Конспект урока по литературному чтению "Н.Носов. На горке", 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гафарова Фарида Гаптелхамитовна

Тема урока. Н.Носов. На горке.

Класс. 2 класс

Предмет: литературное чтение.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить с произведением Н.Носова, его идейно-смысловым и художественным содержанием.

Данный урок составлен в соответствии с ФГОС.

Особенностью данного урока, его отличием от стандарного является  активизация "вдумчивое чтение". Использование ИКТ  позволяет  повысить уовень наглядности, расширить кругозор детей. Мультимедийная  презентация наиболее полно отвечает интересам и запросам обучающихся.

Урок актуальный, так как каждое задание требовало от  обучающихся активной мыслительной  деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n_nosov_na_gorke_2klass.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению проведённого во 2 б классе  

Учитель. Гафарова Ф.Г.

Урок. Литературное чтение.

Тема.  Н. Носов «На горке»

Тип урока. Комбинированный.

Образовательной системы  «Перспектива»

Цели урока. Познакомиться с произведением Н.Носова, его идейно-смысловым и художественным содержанием, совершенствовать навыка чтения, развивать устную речь.

Личностные УУД.

— проявлять желание читать произведения о дружбе;

— проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям художественных произведений;

позитивное отношение к использованию правил дружеских отношений в своей повседневной жизни.

Регулятивные УУД.

— планировать и выполнять задание в соответствии с целью;

работать с текстом произведения, используя алгоритм;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные УУД. Познавательные умения:

— определять отличительные признаки жанра басни и обосновывать своё мнение;

— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

— подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

— сопоставлять героев разных произведений;

использовать приобретённые знания и умения для составления правил дружеских отношений.

Коммуникативные УУД.

-- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-- формулировать собственное мнение и позицию;

-- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Цели и задачи урока

Образовательные.

  • Познакомить с биографией, творчеством Н. Носова и его рассказом «На горке», его идейно-смысловым и художественным содержанием.
  • Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения, над выработкой хорошей дикции,
  • Формировать читательские умения.
  • Активизировать «вдумчивое чтение».
  • Формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

Развивающие.

  • Развивать устную речь учащихся.
  • Формировать читательскую самостоятельность.
  • Развивать образное и логическое мышление.
  • Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся, расширять кругозор детей.
  • Развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
  • Развивать многообразие психических процессов, фонематический слух, самооценку.

Воспитательные.

  • Воспитывать нормы морали и нравственности, интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.
  • Воспитывать усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручку.
  • Воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
  • Воспитывать критическое мышление.

Оборудование. Мультимедийный проектор; экран; презентация; минусовка песни «Настоящая друг»; учебник Литературное чтение. 2 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. Ч. 1 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская; Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» - М.: Просвещение, 2011; выставка книг Н.Н. Носова; «Словарь русского языка» Ожегова С.И., индивидуальные карточки с буквами А, О, И, Е, Я;  набор сюжетных картинок, карточки с пословицами; портрет писателя; тест на листочке;  физкультминутка-запись; гимнастика для глаз; снежинки.

Ход урока

I.  Организационный момент. 

Коммуникативные УУД, регулятивные УУД

1. Психологическая установка на урок:

-   Я очень рада видеть вас всех на уроке.

-  Улыбнёмся друг другу,  дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты и повторяйте за мной:

 

    Я в школе на уроке,

    Сейчас я начну учиться.

    Я радуюсь этому.

    Внимание моё растёт.

    Я, как разведчик, всё замечу.

    Память моя крепка.

    Голова мыслит ясно.

    Я хочу учиться.

    Я очень хочу учиться.

    Я готов к работе.

II.  Актуализация опорных знаний. 

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД.

1. Вступительная беседа.

-  Ребята, у нас сегодня на уроке чтения очень много интересной работы. Мы будем узнавать что-то новое, повторять изученное ранее, радоваться своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними будем вместе. А девизом нашего урока станет пословица, давайте её прочитаем. Прочитайте сначала про себя. Прочитаем хором.

Слайд 2

«Упустишь минутку – потеряешь час».

-  Так давайте же не потеряем ни одной минутки нашего драгоценного времени!

2. Работа над развитием техники чтения.

А) Дыхательная гимнастика

  • Вдох носом выдох через рот
  • Нюхаем цветок
  • Тушим свечи

Б) Отработка дикции

Слайд 3

Ок-ок-ок - падает снежок

Ип-ип-ип- слышу снега скрип

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

3. Проверка домашнего задания.

Хоровое пение песни «Настоящий друг»

III. Цель урока

Регулятивные УУД, личностные УУД.

-  Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов.    

Слайд 4

АН  КЕГОР

-  Отгадайте.

-  Правильно. Произведение называется «На горке»

IV. Изучение нового материала.

Познавательные УДД, личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД.

1. Словарная работа.

