Учебно-методический комплект по литературному чтению "Знакомство с новым писателем", 2 класс, Перспектива
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме
конспект урока+презентация к уроку литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_znakomstvo_s_novym_pisatelem.docx | 39.16 КБ |
literaturnoe_chtenie_znakomstvo_s_novym_pisatelem.ppt | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «И.П.Токмакова «Весна»; С.Чёрный «Зелёные стихи».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель деятельности учителя: познакомить со стихотворениями Ирины Токмаковой и Саши Чёрного; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения.
Планируемые результаты:
предметные
- читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; выборочного чтения и повторного изучающего чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание;
личностные
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий;
Оборудование урока:
- Литературное чтение: 2 кл.: поурочные по учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. В 2-х частях (Ч. 1 – 144 с., ч. 2 – 144 с.): «Перспектива»; - Литературное чтение: 2 кл.: Учебник: В 2 ч./ Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.-М.: «Перспектива» с 58-59; - презентация.
№ | Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивационный Практич: артикуляцион. упражнения. | ≈ 5 | - Ребята, здравствуйте! Речевая разминка - Прочитайте стихотворение, чётко артикулируя (на сл. 1 и на листочках на парте). Речка голубая Под небом голубым, И туман растаял, Голубой, как дым. Будто бы кивая Круглой головой, Пьет сойка голубая Из лужи голубой. - Прочитайте с удивлением, раздражением. - Прочитайте стихотворение выразительно. | Слушать, приветствовать учителя. Читать, правильно артикулируя. | П: осмысленно читают текст. Р: принимают и сохраняют уч. задачу. |
2. | Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: проверка д/з; Словес.: ответы на вопросы. | ≈ 5 | - Ребята, на прошлом уроке вам задавали выучить стихотворение о весне на выбор (Барто «Апрель», Тютчев «Зима недаром злится…», Белозёров «Плакала Снегурочка»). – Ребята, кто хочет прочитать нам одно из стихотворений наизусть? (- Ребята, выразительно ли было рассказано стихотворение? – А интонация была правильно соблюдена? – Верно ли были расставлены паузы? - Как вы оцените чтение стихотворения?) – Ребята, какой раздел учебника вы сейчас изучаете? – О чём этот раздел? (о весне). Ребята, как вы думаете, почему мы начали урок именно с такого стихотворения? (он тоже о весне). – О чём мы с вами будем говорить? - Вот и подходит к концу самое суровое время года. Кончается последний зимний месяц – февраль. Зима была холодная, морозная, но, несмотря на это, много хороших воспоминаний оставила она о себе. - Ребята, мы с вами продолжаем изучать раздел «Весна, весна и всё ей радо». - Определите тему и цель нашего урока (тема: «Весна, весна и всё ей радо», цель: познакомиться с новыми стихотворениями о весне) (сл. 2). | Проверять домашнее задание. Читать выученные стихотворения наизусть. Анализировать чтение других ребят. Отвечать на вопросы, слушать учителя. Формулировать тему урока, определять цели и пути их достижения. | К: формулирование ответов; П: построение реч. высказываний. |
3. | Решение частных задач Практич.: отгадывание загадки. Практич.: работа с учебником. Практич.: прослушивание слова о писателе; Словес.: слово учителя. Практич.: прослушивание стихотворения. Словес.: анализ стихотворения, ответы детей. Практич.: выразительное чтение, работа в парах. Практич.: физминутка. Словесн.: ответы на вопросы. Практич.: работа с учебником. Практич.: прослушивание и анализ стихотворения. Словес.: ответы на вопросы. Словес.: рассуждение, ответы на вопросы. Практич.: выборочное чт. Практич.: чтение стихотворения, работа к группах. | ≈ 25 ≈ 2 | (на доске появляется загадка (сл. 3)). – Ребята, на доске зашифровано название стихотворения, с которым мы будем знакомиться на уроке. Я раскрываю почки, в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, движения полна, зовут меня ... (весна) - Ребята, откройте учебники на странице 58, с каким стихотворением мы будем знакомиться? («Весна»). - Кто автор? (Токмакова). Вам знакомы другие произведения этой писательницы? (если да, то – Какие?). - Написала это стихотворение Ирина Петровна Токмакова (сл. 4). Детский поэт и переводчик детских стихов. С детства писала стихи, но считала, что литературных способностей у неё нет, поэтому выбрала другую профессию – переводчик. Ирина Петровна переводила стихи и шведские песни для маленького сына. А первый сборник стихов И.