Конспект урока по литературному чтению Н. Носов «Мишкина каша» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тиранова Татьяна Николаевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 3-2

Тема урока: Н. Носов «Мишкина каша»

Цель урока: учить открывать секреты смешного; совершенствовать умение различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции и непредсказуемость композиции рассказа

Планируемые результаты:

ü Предметные: научатся осознавать и воспринимать содержание текста, оценивать его характер, понимать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы

ü Личностные: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе

Тип урока: получение новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nosov.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Челябинск, 2016

Предмет: литературное чтение

Класс: 3-2

Тема урока: Н. Носов «Мишкина каша»

Цель урока: учить открывать секреты смешного; совершенствовать умение различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции и непредсказуемость композиции рассказа

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся осознавать и воспринимать содержание текста, оценивать его характер, понимать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы
  • Личностные: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: хрестоматия, учебник Чуракова Н.А., 3 класс, 2 часть, презентация

Этапы урока. Методы и приёмы

Время

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент.

словесный, наглядный.

1 мин

Здравствуйте, ребята! Встали ровно подравнялись. Проверти свою готовность к литературному чтению.

Готовить рабочее место

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

2

Проверка домашнего задания;

Словес.:ответы на вопрос,практический.

7 мин

Для начала проверим домашнюю работу, вам задавали раб. Учебник стр 51-54 читать и отвечать на вопросы?
Давайте ответим на вопросы о учебнику.

Сформулировать ответ  на вопрос. Рассказывать домашнее задание.

П:строят речевое высказывание.

3

Мотивационный.

Слов.:ответы на вопросы

7 мин

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и произведением нового автора, но для начала четко повторим и отгадаем чистоговорки:
Жи-жи-жи,         жи-жи-жи
В прорубь прыгают ... (моржи).  
Жи-жи-жи,         жи-жи-жи
Змеи добрые … (ужи)

Отвечать на вопросы

Говорить чистоговорку

Р:принимают и сохраняют учебную задачу.

4

Постановка и решение учебных задач:

Слов.:ответы на вопросы

9 мин

Продолжаем разгадывать секреты смешного. (Чтение текста в хрестоматии на с. 72.)
Рассказ Николая Носова, который мы будем читать, тоже о двух мальчиках — Коле и Мише.
Расшифруйте его название. (На доске запись.)
«АШАК     АНИКШИМ» {«Мишкина каша».)
Вы читали когда-нибудь произволения Н. Носова?
Вам знаком этот писатель?
Как вы думаете, какая тема урока?
Николай Носов и его рассказ «Мишкина каша».
Какие цели мы можем поставить?
Узнаем …(биографию Н. Носова)
Познакомимся… (рассказом «Мишкина каша»)

Читать текст стр 72

Разгадывать ребус

Отвечать на вопросы

Определять тему, цели и пути их достижения.

Р.:Ставят учебные задачи.

Прогназируют.

5

Решение учебных задач

Пракчический

14 мин

Послушайте про Н. Носова его биографию.
Николай Николаевич Носов (1908-1976), русский советский прозаик, драматург.         Родился         в         Киеве. Разносторонне         одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой,  театром, сочинительством - наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством и т. д. Был газетным торговцем, землекопом, косарем и т. п., в 1927-1929 учился в Киевском художественном         институте,         откуда перевелся         в Московский институт кинематографии (окончил в 1932).  
Начал публиковать свои рассказы
Все книги Носова наполнены веселым, доброжелательным  юмором. Открывай любую страницу  — без улыбки, а то и без неудержимого смеха читать невозможно. Проведите эксперимент (то есть опыт): спросите кого-нибудь из взрослых, читали        книги Николая  Носова. В ответ и они человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из «Незнайки» или «Вити Малеева», «Веселой семейки» или сказки «Бобик в гостях у Барбоса»... А поскольку «взрослых» книг  Носов почти не писал, так и останется  он в памяти читателей  истинным детским юмористом.
Литературный дебют Носова состоялся в 1938 г., когда в журнале «Мурзилка» был опубликован рассказ «Затейники». Составьте пословицу и узнайте любимую тему автора.
Друг, старый, лучше, двух, новых. (Старый друг лучше новых двух.)
Как вы понимаете смысл пословицы. О ком любит писать автор? (О детях и друзьях.)
Хотите узнать об их приключениях?
Откройте хрестоматию и читаем рассказы по цепочке(чтение в слух кто желает).
1-я остановка.
Оба ли мальчика уверены, что смогут сварить кашу? (Нет, уверен только Миша.)
Как относится к этой проблеме Коля? А что говорит Миша? Докажите словами текста.
Как вы думаете, кашу сварить трудно?  Прочитаем дальше и посмотрим, смогут ли мальчики накормить себя.
2-я остановка.
Кто из друзей принимает решение за обоих?
А кто полностью рассчитывает на другого?
Уверенно ли действует Мишка?  Найдите в тексте слово, которым друг уважительно называет Мишку. Предположите, получится ли у них каша.  Читаем дальше.
3-я остановка
Вам нравится рассказ? Что вас рассмешило? Зачитайте самые смешные строчки.
От чьего имени ведется повествование?
Автор рассказа и друг Мишки — один и тот же человек? Докажите свою точку зрения.
Разные ли характеры у мальчиков?
Что вы можете сказать о Мишке? (Самоуверенный, легкомысленный, не задумывается о последствиях.) Найдите слова Мишки, которые показывают его самоуверенность и оптимизм.
Кстати, что такое оптимизм?
А были ли основания для такой уверенности в себе? Мишка действительно оказался специалистом или это слово можно применить к нему только с иронией?
Кого называют специалистом? (Того, кто обладает знаниями в какой-нибудь области.)
Прочитайте фразу с правильной интонацией.
А какой Коля по характеру? (Осторожный, сомневающийся, разумный.)
Какие слова и поступки Коли доказывают, что он более осторожный, более разумный, но в то же время с удовольствием перекладывает на друга решение сложной задачи?
Кто из друзей лучше понимает причины неудачи?
Какие это причины?
Предположите, как можно выйти из этой ситуации.
4-я остановка
Изменилось ли у вас представление о характере мальчиков?
Мишка в этой части рассказа такой же самоуверенный?
Какие его высказывания это подтверждают?
А  кому принадлежат все идеи по добыванию воды из колодца?
Кто из них придумал, как достать из колодца ведро и чайник?
Какое качество Мишки особенно проявляется в этой части рассказа?

