ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Эта статья о формировании читательской самостоятельности младших школьников через умение и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yatsuhno_d.a.docx | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Яцухно Дина Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 81 Калининского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург 2016
На Первом Российском литературном собрании, проходившем в Российском университете дружбы народов В.В.Путин отметил, что «главная и, уверен, общая тревога – это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно среди молодёжи. Наша страна, некогда самая читающая в мире, уже не может претендовать на это почётное звание. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки, причём отмечается тенденция к сокращению и этих 9 минут». Нельзя с этим не согласиться. Ситуацию, конечно же, нужно исправлять и в первую очередь, начиная с формирование читательской самостоятельности младших школьников, ведь читающие дети на порядок умнее своих сверстников, они лучше и быстрее запоминают новую информацию, становятся успешными в школе.
Наше время ставит перед школьным образованием проблему – дать возможность учащимся адаптироваться в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, новых профессий. И перед нами стоит задача: подготовить человека, способного ориентироваться в этом обществе, развить такие черты, как гибкость, подвижность мышления, способность к диалогу, коммуникабельность. В этом плане навыкам работы с книгой отводится особенная роль, поскольку положительные примеры, которые встречаются на ее страницах, вызывают желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогают осознать человеческие взаимоотношения и нормы поведения.
Необходимо констатировать – с каждым годом дети все меньше и меньше читают, и, что намного хуже, они гораздо меньше способны воспринимать то, что они читают. И одна из причин – это то, что наш век – век информационный. Ушли на второй план чувства, отношения, главное информация. Телевидение, компьютер, реклама - сопровождают нас повсюду.
В результате физические и психические возможности ребенка истощаются, не хватает сил на дополнительные усилия по чтению. Чтобы получить информацию есть другие способы. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают компьютеры.
Анализ материалов Интернета и печатных статей СМИ дал следующие факты о том, что в настоящее время:
- не покупают книг 52% россиян;
- не читают их 37%;
- журналы не покупают 59%, не читают 39%;
- библиотеками не пользуются 79% россиян;
- более 40% издаваемых в стране книг не доходит до читателей;
- в районных и городских библиотеках берут книги только 18% россиян.
Эти настораживающие цифры заставляют задуматься о том, какое будущее ждет наших детей?
Из бесед с детьми моего класса и сопоставив их мнение с мнением родителей и коллег, можно выделить несколько причин нелюбви к чтению. Нет примера обсуждения книги в семье; в детстве родители не читали им сказки на ночь; дети поздно научились читать; в детскую библиотеку не записаны и часто дети не знают, что читать – это интересно!
В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности младших школьников через умение и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС является весьма актуальным.
ФГОС НОО - основной документ начального общего образования.
Цель уроков литературного чтения в данном курсе - помочь ребенку стать читателем: подвести младших школьников к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить их читательский опыт, развить интерес к чтению и книге, сформировать читательские умения. Развитие способности воспринимать текст - произведения; понимать читаемое; воссоздавать в своем воображении прочитанное; воспроизводить текст (подробно, выборочно, сжато, творчески.
И, исходя из вышесказанного, соответствующие задачи, стоящие перед учителем:
- совершенствовать навыки чтения: целенаправленная работа над
правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения;
- формирование читательских умений по работе с текстом: активация «вдумчивого чтения» умения думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения;
- обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей;
- развитие речи и формирование читательской самостоятельности, образного и логического мышления.
Таким образом, на уроках литературного чтения необходимо обеспечить овладение типом правильной читательской деятельности, которую условно можно разделить на три основные группы:
1. Техника чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
2. Уровень самостоятельности.
3. Читательский кругозор.
В младшем школьном возрасте идет чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения. Проведя опрос, я выяснила, что в классе 43, 2 % детей - предпочитают только развлекательную литературу; 54% - развлекательную и познавательную; 2,8% познавательную. Положение с детским чтением надо менять. Особое место по решению данной проблемы принадлежит школе и прежде всего начальной, так как именно она начинает формировать навыки чтения. Этот процесс для ребенка длительный и нелегкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать, чтение будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам.
Как научить младшего школьника пользоваться формами чтения (вслух и молча) и основными видами чтения (первичным, изучаемым, поисковым и просмотровым)? Как сформировать основные читательские умения? Согласно требованиям ФГОС, через курс литературного чтения решается задача формирования читательских умений: овладение способами и видами чтения, работа с текстами произведений разных жанров, умение работать с книгой (учебной, художественной, справочной и так далее).
Одной из приоритетных задач литературного чтения начальных классов является формирование читательской самостоятельности, поскольку с самого младшего возраста у учащихся формируется интерес к книге, желание и привычка читать. И следует обратить внимание на наличие у младших школьников чуткости к слову. Ребенок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые не замечают. Поэтому читательская самостоятельность школьников является необходимым навыком учебного труда, обеспечивающим преемственность между начальной и основной школой, где ученик будет иметь дело с объемными текстами по всем предметам.
