Буква Ч
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Урок для 1 класса. Обучение грамоте (чтение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_chteniya.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

16.02.2016

Учитель:

Сердюк О. С.

Предмет:

Обучение грамоте (чтение)

Класс:

1

Тема урока:

Звук [чʹ], буквы Ч, ч.

Цель:

Создать условия для ознакомления со звуком [ч’] и буквой ч, организации и проведения упражнений в чтении слогов и слов с изучаемой буквой, обучения распознаванию изучаемого звука в словах; способствовать формированию навыков сознательного чтения, развитию фонематического слуха, речи, памяти, логического мышления, расширению кругозора и словарного запаса учащихся; содействовать воспитанию чувства дружбы и товарищества.

Задачи:

 

Образовательные:

способствовать формированию представлений о звуке [чʹ] и буквах «Ч, ч» русского языка, как о мягком непарном согласном, вырабатывать навыки осознанного чтения. Способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.

Воспитательные:

воспитывать интерес и любовь к чтению, коммуникативные умения, веру в свои силы.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, тренировать мыслительные операции: внимание, сравнение, обобщение. Развивать зрительную память, речь, умение контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности и деятельности своих товарищей, продолжать формировать навыки парной работы, повышать мотивацию учения.

Планируемые результаты:

 

Личностные:

осознавать роль языка и речи в жизни людей. 

Предметные:

познакомиться со звуком [ч’], буквой ччитать слова, предложения, тексты. 

Метапредметные:

• познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;

• регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

• коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Межпредметные связи:

Физкультура Природоведение

Формы деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Формы обучения:

деятельностный способ обучения, практикум

 

 

Ресурсы:

 

Основные:

мультфильм, кассы букв, загадки,  звуковичок, тексты для дополнительного чтения ,

учебник ,программное обеспечение

Дополнительные:

сетевые ресурсы, раздаточный материал.

Тип урока:

I. Урок первичного предъявления новых знаний

Ход урока

Этап урока , цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организация начала урока.

Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей! 
Встаньте ровно, ножки вместе.
Подтянитесь, улыбнитесь 
И тихонько все садитесь. 

Приветствуют учителя, гостей, проверяют готовность 
к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок.

  1. Актуализация знаний, умений, навыков.

Артикуляционная зарядка.

- А сейчас сделаем зарядку для нашего язычка, чтоб он был послушным и быстрым.

1. Леденец. Погоняли конфетку по ротику, как футбольный мяч. А теперь съели, проглотили и почистим зубки…

2.«Чищу зубки» (Приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней и внешней сторон, двигая языком влево, вправо. Тоже делаем с нижними зубками).

3.– Произнесем звуки:

Едет мотоцикл (дррр)
Кони храпят (хррр)
Вороны кричат (кар)
Собаки рычат (ррр).

4.У вас на руках перышко. Подуйте на него.

- Молодцы. Язычок наш настроился на работу, поэтому начинаем.

Вспомним, чему научились на пошлых уроках.

Поиграем в игру «Доскажи словечко» (а ты как думаешь?)

  • Наша речь состоит из … (предложений)
  • Предложения состоят из… (слов)
  • Слова состоят из…(слогов).
  • Слоги состоят из ….звуков. А на письме звуки обозначаются…буквами.
  • Звуки бывают… гласные и согласные.
  • (как мы произносим) Гласные звуки… свободно, легко, без преград.
  • Согласные бывают… твердые и мягкие, звонкие и глухие.

МОЛОДЦЫ.

- Мы все вспомнили, это нам пригодится в работе…

Выполняют упражнения для речевой и дыхательной разминки.

Дети по руке отвечают.

Самоопределение к деятельности (мотивация, целеполагание)

«Постановка учебной задачи».

 Ребята, отгадайте загадки.

1.Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовется птица… (грач).

-  Как вы догадались? Что подсказало?

2.Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем,

Мы бъем исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас. (часы).

- Давайте мы еще раз произнесем эти слова…

- Какой новый согласный звук (который еще не изучали) мы услышали?

(ИЛИ – Какой одинаковый звук есть и в слове грач, и в слове час?)

- Предположите, какая будет тема нашего урока?

- Откройте учебники по закладке.

- На какой странице открыли учебник?-95 - Совпали ли наши предположения?

- Какова будет цель нашего урока (что главное)? – Познакомиться с новым звуком…

- Звук [чʹ] особенный, необычный, который отличается от других уже изученных вами звуков. Вот это нам и предстоит сегодня познать…

- Просмотрим с.95-96, подумаем, как мы построим нашу работу?

Находить…

Наблюдать…

Узнавать…

Применять…

- Что будем находить?-новый звук в словах.

- Что можем наблюдать?- за этим звуком, какой он, место в алфавите

- Что можем узнать?- что-то новое. Особенности нового звука.

- Где применять?-в чтении, на письме

Осознают 
и принимают учебную 
задачу

Внимательно слушают, чем новый звук отличается от других звуков.

Думают над какими задачами будут работать на уроке.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Освоение нового материала

- Попробуем вместе открыть новые знания о звуке [ч'].

Чтобы звуком управлять,

О нём всё точно надо знать

1. Выделение звука.

- Начнем работу по нашему плану.

- Рассмотрим звуковую запись слова «грач».

- Что можете сказать о слове?- 4 зв., 1 слог.

