урок обучения грамоте "Буква-Ц,звук "Ц"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
ТЕМА: «Буква Ц ц, обозначение согласного твердого звука [ц]»
ЦЕЛИ: Познакомить с новым согласным звуком [ц] и буквой Ц, ц; учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Буква Ц ц, обозначение согласного твердого звука [ц]»
ЦЕЛИ: Познакомить с новым согласным звуком [ц] и буквой Ц, ц; учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.
ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник «Русская азбука» (авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин; карточки со словами; цветик-семицветик с заданиями; таблица слов; плакат с алфавитом; карточки с буквой ц.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Ну – ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
- Здравствуйте ребята! – Садитесь.
II. Повторение изученного материала.
- Отгадайте загадку.
Кручусь, верчусь, и
Мне не лень
Вертеться даже целый день. (юла)
- Ребята! Какая буква пишется в начале слова юла?
- Какие звуки она обозначает ([й], [у].).
- Где должна стоять буква Ю, чтобы она обозначала два звука? (В начале слова или после гласной.)
- Прочитайте слова «люк», «юрта», «люди», «юрок».
- В каких словах буква Ю обозначает два звука? Почему? (Юла, юркая, потому что буква Ю стоит в начале слова.)
- Какую функцию выполняют гласные с остальных звуках? (Смягчают согласные.)
Давайте немного поиграем и выясним, насколько вы внимательны.
- Хлопните в ладоши, если в этих словах, которые я прочитаю есть буква Ю: ябеда, ёлка, люди, юмор, Елена, улица, юла, тюльпан, ёжик, юннат.
- Отгадайте имя девочки по первым звукам названий: юла, ласка, якорь. (Юля.)
III. Работа над новым материалом.
а) Сегодня мы с вами будем изучать новую букву и новый звук.
- Ваша задача – быть внимательными, терпеливыми, научиться читать слова с новой буквой!
Эта буковка-цеплялка
С хитрой, цепкой лапкой,
«Подходит кому не жалко,
Мигом оцарапаю».
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Фонетическая разминка:
- Как подзывают хозяйки цыплят? (Цып – цып)
- Какой звук издает лошадка когда бежит? (Цок – цок)
- Какой звук мы слышим в начале слов? ([ц].) Давайте произнесем ещё раз звук [ц] и попробуем охарактеризовать его. (Согласный, глухой, твердый, непарный.)
- Отчего лошадка цокает? (Подкова даёт звук)
- Ребята! А как называют человека, который подковывает лошадок? (Кузнец)
б) Работа по книге.
- Ребята, откроем учебник на странице 174-175.
- Кто изображен на иллюстрации стр. 175? (Кузнецы)
- А как вы догадались? (В руках кувалда, отбивают подкову.)
- Рассмотрите звуковой разбор слова «кузнец».
- Согласны ли вы с ним?
- На какой звук в слове указывает треугольник? ([ц].)
- Дайте ему характеристику? (Согласный, глухой, твердый, непарный.)
Звук [Ц] на письме обозначается буквой Цц.
(учитель показывает на доске)
Буква Ц-
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Физкультминутка.
-Где место для буквы Ц на ленте букв (Между буквами Х и Ч.)
- Ребята, есть сосед у этой буквы на верхнем этаже на ленте букв? ( буква непарная).
в) Чтение слогов и слов с буквой Ц. Чтение пословиц.
- Ребята на странице 174 изображена иллюстрация на которой мы видим арену.
- А кто изображен на арене цирка? (Клоуны, жонглёр, животные.)
- Давайте составим предложение о цирке.
- А сейчас мы прочитаем, что можно увидеть в цирке.
- Откроем страницу 176. Чтение стих-я С.Я. Маршака «ЦИРК», учителем.
( чтение стих-я детьми)
Жонглер – человек который одновременно бросает и ловит несколько предметов.
IV. Закрепление пройденного материала.
- Ребята, к нам на урок пришла волшебница.
Чтобы узнать, что она принесла нужно вставить пропущенную букву в слова
…ветик-семи…ветик |
- Какая буква потерялась? (Буква Ц)
- Что получится, прочитайте.
- На лепестках нашего цветика-семицветика записаны задания. Если мы
их все выполним, то нас ждет сюрприз. Справимся?
Учитель срывает лепесток.
Волшебница предлагает отдохнуть!
1 задание: Физкультминутка
Нежный маленький бутон,
Светнут туго-туго он.
(Дети приседают и «закрываются»)
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.
(Встают на носочки и вытягивают руки вверх.)
2 задание: составьте слово, используя первые буквы слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта.
На доске появляется рисунок цапли:
- Какое слово здесь спряталось? (Получилось слово цапля.)
3 задание: продолжи фразу.
Цы-цы-цы – на столе … (ножницы)
Ци-ци-ци – мы писали … (цифры)
Что вы заметили?
- В слове ножницы после ц стоит буква ы, в слове цифры после ц – буква и, но звук [ц] звучит твердо.
- Звук [ц] всегда твердый.
4 задание: «Доскажите словечко».
Все мои подружки –
В камышах лягушки.
А сама лягушкой быть
Не хочу ни капли,
Потому что лучше жить
На болоте… (цаплей)
Страница 178 стих-е (чтение детьми).
5 задание: Отгадайте загадку.
Зовут меня люди
Царицей цветов
За цвет и за запах
Моих лепестков. (роза)
6 задание: Прочитайте текст.
Царица цветов
И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растет на кустах. Корни у розового куста длинные, прямые. Коричневый ствол и зеленые молодые побеги покрыты шипами.
Цветы розы бывают белые, пунцовые, розовые, желтые, но всегда одного цвета.
(К. Ушинский)
Как называется рассказ?
Почему розу называют царицей цветов?
7 задание: На седьмом лепестке - сюрприз: сказка «Цыпленок Цып». Послушайте сказку и запомните слова со звуком [ц].
Цыпленок Цып.
Итог урока.
- С каким новым звуком и новой буквой вы познакомились на уроке?
- Дайте характеристику звуку [ц].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
"Методика обучения сочинениям различных видов. Содержание и структура урока обучения сочинению."
Сочинение — это составление своего текста....