Токмаковой вышел в 1962 году, который назывался «Времена года» (сл.5). Муж Ирины Токмаковой – Лев Токмаков, являлся создателем иллюстраций для сборников Токмаковой. – Давайте с вами поработаем со стихотворением И. Токмаковой «Весна», - Закройте глаза и попробуйте представить картины, которые возникают у вас при прослушивании этого стихотворения (учитель читает стихотворение). (К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Видно очень тёплые ноги у весны). - Ребята, что вы представили, слушая это стихотворение? (ответы детей). - Кто является главным героем этого стихотворения? (весна) (сл. 6.) – Что делает? (шагает). - Как вы понимаете «шагает»? (наступает). – С кем автор сравнивает весну? (с человеком). – Какой приём использует автор? (сравнение, олицетворение). - Ребята, что такое проталины? (сл.7) - (место, где стаял снег и открылась земля). - Как вы понимаете строки: «Видно, очень теплые ноги у весны»? (весна наступает быстро, на улице очень тепло). - Какое это стихотворение: шутливое, веселое, печальное? (весёлое). – Какая строчка указывает на это? (Видно очень тёплые ноги у весны). – Как надо читать эту строчку? (весело). - Прочитайте это стихотворение про себя и приготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения. – Теперь объединитесь в пары и прочитайте друг другу выразительно вслух, оцените друг друга. – Кто желает продемонстрировать своё выразительное чтение стихотворения всему классу? - Молодцы! - Ребята, а теперь проведём физминутку (используется электронная). (слайд 8 с изображением С.Чёрного). – Ребята, что это за писатель? – Вы уже знакомились с ним ранее. – Это Саша Чёрный. – Какие произведения Саши Чёрного вы знаете? – Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним стихотворением этого писателя. – На странице 58-59 представлено это стихотворение под названием «Зелёные стихи». – Почему стихи зелёные? (предположения детей). – Давайте проверим, верны ли были наши предположения. – Следите за текстом в учебнике пока я буду читать стихотворение (учитель читает стихотворение) (сл. 9). (Зеленеют все опушки, Зеленеет пруд. А зеленые лягушки Песенку поют. Елка - сноп зеленых свечек, Мох - зеленый пол. И зелененький кузнечик Песенку завел... Над зеленой крышей дома Спит зеленый дуб. Два зелененькие гнома Сели между труб. И, сорвав зеленый листик, Шепчет младший гном: "Видишь? рыжий гимназистик Ходит под окном. Отчего он не зеленый? Май теперь ведь... май!" Старший гном зевает сонно: "Цыц! не приставай".) - Ребята, как вы думаете, что вдохновило писателя на написание этого стихотворения? - Как вы думаете, почему всё-таки «Стихи зелёные?» (все герои зелёные). – Перечислте зелёных героев в тексте? (опушка, пруд, лягушки, мох, кузнечик, крыша дома, дуб, гномики, листики). – А в какое время года происходит действие стихотворения? (весна). – В каком месяце? (май). – А ещё почему можно сказать, что это весна? (всё зеленеет). - Подтвердите свой ответ строками из текста (Май теперь ведь... май!) – Почему мох называют «зелёным полом»? (под ногами). - Какие строки вы прочитаете весело, а какие медленно, тихо? – Между кем в стихотворении происходит диалог? (мл. и ст. гном) – Что младший шепчет старшему? (Видишь? рыжий гимназистик ходит под окном. Отчего он не зеленый? Май теперь ведь... май!). Какие эмоции преобладают в этом стихотворении? (радость весне). – Какую картину вы представляете, читая стихотворение Саши Чёрного? – Ребята, разделитесь на группы, прочитайте друг другу выразительно стихотворение и далее от каждой группы выберете своего чтеца, который