Урок литературного чтения, 3 класс, И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Альбина Ивановна Тарасевич

Урок предназначен для учащихся 3 класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок литературного чтения49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

Третий урок по теме «Люби живое». И.Соколов-Микитов «Листопадничек». Программа УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС. стр. 60-67 в учебнике

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

Оборудование: Компьютер с проектором для показа презентации, рабочие тетради.

  1. Организационный момент .

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА. ОСЕНЬ»

—Теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила.

(Слайд 1)

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

(Слайд 2).

Янтарная осень начальная,
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная,
И грусть навевает порой.
Темнеют далекие ели,
Холодною стала река…
Я помню, как птицы галдели –
Сейчас уж летят в облаках.  (осень)

Как называется произведение, которое звучало? Кто композитор?

- Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад) От каких слов образовалось слово? (лист, падать) Листопад – это сложное слово, образованное с помощью двух корней (лист + падать).

- А какие изменения происходят осенью в жизни животных?

  1. Сообщение темы урока:

 - Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением «Листопадничек».

МЕТОД «ожидания и опасения»

Ребята, напишите на яблоках, что вы ожидаете  от сегодняшнего  урока. На лимонах запишите свои опасения. Повесьте фрукты на деревья. В конце урока мы проверим оправдались ли наш предположения.

 - Давайте вспомним: кто автор этого произведения?  Отгадайте  как фамилия писателя?

НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ   замечательным писателем, певцом русской природы.

Автобиография

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

- Обобщение: Вот такая жизнь – полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.

 Презентация литературы

– Мы с вами уже не раз говорили о том, что писатели очень наблюдательные люди.
– А что же автор мог наблюдать, а что подсказали ему воображение и фантазия? 
(Ответы детей)
– А могут ли зайцы плавать? 
– Узнать очень многое о жизни животных вам помогут книги,  журналы «Юный натуралист», «Муравейник» и др.
(Показ литературы)

II. Работа над произведением

- Понравилось ли вам произведение? Чем? (оно доброе, о зверях, толи правда, толи сказка)

- К какому литературному жанру это произведение относится? (сказка о животных )

- Докажите (животные разговаривают, события нереальные)

- Назовите основных героев сказки  (мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли )

III. Разбор произведения

- Как начинается рассказ?

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? (Зайчик мечтал полетать. Он  видел, как учатся летать журавлята и хотел научиться летать).

- О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа? (журавлей, медведей, ежей, змей, бобров).  

- Как вели себя другие звери? (Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи).  

- Чего испугались «листопаднички»? (Они испугались того, что могут замёрзнуть на болоте).

- Как их успокоила старая зайчиха? (Она объяснила им, что скоро вырастет на них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и уютно).

- Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны?  (Нет).   

IV. Введение в тему

* Выборочное чтение.

- Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами.

- С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?

- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? (Зайчонок остался в бобровой хатке.  Он стал нянькой у бобрят).

- Почему зайчонок остался у бобров?  (Зайчонок не умел плавать, а выход был один – под водой).

Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.

V. Физкультминутка «Помогатор» (танцевальная)

СОБИРАЕМ ПАЗЛ «ЗАЙЧИК»

Характеристика героя.   

 Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

- любознательный (задаёт вопросы бобрам);

- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

- добрый (помогал нянчить бобрят);

- заботливый (кормит бобрят);

- смелый (научился плавать);

- любящий  (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя  в хатке у бобров).

 * Составление синквейна о зайчике.

1 строчка– 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – ключевое предложение из текста

5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)

Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Листопадничек.

РИСОВАНИЕ ЗАЙЧИКА  видеоурок (5 минут)

—  Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно постигать тайны природы? Чем является для человека природа?

VI. Подведение итогов урока

- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек?  (Лягушку-путешественницу).  Почему?

VII. Рефлексия

МЕТОД «Собери яблоки в корзину»

IX. Домашнее задание

Проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек».     

(лиса, слон, осёл, пони, кот, енот, аист, оса, пчела, пёс, ласточки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...