Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "М. Прившин «Моя Родина» (из воспоминаний)"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Шуляк Татьяна Олеговна

познакомить учащихся с творчеством М. М. Пришвина; формирование умения правильно определять главную мысль текста.

Планируемые результаты:

·        Предметные: читать произведение и объяснять зашоловок произведения, определять главный смысл произведения.

·        Личностные: осознавать смысл слов Родина, моя Родина, подбирать слова близкие по смыслу, гордится своей родиной, её богатством, красотой.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс», автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_m.privshin_moya_rodina.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе Шуляк Татьяны Олеговны

Тема урока: М. Прившин «Моя Родина» (из воспоминаний)

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством М. М. Пришвина; формирование умения правильно определять главную мысль текста.

Планируемые результаты:

  • Предметные: читать произведение и объяснять зашоловок произведения, определять главный смысл произведения.
  • Личностные: осознавать смысл слов Родина, моя Родина, подбирать слова близкие по смыслу, гордится своей родиной, её богатством, красотой.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс», автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 мин

Прозвенел звонок. Начинается урок литературного чтения. Посмотрите на различные изображения «солнышек» на доске.

– Скажите, какое изображение соответствует вашему настроению? Мне нравится ваш настрой на урок.

– Начнем наш урок с разминки.  Продолжите пословицы:

Кто много читает…

Чтение – лучшее…

Будешь книги читать…

– Так зачем же нам надо читать?

«Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос».

Приветствовать учителя.

Отвечать на вопросы учителя

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

Практ.: уст. и письм. упр.

 7 мин

Мы с вами прочитали уже немало произведений, познакомились с творчеством многих писателей. Давайте вспомним некоторых из них.

– Кто это? (На слайде портреты писателей) Назовите фамилии писателей. (Сладков, Бианки, Чарушин)

– Что объединяет этих писателей? (Писали о природе и животных)

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством наших писателей.

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Мы продолжим знакомство с русскими писателями, прочитаем новое произведение, попытаемся определить замысел автора и основную идею этого произведения)

– Как фамилия этого писателя вы узнаете, разгадав небольшой кроссворд.

1. Известный дедушка – баснописец.

2. Написал рассказы про «Мышонка Пика».

3. Автор сказок о «Золотой рыбке», «О царе Салтане…» и др.

4. Имя автора рассказа «Лев и Собачка».

5. Автор, писавший о животных и сам иллюстрировавший свои книги.

6. Автор книг о приключениях Незнайки в Солнечном городе.

С творчеством какого писателя нам предстоит познакомиться сегодня? (М.М. Пришвин)

– Сделайте свои предположения, почему мы поставили этого писателя в один ряд с В. Бианки, Н. Сладковым, Е. Чарушиным?

– Да, действительно, этот писатель тоже писал свои произведения о родной природе, о родном крае.

Отвечать на вопросы. Разгадывать кроссворд. Определять тему и цель урока.

Личностные -

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи.

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

Словесный: чтение и повторение правил

12 мин

Об этом авторе К. Паустовский сказал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю М.М. Пришвина.

Жизнь и творчество М.М. Пришвина – это увлекательное путешествие: иногда в соседний лес, а бывает и в дальние страны.

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал её Север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки, озера. Он умел видеть необыкновенное, волшебное в самом простом. И про все это вы прочитаете в его книгах: «В краю непуганых птиц», «Кладовая солнца», «Женьшень» и других.

– Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Прочитайте его название. («Люби живое»).

– Как вы понимаете это выражение?

Чтение рассказа «Моя Родина».

Проверка первичного восприятия текста:

– О чем это произведение?

– Согласны ли вы, что это произведение о Родине?

– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?

– Важны ли они для писателя?

– Почему они важны?

Повторное чтение по цепочке

Слушать учителя.

Усваивать новую информацию, участвовать  в беседе, актуализировать знания.

Строить речевое высказывание.

Читать произведение.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные – высказывать предположения;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Физ. минутка

1 мин

Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем!

Делать физ.

разминку

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

11 мин

Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил.

– Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?

– Какие строки этой статьи самые главные?

– Согласны ли вы с призывом автора?

– Прочитайте еще раз выразительно эти строки.

– Как вы можете беречь нашу школу, наш город, а следовательно и свою Родину?

– Как вы понимаете значение слова Родина?

– Кто из вас где родился?

– Что объединяет эти названия? (Они находятся в Челябинской области)

– Значит Челябинская область – наша с вами Родина.

– Наша Челябинская область входит в состав России. Значит Россия – тоже наша Родина, а мы все – россияне. Я знаю, что многие люди уехали жить в другие страны, но все равно они вспоминают свое родное место. Почему?

– За что же мы любим нашу Родину?

– Посмотрите на некоторые фотографии, показывающие красоту нашего родного края.

– А какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? (Ответы детей: род – рождение – родители – родство – родимый – родной – родинка – родительский – родовитый – безродный)

– Я просила вас дома найти к уроку пословицы о Родине. Поделитесь своими находками. (Ответы детей заслушиваются в виде «аукциона» пословиц)

– Я тоже нашла такие пословицы. Давайте их прочитаем:

«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»

«Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»

«Человек без Родины, что птица без крыльев»

«На чужой сторонушке рад своей воронушке»

«Своя земля в горсти мила»

Отвечать на вопросы. Анализировать текст.

Объяснять лексическое значение слов.

Актуализировать знания.

Искать однокоренные слова.

Личностные-

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи;

Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение;

Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства.

Итог урока.

Словесный: отвечают на вопросы

Практ.: уст. и письм. упр.

5 мин

– С творчеством какого писателя знакомились?

– Что нового узнали на уроке?

– Чему учились?

– Уже много лет нет с нами М.М. Пришвина, но  для нас с вами он оставил послание, которое мы ещё раз прочитаем.

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке.

Рефлексия

2 мин

– Выберите из конвертов такое изображение «солнышка», которое соответствует вашему настроению в конце нашего урока и прикрепите его на доску.

– Я рада, что количество улыбающихся «солнышек» у нас преобладает.

Вот на этой радостной солнечной ноте мы и закончим наш урок.

Оценивать свои достижения

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.

Домашнее задание

1 мин

Чиение «Моя Родина» М. Прившин, рисунок по произведению.

Записывать домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)

Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает  понять   содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...

Урок литературного чтения на тему: М. М. Пришвин"Моя Родина.(Из воспоминаний)" в 4-ом классе по УМК "Гармония"

Воспитывать любовь к  Родине, бережное отношение  к природе, которая является составной частью понятия  Родина....

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения 3 класс Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя).

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством JI.H. Тол­стого;развивать умения выразительно читать произведение, пере­давая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопрос...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....