Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "И. Соколов-Митков «Листопадничек»"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Шуляк Татьяна Олеговна

Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Миткова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, понимание детьми темы и основной мысли произведения;

Планируемые результаты:

·        Предметные: знакомство с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек», формирование умения анализировать текст, высказывать свои мысли; развитие памяти, мышления, речи, творческих способностей, умения понимать поступки героев.

 

·        Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество; осозновать ценности семьи, родного очага.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс», автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_i._sokolov-mitkov_listopadnichek.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе Шуляк Татьяны Олеговны

Тема урока: И. Соколов-Митков «Листопадничек»

Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Миткова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, понимание детьми темы и основной мысли произведения;

Планируемые результаты:

  • Предметные: знакомство с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек», формирование умения анализировать текст, высказывать свои мысли; развитие памяти, мышления, речи, творческих способностей, умения понимать поступки героев.

  • Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество; осозновать ценности семьи, родного очага.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс», автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 мин

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

И друг друга не задели.

Чтобы работа у нас ладилась, у всех было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся с гостями.

«Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро!» И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера.»

Приветствовать учителя.

Отвечать на вопросы учителя

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

Практ.: уст. и письм. упр.

 7 мин

Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу.

У нас есть все для путешествия в данную страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать, Глаза, чтобы видеть. Сердце, чтобы прочувствовать.

Как вы думаете, о какой такой Зеленой стране я говорю? (Лес, природа, что нас окружает)

Почему вы так думаете? (показаны картинки зверей).

Вы готовы отправится в эту страну? В путь!

А путешествовать по этой стране мы будем с замечательным человеком И. С. Соколовым- Микитовым. (вывешивается портрет писателя)

Послушайте стихотворение.

                У нас в семье большая радость

               Пусть листья падают, летят,

               В канавке тёплой, под осинкой

               Три листопадничка   лежат.

            - Кто знает, что означает слово листопадничек?

          -  Произведение с таким названием написал   И.С. Соколов – Микитов.

Как вы считаете о ком или, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?

Когда мы работаем над любым художественным произведением, что мы должны понять, выяснить, определить?

         (определить жанр произведения, понять о ком или, о чем оно, выяснить как автор относится к героям и их поступкам).

А хотите узнать о ком пойдет речь в произведении? Для этого отгадайте загадку.

   

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы-

Уши- больше головы.

Длинное ухо,

Комочек пуха, прыгает ловко,

Любит морковку. (заяц).

           - А что это за заяц, вы узнаете позже.

Отвечать на вопросы. Разгадывать кроссворд. Определять тему и цель урока.

Личностные -

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи.

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

Словесный: чтение и повторение правил

12 мин

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

Помним, что наша Зеленая страна не за морями, не за горами, а совсем рядом, лишь стоит только протянуть руку и открыть учебник на с. 60.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

В той части произведения, которую я буду читать, встретится трудное слово. Я попросила Карину узнать, что это слово обозначает.

Скажите, а где можно узнать о том, что слово обозначает, его лексическое значение?

      (Девочка показывает толковый словарь)

      «ОЛГОВЯЗЫЙ» -очень высокий, худой и нескладный.

     (Учитель читает отрывок до слов: «И убежал тихонько… с. 61, чтение сопровождается видеоклипом «Золотая осень»).

Слушать учителя.

Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализировать знания.

Строить речевое высказывание.

Читать произведение.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные – высказывать предположения;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Физ. минутка

1 мин

Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем!

Делать физ.

разминку

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

11 мин

Какие чувства вы испытали, прослушав отрывок из произведения?

 (запись на доске)

испуг

страх

беспомощность

душевное волнение

гнев

любопытство

тревога

С какими героями вы познакомились еще кроме зайца?

Давайте определим жанр произведения.

У каждой группы есть карточки. Выберите правильный ответ, который соответствовал бы жанру данного произведения.

         (дети подходят к доске и заполняют пропуски).