-  Давайте произнесем еще раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

 Что наблюдали? Как называются звуки, при произношении которых воздух встречает преграду? (согласные звуки)

- Значит, звук [ч’] - согласный.

(– А теперь руками закроем ушки, и еще раз произнесем звук [ч’] . Определите звонкий он или глухой? ( Звук [ч’] глухой.)

- Я открою вам секрет, что он бывает только мягкий.

- Рассмотрим звуковую запись слова «час».

- Что можете сказать об этом слове?- 3 зв., 1 слог.

(выкладывают на парте, а 1 на доске)

- Сравните, что интересного?

- Пронаблюдайте, где располагается звук [чʹ] в этих словах?-в начале, в конце.

– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук, шипящий.)

-Я назову скороговорку, а вы мне скажете слова, в которых услышали звук (ч).

Скачут белочки-девчонки,
Скачут хвостики и чёлки.

 

2. Знакомство с буквой.

 Кто знает, какой буквой на письме обозначается этот звук?

- Посмотрите на портрет этой буквы.

- (А чтоб мы лучше запомнили ее) Сконструируйте букву Ч (работа в парах).

- Они похожи, чем отличаются?- (одна большая, другая-маленькая. Почему?)

- Найдите в алфавите, где живёт буква Ч.

Физминутка

Концентрируют внимание на познание нового.

Выполняют упражнения физкультминутки согласно инструкции учителя.

Диагностика освоения материала

- Обратимся к учебнику…

- Можно ли применить знания к новым буквам и звукам?- Да.

- Обоснуйте!- Умеем читать звук. модели, слова.

- Смотрим на картинки, Какое слово записано?-Чай.

- Понаблюдайте за словом. Что интересного заметили?- 1 звук мягкий, 2 звук должен быть (я), но звук [чʹ] и так мягкий…

(второе слово «чулки»), схемы сравнить.

3. Чтение слогов.

- Посмотрите на столбики схем. Чем отличаются?- (о-ч; ч-о)

-Прочитайте слоги хором. Почему слоги ча, чу выделены?

- Это орфограммы. Мы уже знаем, что звук [чʹ] всегда мягкий. В слогах ча, чу не надо обозначать мягкость предшествующего согласного, а нужно запомнить, что ча принято писать с буквой а, а в слоге чу пишется всегда буква у.

- Запомните!!! (хором правило)

4.Чтение слов.

 Работа с группами однокоренных слов.

Перевернули страницу. (96)

- Какая работа нам предстоит?- Чтение слов, разбор смысла слов.

(наушники, 1 вслух, хором)

1стр.-Можно ли сказать, что это слова родственные, объединены по смыслу?

- какое слово вам не понятно?

- Что означает слово «чистотел»?

2стр.-Вспомните, глядя на эти слова, какую тайну р.яз. мы открыли? –чу пиши с у.

- Что такое «чудеса»?- (волшебное событие).

- Что такое «чудный»?- (красивый, замечательный)

- Поставьте вопрос. – Какой? – Это слово? – Признак.

Составьте словосочетание по схеме Ж – К к слову «чудный»

3 стр.- Здесь какое слово не (близким, родным) будет родственным? – меч.

 4стр.- Какое слово лишнее?- Учитель(слово-предмет).

- А остальные?- слова-действия.

5стр.

 Придумайте в паре предложение по картинке со словами зайчиха и зайчонок.

Физкультминутка.

- О чем говорит пиктограмма «волшебная палочка»?- Сравнить пары слов по звучанию и значению.

(или каждый цвет слов распределить по рядам)

- Ребята, даю время, для того, чтоб вы прочитали и определили, чем отличаются слова между собой.

- Какие превращения произошли?

- Какая пара слов подходит к нашей картинке?- Дама-дача.

Владеют 
навыками плавного слогового чтения слов.

Имеют представление об однокоренных словах. Имеют представление о словах, отвечающих на вопрос «какой?».

Индивидуальная. Плавное слоговое чтение слов.

Формулируют ответы 
на вопросы по содержанию прочитанного.

Коммуникатив-ные УУД:

1формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к…, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

3) эстетическое воспитание.

Итог урока. Рефлексия деятельности. Фронтальная, индивидуальная.

- (имя), прочитай народную мудрость.

- Как понимаете? …

- Вот и мы сегодня хорошо поработали, не лежали на печи…

 Ребята, с какой буквой мы познакомились?

 Какие звуки обозначает буква Ч? (Один звук, всегда мягкий, глухой согласный шипящий звук [ч’].)

- Как пишутся буквосочетания ча - чу?

- Ребята, я благодарю вас за урок словами, в которых есть буква Ч: 

Чудесно!

Очаровательно!

Умнички!

- Оцените свою работу.

(Смайлики)

 

Делают выводы и обобщения.

Эмоциональное оценивание работы класса.

Индивидуальная. Анализ 
и самоанализ учебной деятельности

  Планируемый результат.

Предметные умения:

- уметь выделять звук (ч’),

давать ему характеристику;

- уметь делать звукобуквенный

анализ слова;

- уметь сравнивать, обобщать,

делать выводы;

- уметь прогнозировать

 учебную деятельность.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного (с помощью учителя),

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- уметь определять уровень учебного материала.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать содержание учебного материала;

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану;

- высказывать своё предположение;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь чётко, логично выражать свои мысли;

- учиться выполнять различные роли в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...