Учебно-методический комплект по литературному чтению 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 4 В
Тема урока: М.М. Зощенко «Ёлка»
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас учащихся; учить анализировать поступки героев.
Планируемые результаты:
- Предметные
- Личностные: развивать речь, мышление, память и чувство юмора.
Тип урока: получение новых знаний
Оборудование: раздаточный материал; учебник 4 класс, 2 часть под ред.
Этап урока. Методы и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный этап | 30 сек. | Здравствуйте, ребята, садитесь! | ||
Мотивационный этап | 1 мин. | Какие эпитеты вы нашли в тексте? (Грибной воздух, шелест листьев, горные леса, осенний наряд) Какие олицетворения вы встретили в тексте? (Эхо - как птица пересмешник, рояль мог петь, клавиши тосковали, смеялись и др.) кёлкайтснегывц (елка, снег) щэморозйфяпургаж (мороз, пурга) Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их. Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему? У елки иголки колки. Сыплет снегопад с неба снег. После такой разминки мы должны читать и говорить как? (Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно) | К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. | |
Подготовка к основному этапу | 3 мин | Для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам необходимо отгадать загадку. Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я главная. (Елка.) Я даже не буду спрашивать, любите ли вы Новый год. Потому что все дети любят этот праздник, а за что любите его вы? Как вы думаете, какова же тема урока? Все верно! Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Михаила Михайловича Зощенко «Ёлка» | К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | |
Основной этап | 25 мин | Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия, и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке. Сейчас вы прослушаете рассказ М.М. Зощенко «Ёлка». Ваша задача незнакомые слова подчеркнуть. А после того, как рассказ будет прослушан, вы спросите у меня эти слова, а я вам отвечу. Понравился рассказа? – Кто главные герои рассказа? – Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки) – Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым? – А рассказ получился весёлым? – Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение? А сейчас мы с вами сопоставим двух главных героев этого рассказа. У вас на партах лежат таблички, а в первом столбике характеристика, по который вы должны описать их. Девочки по этой характеристике описывают Лельку, а мальчики – Миньку. Ответьте мне на вопросы:
| П: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. К: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором, учителем, выделять главное. П.: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах. | |
Физ.минутка | 2 мин. | Упражнение для глаз | ||
Закрепление знаний | 5 мин. | В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения? (И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.) Чему учит этот рассказ? Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых? Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких? На что и клад, если в семье лад. Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены. Посмотрите на доску. Что вы видите? Прочитайте первую пословицу. Как вы ее понимаете? Почему не нужен клад, если в семье дружно? Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете? почему надо учить детей пока они маленькие? Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки. | ||
Подведение итогов. Рефлексия | 2 мин | Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: (Слайд 19) Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко) Приготовить пересказ от лица Миньки. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку. А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый. Пожалуйста, покажите свой выбор. Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок. | П: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. |
Золотушный ребенок – больной ребенок
Длинновязая – высокая
Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение
| Леля | Минька |
Возраст | Было 7 лет | Ударило 5 лет |
Рост | Высокая, длинновязая | Удивительно маленького роста |
Характер | Исключительно бойкая | Тихий |
Что могут достать? | Могла высоко достать | Ничего нельзя достать |
Как ест? | Моментально съедает | Откусываю |
Поведение | Не церемонится | Чуть не заревел |
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Литературное чтение
Выполнила студентка 42 группы
Сапожникова Мария
Проверил: Сапожникова Н.В.
Отметка:____________________
Дата: 2 марта 2016 год
Челябинск, 2016
Предмет: литературное чтение
Класс: 4 В
Тема урока: С.А. Есенин
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством С.А.Есенина; обогащать словарный запас учащихся; учить анализировать поступки героев.
Планируемые результаты:
- Предметные: уметь правильно и выразительно читать.
- Личностные: развивать речь, мышление, память и чувство юмора.
Тип урока: получение новых знаний
Оборудование: раздаточный материал; учебник 4 класс, 2 часть под ред.
Этап урока. Методы и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный этап | 30 сек. | Здравствуйте, ребята, садитесь! | ||
Мотивационный этап | 1 мин. | Пропевание гласных. Скороговорка. Пётр Петру пёк пироги. Чтение орфоэпически, с радостью, удивлённо. | К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. | |
Подготовка к основному этапу | 3 мин | К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | ||
Основной этап | 25 мин | П: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. К: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором, учителем, выделять главное. П.: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах. | ||
Физ.минутка | 2 мин. | |||
Закрепление знаний | 5 мин. | |||
Подведение итогов. Рефлексия | 2 мин | П: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"
Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....
Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: «А.Гиваргизов "Мой бедный шарик". М.Карем "Повезло!" Р.Сеф "Лучше всех"
Цель деятельности учителя: Познакомить детей со стихотворениями «Лучше всех», «Повезло!» ; сделать их психологически близкими и понятными, обратить внимание детей на особенности звучания стиха; тренир...
Учебно-методический комплект по литературному чтению (технологическая карта «С. Я. Маршак «Кот и лодыри»» + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по литературному чтению УМК "Школа России" (технологическая карта урока "А.Л. Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука»" + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...
Учебно - методический комплекс к уроку литературного чтения . 2 класс. М. Карем " Повезло" ( УМК Перспектива)
Конспект урока литературного чтенияТема: М.Карем «Повезло» Цели деятельности учителя: учить определять характер, возраст героев стихотворения; совершенствовать умение читать стихотворения в...