопадничек»
Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством И.С. Соколова-Микитова;
- развивать навыки выразительного, беглого чтения, развивать внимание, память, воображение.
Планируемые результаты:
- личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга; учить выделять главное в рассказе «Листопадничек»;
- предметные: формировать у учащихся умение анализировать, воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование урока: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий 2-е изд. – «Просвящение», 2013. – стр. 60-66, презентация.
№ | Этапы, методы и приёмы | Хро- Номе- траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Мотивационный Словесн.: слово учителя Практич.: дыхательная гимнастика | 2 | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. - Ребята, Представьте, что вы в осеннем лесу: вдохните пряный аромат опавших листьев (вдох через нос, выдох через рот со звуком о-о-о в два приёма, затем в три приёма). Тихо в лесу, только лёгкий ветерок осыпает последние листья:-подул слабый ветерок: ф-ф-ф , затем сильнее (упражнение с листьями) ;тихо шелестят под ногами опавшие листочки: ш!-ш!-ш! ползет уж по осеннему лесу и поет свою песенку (усиливая и ослабляя звук): ш-Ш-ш-Ш: прожужжала муха: ж-ж-ж...вот едва, слышится писк летящего комарика: з-з-з... звук приближается..., отдаляется..., стихает. Молодцы! Настроились все на урок. | Приветствовать; Выполнять дыхательные упражнения; | Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке. |
2. | Постановка учебных задач и её решение Практич.: пересказ рассказа Словесн.: отвечать на вопросы; Практич.: работа с учебником | 7 | - Чтобы перейти к новой теме, проверим домашнее задание. - Ребята, давайте вспомним какой рассказ, мы изучали на прошлом уроке и вы читали его дома? (М. Пришвин «Моя Родина»). - Кто перескажет этот рассказ? - О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? (о том как он вставал с утра и пил чай с необыкновенно вкусным молоком, так как делала его мама). Важны ли они для писателя? (да, т.к. это детские воспоминания). - Найдите в тексте предложения и прочитайте их, где автор объясняет на какую охоту он ходил? - Почему слова мама, солнце, природа, Родина, Пришвин объединил в своём рассказе? (потому что это важно для него) - Сегодня ребята мы познакомимся ещё с одним писателем и его творчеством. Откройте учебники, прочитайте название рассказа и его автора. - Как звучит тема нашего урока? (И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек») -Какие цели мы можем поставить на урок? (Познакомиться с творчеством И.С. Соколова-Микитова, прочитать и проанализировать рассказ). | Пересказывать произведение; Выбирать предложения; Отвечать на вопросы; Определять тему урока; Ставить цели урока; | К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы; П: сообщение темы и цели урока. |
3. | Решение частных задач Словесн.: слово о писателе; Словесн.: отвечаты на вопросы; Физминутка | 25 | - Ребята, а кто-нибудь из вас слышал о таком писателе? Слово о писателе - Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье. Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам. Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе. С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. - Как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (предположения детей о том кого могут звать Листопадничком). - Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему? - Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем? - Ребята, сейчас настало время немного отдохнуть: Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнём мы на привале… Вправо, влево повернись Наклонись и поклонись! Лапки вверх и лапки вбок И на месте прыг да скок! | Слушать; Отвечать на вопросы; Выполнять движения; | П: расширение общего кругозора учащихся; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и к преодолению препятствий; |
Практич.: хоровое чтение Практич.: чтение хором Практич.: чтение по цепочке Словесн.: анализ произведения | -Ребята, но прежде чем приступить к чтению рассказа проведём словарную работу, это сложные слова, которые встретятся на в рассказе, прочитаем их хором с ударением. Словарная работа. долговязый - очень высокий, худой и нескладный плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды запрудили - перегородили реку плотиной настлано - настелено хатка - название небольшого дома зябнуть - испытывать чувство холода робеть - пугаться, стесняться, бояться ходко работают - работают быстро - Но прежде чем приступить к чтению рассказа, давайте прочтём слова, которые вы видите на слайде №5 Лис-то-пад-ни-чек – листопадничек Ус-по-ко-и-лись – успокоились Ос-мот-реть-ся- осмотреться Об-гло-да-ли – обглодали При-ню-хи-ва-ясь – принюхиваясь Пост- ро-ен-ну-ю – построенную