Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине»
Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
Цели и задачи:
Познавательные:
- познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине» и с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»;
- работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.
Предметные:
- продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме;
- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения по ролям и наизусть;
Метапредметные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
- развивать воображение, фантазию, творческие способности;
- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;
- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;
- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные:
- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;
- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;
- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;
- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Планируемые результаты достижения на уроке:
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению;
надо научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье; уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.
Оборудование: компьютер, проектор, мультфильм, музыка для физминутки, портреты Е. Благининой и Э. Мошковской, цветок для игры, карточки со словами, 3 набора цветов для рефлексии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк!
Начинается урок!
2.Проверка д/з. Работа с пословицами:
- Посмотрите на выставку наших картин. Вы нарисовали своих родственников. Давайте познакомимся – как зовут их. (дети называют фамилию, имя, отчество родственников).
- А какие пословицы вы подготовили про маму? (дети называют пословицу и объясняют её смысл)
Нет лучшего дружка, как родимая матушка.
Сердце матери лучше солнца греет.
Дитя хоть криво, да отцу матери мило.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Мать кормит детей, как земля людей.
Всякой матери свое дитя мило.
При солнышке тепло, при матери добро.
3. Введение в тему урока.
- Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!
Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!
Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!
Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!
Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!
Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!
Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!
Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!
Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!
Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!
- Правильно – это наши мамы.
- Ребята, а вот какое стихотворение, посвященное мамам написала Елена Александровна Благинина, оно называется «Посидим в тишине». (портрет на доске)
Елена Александровна Благинина (1903-1989).
Первые стихи Елены Александровной Благининой напечатали в детском журнале «Мурзилка» почти 80 лет назад. «Ребята любили и её, и её стихи, потому что она писала стихотворения про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и печали».
Она писала стихи, очень весёлые, детские «дразнилки», песенки, сказки, «считалки» ребята, а для чего нам нужны считалки? (они нам нужны в играх, когда мы выбираем водящего), так же Елена Александровна Благинина писала и «скороговорки» а для чего нам нужны скороговорки? (чтобы развивать нашу речь)
Ребята давайте мы с вами вместе проговорим и запомним скороговорку про маму и посмотрим кто же у нас самый быстрый и внимательный!
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
- С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится кто? (мама). Мама всегда рядом, всегда придет на помощь. А вы, ребята, умеете заботиться о маме? Как вы о ней заботитесь?
- Вы на прошлом уроке слушали стихотворение «Посидим в тишине».
- Давайте вспомним – как надо правильно читать это стихотворение, каким голосом? (Тихим, спокойным) (Дети читают стихотворение)
- Попробуем прочитать стихотворение по ролям. Выберем действующих лиц.
- Понравилось ли вам стихотворение? (Да понравилось)
- А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму)
- Словарная работа: - синонимы к словам: крадётся, метнулся, скользнул, шепнул.
(на доске)
- Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)
- Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)
- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама).
- Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да)
- Почему? (Потому что вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)
- Ребята, а какие звуки передают тишину? (Дети читают звуки [с], [ш], [ч])
- Как вы думаете, это сказка? А что это?
- Что бы вы сделали на месте девочки?
- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил)
- Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.
- Отгадайте, какая она будет? ( Плавная, медленная)
- Она должна быть похожа на колыбельную?
4. Физминутка
- А сейчас пришло время отдохнуть…(Звучит мелодия к песне «Песенка мамонтёнка», дети выполняют движения под музыку)…….
5. Проблемные учебные действия.
а) На доске записано: “Я маму мою обидел”
– Прочитайте слова, записанные на доске.– Что вы подумал, когда прочитали эти слова?
б) Проблемный вопрос
– Как можно обидеть человека?- Послушайте рассказы:
1)Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно. – Как вы думаете, почему Славе было обидно?
2)Прибежал Митя в сад, выхватил из рук своей маленькой сестры Тани куклу и побежал по саду. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Мити Серёжа. Он отнял у Мити куклу и стал играть с ней. Митя побежал жаловаться отцу. Отец всё видел в окно.
– Опишите состояние мальчика.– Так что значит обидеть кого-то?
- Как можно обидеть? (Словом, жестом, взглядом, физически. )
– Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали? – Как вы поступили?
Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.
6. Целеполагание и построение выхода из затруднения.
а) Знакомство с произведением Э. Мошковской «Я маму мою обидел».(на доске)
- Это стихотворение написала Эмма Мошковская. (портрет)
- Знакомство с биографией Э. Мошковской:
Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)
Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.
– Ребята, давайте обратимся к учебнику.– Прочитайте название стихотворения.
– Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Какой у вас возник вопрос?
б) Просмотр мультфильма.
- А теперь мы с вами заочно отправляемся в кинотеатр на просмотр мультфильма. Сначала вспомним правила поведения в кинотеатре, с которыми мы познакомились на уроке окружающего мира…(не шуметь, не разговаривать, отключить телефон, нельзя что-то есть, пить..)
- Садимся поудобнее и посмотрим мультфильм, в котором рассказывают это стихотворение…
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)
в) Чтение стихотворения учениками.
– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.
– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?- Кем он себя представлял?
– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым? – Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? – Какой совет вы бы дали мальчику?
- Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слов
г) Игра «Волшебный цветок..»
- А сейчас, закройте глазки, представьте свою маму и подумайте, какое слово вы бы сказали ей, чтобы она улыбнулась…Передаём цветок друг другу и называем слова…
( Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная)
д) Как звучит слово МАМА на других языках народов (Историческая справка).
- Мы сейчас много раз произносили слово «мама». Оно практически одинаково звучит на разных языках. (карточки)
Бенгальский – майера; Каталонский – мааре; Чешский – маминка; Датский – моа;
Эстонский – эма; Французский - маман (мамА); Гаитянский креольский – манма;
Иврит – има; Хинди - мА; Исландский, Итальянский – мама; Корейский – омма;
Латынь – мАтрем; Словацкий – мамичка; Испания, Италия – мадрэ;
Персидский - маман, аннэ; Нидерланды – мА; Литва – мамитэ; Турция - ана
Болгария - мамо, майка; Швеция –мур; Украинский – мати, мамо; Греческий – митэра, мана.
7. Рефлексия.
- Что вы узнали на уроке? - За что вы похвалили бы себя? - Что у вас особенно получилось?
- Мы много сегодня говорили о маме. А кто ещё живёт с вами в семье и помогает вам?
- Выберите себе цветок, который подойдёт вашему настроению и вашей работе на сегодняшнем уроке: жёлтый – отлично, красный – хорошо, синий – удовлетворительно.
8. Итог урока. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок.
- Понравился ли вам урок? - Что вы узнали на уроке? - За что можете похвалить себя?
– Почему важно в семье любить друг друга? – Как выразить свою любовь к маме?
– Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?
- Сегодня на уроке мы проследили, как можно с помощью стихотворений, с помощью музыки, картин передать чувства, эмоции, любовь к маме.
- Закончим урок стихотворением Виктора Гина. Послушайте его.(читают 3 ученика)
Не обижайте матерей.
1 Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
2 Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опёкой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.
3 Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук-
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Д/з Выразительное чтение стихотворений; можно выучить наизусть по желанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....