Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "И. Соколов-Митков «Листопадничек»"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Миткова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, понимание детьми темы и основной мысли произведения;
Планируемые результаты:
· Предметные: знакомство с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек», формирование умения анализировать текст, высказывать свои мысли; развитие памяти, мышления, речи, творческих способностей, умения понимать поступки героев.
· Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество; осозновать ценности семьи, родного очага.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс», автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_i._sokolov-mitkov_listopadnichek.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе Шуляк Татьяны Олеговны
Тема урока: И. Соколов-Митков «Листопадничек»
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Миткова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, понимание детьми темы и основной мысли произведения;
Планируемые результаты:
- Предметные: знакомство с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек», формирование умения анализировать текст, высказывать свои мысли; развитие памяти, мышления, речи, творческих способностей, умения понимать поступки героев.
- Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество; осозновать ценности семьи, родного очага.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс», автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент Словесный: слово учителя | 1 мин | Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты тихо сели, И друг друга не задели. Чтобы работа у нас ладилась, у всех было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся с гостями. «Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро!» И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера.» | Приветствовать учителя. Отвечать на вопросы учителя | Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы. Практ.: уст. и письм. упр. | 7 мин | Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в данную страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать, Глаза, чтобы видеть. Сердце, чтобы прочувствовать. Как вы думаете, о какой такой Зеленой стране я говорю? (Лес, природа, что нас окружает) Почему вы так думаете? (показаны картинки зверей). Вы готовы отправится в эту страну? В путь! А путешествовать по этой стране мы будем с замечательным человеком И. С. Соколовым- Микитовым. (вывешивается портрет писателя) Послушайте стихотворение. У нас в семье большая радость Пусть листья падают, летят, В канавке тёплой, под осинкой Три листопадничка лежат. - Кто знает, что означает слово листопадничек? - Произведение с таким названием написал И.С. Соколов – Микитов. Как вы считаете о ком или, о чем может пойти речь в произведении с таким названием? Когда мы работаем над любым художественным произведением, что мы должны понять, выяснить, определить? (определить жанр произведения, понять о ком или, о чем оно, выяснить как автор относится к героям и их поступкам). А хотите узнать о ком пойдет речь в произведении? Для этого отгадайте загадку.
Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы- Уши- больше головы. Длинное ухо, Комочек пуха, прыгает ловко, Любит морковку. (заяц). - А что это за заяц, вы узнаете позже. | Отвечать на вопросы. Разгадывать кроссворд. Определять тему и цель урока. | Личностные - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Регулятивные - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи. Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Практ.: уст. и письм. упр. Словесный: чтение и повторение правил | 12 мин | Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе. С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним. Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки! Помним, что наша Зеленая страна не за морями, не за горами, а совсем рядом, лишь стоит только протянуть руку и открыть учебник на с. 60. СЛОВАРНАЯ РАБОТА: В той части произведения, которую я буду читать, встретится трудное слово. Я попросила Карину узнать, что это слово обозначает. Скажите, а где можно узнать о том, что слово обозначает, его лексическое значение? (Девочка показывает толковый словарь) «ОЛГОВЯЗЫЙ» -очень высокий, худой и нескладный. (Учитель читает отрывок до слов: «И убежал тихонько… с. 61, чтение сопровождается видеоклипом «Золотая осень»). | Слушать учителя. Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализировать знания. Строить речевое высказывание. Читать произведение. | Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные – высказывать предположения; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. |
Физ. минутка | 1 мин | Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем! | Делать физ. разминку | Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание | 11 мин | Какие чувства вы испытали, прослушав отрывок из произведения? (запись на доске) испуг страх беспомощность душевное волнение гнев любопытство тревога С какими героями вы познакомились еще кроме зайца? Давайте определим жанр произведения. У каждой группы есть карточки. Выберите правильный ответ, который соответствовал бы жанру данного произведения. (дети подходят к доске и заполняют пропуски).