прочитает выразительно стихотворение на весь класс. (Если времени мало, то: - Ребята, каждый читает по 4 строчки вслух. – Как вы считаете, кто из 1(2,3..) группы прочитал выразительнее всех?) | Слушать учителя, работать с презентацией, отвечать на вопросы, отгадывать загадку. Воспринимать новую информацию, работать с учебником, слушать слово о писателе, смотреть презентацию. Слушать стихотворение, представлять картину, высказывать своё мнение. Анализировать стихотворение, отвечать на вопросы, читать стихотворение про себя и вслух. Читать выразительно, работать в парах, договариваться друг с другом, проводить самоанализ. Проводить физминутку. Отвечать на вопросы, смотреть презентацию, работать с учебником. Слушать стихотворение, анализировать его, высказывать своё мнение. Объяснять смысл стихотворения, рассуждать. Читать стихотворение, работать в группах, проводить оценку своего чтения. | П: дополняют и расширяют знания. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; К: формулирование ответов; П: построение реч. высказываний. |
4. | Итог урока Рефлексия Практич.: оценка своей работы на уроке; Словес.: ответы на вопросы.
| ≈4 | - Ребята, вы сегодня отлично поработали. - А теперь проведём рефлексию (сл. 10). – С какими стихотворениями мы познакомились на уроке? – С какими авторами? – Что вы запомнили о И. Томаковкой? – О каком времени года читали стихотворения? – Какими приёмами пользовались авторы? (сравнение). – Посмотрите на доску и оцените свои достижения, у вас на парте лежат листочки, возьмите их и закончите предложения которые вы видите на доске. - Выберите и продолжите любое предложение: • На сегодняшнем уроке я узнал… • На этом уроке я похвалил бы себя за… • После урока мне захотелось… • Сегодня я сумел… - Молодцы, ребята, с вами было приятно работать, до новых встреч! | Проводить рефлексию, самооценку, отвечать на вопросы. | П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л:самооценка,адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности требованиям. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Раздел учебника: «Весна, весна и всё ей радо!» Тема урока: «Весна». Цель урока: познакомиться с новыми стихотворениями о весне; тренировать выразительное чтение стихотворений.
Я раскрываю почки, в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, движения полна, зовут меня ... весна
Ирина Петровна Токмакова 3 марта 1929 года
Сборник «Времена года».
Саша Чёрный
На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (СЕРИЯ УРОКОВ) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ ПО МОДЕЛИ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
Технология реализовывается в следующих этапах:Ø вводная часть - ориентация учащихся в работе по модели полного усвоения;Ø обучение по каждой из учебных единиц в направлении...
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по русскому языку для 2 класса к УМК "Школа России" (ФГОС)
Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Презентация к уроку литературного чтения Александр Невский 4 класс Перспектива
Презентация включает все необходимые материалы к уроку литературного чтения "Александр Невский", "Слово о побоище ледовом" Н. Кончаловская...
Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"
Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....
Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: «А.Гиваргизов "Мой бедный шарик". М.Карем "Повезло!" Р.Сеф "Лучше всех"
Цель деятельности учителя: Познакомить детей со стихотворениями «Лучше всех», «Повезло!» ; сделать их психологически близкими и понятными, обратить внимание детей на особенности звучания стиха; тренир...
Учебно - методический комплект - I и II спряжение глаголов ( 4 класс "Перспектива" ) Конспект + презентация
I и II спряжение глаголов...
Учебно - методический комплекс к уроку литературного чтения . 2 класс. М. Карем " Повезло" ( УМК Перспектива)
Конспект урока литературного чтенияТема: М.Карем «Повезло» Цели деятельности учителя: учить определять характер, возраст героев стихотворения; совершенствовать умение читать стихотворения в...