4 класс. Учебно-методический комплект по литературному чтению по теме: "Владимир Соколов. Все чернила вышли, вся бумага" (конспект+презентация)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Тема: Владимир Соколов. «Все чернила вышли, вся бумага…»
Класс: 4
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить детей со стихотворением В.Соколова «Все чернила вышли, все карандаши…»; научить выразительно читать.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся читать вслух без искажений, выразительно, выделяя при чтении важные по смыслу слова;
- научатся определять тему и главную мысль произведения;
- познакомятся с определением эпиграфа
Метапредметные:
Личностные:
- научатся видеть красоту во всем, что окружает человека;
- научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;
Оборудование: презентация, учебник: Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс, 2 часть; карточки с изображением птиц, звуковая запись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_v.sokolovskiy.docx | 29.8 КБ |
urok_literaturnoe_chtenie_4_klass.pptx | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Владимир Соколов. «Все чернила вышли, вся бумага…»
Класс: 4
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить детей со стихотворением В.Соколова «Все чернила вышли, все карандаши…»; научить выразительно читать.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся читать вслух без искажений, выразительно, выделяя при чтении важные по смыслу слова;
- научатся определять тему и главную мысль произведения;
- познакомятся с определением эпиграфа
Метапредметные:
Личностные:
- научатся видеть красоту во всем, что окружает человека;
- научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;
Оборудование: презентация, учебник: Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс, 2 часть; карточки с изображением птиц, звуковая запись.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организацион-ный Словесный, монолог | ≈ 1 мин | - Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Айсылу Раефовна, сегодня урок литературного чтения проведу я. | Приветствовать учителя | К: настрой на урок, знакомство с учителем |
| Мотивационный Словесный, артикуляционная зарядка | ≈ 1- 2 мин | - Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте про себя это четверостишие. На сосне и на березе бахрома: Белой пряжей их закутала зима. И оставила распутывать весне Эту пряжу на березе и сосне. - А теперь хором, медленно, проговаривая все звуки. - Теперь хором прочитаем с вопросительной интонацией. Спросить одного ученика по желанию. - Кто желает прочитать скороговоркой? Спросить одного ученика по желанию. - Кто желает прочитать выразительно? Спросить одного ученика по желанию. | Выполнять речевую разминку | П: осмысленно читают текст |
| Постановка учебной задачи и ее решение Практический, работа с текстом Словесный, беседа Словесный, анализ чтения Работа с книгой, поиск информации Словесный, беседа Словесный, беседа Работа с книгой, чтение эпиграфа Словесный, объяснение Наглядный, демонстрация Словесный, рассказ об авторе Словесный, ответы на вопросы Работа с книгой, чтение | ≈ 15 -18 мин | Актуализация знаний - О каких временах года говорится в четверостишие? (о зиме и весне) - Какая примета зимы указана в четверостишие? (Белая пряжа, бахрома) - А что такое бахрома? (Бахромой называют снежный покров на ветках деревьев.) - В каком произведении вы читали о наступлении весны? (Б. Пастернак «Опять весна») - Откройте учебники на с. 39, дома вы должны были подготовить выразительное чтение. - А теперь попрошу одного выразительно прочитать стихотворение Б. Пастернака «Опять весна». - Проанализируй свое чтение. - Ребята, давайте проанализируем чтение. План анализа вы видите на экране. 1.Были ли ошибки при чтении? 2. Соблюдены ли паузы, логические ударения? 3. Удалось ли передать чувства поэта? - Найдите в тексте ту часть, в которой говорится о действиях ручья? Прочитайте. (Это, как в прежние времена, Сдвинула льдины и вздулась запруда. Это поистине новое чудо, Это, как прежде снова весна.) - Найдите строчки, где происходит описание Весны? Прочитайте эту часть. (Это она, это она, Это ее чародейство и диво, Это ее телогрейка за ивой, Плечи, косынка, стан и спина.) - В чем красота стихотворения поэта Б. Пастернака «Опять весна»? (Красота для поэта в наступлении весны одновременно и обычное явление, повторяющееся каждый год, но и чудо, которое происходит прямо на глазах). Знакомство с новым материалом - Сегодня мы с вами попробуем увидеть, в чем видит красоту Владимир Соколов. Откройте, пожалуйста, учебники на с.41. - Какие задачи вы поставите перед собой? (Научиться правильно, выразительно читать, понимать настроение поэта, выучить отрывок стихотворения, увидеть красоту в стихотворении и т.