Конспект открытого урока по теме: И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Открытый урок литературного чтения (Школа России, 2 класс)
Тема: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Тип урока: изучение нового и первичное закрепление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок. И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» | 843.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 «В» классе
Тема урока: Иван Андреевич Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
- познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак и Щука», дать понятие о басне, её особенностях.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
-формировать умения положительного отношения к учебному труду,
высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции
-формировать умение адекватно оценивать свою работу
-способствовать формированию нравственных качеств
Предметные:
- дать новые знания учащимся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, учить видеть в басне скрытый смысл (мораль)
- развивать умение выразительно читать, рассуждать, решать проблемные вопросы, сравнивать, наблюдать, делать выводы.
Матапредметные:
- регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу
- коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; принимать участие в работе парами, классом, отвечать на уроке, слушать и слышать
- познавательные: развивать речевые умения и творческие способности детей.
Средства обучения: УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,
М.В. Голованова, Л.В. Виноградская, М.В. Бойкина), аудиозапись, презентация, мультимедийное приложение, карточки для индивидуальной работы и работы в парах
ХОД УРОКА | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
| ||
-Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кому нравится каждый день узнавать что-то новое, интересное? - Как называют таких людей? - Все расселись по местам, Никому не тесно. По секрету вам скажу, Будет интересно! (слайд) | Выполняют просьбу учителя | Регулятивные (самооценка, самоконтроль) |
| ||
- Начинаем наш урок С речевой разминки. Постарайся повторить Чётко, без запинки. (слайд) | Проговаривают всем классом: - Говорим всегда красиво, Ясно, четко, говорим, Смело и неторопливо, Потому что не спешим. | Коммуникативные (умение работать всем классом) |
| ||
- С какими видами литературных жанров мы уже познакомились? (слайд) | Отвечают на вопрос учителя: - Фольклор, сказка, рассказ, стихотворение | Коммуникативные |
| ||
- Чтобы узнать новый литературный жанр, вам надо в задании № 1 прочитать слово по первым буквам картинок. - Какое слово получилось? (слайд) - Что такое «басня»? - В задании № 2 прочитайте имя и фамилию писателя справа налево (слайд) - Как запишите? -Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят. Её давно мы затвердили. Её и внуки затвердят. (князь Пётр Вяземский – русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, мемуарист, гос. деятель 19 в.) - Название басни Крылова узнаете, если загадки мои отгадаете… (слайд) 1.Птица медленно плывёт, Словно белый теплоход, Горделива и красива, Терпелива и пуглива. 2.Все движутся вперёд, А он – наоборот. Он может два часа подряд Всё время пятиться назад. 3.Полосатая злодейка Съест любого малыша: Пескаря, плотву, уклейку, Не проглотит лишь ерша. - Кто догадался, как называется басня? (слайд) | Отвечают на вопросы учителя: - Басня ( сам-но вписывают) - Это небольшой нравоучительный рассказ в стихах или прозе, в котором вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи - Иван Крылов (сам-но вписывают) Отгадывают загадки: - Лебедь - Рак - Щука - «Лебедь, Рак и Щука» | Общеучебные познавательные Коммуникативные (умение работать всем классом) Регулятивные (прогнозирование) |
| ||
- Выскажите, пожалуйста, свои предположения: чем сегодня будем заниматься на уроке? (слайд) - Ребята, какие цели мы поставим перед собой на уроке? | Отвечают на вопросы учителя: Познакомимся … с жизнью и творчеством русского писателя И.А. Крылова, новым литературным жанром (басней) Узнаем, что такое …басня, её особенности Научимся …читать басню «Лебедь, Рак и Щука» | Регулятивные (целеполагание) |
| ||
Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова - Ребята, а что вы уже знаете о писателе-баснописце Иване Андреевиче Крылове? (слайд) - Ребята, что нового вы узнали из сообщения учащихся? Чтение статьи из учебника - А что ребята нам не досказали, вы узнаете, самостоятельно прочитав статью в учебнике на с.102 Беседа о прочитанном по вопросам // выборочное чтение (вопрос № 2):
И.А. Крылов?
