Урок литературного чтения по теме "А.С. Пушкин стихотворение «Няне», авторское отношение к изображаемому"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Чудашкина Наталья Денисовна

ТКУ литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_nyane.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: А.С. Пушкин стихотворение «Няне», авторское отношение к изображаемому

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: расширение представления о поэте, знакомство со стихотворением «Няне» и правилами выразительного чтения

Средства урока: учебник Литературное чтение 4 класс, презентация, дидактический материал, карточки с заданиями.

Эта урока

Образовательная задача этапа

Дея-ть учителя

Дея-ть

учеников

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Выгляните в окно, какая погода на улице?

Какое она вызывает настроение?

Что сделать, чтобы настроение улучшилось?

Улыбнемся друг другу.

Пасмурная, дождливая

Тоскливое

Улыбнуться

Беседа

Ф

Контроль учителя

Р настраивать себя на продуктивную работу.

актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Повторить пройденный материал

Сегодня мы отправляемся в волшебный мир поэзии

Билетов станут карточки, возьмите по одной и прочтите строки.

Откуда эти строки?

Кто автор?

Распределитесь по группам в зависимости от того, из какой части произведения строки на ваших карточках.

Вспомним правила работы в группах

Выберите ответственного в каждой группе

Соедините строки в правильной последовательности, чтобы получился отрывок.

Прочитайте отрывки

Таким образом мы повторили произведение, которое проходили на прошлом уроке

Посмотрите на экран. Знакома ли вам эта картина?

Кто ее написал?

Кто в своем творчестве затрагивал образ Спящей царевны?

О каком авторе мы будем говорить?

Конек-горбунок

П. Ершов

Работать сообща

Читают

Спящая царевна

В. Васнецов

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. А.С. Пушкин

О А. Пушкине

Беседа, практический (работа с карточками)

Ф

Г

Презентация, карточки

Контроль учителя, взаимоконтроль

Учатся отвечать на поставленный вопрос, систематизировать имеющиеся знания

Л - самоопределение.

К –

устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

П -  

устанавливать   причинно -

следственные связи.

Выявления места и причины затруднения

Выявить затруднения для их дальнейшей коррекции

Посмотрите на экран, вы видите письмо.

Кто мог его написать?

Почему мы заговорили о няне поэта?

Какова тема урока?

Няня Арина Родионова

А.С. Пушкин стихотворение «Няне», авторское отношение к изображаемому

Беседа

Ф

Презентация

Контроль учителя

Учатся анализировать проблему и искать пути решения

Л –

устойчивый

познавательный интерес.

построения проекта выхода из затруднения

Постановка учебной задачи

Сформулируем цели урока

Кто для вас Пушкин?

Как мы можем увековечить память о нем?

Мы попробуем создать виртуальный памятник поэту.

Для начала у нас есть фундамент.

Памятник будет создаваться в ходе выполнения вами заданий.

Расширить представления о поэте, узнать стихотворение и научиться его читать.

Поэт

Читать его стихотворение, поставить памятник

Беседа, демонстрация

Ф

Презентация

Контроль учителя

Учатся ставить учебную задачу

Л -  самоопределение.

К -

слушать и понимать речь других

П – освоение нового материала

реализации построенного проекта

Получение нового знания

Для начала познакомимся со стихотворением «Няня»

Откройте учебники

Читает стихотворение

Понравилось ли стихотворение?

Поработаем со стихотворением.

Первая группа поработает биографами. Вам нужно заполнить паспорт писателя с помощью информационной карты и статьи

Вторая группа – историки, вы поработаете с устаревшими словами с помощью словаря.

Третья группа – литературоведы. Вы поработаете с рецензией и вспомните средства художественной выразительности.