д.) - Запомните эти задачи, в конце урока вернемся к ним. - Прочитайте в правом верхнем углу строки поэта А. С. Пушкина. «Птица малая лесная» - Как вы думаете, что вы прочитали? (цитату, слова) - Это называется эпиграфом. Ребята, эпиграфом в древности называлась надпись на памятнике или здании. В литературе иногда перед текстом целого литературного произведения или отдельной главы ставится цитата, которая содержит основную мысль текста. Такая цитата или изречение называется эпиграфом. На экране: эпиграф – это цитата, передающая тему или основную мысль текста. Работа над содержанием текста - Кто автор стихотворения? (Владимир Соколов) - Какое произведение этого автора вы читали? («О умножение листвы») - Что вы знаете об авторе? Слово об авторе. Папа поэта был инженером, а мама работала в архиве, учительницей. Детство было трудным, военным. И это отразилось в его произведениях. Первый свой стих написал в 8 лет. Его называли лирическим поэтом, т.е. поэтом, описывающим чувства, впечатления от увиденного. У него была особая тема – гармония между человеком и природой. А еще поэт очень любил свою Родину. Писал произведения о России, о природе, о людях своего времени. (Вопросы по рассказу о писателе: - Какое детство было у поэта? (военное, трудное) - О чем писал Владимир Соколов? (о России, о народе, о природе) - Назовите главную тему его творчества. (гармония между человеком и природой) - Как еще называли Владимира Николаевича? (Лирический поэт) - Ребята, я включу запись, а вы послушайте. - Что вы услышали? (голос птицы - трели соловья) - Как бы вы описали пение соловья? Легко ли это сделать? Послушаем, как это делает поэт. Первичное знакомство - Сейчас я прочитаю стихотворение В. Соколова, вы меня послушайте и постарайтесь представить то, о чем я прочитаю. Учитель читает стихотворение. - Итак, что вы представили? Выслушивание мнения учащихся. | Обосновывать свое высказывание, объяснять значение слов Читать выразительно Самоанализ по образцу Анализировать чтение Находить в тексте отрывки Обосновывать свое мнение Ставить перед собой задачи урока Прочитать эпиграф к тексту Узнавать новое определение Слушать рассказ учителя об авторе Отвечать на вопросы Слушать звукозапись Слушать образцовое чтение Обосновывать собственное мнение |
К: владеть диалогической формой речи Р: принимать и сохранять учебную задачу П: осуществлять анализ чтения П: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию Л: учебно- познавательный интерес, мотивация Р: целеполагание Р: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами П: рассуждать, узнать новое П: обобщать, делать выводы К: строить речевые высказывания Л: чувство прекрасного на основе знакомства с художественным произведением |
| Физ.минутка Практический, упражнения | ≈ 2 мин | - Сделаем небольшую разминку. … - Садитесь, продолжаем урок. | Выполнять движения | Л: установка на ЗОЖ |
| Решение частных проблем на основе анализа текста Работа с книгой, чтение текста Словесный, словарная работа, объяснение новых слов Работа с учебником, чтение текста Словесный, беседа Работа с книгой, изучение написанного Наглядный, демонстрация Практический, работав парах Работа с книгой, выразительное чтение | ≈ 10 мин | - Прочтите стихотворение про себя, отметьте непонятные слова. Учитель выводит на экран слова: чернила, бузинный овраг (бузина), клейкая зелень, расселина, сколок. -Прочитаем все вместе вслух, выделяя ударение. - Кто может объяснить? Чернила – жидкий красящий материал для письма. Для чернил использовали специальную баночку- чернильницу. Бузина – плодовый кустарник с черными и красными ягодами. Клейкая зелень – легко прилипающая, покрытая липким слоем, часто происходит весной, когда распускаются почки, листья на деревьях. Расселина – глубокая трещина, ущелье в земле. Сколок – отколовшийся или отколотый кусок. На слайде показать определения после того, как дети ответили. - Прочитайте первые 2 строчки стихотворения. Зачем нам знать, что у поэта закончились инструменты? Учитель выслушивает мнения учащихся. - Прочитайте на с. 42 как объясняют Миша и Костя? Какое это имеет отношение к тем впечатлениям, с которыми автор делится? Учитель выслушивает мнения учащихся. - Прочитайте «про себя» вторую строфу. С какой интонацией? (С интонацией ожидания) - Кто хочет прочитать вслух? - Прочитайте 3-ю строфу. - С чем поэт сравнивает пение соловья? (Сколок с пенья льдин) - Разве льдины поют? Есть ли такой звук? («Пение льдин»-это поэтический образ. Льдины – выражение сил природы, их пение - голос самой природы. Говоря о соловье, поэт хочет сказать, что в крошечной птице живет красота всего мира природы, ее необыкновенная сила). - Как вы считаете, с какой интонацией нужно прочитать эту строфу? (С интонацией внезапности, вот, наконец-то прозвучали трели) - Кто хочет прочитать вслух? Спросить одного-двух учеников по желанию. - Прочитайте четвертую строфу. Почему про пение соловья автор говорит : «И покуда тишь не раскололась Льдиною на льду»? - Как раскалывается лед? Какой это звук? (Хрустящий, тонкий, звонкий, легкий звук) - С каким чувством, с какой интонацией будем читать эту строфу? (с интонацией ожидания, что услышим, будет петь соловей, если подождать) - Кто хочет прочитать вслух? - Прочитайте «про себя» последнюю строфу. Почему они схожи? - Как вы считаете, как нужно читать это стихотворение? (радостно, медленно, задумчиво)Нам нужно определить как прочитать стихотворение, а для этого на с. 43 под первым квадратиком прочитайте слова Тани и ответьте на вопрос: - Есть ли в тексте чередование тишины и ярких проявлений жизни? Этапы чтения вывести на экран: 1) чувство потери, почти шепотом; 2) замедленно, ожидая чего-то 3) громко, радостно, что дождался и услышал пение; 4) еще радостней, восхищаться пением соловья; 5) тихо, прислушиваясь, вдруг услышу вновь - Прочитайте друг другу в парах, соблюдая чередование тишины и проявлений жизни. - Кто прочитает нам выразительно, соблюдая все паузы, логические ударения, передаст интонацию произведения? Спросить одного- двух учеников по желанию. | Читать текст «про себя» Находить «непонятные» слова Пополнять словарный запас Объяснять значение слов Читать выразительно | К: задавать вопросы по тексту Р: корректировать свой ответ К: использовать выразительность речи для регуляции своего действия К: учитывать разные мнения |