Слайд 5

-  Давайте вставим пропущенные буквы в слова, поднимаясь снизу вверх. (Коньки, ребята, лопата, гора).

(По команду учителя дети показывают карточку с нужной буквой и хором называют слово, где возможно, подбирают проверочные слова.)

-   Итак, мы оказались на вершине горки и сегодня познакомимся с рассказом, который так и называется «На горке». А написал этот рассказ Николай Николаевич Носов Носова.

Слайд 6

-    Как зовут автора прочитаем хором.

-    Кто мне скажет, а как называется тема нашего урока?  

- Будем упражняться вдумчиво читать, анализировать произведение, определять характер героев, оценивать их поступки.

2. Знакомство с биографией и творчеством Н. Носова

-  А с биографией писателя нас познакомят заранее подготовленные уч-ся.

(Двое, заранее подготовленных детей, выступают с докладами.)

Слайд 7

1 ученик. Николай Николаевич Носов один из любимых детских писателей. Много ребят выросло на его юмористических, забавных, познавательных произведениях. Николай Николаевич родился в Украине, в Киеве, в семье актёра. Высшее образование Носов получил в Московском институте, в котором учат снимать кино. Впоследствии Николай Николаевич стал режиссёром: снимал учебные и художественные мультфильмы.

Слайд 8

2 ученик. Он  увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой, фотографией. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным.

В литературу пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей…   

Слайд 9

Первый его рассказ для детей «Затейники» появился в журнале «Мурзилка». Первый сборник рассказов Носова «Тук-тук-тук» вышел в год окончания Великой Отечественной войны, в 1945 году.

Слайд 10, 11

3 ученик. Николай Николаевич Носов — автор всем хорошо известных произведений: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Витя Малеев в школе и дома». Заслуженную славу писателю принёсла роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и два его продолжения «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Н.Н. Носков умер в 1976 году. Его вклад в детскую литературу очень велик. Дети и взрослые с удовольствием читают рассказы этого писателя. Они смешные, добрые, поучительные.

 Слайд 12

-  Созданы кинофильмы  по  киносценариям  Н.Носова

(Учитель обращает внимание детей на выставку книг Н. Носова, делает краткий обзор книг, дополняет сообщения детей.)

- Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по – настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком – либо забавном случае. Этому мы и будем учиться на уроке на примере рассказов Н.Н.Носова.

3. Первичное восприятие текста

-  Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему? Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

-  Давайте прочитаем и узнаем правильно ли мы предположили?(Текст читает учитель для целостного восприятия произведения. Учебники детей закрыты.)

4. Проверка первичного восприятия текста. Эмоционально-оценочная беседа

-  Правильно ли оказались наши предположения?

-  Кому понравился рассказ?

-  Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

-  Кто главные герои этого произведения? 

-  Среди ваших друзей есть похожие на Котьку?

-  Покажите мимикой. Как удивились ребята, когда увидели, что горка в песке?

5. Работа в паре. Выполнение теста.

- Проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Для этого мы выполним тест. Предлагаю поработать в парах. Я буду читать вопросы, а вы должны выбрать правильный ответ и отметить на листочке карандашом. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы. ( Дети самостоятельно работают на листочках).

1.  Что ребята построили во дворе?
А) снежную горку              Б) снежную крепость                В) снежную бабу

2.  Чем занимался Котька во время строительства горки?
А) работал вместе с ребятами                               Б) смотрел телевизор
В) сидел дома и смотрел, как другие трудятся

3.  Что сделал Котька, когда ребята ушли?
А) быстро нацепил коньки и выскочил во двор
Б) продолжал смотреть телевизор
В) стал строить свою горку

4.  Почему Котька не смог взобраться на горку?
А) не пустили ребята
Б) горка была высокой

В) горка была скользкой

5.  Что придумал Котька для того, чтобы взобраться на горку?
А) посыпал песком и взобрался
Б) решил гулять в другом месте
В) позвал папу

6.  Как ребята отнеслись к поступку Котьки?
А) похвалили и стали кататься вместе
Б) пожурили и предложили исправить
В) побили и не стали разговаривать

7.  Что предпринял Котька, чтобы исправить свою ошибку?
А) посыпал горку снегом и сделал ступеньки
Б) принес конфеты и раздал ребятам
В) не стал ничего исправлять

– Проверим работу.  (Один ученик зачитывает правильные ответы.)

 

Ребята построили во дворе снежную горку.

Котька во время строительства горки сидел дома и смотрел, как другие трудятся.

Когда ребята ушли, Котька быстро нацепил коньки и выскочил во двор.

Котька не смог взобраться на горку, потому что она была скользкой.

Мальчик посыпал горку песком и взобрался.

Ребята пожурили его и предложили исправить ошибку.

Котька посыпал горку снегом и сделал ступеньки.

