Средства выражения авторского отношения к герою. Н.Ламм «Червяк», Н.Рубцов «Воробей», М.Горкий «Воробьишко» (отрывок)
план-конспект урока по чтению на тему
Средства выражения авторского отношения к герою. Н.Ламм «Червяк», Н.Рубцов «Воробей», М.Горкий «Воробьишко» (отрывок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_apr_chten.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
07.04.2016
Литературное чтение
Тема. Средства выражения авторского отношения к герою. Н.Ламм «Червяк», Н.Рубцов «Воробей», М.Горкий «Воробьишко» (отрывок)
Цель деятельности педагога: ознакомить с выразительными средствами, позволяющими создать образ героя; воспитывать чувство прекрасного; способствовать развитию умений находить звукопись в поэтических и прозаических текстах, понимать смысл использования этого приёма, познакомиться с приёмом «очеловечивания», содействовать развитию фонематического слуха, речи, умению работать в коллективе.
Планируемые результаты:
- личностные УУД: стремятся к взаимопониманию, осуществляют позитивную самооценку;
-метапредметныеУУД: регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные – выполняют несложные логические действия, (сравнение, сопоставление); коммуникативные – воспринимают мнение о прочитанном произведении сверстников;
- предметные УУД: научатся находить звукопись в поэтических и прозаических текстах, понимать смысл использования этого приёма.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытиями, и он старается передать красоту мира словами, красками, звуками.
Сегодня нам автор поможет
Лучше героя понять.
И усилий немало приложит,
Чтоб ярче его показать.
II. Отработка навыка чтения.
Упражнения для развития самостоятельного (осознанного) чтения.
«Дополни предложение»
На доске запись: Птицы летят.
Задание: дополните это предложение, последовательно прибавляя по одному - два слова.
Возможные варианты: Птицы летят в небе.
Высоко в небе летят птицы.
Высоко в небе летят перелётные птицы.
Беседа: - Почему птицы перелётные? Какие ещё бывают птицы? Почему они остаются зимовать?
Вывод. (Делают дети)
3. Упражнение для развития выразительного чтения.
Ёж пыхтит и морщится:
- Что я вам – уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!
- Прочитайте, передайте голосом в зависимости от текста: радость, возмущение, печаль, грусть, гордость.
III. Подготовка к восприятию нового материала.
- Отгадайте загадки.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По полям ночует,
Зёрнышки ворует.
(Воробей)
Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдёте вы.
(Червяк)
(Выставляются картинки с изображением этих животных)
- Что можете о них сказать?
- Кто будут героями наших произведений?
IV. Объявление темы и постановка цели урока.
V. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику
- Откройте учебник, прочитайте фамилию автора и название произведения. Сведения об авторе.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение Н.Ламма «Червяк».
- Что заметили? (Строение стихотворения совпадает с особенностями внешнего вида червяка)
- Что изменится, если изменим форму записи?
- Какую же особенность червяка подчеркнул поэт? (Форма записи подчёркивает его длину).
- Какое отношение к герою стоит за этим приёмом? Нравится ли поэту его герой?
Рассмотрите иллюстрацию.
- А герой сам себе нравится? Докажите своё мнение. Какой вывод можем сделать?
VI. Физкультминутка.
Каждый день по утрам делаем зарядку.
(Ходьба на месте)
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, (Ходьба)
Руки поднимать, (Руки вверх)
Приседать и вставать, (6 приседаний)
Прыгать и скакать (10 прыжков).
VII. Продолжение работы по новой теме.
- Знакомство с произведением Н.Рубцова «Воробей».
Чтение стихотворения учителем.
Поделитесь впечатлениями.
Лексическая работа. (Повозка с поклажей. Чердак).
2. Повторное чтение стихотворения и анализ содержания. (Жужжащее чтение)
- В какое время года происходят события? Докажите словами текста.
- Какие слова употребляет автор, чтобы описать действия воробья?
- Каким представляете себе воробья?
- Найдите предложения, в которых нам автор показывает, что воробью очень плохо. (Чуть живой.)
- Что значит «дрожит над зёрнышком». Почему?
- Как относится автор к воробью? (Жалеет, уважает.) Докажите.
- Прочитайте две последние строчки.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
- А можно ли так сказать о человеке?
Чтобы нам лучше представить героя, его характер, автор использует приём очеловечивания.
- Какой же характер у воробья? (Терпеливый, бережливый, не вредный.)
Выразительное чтение стихотворения вслух.
3. Знакомство с произведением М.Горького «Воробьишко» (отрывок).
- Угадайте о ком этот рассказ? Читает учитель.
- Какие слова подсказали вам отгадку?
Выборочное чтение.
Найдите все доказательства в тексте.
- Какой звук чаще всего встречается в речи героев?
- Кто главный герой?
- Что о нём узнали?
Прочитайте все реплики Пудика.
- Какие воробьиные особенности есть в разговоре?
Так говорить и думать может только Воробьишко. Так называется рассказ М.Горького о воробье. Мы познакомились с приемом «очеловечивания». Подумайте, почему рассказ
называется «Воробьишко», а не «Воробей»?
4. Чтение по ролям.
- Сколько персонажей? (Четыре: три воробья и автор)
Постарайтесь при чтении передать «характер» Пудика, беспокойство за сына и рассудительность воробьихи.
- Понравилась вам сказка?
«Воробьишко» - сказочный рассказ о птенце – маленьком воробье, он несмышлёный, нуждается в заботе и внимании. Образ крошечного, хрупкого, не умеющего ещё летать птенца вызывает желание оберегать птиц, заботиться о них.
Этот рассказ дан в сокращении. Сейчас я вам прочитаю весь рассказ.
- Вам понравилась мечта Пудика? (Когда я вырасту большой, я сделаю так, чтобы все летали…)
- Каким автор нам представляет Пудика? (Самостоятельным и самоуверенным).
- Как автор относиться к своему герою? ( Нежно, трогательно).
Чтение рассказа по цепочке. При чтении цепочкой находим доказательства своих ответов.
8. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали?
- Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова Тема: "Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Проверь себя"
конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. урок предполагает использование диска "Проверь себя" на ноутбуках....
Малые жанры фольклора. Н.Рубцов "Воробей". М.Горький "Воробьишко"
План - конспект и презентация к уроку в 1 классе по системе Л.Занкова (учебник В.Ю.Свиридовой) в соответствии с новыми ФГОС. На уроке используется групповая работа, чтение по ролям, творческая работа ...
План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)
Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,обогатить словарный запас учащихся,развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,умения передавать п...
литературное чтение. И. Белов «Рассказы о всякой живности.Петух. Рома » Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним.
И. Белова Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним. Учитель начальных классов: Содномова Баирма Аюшеевна Программа Д.Б. Элькон...
литературное чтение. И. Белов «Рассказы о всякой живности.Петух. Рома » Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним.
И. Белова Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним. Учитель начальных классов: Содномова Баирма Аюшеевна Программа Д.Б. Эльконина...
Технологическая карта урока литературного чтения «С. Д. Дрожжин «Родине».Авторское отношение к изображаемому.» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 18.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.50-9.30 Кабинет: 203Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...