Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                                        

Школа:                                                                                                                                                                

Класс:                                                                                                                                                                                                                    

Кабинет:

Время занятия:

                                                                                                                                                                                 

Тема: Борис Пастернак «Опять весна» ( отрывок).

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель:  формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.

Планируемые результаты:                       

Предметные:

* научатся читать вслух бегло,осознанно,без искажений,выразительно,передавая своё отношение к прочитанному,выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы.

* научатся пользоваться приёмами анализа текста;

*научатся задавать вопросы по прочитанному произведению,находить на них ответы в тексте;находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

  • Личностные:эмоционально воспримут художественное произведения; объективно оценят свою работу на основе совместно выработанных критериев.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник (лит.чтение 4кл. 2 часть), карточки для рефлексии.

Этап занятия (урока)

Методы и приемы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(метапредметные результаты)

1.Орг.момент.

2мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна ,и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я. Посмотрите за окно, на улице сейчас зима, холодно и людям и птицам и животным, а я знаю секрет ,как нам с вами не замёрзнуть, возьмите своего соседа за руку. Что вы чувствуете? (тепло) Правильно ,тепло, а если нам тепло , то и настроение у нас хорошее,а это значит работать нам будет весело и хорошо.

Коммуникативные(настраиваются на урок)

2.Мотивационный.

Практич.: артикуляционные упражнения.

Словес.: ответы на вопросы.

3 мин.

Ребята, посмотрите на экран. Сейчас каждый про себя  прочтите эту скороговорку. А теперь давайте все вместе хором, выговаривая все звуки и слова, прочтем эту скороговорку. А теперь давайте по желанию индивидуально постараемся прочитать эту скороговорку с убыстрением темпа.(это умение пригодится нам при чтении стихотворения)

 Белый снег, белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

Читать правильно артикулируя.

Познавательные(осмысленно читают текст).

 Регулятивные (принимают и сохраняют задачу).

3. Постановка учебной задачи и её решение.

Практич.:

25 мин.

Ребята, а скажите как называется раздел , который вы сейчас изучаете?(пытаемся понять,как красота воздействует на нас)

-Чему вы учитесь, читая произведения данного раздела?(учимся видеть прекрасное, красивое)

- Чему вас научило стихотворение В. Соколова ?(учит видеть прекрасное во временах года)

Итак, домашним заданием у вас было выучить стихотворения Владимира Соколова «о умножение листвы». Сейчас мне нужно 3 человека. (выходят к доске) сейчас у нас будет конкурс чтецов, это наши чтецы, а все остальные- жюри. План анализа чтецов вы видите на экране.

(План анализа чтецов:

1.Были ли ошибки при чтении?

2. Правильно ли выделены главные слова по смыслу и расставлены паузы?

3. Удалось ли  чтецу передать чувства поэта?)

Первое слово даётся тому кто читал стихотворение, затем жюри по плану анализирует ответ. Оценки ставит учитель и объясняет почему.

 

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с поэзией будем учится понимать чувства поэта.

Ребята, сейчас вы внимательно прослушаете  фрагмент музыкального произведения Эдварда Грига. Попытайтесь внимательно вслушаться в произведение и  ответить что навеяла вам эта музыка, какие картины и образы вы себе представили, слушая это музыкальное произведение?(солнышко просыпается,утро в деревне,пробуждение природы,приход весны,первый лучик солнца, прощание с зимой...) А как вы думаете как называется это произведение? ( Весеннее утро)

Вы правы, произведение Эдварда Грига называется «Весенне утро», пробуждение. А когда природа пробуждается?(весной) Какие ещё события происходят весной в нас, какие чувства просыпаются у нас?(пробуждаются лучшие качества в нас , в каждом из нас это доброта, хорошее настроение,люди улыбаются и радуются солнышку).

И сегодня мы посмотрим , как эти чувства поэты передают в стихотворении.

Итак, тема нашего урока : Борис Пастернак « Опять весна»

Скажите ,а вы думаете какие цели на сегодняшний урок?

1. понять чувства поэта.

2.научится читать выразительно.

3. познакомиться с новыми словами.

Ребята, запомните наши с вами цели, в конце урока мы к ним вернёмся, и посмотрим достигли ли мы их.

На сегодняшнем уроке я хочу вас познакомить с удивительным поэтом- Борисом Пастернаком. Родился Борис Пастернак 10 февраля 1890 года. Я хочу вас удивить мама Бориса Пастернака была известной пианисткой и с детства сумела привить маленькому Борису любовь к музыке. И он увлёкся музыкой, буквально влюбился в неё. Сам сочинял музыкальные произведения и даже мечтал о композиторской деятельности. Так было до 11 лет. Но в жизни всё часто меняется. Нам Борис Пастернак известен как поэт, необычный поэт. В чём же ,вы спросите его необыкновенность? А я вам отвечу так: бывает поэзия описательная (это значит описывает явления природы, происходящее действие, событие) а бывает поэзия необыкновенно чувственная(т.е наполненная чувствами, которые воспринимаются всеми органами чувств: зрением, слухом, обонянием,осязанием, вкусом, это значит что мы при чтении стихотворения можем представить картину, почувствовать запах ,например цветов, можем мысленно что то потрогать и даже мысленно что то попробовать). Вот именно такая поэзия у Бориса Пастернака. Вот бы научиться чувствовать и видеть как Борис Пастернак. Попробуем?