От-ча-ян-ным – отчаянным Хорошо. А сейчас приступаем к чтению рассказа, следим и слушаем внимательно. Я начну, а вы продолжите. - Итак, о ком это произведение? (о зайчонке) - Почему зайчат называют листопадничками? (они жили под листочками на болоте) Кто их так называет? (охотники). - Почему Листопадничек побежал за журавлями в теплые страны? (потому что там было тепло) - Кого он встретил на речке? (бобров). Что делали бобры? (строили плотину). О чём попросил Листопадничек бобров? (взять его к себе в хатку). Как жилось Листопадничку у бобров? (хорошо, дружно). Что он делал в их доме? (кормил бобрят) Хотелось ли зайчонку вернуться домой к маме? (да). -Как ему удалось вернуться? (он сел на хвост бобра, бобр нырнул в воду, а зайчонок выпрыгнул из воды). - Был ли он рад возвращению? (да). Как вы думаете, за что его начали в лесу называть отчаянным? (за его смелость). | Читать слова; Читать и объяснять значение слов; Читать слова по цепочке; Воспринимать на слух произведение; Анализировать произведение; Отвечать на вопросы; | К: строить речевые высказывания; Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; П: Анализировать; К: строить речевые высказывания; | ||
4. | Итог урока. Рефлексия. Словес.: вывод | 5 | - Итак, ребята давайте подведём итог урока. Какова была тема нашего занятия? Достигли ли вы для себя поставленных целей? Что нового для себя узнали? - Как вы считаете Листопадничек это сказка или рассказ? Понравился ли вам урок? -Запишите домашнее задание: подготовить выразительное чтение. | Подводить итог урока; Записывать домашнее задание; | Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе; Р: Осуществлять итоговый контроль |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
литературного чтения
Предмет: литературное чтение.
Класс: 3 «Г»
Тема: «И. С. Соколов-Микитов Листопадничек. Закрепление».
Цели деятельности учителя:
- Закрепить знания учащихся о творчестве И.С. Соколова-Микитова;
- Развивать навыки выразительного, беглого чтения, развивать внимание, память, воображение.
Планируемые результаты:
предметные: закреплять знания прочитанного рассказа «Листопадничек»; Развивать устную речь; совершенствовать умение давать характеристику герою;
личностные: формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте, анализировать и синтезировать прочитанное.
Оборудование: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий 2-е изд. – «Просвящение», 2013. –60-66 с., презентация.
№ | Этап, методы и приёмы | Хро-номе-траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Мотивационный Словесн.: слово цчителя | Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. А чтобы урок пошёл каждому впрок- Активно включайся в работу дружок! Настроились все на урок. | Приветствовать; Слушать; | Л: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; | |
2. | Постановка учебных задач и её решение Словесн.: ответы на вопросы; Практич.: хоровое чтение Практич.: индивидуальное чтение Практич.: чтение по цепочке | - Ребята, вспомните какое произведение мы с вами изучали на прошлом уроке? («Листопадничек»). Кто является автором этого произведения? (И.С. Соколов-Микитов). Что вы можете о нём рассказать? - Ребята, сегодня мы продолжаем работу по сюжету произведения И.С. Сколова-Микитова «Листопадничек». - Какие цели мы можем поставить на наш урок? (закрепить знания рассказа «Листопадничек»). Хорошо. - А сейчас мы с вами проведём небольшую речевую разминку. Вы видите на доске скороговорку, прочитаем её хором и индивидуально с разной интонацией. Бобры храбры, идут в боры; Бобры для бобрят добры. - Прочитаем глазками. - Прочитаем скороговорку вместе. - Прочитайте с вопросительной интонацией. - Прочитайте с утвердительной интонацией. - Прочитайте с сердитой интонацией. - Прочитайте с веселой интонацией. - Прочитайте с ускорением. - Прочитайте очень быстро. Молодцы. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы подготовились дома к выразительному чтению и прочитаем по цепочке. | Определять тему урока; Ставить цели урока; Отвечать на вопросы; Читать скороговорку с разной интонацией; Читать выразительно; | Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы; К: выразительно читать текст. | |
3. | Решение частных задач Практич.: выборочное чтение | - Сейчас посмотрим, насколько хорошо вы знаете произведение. Найдите в тексте и прочитайте: а) Как животные готовились к зиме? (улетали в теплые страны, строили плотину) б) Как бобры строили свою плотину? (подгрызут толстое дерево острыми зубами, ветер подует, упадёт дерево в воду) в) Как жилось Листопадничку в хатке бобров? (очень хорошо) г) Встреча зайчонка с незнакомым зверем. д) Как бобр спасал зайчонка? (Уселся зайчонок на бобровый хвост и крепко лапками держится. Нырнул бобр в воду и вильнул хвостом, зайчонок не удержался и пулей вылетел из воды, волей-неволей пришлось плыть самому до берега). е) Как мама встретила Листопадничка? (не узнала зайчиха своего зайчонка, обнюхала, облизала его зайчиха, положила спать в своё теплое гнёздышко). - Хорошо. | Находить ответы на вопросы; Зачитывать отрывки; | Р: высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; | |