Формирование самостоятельной читательской деятельности не может быть спонтанным, сиюминутным. Это кропотливая каждодневная работа.
Я думаю, что учитель должен быть последователен, требователен, но и терпелив.
Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников предполагает несколько этапов.
Подготовительный протекает параллельно с периодом обучения грамоте. Основная учебная задача этого периода - показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами.
На начальном этапе основной целью является цель – научить читать книгу, ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения.
Основной этап обусловлен формированием читательских интересов младших школьников. Одной из основных учебных задач этого этапа является расширение читательского кругозора, закрепление устойчивого интереса к самостоятельному чтению детских книг. В этот период читательские умения ребенка достигают такого уровня, что он самостоятельно может действовать с книгами и в мире книг. Дети познают мир книг – этот разнообразный и увлекательный мир, в котором каждый читатель может найти что-то интересное для себя.
Для реализации этих задач учителю начальной школы необходимо ежедневно:
- совершенствовать повышение уровня техники чтения вслух и про себя;
- повышать интерес детей к чтению художественных произведений не только на уроках, но и во внеурочное время;
- развивать способность и желание детей свободно рассуждать о прочитанном, самостоятельно оценивать события, действия, поступки героев;
- поддерживать готовность и желание детей вступать в общение по поводу прочитанного с одноклассниками, учителем, родителями;
- стараться вызывать положительные эмоции от их собственного исполнения произведения, от процесса собственного творчества (чтение наизусть, пересказ, инсценировка произведения или его части, изготовление кроссвордов, рисунков и т.п.);
- учиться осуществлению самоконтроля и самооценки.
В помощь учителю, прежде всего заинтересованность родителей, неравнодушные работники школьных, районных, городских библиотек; создание специальных программ во многих городах России, направленных на приобщение школьников к чтению, на развитие читательской культуры.
Ведь что же дает нам чтение? Это общая грамотность и кругозор, развитие моральных навыков и умение выразить свои мысли и чувства, помощь в общении и социализации, овладение чувством языка, внимательное отношение к слову, способность различать его эмоционально-смысловые оттенки, что такое хорошо, что такое плохо. Без чтения невозможно знать прошлое, невозможно и планировать будущее. К. Д. Ушинский сказал так: «Читать — это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое — вот в чём главное дело».
Мне кажется, необходимо, шаг за шагом, двигаться в направлении привлечения школьников к чтению:
- поместить информацию о книгах и чтении на стенах в школе;
- оформить в классе стенд «Экран прочитанных книг»;
- проводить еженедельные 20-минутки «что нового вы узнали о книгах и чтении?», обзор любимых журналов и газет;
- разместить книги, газеты, журналы в классе, в свободном доступе;
- совместно с учащимися создавать информационные листки об интересных, полезных книгах;
- предложить сочинить историю, основанную на фактах из своей жизни или подобрать материал по жанрам, интересам, темам для младших учеников;
- регулярно организовывать встречи в школьной и детской библиотеках, затронуть вопросы комплектования и подписки;
- провести анкетирование по данной теме среди детей и родителей;
- обсудить с родителями результаты анкетирования на родительском собрании;
- дать рекомендации по привлечению ребенка к активному самостоятельному чтению.
Если творчески использовать различные методические приемы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса, применять их на уроках, во внеклассной работе, а также в работе с родителями, то можно помочь детям полюбить уроки чтения, научить их читать быстро, с удовольствием и желанием.
Время не стоит на месте и роль компьютера и телевизора в получении информации, восприятия окружающего мира, с каждым днем становится все заметнее. Но чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. Только оно дает возможность ребенку более глубоко и точно воспринимать, понимать и принимать окружающий мир, находить свое место в нем и делать свою жизнь духовно богатой.
Давайте, поможем ему в этом!
Использованная литература:
1. О.Б.Даутова, И.В. Муштавинская, Новая идеология ФГОС – рализация системно-деятельностного подхода в образовании - Москва, Русское слово, 2015.
2. Формирование универсальных учебных в основной школе - М. Просвещение, 2016 г. Под ред. А.Г.Асмолова.
3.Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 2008.
4. О.Маховская Непослушный ребенок: перезагрузка. – М., Эксмо, 2012
5. Петрова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. М.: 2008.
6. Прозорова Л. Ф. Уроки литературного чтения. – Начальная школа, 2004. – № 4.
7.Национальная программа поддержки и развития чтения. http://library.stu.ru/files/prch.pdf
8. В.В. Путин. Выступление на Первом Российском литературном собрании в РУДН 21 ноября 2013 г., http://www.kremlin.ru/events/president/news/19665
9.Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников, http://allrefs.net/c13/1lc3q/
10. Безруких М. М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная библиотека. http||metodisty//narod//ru|vcd04/htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской самостоятельности младших школьников
В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...
Формирование читательской самостоятельности младших школьников
Описание приемов и результатов работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников...
Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.Основным источнико...
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...
Формирование читательской самостоятельности младших школьников
Формирование читательской самостоятельности младших школьников...
Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"
В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....
Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников
Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...