Сейчас я вам прочту стихотворение Бориса Пастернака « Опять весна». Вы внимательно меня слушайте и постарайтесь представить картины нарисованные поэтом.

1)Итак , скажите что вы представляли, когда я читала вам стихотворение? (приход весны, её образ, её красоту)

2)А теперь прочтите это стихотворение про себя и посмотрите какие слова вам не понятны. ( разбор не понятных слов: сызнова, запруда, чародейство, телогрейка,стан,бред, чад,быстрина, круча,пригвождена).

Читать наизусть произведение.

Слушать музыкальное произведение.

Объяснять смысл произведения.

Слушать чтение текста.

Слушать чтение стихотворения.

Коммуникативные(высказывать своё мнение)

Личностные

(самооценка своей деятельности.)

Физ.минутка.

2мин

Ребята встаньте со своих стульев, давайте потянемся вверх, высоко-высоко.(4р). Теперь садитесь, закройте глаза, опустите головы,представьте себе происходящее в стихотворении Бориса Пастернака. Попытайтесь мысленно нарисовать образ весны,почувствуйте её наступление. (муз. Вивальди «Весна»)

Выполнять двигательные упражнения.

4. Решение частных проблем на основе анализа теста.

10мин.

Перечитайте первую строфу про себя.

Что для поэта наступление весны? Это обычное повторяющиеся из года в год? Или это чудо, которое происходит прямо на глазах ? Подтвердите свои ответы строчками из текста.(для поэта наступление весны одновременно и обычное , повторяющееся каждый год явление, и чудо, которое происходит прямо сейчас. Обычное действие: «слышал уж как то порой прошлогодней,» «это как в прежние времена», «это как прежде».  Новое чудо: «ах это сызнова,верно,сегодня», «это поистине новое чудо», «это ...снова весна»).

Посмотрите снова первую строфу. К какому ещё приему прибегает поэт,чтобы передать волнение своего героя? ( к повтору)

А сейчас давайте прочтем первую строфу вслух, передав взволнованность и восхищение.( 2-3 ученика читают вслух).

Прочитайте 2 строфу про себя. Найдите повторяющиеся слова вначале строчек. Как вы думаете почему автор ,так часто повторяет слово это?Давайте посмотрим мнение Миши и Кости. (дети читают мнение). Сейчас прочтите 2 строфу своему соседу по парте по очереди, показывая всё торжество весны.

Прочитайте 3 строфу  про себя. И приготовьтесь читать вслух выделяя звуки,которые передают движение воды.(2-3 ученика читают вслух).

Теперь, ребята давайте прочитаем всё стихотворение и постараемся передать все чувства и эмоции автора, восхищение и взволнованность,и конечно же торжественность весны. (ученики читают, далее анализируем у кого получилось, а кому нужно постараться).

Читать вслух и про себя.

Участвовать в работе друг с другом.

Познавательные( анализируют литературный текст)

5. Рефлексия.

3мин

Ребята, на партах у вас лежат вот такие листочки, в них вам нужно выбрать вариант ответа, который подходит именно вам.

Оценивать свои достижения.

Регулятивный( осуществляют итоговый контроль)

6. Итог урока.

2мин.

Ребята, давайте вспомним,какие цели мы с вами ставили в начале урока? Как вы думаете, мы с ними справились?

Делать нравственный выбор.

Регулятивный( осуществляют итоговый контроль)

7. Д\З

Ребята , дома научитесь читать стихотворение выразительно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел.

Слайд 2

План анализа чтецов. 1. Были ли ошибки при чтении? 2. Выразительно ли было чтение стихотворения? а) Соблюдены ли паузы? б) Правильно ли поставлены логические ударения? 3. Удалось ли передать чтецу чувства поэта?

Слайд 4

Тема: Борис Пастернак « Опять весна»

Слайд 5

Цели: 1.Научиться читать выразительно. 2. Грамотно анализировать прочитанное. 3. Познакомиться с новыми словами.

Слайд 7

Сызнова- опять , снова. Запруда - плотина в виде насыпи. Телогрейка - верхняя одежда, куртка . Стан- туловище человека. Бред- бессвязные , бессмысленные речи.

Слайд 8

Быстрина- быстрое течение реки. Круча- Пригвождена - что-то приковано к чему-то. Чад- То, что дурманит, заставляет терять самообладание .

Слайд 10

Цели: 1.Научиться читать выразительно. 2. Грамотно анализировать прочитанное. 3. Познакомиться с новыми словами .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по литературному чтению за 4 класс на тему" В. Я. Брюсов «Опять сон»." (Школа России)

Развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь; воспитывать любовь к чтению через творчество В.   Я. Брюсова....

Учебно-методический комплект по литературному чтению 2 класс по теме "Ф.И.Тютчев-Весна"(конспект+презентация+аудио)

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Люблю природу русскую.Ф.И.Тютчев-"Весна"Цели урока: познакомить учащихся с новым разделом;учить анализировать произведения,воспринимать выраженные в них ...