Урок литературного чтения, 3 класс, И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок предназначен для учащихся 3 класса по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного чтения | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
Третий урок по теме «Люби живое». И.Соколов-Микитов «Листопадничек». Программа УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС. стр. 60-67 в учебнике
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: Компьютер с проектором для показа презентации, рабочие тетради.
- Организационный момент .
ЗВУЧИТ МУЗЫКА ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА. ОСЕНЬ»
—Теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила.
(Слайд 1)
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
(Слайд 2).
Янтарная осень начальная,
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная,
И грусть навевает порой.
Темнеют далекие ели,
Холодною стала река…
Я помню, как птицы галдели –
Сейчас уж летят в облаках. (осень)
Как называется произведение, которое звучало? Кто композитор?
- Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)
- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад) От каких слов образовалось слово? (лист, падать) Листопад – это сложное слово, образованное с помощью двух корней (лист + падать).
- А какие изменения происходят осенью в жизни животных?
- Сообщение темы урока:
- Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением «Листопадничек».
МЕТОД «ожидания и опасения»
Ребята, напишите на яблоках, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. На лимонах запишите свои опасения. Повесьте фрукты на деревья. В конце урока мы проверим оправдались ли наш предположения.
- Давайте вспомним: кто автор этого произведения? Отгадайте как фамилия писателя?
НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ замечательным писателем, певцом русской природы.
Автобиография
Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.
С любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.
Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!
- Обобщение: Вот такая жизнь – полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.
Презентация литературы
– Мы с вами уже не раз говорили о том, что писатели очень наблюдательные люди.
– А что же автор мог наблюдать, а что подсказали ему воображение и фантазия? (Ответы детей)
– А могут ли зайцы плавать?
– Узнать очень многое о жизни животных вам помогут книги, журналы «Юный натуралист», «Муравейник» и др.(Показ литературы)
II. Работа над произведением
- Понравилось ли вам произведение? Чем? (оно доброе, о зверях, толи правда, толи сказка)
- К какому литературному жанру это произведение относится? (сказка о животных )
- Докажите (животные разговаривают, события нереальные)
- Назовите основных героев сказки (мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли )
III. Разбор произведения
- Как начинается рассказ?
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? (Зайчик мечтал полетать. Он видел, как учатся летать журавлята и хотел научиться летать).
- О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа? (журавлей, медведей, ежей, змей, бобров).
- Как вели себя другие звери? (Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи).
- Чего испугались «листопаднички»? (Они испугались того, что могут замёрзнуть на болоте).
- Как их успокоила старая зайчиха? (Она объяснила им, что скоро вырастет на них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и уютно).
- Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны? (Нет).
IV. Введение в тему
* Выборочное чтение.
- Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами.
- С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?
- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? (Зайчонок остался в бобровой хатке. Он стал нянькой у бобрят).
- Почему зайчонок остался у бобров? (Зайчонок не умел плавать, а выход был один – под водой).
Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.
V. Физкультминутка «Помогатор» (танцевальная)
СОБИРАЕМ ПАЗЛ «ЗАЙЧИК»
Характеристика героя.
Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.
- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);
- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
- любознательный (задаёт вопросы бобрам);
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
- добрый (помогал нянчить бобрят);
- заботливый (кормит бобрят);
- смелый (научился плавать);
- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).
* Составление синквейна о зайчике.
1 строчка– 1 существительное
2 строчка – 2 прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – ключевое предложение из текста
5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)
Зайчик
Любознательный, трусливый
Заботится, боится, ныряет
По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.
Листопадничек.
РИСОВАНИЕ ЗАЙЧИКА видеоурок (5 минут)
— Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно постигать тайны природы? Чем является для человека природа?
VI. Подведение итогов урока
- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему?
VII. Рефлексия
МЕТОД «Собери яблоки в корзину»
IX. Домашнее задание
Проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек».
(лиса, слон, осёл, пони, кот, енот, аист, оса, пчела, пёс, ласточки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....