                           

Подумайте, почему автор начинает сказку с указания времени рождения Листопадничка?

  (автор хотел показать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев).

   - Это осенних зайчиков так называют. А как же называют рожденных в другое время? Хотите узнать?

У вас на столах лежат карточки с некоторыми интересными сведениями о зайцах. Вы прочитайте, что там записано в группах, а затем поделимся сведениями.

1 гр.  Зайчиха может приносить приплод (прибыль потомства у животных) 3 раза в год. Интересно знать, что зайчата каждого выводка называются по-разному. Зайчата 1-го выводка- «настовики», т. к. они появляются, когда на снегу есть наст-  заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели.

2 гр.    Летние зайчата «колосовики» или травники, а осенние — листопадники.

-  Ребята, продолжите, пожалуйста выражения:

Эти сведения были для меня:

1) полезны;

2) бесполезны;

3) они пригодятся мне;

4) поделюсь этими сведениями с родителями и друзьями;

5) постараюсь расширить свои знания;

6) эти сведения мне не нужны.

(итог работы групп).

Работа над текстом произведения.

( с. 60).

прочитайте про себя текст на с. 60

-Какое событие произошло в жизни старой зайчихи? (рождение зайчат)

  Ребята, а кто называет зайчат листопадничками? (охотники)

Найдите и зачитайте, что видели зайчата каждое утро.

А сейчас задание группам.

   1 гр.

(«Вот бы и мне так полетать»,- сказал матери самый маленький зайчонок.)

    Ребята, выберите слово из предложенных, с помощью которого можно определить чувство, состояние, скрытую мысль зайчонка.

Мечта

желание

надежда

просьба

идея

мысль

2 гр.

Как бы вы зачитали ответ старой зайчихи? Выберите подходящее из предложенного мной.

Строго

 с мольбой

с возмущением

с насмешкой

с радостью

весело

печально

Ребята, прочитайте вполголоса текст на с. 61 до слов «И убежал тихонько из родного гнезда...»

 Что вы узнали из прочитанного об изменениях в живой природе осенью?

Автор интересно описывает особенности поведения животных и птиц, способы их зимовки, настроение обитателей леса.

Я предлагаю вам, использовав текст учебника, вставить пропущенные слова и выражения. После выполнения работы, мы прочитаем, что у вас получилось.

1 гр.

(Пришла поздняя осень, стало в лесу (скучно) и (холодно). Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с (милой зеленой) родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

2гр.

(- прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

 Улетели в далекие страны (крикливые) журавли. Залегли в теплых берлогах (лежебоки)-медведи; свернувшись в (клубочки) заснули (колючие) ежи; спрятались в (глубокие) норы змеи. Стало еще (скучнее) в лесу.

(дети зачитывают по цепочке).

 (проверка работы: учащиеся 1 группы проверяют по тексту 2 группу и наоборот, в случае ошибки сигнализируют учителю)

Отвечать на вопросы. Анализировать текст.

Объяснять лексическое значение слов.

Актуализировать знания.

Искать однокоренные слова.

Личностные-

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи;

Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение;

Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства.

Домашнее задание

1 мин

Откройте длневник и запишите домашнее задание. Перечитать сказку и выполнить рисунок к любому эпизоду.

Итог урока.

Словесный: отвечают на вопросы

4 мин

Ребята, зачитайте мне, пожалуйста, что сказал Листопадничек своим братьям?

Что бы вы посоветовали зайчонку?

А то, что случилось с зайчонком по замыслу автора дальше, вы узнаете, прочитав сказку дома до конца.

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рефлексия

2 мин

Закончи предложения                  

                                            Я узнал….

                                        Мне было интересно…

Оценивать свои достижения

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

Урок литературного чтения, 3 класс, и.в.соколов-Микитов "Листопадничек"

Урок предназначен для учащихся 3 класса. Программа "Школа России"...

Урок литературного чтения, 3 класс, И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"

Урок предназначен для учащихся 3 класса по программе "Школа России"...

Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов

Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....