Подумайте, почему автор начинает сказку с указания времени рождения Листопадничка? (автор хотел показать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев). - Это осенних зайчиков так называют. А как же называют рожденных в другое время? Хотите узнать? У вас на столах лежат карточки с некоторыми интересными сведениями о зайцах. Вы прочитайте, что там записано в группах, а затем поделимся сведениями. 1 гр. Зайчиха может приносить приплод (прибыль потомства у животных) 3 раза в год. Интересно знать, что зайчата каждого выводка называются по-разному. Зайчата 1-го выводка- «настовики», т. к. они появляются, когда на снегу есть наст- заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели. 2 гр. Летние зайчата «колосовики» или травники, а осенние — листопадники. - Ребята, продолжите, пожалуйста выражения: Эти сведения были для меня: 1) полезны; 2) бесполезны; 3) они пригодятся мне; 4) поделюсь этими сведениями с родителями и друзьями; 5) постараюсь расширить свои знания; 6) эти сведения мне не нужны. (итог работы групп). Работа над текстом произведения. ( с. 60). прочитайте про себя текст на с. 60 -Какое событие произошло в жизни старой зайчихи? (рождение зайчат) Ребята, а кто называет зайчат листопадничками? (охотники) Найдите и зачитайте, что видели зайчата каждое утро. А сейчас задание группам. 1 гр. («Вот бы и мне так полетать»,- сказал матери самый маленький зайчонок.) Ребята, выберите слово из предложенных, с помощью которого можно определить чувство, состояние, скрытую мысль зайчонка. Мечта желание надежда просьба идея мысль 2 гр. Как бы вы зачитали ответ старой зайчихи? Выберите подходящее из предложенного мной. Строго с мольбой с возмущением с насмешкой с радостью весело печально Ребята, прочитайте вполголоса текст на с. 61 до слов «И убежал тихонько из родного гнезда...» Что вы узнали из прочитанного об изменениях в живой природе осенью? Автор интересно описывает особенности поведения животных и птиц, способы их зимовки, настроение обитателей леса. Я предлагаю вам, использовав текст учебника, вставить пропущенные слова и выражения. После выполнения работы, мы прочитаем, что у вас получилось. 1 гр. (Пришла поздняя осень, стало в лесу (скучно) и (холодно). Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с (милой зеленой) родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли: 2гр. (- прощайте, прощайте, бедные листопаднички! Улетели в далекие страны (крикливые) журавли. Залегли в теплых берлогах (лежебоки)-медведи; свернувшись в (клубочки) заснули (колючие) ежи; спрятались в (глубокие) норы змеи. Стало еще (скучнее) в лесу. (дети зачитывают по цепочке). (проверка работы: учащиеся 1 группы проверяют по тексту 2 группу и наоборот, в случае ошибки сигнализируют учителю) | Отвечать на вопросы. Анализировать текст. Объяснять лексическое значение слов. Актуализировать знания. Искать однокоренные слова. | Личностные- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи; Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение; Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства. |
Домашнее задание | 1 мин | Откройте длневник и запишите домашнее задание. Перечитать сказку и выполнить рисунок к любому эпизоду. | ||
Итог урока. Словесный: отвечают на вопросы | 4 мин | Ребята, зачитайте мне, пожалуйста, что сказал Листопадничек своим братьям? Что бы вы посоветовали зайчонку? А то, что случилось с зайчонком по замыслу автора дальше, вы узнаете, прочитав сказку дома до конца. | Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Рефлексия | 2 мин | Закончи предложения Я узнал…. Мне было интересно… | Оценивать свои достижения | Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
Урок литературного чтения, 3 класс, и.в.соколов-Микитов "Листопадничек"
Урок предназначен для учащихся 3 класса. Программа "Школа России"...
Урок литературного чтения, 3 класс, И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
Урок предназначен для учащихся 3 класса по программе "Школа России"...
Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....