Знакомство с басней (слайд) - Назовите действующих персонажей - Что они пытаются сделать? - Получится ли у них? - Давайте послушаем, что же вышло на самом деле… – Ребята, я заметила, что во время прослушивания басни у вас на лицах появились улыбки?? – Что заставило вас улыбнуться? - Оправдались ли наши прогнозы в том, что у героев басни ничего не получит-ся? Работа над басней: 1.Словарная работа – Прочитайте басню самостоятельно и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо - Как вы понимаете значение этих слов: Лад - Мука - Поклажа - Воз – Впряглись - Ныне - «Из кожи лезут вон» - | Ответы учеников Сообщение подготовленных учеников: Иван Андреевич Крылов – знаменитый русский басно-писец. Родился в Москве в семье бедного армейского офицера. Детство прошло на Урале и Твери. Отец умер рано. Нужно было помочь матери прокормить семью. Вот и пошёл маленький мальчик работать в том воз-расте, когда другие дети за партой сидят. На работе у него было своё место за столом, завален-ное бумагой. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья (в то время пи-сали ими) и потихоньку читал оставшиеся от отца кни-ги, за что хозяин не раз его бил. Мальчику тогда было 11 лет. Прошло время, и стал Иван Андреевич писать статьи для журналов и работать в городской библиотеке. Свои басни он начал писать в 37 лет и подписывался НАВИ ВОЛЫРК. Популярность и известность его была велика. Ещё при жизни писателя было опубликовано 9 книг с его баснями. А их около двухсот. Умер великий баснописец в 75 лет. Похоронен в Санкт-Петербурге. Скульптор Пётр Клодт установил бронзовую статую писателя на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями персонажей из басен Крылова. Эти басни бессмертны. Они подоб-но зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, увидит свои недостатки и постара-ется от них избавиться. Самостоятельное чтение «птичьим базаром» Отвечают на вопросы учителя: - Надо быть очень трудолюбивым человеком. - «Будет очень просто, как переделаешь раз сто» - Около двухсот строк. - 21 строка. - Работал и учился. - Начал учить греческий язык в 50 лет и за 2 года овладел им в совершенстве. Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы учителя: - Лебедь, Рак и Щука - Пытаются сдвинуть воз (телегу) с места - … Слушают аудиозапись (сеанс воображения) Отвечают на вопросы учителя: - Глупые: тянут в разные стороны -… 7. Первичное закрепление во внешней речи ----------------------------------------------------------- Самостоятельная работа (чтение «птичьим базаром») Отвечают на вопросы учителя: - Действовать совместно, не расходясь - Сильное физическое или нравственное страдание - Уложенные для перевозки вещи, груз, багаж - Повозка или сани с какой-либо поклажей - Вместо лошадей - Теперь, в настоящее время - Усердствовать, стараться изо всех сил | Познавательные Коммуникативные (согласованность действий с партнерами) Общеучебные познавательные Коммуникативные (построение речевых высказываний) // Общеучебные познавательные (умение работать с текстом) Коммуникативные (построение речевых высказываний) Регулятивные (прогнозирование) Регулятивные (самоконтроль) Коммуникативные (построение речевых высказываний) Регулятивные (самоконтроль) Коммуникативные (построение речевых высказываний) |
| ||
2. Анализ произведения – Как вы думаете, случайно ли подобрал И.А. Крылов именно этих героев? - Почему (что их связывает)? - Какой синоним указывает на то, что они – друзья? - Почему же у них ничего не получилось? Докажите словами из текста - Дайте характеристики героям «Мозговой штурм»: - Возможно ли им было сдвинуть воз с места? Докажите словами из текста - Почему же «воз и ныне там», ничего не получилось? (В задании № 3 лишнее зачеркнуть) «Мозговой штурм»: - Найдите главную часть басни. Прочитайте. - Почему она – главная (чему учит)? - А как называется главная часть в басне, вы узнаете, если поменяете слоги местами в задании №4? - Так что такое «басня»? 