Слайд 13

6. Физкультминутка. Дети произвольно двигаются под музыку.

Личностные УУД, коммуникативные УУД.

7.  Словарная работа.

А)  Объяснение слов.

-  Прежде, чем перечитать рассказ, уточним  значение некоторых слов.

-  Что, по-вашему мнению, называется «дворницкой»? От какого слова оно произошло?

-  Мы знаем, что в мире много книг, но есть одна, из серии особых, которая знает всё. Книга эта у нас в гостях:  «Толковый словарь русского языка» Ожегова. 

Слайд 14

-  Заранее до урока Регина  посмотрела толкование этого слова. Давайте прочитаем.  

Слайд 15

Дворницкая  — помещение, в котором  дворник хранит приспособления для уборки территории.

-  Как вы думаете, что значит «на четвереньках»?

-  Четвереньки — на четвереньках — на обеих руках, опираясь на ладони, и на обеих ногах, опираясь на колени; на карачках.

Б)  Работа над чтением трудных слов

-  Давайте прочитаем слова, которые встретятся в тексте. Читаем по слогам, а затем целым словом.

Слайд 16

Сгре-ба-ли         сгребали           Подберите к слову синоним собирали

Сва-ли-ва-ли      сваливали

Тру-дят-ся        трудятся          А сможете ли вы подобрать антоним? ленятся

Сколь-зка-я       скользкая

На-пор-тил       напортил          синоним сломал

Чет-ве рень-ки  четвереньки      Как понимаете это слово?

8.  Вторичное чтение

-  Откройте учебники на странице 119. Начинаем читать рассказ про себя. Читая рассказ, подумайте на сколько частей его можно разделить и отметьте карандашом, где начинается и кончается каждая часть.

9. Гимнастика для глаз. (Снежинка). Вращение глазами по часовой стрелке и против, моргание. 

Личностные УУД, коммуникативные УУД.

10. Анализ произведения. Выделение частей рассказа.

-  На сколько частей вы разделили текст?      5

-  Где по вашему мнению заканчивается 1-я часть?

-  Где заканчивается 2-я часть?

-  Где заканчивается 3-я часть?

-  Где заканчивается 4-я часть?

11. Групповая работа.

А)  Расстановка порядка рисунков.  Деление текста на части.

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.    

- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

- Сейчас вы будете работать в группах.

-  Каждой группе нужно расставить картинки по порядку.

-  Назовите картинки по порядку.     (  2, 4, 1, 5, 3  )

-  Если остальные группы согласны с мнением  этой группы, то поднимите снежинку, если не согласны не поднимаете.

-  У нас получился картинный план.

Б)  Составление картинного плана.

-  А сейчас каждая группа озаглавливает по одной картинке.

-  1-ой группе нужно озаглавить картину под номером.

-  Ваша группа согласна с мнением других групп?                                                         

1. Строительство горки ребятами.

2. Хитрец на скользкой горке.

3. Котька посыпает горку песком.

4. Ребята заставили товарища работать.

5. Котьке понравилось трудиться.

12. Работа с пословицами в группах.

Слайд 17

-  А сейчас мы проведем групповую работу. Вам нужно найти  пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.

1. Поспешишь – людей насмешишь.

2. Семь раз отмер, а один раз отрежь.

3. Умел ошибиться, сумей и поправиться.

-    Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

-  Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

12. Главная мысль рассказа.

-  Как вы думаете с какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

Чтобы:  

 Слайд 18                                                                                  

1. Развеселить читателя.

2. Подшутить над кем-нибудь.

3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

4. Разбудить фантазию.

5. Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

-  Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

V.  Итог урока.

- Если человек сделал неправильно, надо признать свою ошибку и постараться исправиться. Главное – уметь отличать хорошее от плохого, некрасивый поступок товарищу простить, помочь ему впредь такого не совершать. А если вы ошиблись – старайтесь сразу исправить ошибку, постарайтесь стать лучше.

VI.  Рефлексия. (На столах у детей лежат вырезанные из бумаги снежинки. На доске – рисунок горки.)

РегулятивныеУУД,  коммуникативные УУД, личностные УУД.        

-   У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

-  Если вы считаете, что урок был интересным, вы работали активно, свою снежинку прикрепите на горку. Если было трудно – то пусть ваша снежинка продолжает летать- прикрепите по краям.    (Дети прикрепляют снежинки на доску.)

 – Ребята, посмотрите какая красивая, снежная горка у нас получилась. Все дети были бы рады прокатиться с такой горки! 

VII. Домашнее задание.

Стр. 119 - 122 выразительно читать, пересказывать.

-  Благодарю вас за урок. Мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Урок окончен. Спасибо всем за рок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока чтения, Н.Н.Носов " На горке" ( класс коррекц.)

Конспект урока чтения по теме: Н. Н. Носов " На горке", для класса коррекции....

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"

Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих  по программе "Школа XXI века"....

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...