Урок литературного чтения по теме "А.С. Пушкин стихотворение «Няне», авторское отношение к изображаемому"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературное чтение
Класс: 4
Тема урока: А.С. Пушкин стихотворение «Няне», авторское отношение к изображаемому
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: расширение представления о поэте, знакомство со стихотворением «Няне» и правилами выразительного чтения
Средства урока: учебник Литературное чтение 4 класс, презентация, дидактический материал, карточки с заданиями.
Эта урока | Образовательная задача этапа | Дея-ть учителя | Дея-ть учеников | Методы и приемы работы | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | ||||||||
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Выгляните в окно, какая погода на улице? Какое она вызывает настроение? Что сделать, чтобы настроение улучшилось? Улыбнемся друг другу. | Пасмурная, дождливая Тоскливое Улыбнуться | Беседа | Ф | Контроль учителя | Р настраивать себя на продуктивную работу. | |||
актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Повторить пройденный материал | Сегодня мы отправляемся в волшебный мир поэзии Билетов станут карточки, возьмите по одной и прочтите строки. Откуда эти строки? Кто автор? Распределитесь по группам в зависимости от того, из какой части произведения строки на ваших карточках. Вспомним правила работы в группах Выберите ответственного в каждой группе Соедините строки в правильной последовательности, чтобы получился отрывок. Прочитайте отрывки Таким образом мы повторили произведение, которое проходили на прошлом уроке Посмотрите на экран. Знакома ли вам эта картина? Кто ее написал? Кто в своем творчестве затрагивал образ Спящей царевны? О каком авторе мы будем говорить? | Конек-горбунок П. Ершов Работать сообща Читают Спящая царевна В. Васнецов Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. А.С. Пушкин О А. Пушкине | Беседа, практический (работа с карточками) | Ф Г | Презентация, карточки | Контроль учителя, взаимоконтроль | Учатся отвечать на поставленный вопрос, систематизировать имеющиеся знания | Л - самоопределение. К – устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. П - устанавливать причинно - следственные связи. |
Выявления места и причины затруднения | Выявить затруднения для их дальнейшей коррекции | Посмотрите на экран, вы видите письмо. Кто мог его написать? Почему мы заговорили о няне поэта? Какова тема урока? | Няня Арина Родионова А.С. Пушкин стихотворение «Няне», авторское отношение к изображаемому | Беседа | Ф | Презентация | Контроль учителя | Учатся анализировать проблему и искать пути решения | Л – устойчивый познавательный интерес. |
построения проекта выхода из затруднения | Постановка учебной задачи | Сформулируем цели урока Кто для вас Пушкин? Как мы можем увековечить память о нем? Мы попробуем создать виртуальный памятник поэту. Для начала у нас есть фундамент. Памятник будет создаваться в ходе выполнения вами заданий. | Расширить представления о поэте, узнать стихотворение и научиться его читать. Поэт Читать его стихотворение, поставить памятник | Беседа, демонстрация | Ф | Презентация | Контроль учителя | Учатся ставить учебную задачу | Л - самоопределение. К - слушать и понимать речь других П – освоение нового материала |
реализации построенного проекта | Получение нового знания | Для начала познакомимся со стихотворением «Няня» Откройте учебники Читает стихотворение Понравилось ли стихотворение? Поработаем со стихотворением. Первая группа поработает биографами. Вам нужно заполнить паспорт писателя с помощью информационной карты и статьи Вторая группа – историки, вы поработаете с устаревшими словами с помощью словаря. Третья группа – литературоведы. Вы поработаете с рецензией и вспомните средства художественной выразительности. Оценивайте свою деятельность с помощью оценочных листов Отдохнем, вспомним изученные сказки Представляем свои исследования На нашем постаменте появляется А.С. Пушкин На памятнике появляется имя поэта | Слушают Отвечают Работают в группах Группами представляют свою работу, рассказывают информацию об авторе | Беседа, Практический (работа с информационными статями, словарями, карточками) | Ф Г | Презентация, Учебник, Словарь, статьи | Контроль учителя, взаимоконтроль | Узнают о стихотворении А.С. Пушкина «Няня» Анализируют авторское отношение автора к произведению | К – умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Р – умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Л – умение овладеть нормами и правилами организации труда. К - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. Задавать вопросы, работать в группе. П – умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций. |
первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Закрепление полученного знания | Прочитайте стихотворение Как Пушкин относился к няне? Докажите это строчками из стихотворения Как относится няня к поэту? Подтвердите это строчками Няня рассказывала ему сказки. С какой интонацией мы должны читать стих? Что мы узнаем об авторе из первых строк? Какая была няня? Прочитайте. | Читают стихотворение вслух Ласково, с любовью Хорошо, она ждет его и заботится Грустно, не спеша Пушкин любил няню, его жизнь была суровой Заботливая, старенькая | Беседа | Ф | Учебник | Контроль учителя | Учатся отвечать на поставленный вопрос; Учатся анализировать стихотворение | К - слушать и понимать речь других. П – - соотносить информацию, представленную в разных формах. |
самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выполнение самостоятельной работы и проверка | Сравним варианты некоторых строк и окончательной редакцией. | Анализируют строки | Беседа | Ф | Презентация | Контроль учителя | Учатся сравнивать и анализировать | Р - осуществление итогового контроля. |
включения в систему знаний и повторения | Повторение и обобщение полученных знаний | Попробуем сделать полный анализ стихотворения. Поработайте со схемами анализа на карточках В первой части автор обращается к няне, во второй части - описывает | Устно работают с карточками: Стихотворение о любви к няне Настроение стихотворения грустное Стихотворение можно поделить на две части Автор использует метафоры, сравнения, эпитеты | Беседа | Ф Г | Презентация | Контроль учителя, взаимоконтроль | Учатся анализировать стихотворение и обобщать материал | Р- самостоятельно анализировать условия достижения цели |
Рефлексии учебной деятельности Домашнее задание | Анализ проделанной работы | Мы с вами заслуживаем аплодисментов, потому что хорошо поработали. Итогом урока стал виртуальный памятник автору. Кого мы можем поставить рядом с Пушкиным? Когда-нибудь и в нашем городе поставят памятник Пушкины Чему вы научились на уроке? Мы достигли поставленных целей. Имя поэта будет жить до тех пор, пока его произведения читают и помнят. Продолжите фразу «Для меня Пушкин это…» Закончим урок фразой Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз» Домашнее задание: выразительно читать стихотворение и ответить на вопросы | Его няню Расширили знания об авторе, Познакомились со стихотворением «Няня», Отвечают | Беседа, демонстрация | Ф И | Контроль учителя | Учатся анализировать свою деятельность | К – Уважительное и доброжелательное отношение ко мнению другого. Р- самостоятельно анализировать условия достижения цели. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.
В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Стихотворение Саши Чёрного "Что ты тискаешь утёнка?.."
Материал содержит конспект урока и презентацию к уроку литературного чтения по теме: "Стихотворение Саши Чёрного "Что ты тискаешь утёнка?.." (3 класс)....
Урок литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г.Х. Андерсена «Чайник».
Урок литературного чтения проведён в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и...
Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: " Сходство авторской и русской народной сказки А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Предмет, класс, автор учебника - литературное чтение, 3 «Б» класс, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М. В Бойкина.Тема урока. Сходство авторской и русской народно...
Презентация к уроку литературного чтения "Чудесный мир классики. Изучение стихотворения А.С Пушкина «Няне» (1826 г.)
Презентация к уроку литературного чтения...
Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)
Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...