Физминутка | - А сейчас настало время отдохнуть Много бед таят леса (наклоны влево-вправо) Волк, медведь там и лиса (круговые движения плеч) Наш зверёк живёт в тревоге (приседания) От беды уносит ноги (бег на месте) Ну-ка, отгадайте Как зверёк зовётся? | Выполнять упражнения; | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. К волевому усилию и преодолению препятствий; | ||
Наглядн.: работа с иллюстрацией Практич.: выборочное чтение | - Ребята, а сейчас давайте немного поработаем с учебником. У вас на стр. 61 дана иллюстрация посмотрите на нее и скажите - Какой эпизод проиллюстрировал художник? Прочитайте отрывок из рассказа, который подходит к этой иллюстрации. | Рассматривать иллюстрацию; Читать отрывок из произведения | Р:учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; П: находить ответы на вопросы в тексте | ||
Практич.: работа в парах творческое задание | - Ребята, а сейчас вы поработаете в парах. Вы видите на доске слово Листопадничек, ваша задача найти как можно больше слов, которые спрятались в этом слове и назвать их, буквы можно переставлять, но не добавлять лишних. | Работать в парах; Находить слова; | П: поиск и выделение необходимой информации; К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | ||
Практич.: графический диктант Взаимопроверка | Проведем графический диктант. - Я вам раздала листочки. Я буду читать утверждения, если оно верное вы ставите «+» , если неверное – рисуете « - » 1. Произведение «Листопадничек» написал Александр Иванович Куприн. 2. Листопадничек – это имя бобра. 3. бобры строили хатку. 4. Листопадничек – зайчонок побежал за журавлями в теплые страны. 5. Выгнал бобр из кладовой разбойницу – лисицу. 6. Научил старый бобр Листопадничка плавать и нырять. 7. Бобры питались берёзовой и дубовой корой. - Проверим. Обмениваемся с соседом листочками и проверяем с доски. - Оценка «5» - 0 ош «4» - 1-2 ош. «3» - 3 и более ош. - Кто выполнил диктант на «5», «4», «3»? - Молодцы, хорошо значит, знаете содержание рассказа. | Находить и выбирать правильные и ошибочные утверждения; Выполнять взаимопроверку; Оценивать; | П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К: осуществлять взаимный контроль | ||
4. | Рефлексия. Подведение итогов Словесн.: ответы на вопросы; | - Итак, ребята, с каким новым автором мы с вами знакомились на двух уроках? С каким его произведением? -Понравился ли вам рассказ? Чем? Домашнее задание. - Придумать продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли произойти с зайчонком? | Подводить итог урока; Отвечать на вопросы; Записывать домашнее задание; | Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе; Р: Осуществлять итоговый контроль |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бобры храбры, идут в боры; Бобры для бобрят добры.
Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» Цель: познакомиться с творчеством И.С. Соколова-Микитова, прочитать и проанализировать рассказ.
И.С Соколов – Микитов (17 мая 1892 — 20 февраля 1975 года) — русский советский писатель.
долговязый - очень высокий, худой и нескладный плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды запрудили - перегородили реку плотиной настлано – настелено Словарная работа
хатка - название небольшого дома зябнуть - испытывать чувство холода робеть - пугаться, стесняться, бояться ходко работают - работают быстро Словарная работа
Лис-то-пад-ни-чек – листопадничек Ус-по-ко-и-лись – успокоились Ос-мот-реть-ся - осмотреться Об-гло-да-ли – обглодали При-ню-хи-ва-ясь – принюхиваясь Пост- ро-ен-ну-ю – построенную От-ча-ян-ным – отчаянным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения по теме: И.Соколов-Микитов "Зима в лесу"
Данная презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...
Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.
Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...
Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микитов" Узоры на снегу ".
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000000790 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000000774 P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микито...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ (конспект + презентация)
Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»...
Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "И.Соколов-Микитов "Узоры на снегу"
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе....