Литературное чтение 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Александрова Ксения Викторовна

Сопоставление сюжета русской сказки «Напуганный медведь и волки» со сказкой «Дыйканбай и дэв»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medv.volk_.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 А

Тема урока: Сопоставление сюжета русской сказки «Напуганный медведь и волки» со сказкой «Дыйканбай и дэв»

Цели урока:

 - развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью;

- обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов;

- обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением;

- формирование умения формулировать основную мысль текста;

- развитие устной речи, формирование техники чтения, развитие творческих способностей.

Планируемые результаты:

  • Предметные: обобщить знания детей о приставке как значимой части слова; закреплять умения обучающихся группировать слова с одинаковым значением приставки, учить правильно записывать слова с приставками; развивать орфографическую зоркость, внимательность к слову; обогащать словарный запас обучающихся.

  • Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Тип урока: урок закрепления и обобщения умений и навыков.

Оборудование: учебник, презентация  

Этапы урока. Методы и приемы.

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Планируемые результаты (УУД)

Организационный: Словесный: беседа

– Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Посмотрите на экран настроений, покажите ваше настроение. Я думаю , что у многих оно улучшится и желаю вам успехов.

- Скажите, чему вы учитесь на уроках чтения?

личностные 
действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом;

Мотивационный

Практич.:постановка цели ,задачи

Чтобы придумать такие сказки нужны ум и наблюдательность. Сейчас проверим вашу наблюдательность. Вам на дом было дано задание по группам 1 группа. Найти, какими качествами характера наделены в сказках следующие животные :

Лиса (хитрая, коварная, лживая)

Медведь (медлительный, сильный)

Волк (злой, глупый, простоватый)

Петух (гордый, хвастливый, удалой)

Ворона (злая, глупая)

Заяц (трусливый, робкий)

Ёж (хозяйственный, трусливый)

- Это животные русских народных сказок. Будут ли отличаться герои сказок о животных, созданные народами разных стран?

2 группа. Учили сказку «Лиса и рак» и сейчас ребята попробуют её обыграть. – Кто желает быть актёром? Остальные зрители. А теперь оцените, чьё выступление вам показалось наиболее интересным. Почему? Какие средства выразительности помогли передать характер и настроение героев?

- Сделаем вывод. Какой намёк для нас людей заключён в этой сказке?

3 группа. Ребята подбирали пословицы и поговорки, в которых есть образы животных.

Преданный как собака. (восхищаются верностью)

Хитёр, как лиса. (по поводу изворотливости)

Сказка про белого бычка. (о человеке, который  не говорит ничего определённого и снова возвращается к тому с чего начал)

коммуникативные 
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

регулятивные 
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Постановка учебной задачи

Практич.: повтор за учителем

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

а) Проверим, насколько вдумчивыми вы были читателями и как вы ориентируетесь в тексте. Но сначала предупредим ошибки, поработаем над трудными словами. Работа со словарём Ожегова .

Д!

СЕНА КЛОК – И ТОТ ПОПОЛАМ

ГДЕ ПЛОХО ЛЕЖИТ – ТУТ У НЕГО БРЮХО И БОЛИТ  

ХВОРЬ ПРИКИНУЛАСЬ

РЕЧЬ ПОВЁЛ

БЕРЕСТА

ДАВЕЧА

б) Выборочное  чтение.

- Кто главный герой сказки?

- С кем жил кот?

Найдите и зачитайте:

- отрывок, в котором говорится о том как жил кот, козёл и баран.

- отрывок к 1 иллюстрации.

- отрывок, в котором говорится о гостеприимстве тех, кому самому пришлось заночевать в поле.

- эпизод к последней картинке.

Молодцы, вы хорошо ориентируетесь в тексте.

в) Чтение по цепочке с заданием по группам. Отметить эпитеты, относящиеся:

1группа – к коту и барану

2 группа – к медведю, козлу, волку

3 группа – подготовить чтение по ролям отрывка, в котором говорится о побеге из дома.

Проверка 1 и 2 группы. – Почему больше всего разных обращений к коту? (Он главный герой сказки: сообразительный,  хитёр, находчив, ловок)

-А почему белый волк над волками князь?

(Вы уже знаете, что сказки о животных – это самые древние сказки. Волк в русской мифологии – это оборотень, существо, способное менять звериный облик на человеческий. Белый волк особенно подозрительный. В сказке произносит: «Фу-фу, нерусским духом пахнет». Помните, что в сказках эти слова чаще всего произносит Баба Яга, ведьма. Это тёмные силы. Наличие  в сказке волков оборотней говорит о её древности.)

- Представьте что вы обернулись волками, лисицами, воронами.

Проверка 3 группы. Чтение отрывка по ролям.

- Сколько ролей вы отметили ? Чьи слова нужно произносить хором? С какой интонацией нужно читать слова кота? А козла и барана? Автора?

Подведем итог. – Какое настроение вызвала сказка? Какие рифмованные предложения вам запомнились? Как вы думаете почему такие выражения есть в сказке? (Они короткие, точные, их легко запомнить. Сказка с ними становится интереснее).

познавательные 
На основе анализа объектов делать выводы.

познавательные 
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

коммуникативные 
Оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
познавательные 
строить речевое высказывание в устной форме
регулятивные 
принимать и сохранять учебную задачу

Закрепление изученного материала

Сравнение с богатырской киргизской сказкой «Дыйканбай и Дэв».

- Вспомните, в какой сказке герой победил огромных великанов не силой, а умом и хитростью?

- Что объединяет героев двух сказок: кота из русской сказки и Дыйканбая из киргизской? (самообладание в трудную минуту опасности, находчивость и остроумие. Хитрость и смелость)

- В какой момент особенно ценны эти качества? (когда есть угроза жизни)

коммуникативные 
формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

познавательные 
строить речевое высказывание в устной форме

регулятивные 
принимать и сохранять учебную задачу

коммуникативные
Слушать и понимать речь других

Итог урока. Рефлексия.

Демонстрационный ,  Обобщающий опрос

- Попробуйте сформулировать совет, который сказка даёт читателям. Продолжите предложение:

Д! ЭТА СКАЗКА НАУЧИЛА МЕНЯ…

(- оставаться смелым в трудной ситуации;

- не терять самообладание;

- применять хитрость и находчивость.)

Или  В ЭТОЙ СКАЗКЕ ЕСТЬ НАМЁК НА ТО, ЧТО…

(Можно выйти из трудного положения или опасной ситуации благодаря находчивости, хитрости, уму, смекалке)

Оцените свою работу на уроке. Довольны ли вы собой. Покажите настроение. Спасибо всем за урок.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Всем перечитать сказку.

По выбору: 1)подготовить пересказ.

                     2) нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку и подготовить его выразительное чтение.

Покажите цветом, какое задание выбрали.

Регулятивные:
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других
оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные:
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других.

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

по литературному чтению

                                                                         Выполнила студентка: 41 гр.

                                                             Александрова Ксения

Проверила: Шурыгина Наталия Викторовна

                                         Отметка:                      

                                                                                                     Дата: 22.02.2016 г.

Челябинск, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. + презентация

«Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»...

русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. + презентация

«Буква ь в середине и на конце слова. Перенос слов с буквой ь в середине слова.»...

русский язык 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. + презентация

Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах....

Литературное чтение 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.

Сопоставление сюжета русской сказки «Напуганный медведь и волки» со сказкой «Дыйканбай и дэв»...

Литературное чтение 2 класс (программа 2100) Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.

Современные сказки о животных. (А. Курляндский «Ну, погоди!»)...