Оценивайте свою деятельность с помощью оценочных листов

Отдохнем, вспомним изученные сказки

Представляем свои исследования

На нашем постаменте появляется А.С. Пушкин

На памятнике появляется имя поэта

Слушают

Отвечают

Работают в группах

Группами представляют свою работу, рассказывают информацию об авторе

Беседа,

Практический

(работа с информационными статями, словарями, карточками)

Ф

Г

Презентация,

Учебник,

Словарь,

статьи

Контроль учителя, взаимоконтроль

Узнают о стихотворении А.С. Пушкина «Няня»

Анализируют авторское отношение автора к произведению

К –

умение вести

диалог на основе равноправных

отношений и взаимного уважения.

Р –

умение составлять план

и последовательность действий,

осуществлять контроль по результату.

Л –

умение овладеть нормами и правилами организации труда.

К - аргументировать свою точку зрения, спорить и

отстаивать свою позицию не

враждебным для оппонентов образом. Задавать вопросы, работать в группе.

П –

умение выделять необходимую информацию; умение

ориентироваться в средствах и

технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных

операций.

первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Закрепление полученного знания

Прочитайте стихотворение

Как Пушкин относился к няне?

Докажите это строчками из стихотворения

Как относится няня к поэту?

Подтвердите это строчками

Няня рассказывала ему сказки.

С какой интонацией мы должны читать стих?

Что мы узнаем об авторе из первых строк?

Какая была няня?

Прочитайте.

Читают стихотворение вслух

Ласково, с любовью

Хорошо, она ждет его и заботится

Грустно, не спеша

Пушкин любил няню, его жизнь была суровой

Заботливая, старенькая

Беседа

Ф

Учебник

Контроль учителя

Учатся отвечать на поставленный вопрос;

Учатся анализировать стихотворение

К -

слушать и понимать речь других.

П –

- соотносить информацию, представленную в разных формах.

самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выполнение самостоятельной работы и проверка

Сравним варианты некоторых  строк и окончательной редакцией.

Анализируют строки

Беседа

Ф

Презентация

Контроль учителя

Учатся сравнивать и анализировать

Р -

осуществление итогового контроля.

включения в систему знаний и повторения

Повторение и обобщение полученных знаний

Попробуем сделать полный анализ стихотворения.

Поработайте со схемами анализа на карточках

В первой части автор обращается к няне, во второй части - описывает

Устно работают с карточками:

Стихотворение о любви к няне

Настроение стихотворения грустное

Стихотворение можно поделить на две части

Автор использует метафоры, сравнения, эпитеты

Беседа

Ф

Г

Презентация

Контроль учителя, взаимоконтроль

Учатся анализировать стихотворение и обобщать материал

Р-

самостоятельно анализировать условия достижения цели

Рефлексии учебной деятельности

Домашнее задание

Анализ проделанной работы

Мы с вами заслуживаем аплодисментов, потому что хорошо поработали.

Итогом урока стал виртуальный памятник автору.

Кого мы можем поставить рядом с Пушкиным?

Когда-нибудь и в нашем городе поставят памятник Пушкины

Чему вы научились на уроке?

Мы достигли поставленных целей.

Имя поэта будет жить до тех пор, пока его произведения читают и помнят.

Продолжите фразу «Для меня Пушкин это…»

Закончим урок фразой Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз»

Домашнее задание: выразительно читать стихотворение и ответить на вопросы

Его няню

Расширили знания об авторе,

Познакомились со стихотворением «Няня»,

Отвечают

Беседа, демонстрация

Ф

И

Контроль учителя

Учатся анализировать свою деятельность

К –

Уважительное и доброжелательное отношение ко мнению другого. 

Р-

самостоятельно анализировать условия достижения цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.

В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Стихотворение Саши Чёрного "Что ты тискаешь утёнка?.."

Материал содержит конспект урока и презентацию к уроку литературного чтения  по теме: "Стихотворение Саши Чёрного "Что ты тискаешь утёнка?.." (3 класс)....

Урок литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г.Х. Андерсена «Чайник».

Урок  литературного  чтения  проведён  в  4  классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и...

Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: " Сходство авторской и русской народной сказки А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Предмет, класс, автор учебника - литературное чтение, 3 «Б» класс, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М. В Бойкина.Тема урока. Сходство авторской и русской народно...

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)

Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...