 Коля по-прежнему рассудителен и разумен?
В чем главный недостаток его советов? Кто из мальчиков способен по-взрослому сделать выводы и принять решение?
Что кажется самым смешным в этой части? Прочитайте эти строчки. Рамочкой обведены строчки, которые Миша считает самыми смешными. Прочитайте их.
Можете объяснить, почему именно они показались ему самыми смешными? (Коля спрашивал, где вода, а Мишка ответил, что она в колодце. Здесь несоответствие между ожиданиями Коли и реальностью (Мишка не только не принес воды, но и уронил ведро в колодец).)
Отрывок, который заинтересовал Машу, отмечен сбоку серой полоской. Найдите его и прочитайте.
Как вы думаете, что заинтересовало Машу?
Кто из двух друзей обладает чувством юмора?
Найдите фрагмент, который показался самым смешным  Косте. Он отмечен сбоку цветной полоской. Что вызвало смех у Кости? (Несоответствие между простыми действиями Мишки и неожиданно бурной реакцией Коли.)

Слушать биографию автора

Составлять пословицу

Читать рассказ

Осмыслять текст

Отвечать на вопросы

Рассуждать

Отвечать на вопросы

Рассуждать

Читать дальше

Зачитывать смешные строчки из рассказа

Находить слова в тексте

Отвечать на вопросы

Рассуждать

Делать предположения

Отвечать на вопросы

Рассуждать

Читать строчки из текста

Находить нужный отрывок и читать его

Находить нужный фрагмент

Регулятивные:самоконтроль.

Коммукативные: отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: слушают и понимают речь учителя

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Коммукативные: отвечают на вопросы учителя

Личностные:учебно – познавательный интерес к новому материалу.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; оценка жизненных ситуаций и поступков героев;

К: сотрудничать со сверстниками в выполнении общих учебных задач;

П: анализировать и сравнивать полученную информацию, уметь опираться на свой жизненный опыт;

К: участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения;

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

К: формулировать свои мысли в развернутой устной речи; участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения;

самовыражение: монологические высказывания разного типа;

6

Итог урока

2 мин

С каким произведением вы познакомились?
Почему рассказ назван «Мишкина каша»?
Можно ли сказать, что Мишка — главный герой рассказа?
Вы понимаете, почему герой-рассказчик так по нему соскучился и был рад его приезду?
Что еще можете добавить к характеристике друзей?
В чем же секрет смешного в этом произведении? (В несоответствии и противоречии.)
Какие цели ставили?
Добились ли поставленной цели?

Отвечать на вопрос

Делать вывод

Вспоминать цели

К: формулировать свои мысли в развернутой устной речи;

7

Домашнее задание

1 мин

Выполнить задание «Поход в библиотеку» (хрестоматия, с. 86)

Записывать д.з

8

Рефлексия

2 мин

Можно ли назвать Мишку и Колю настоящими друзьями?
Дружба верная  не  сломается,
Не развеется от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит —
Вот что значит  настоящий верный друг. (М. Пляцковский0
А как вы понимаете выражение «верный друг»? (Преданный, на него можно положиться, никогда не подведет, в любую минуту придет на помощь.)
Расскажите о своем друге.
Что вы любите делать вместе? Понравился ли вам урок?

Отвечать на вопросы

Слушать стихотворение

Подводить  итог урока чего добились на уроке

Л: участие в творческом, созидательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Н.Носов. На горке", 2 класс

Тема урока. Н.Носов. На горке.Класс. 2 классПредмет: литературное чтение.Тип урока: комбинированный.Цель урока: познакомить с произведением Н.Носова, его идейно-смысловым и художественным содержанием....

Конспект урока по литературному чтению "Н.Носов "Заплатка"

Конспект урока по литературному чтению "Н.Носов "Заплатка"...

Конспект урока по литературному чтению Н. Носов "Заплатка".

Литературное чтение. Образовательная система «УМК 21 век». ОНЗ (технология деятельностного метода). Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. 2 класс...

Конспект урока по Литературному чтению. Тема: Носов "Телефон" (3 класс)

Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова; ознакомление учащихся с рассказом Н.Н.Носова «Телефон».Планируемые результаты:Предметные:уметь наблюд...

Конспект урока по литературному чтению Н.Носов "Телефон", 3 класс, "Школа России"

Тема урока: Н.Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: ознакомление детей с рассказом и биографией автора Н.Н. Носова «Телефон», совершенствование навыков чтения: выра...

Конспект урока по литературному чтению Н. Носов «Телефон» 3 класс (УМК «Школа России»)

Тема: Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н. Н. Носова и с рассказом «Телефон»; формирование умения анализировать ю...