3. Работа над выразительностью 4. Работа над пословицей «Дружно не грузно, а врозь хоть брось» - Соберите пословицу, объясните смысл | Рассуждают, отвечают на вопросы учителя: - Не случайно - У всех у них жизнь связана с водой, поэтому должны быть друзьями - Товарищи Выборочно читают: - Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, Щука тянет в воду. Рассуждают (работа в группах): «Лебедь рвётся в облака» – стремительный, упрямый, быстрый «Рак пятится назад» – неповоротливый, нерасторопный, ползёт назад «Щука тянет в воду» – упрямая, только своё дело знает Выборочно читают: - «Поклажа бы для них казалась и легка…» Самостоятельно зачеркивают неподходящие выражения: *очень спешили *не договорились, как будут действовать *не пригласили на помощь кого-то более сильного Выборочно читают: «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука». - Мораль - Это небольшой нравоучительный рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери, птицы, деревья, вещи Выразительное чтение басни Игра «Собери пословицу» (работа в парах) | Коммуникативные (построение речевых высказываний) Общеучебные познавательные (умение работать с текстом, выделять существенное) Коммуникативные (умение работать в группах, построение речевых высказываний) Общеучебные познавательные (умение работать с текстом, выделять существенное) Регулятивные (самоконтроль) Коммуникативные (построение речевых высказываний Коммуникативные (умение работать с классом, в парах) |
| ||
- С каким новым жанром познакомились? (Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа. Басне «Лебедь, Рак и Щука» – 202 года (написана в 1814 г.) Аллегория – иносказание) - Как называется басня, с которой познакомились? - Кто её написал? - В заключение урока посмотрите мультфильм - Отразите свое отношение к уроку, к своей работе на уроке. - Д/з: выразительное чтение басни (по желанию – выучить наизусть) - Спасибо всем, кто работал старательно и слушал внимательно! | Отвечают на вопросы учителя: -Басня - «Лебедь, Рак и Щука» - Иван Андреевич Крылов Просмотр мультфильма Показывают карточки, на карточке рисуют смайлики Записывают в дневник | Коммуникативные (построение речевых высказываний Регулятивные (самоконтроль, самооценка) |
- навИ волырК
- Почему же «воз и ныне там»?
- Очень спешили;
- Не договорились, как будут действовать;
- Не позвали на помощь кого-то более сильного.
- ральмо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект открытого урока на тему "Чудо хохломы"; 2 класс
Презентация открытого урока по Изобразительному Искусству , посвященного народным промыслам .Цель комплексной системы уроков : научить учащихся вести поисковую работу и самостоятельно выполнять творче...
Конспект открытого урока по теме "Органы чувств" для учащихся 3 класса
Цель: познакомить учащихся с органами чувств. Образовательная задача: формировать представление об органах чувств, какнеобходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиениче...
Конспект открытого урока по теме "Орфограммы в корне слова. Итоговый урок" 2 класс. Для любого УМК
Урок отвечает всем требованиям ФГОС. Подходит для любого УМК. В урок включена словарная работа, фиксируются итоги плана урока....
Конспект открытого урока по теме Алфавит в 1 классе
Цель. Формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).Задачи.1. Открыть новый способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному запоминанию алфавита, ф...
Конспект открытого урока по развитию речи (с использованием интерактивной доски) в 3 классе II вида, по теме: «Работа по серии картинок на основе сказки «Колобок».
К конспекту данного урока прилагается мультипликационный фильм "Колобок", в разделе видеозаписи.В данном конспекте проводится работа по серии картинок на основе сказки "Колобок"....
Конспект открытого урока по теме "Животноводство нашего края" 3 класс
Конспект открытого урока по теме "Животноводство нашего края" 3 класс...
Конспект открытого урока по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс
Урок русского языка в 4 классе по программе XXI век .Автор С. Иванов, А. Евдокимова...