| Итог урока Словесный, беседа | ≈ 3 мин | - Ребята, давайте вспомним, какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. - С какими задачами справились? - Ребята, скажите, как воздействует на людей красота? (Создает ощущение чуда, возвышенности, восхищения, радости). Какие чувства вызывает? (Чувства любви к природе, к окружающему миру, бережное отношение, желание сохранить всю красоту, какой она была, защищать природу, все, что нас окружает) Делает ли красота людей лучше? (Человек становится чутким, восприимчивым к миру природы). | Высказывать собственное мнение | К: формулировать собственное мнение и позицию |
| Информация о домашнем задании Практический, запись в дневник | ≈ 1 мин | - Запишите в дневник домашнее задание: прочитать выразительно стихотворение В. Соколова на стр. 41-42. | Записывать в дневник | Регулятивные, коммуникативные |
8. | Рефлексия Практический, приклеивание птиц | ≈ 0,5-1 мин | На доске вы видите плакат с изображением дерева. Я раздам вам птиц, если вы увидели красоту природы, которую передавал нам автор в своем произведении, то приклейте свою птицу на ветку дерева, а если вы не почувствовали, не увидели красоту природы, то птиц оставьте у себя. | Самостоятельно оценивать свои достижения | Л: способность к самооценке |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На сосне и на березе бахрома: Белой пряжей их закутала зима. И оставила распутывать весне Эту пряжу на березе и сосне.
План анализа чтения: 1. Были ли ошибки в тексте? 2. Соблюдены ли паузы, логические ударения? 3. Удалось ли передать чувства поэта?
Задачи урока: Научиться читать выразительно стихотворение «Все чернила вышли, все карандаши..» Научиться видеть красоту природы глазами поэта
Эпиграф – это цитата, передающая тему или основную мысль текста.
Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага…»
Владимир Николаевич Соколов (1928- 1997) Советский поэт
Чернила Бузинный овраг Клейкая зелень Расселина Сколок , , , , ,
Чернила – жидкий красящий материал для письма. для чернил использовали специальную баночку – чернильницу. ,
Бузинный овраг (бузина) Бузина – плодовый кустарник с черными и красными ягодами. , , ,
Клейкая зелень – зелень легко прилипающая, покрытая липким слоем.
Расселина – глубокая трещина, ущелье.
Сколок – отколовшийся или отколотый кусок.
Соловей
1 строфа – чувство потери, почти шепотом; 2 строфа – замедленно, ожидая чего-то; 3 строфа – громко, радостно, что дождался и услышал пение; 4 строфа – еще радостнее, восхищаться пением соловья; 5 строфа – тихо, прислушиваясь, вдруг услышу вновь.
Задачи урока: Научиться читать выразительно стихотворение «Все чернила вышли, все карандаши..» Научиться видеть красоту природы глазами поэта
Как воздействует на людей красота? Какие чувства вызывает красота? Делает ли красота людей лучше?
Домашнее задание: Выучить стихотворение В. Соколова «Все чернила вышли, вся бумага…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"
Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....
Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: «А.Гиваргизов "Мой бедный шарик". М.Карем "Повезло!" Р.Сеф "Лучше всех"
Цель деятельности учителя: Познакомить детей со стихотворениями «Лучше всех», «Повезло!» ; сделать их психологически близкими и понятными, обратить внимание детей на особенности звучания стиха; тренир...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»...
Учебно - методический комплекс к уроку литературного чтения . 2 класс. М. Карем " Повезло" ( УМК Перспектива)
Конспект урока литературного чтенияТема: М.Карем «Повезло» Цели деятельности учителя: учить определять характер, возраст героев стихотворения; совершенствовать умение читать стихотворения в...
Учебно- методический материал к уроку литературного чтения 3 класс К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"
В методическом материале представлены кадры из диафильма к рассказу К.Г. Паустовского " Растрепанный воробей" , которые выдаются учащимся на уроке для рабо...
Урок по литературному чтению на тему «Владимир Одоевский "Мороз Иванович"» в 3 классе
Конспект урока по литературному чтению в 3 классеУМК «Перспектива»Авторы: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий...
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе по теме "Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши»"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения стихотворения В. Соколова «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши»...