Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему Э. Распе "Приключения Барона Мюнхгаузена" + презентация
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Вяргизова Ксения Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_lit.chteniyu.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Конспект урока литературного чтения

Тема: Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

 Цель: познакомить с произведением Рудольфа Эриха Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей отвечать на вопросы, выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.

 Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты

 личностные: научатся читать произведения вслух, выразительно.

предметные: научатся прогнозировать содержание произведения, выделять особенности литературной сказки.

          Оборудование:

  • Литературное чтение: 2 класс: система уроков по учебнику Климанова Л. Ф.;
  • Климанова Л. Ф. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс II полугодие (230 с.);
  • Портрет Э. Распе, выставка его книг, портрет барона Мюнгхаузена;
  • Карточки для рефлексии

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент.

Словесный:

Приветствие

≈ 1

Ребята, здравствуйте! Меня зовут  Ксения Николаевна!

Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Приведите в порядок свои рабочие места, улыбнитесь друг другу и настройтесь на продуктивную и хорошую работу!

Приветствовать учителя, готовность к уроку.

Р: принимают учебную задачу.

2.

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Практич.: артикуляционные упражнения

≈ 5

Ребята, послушайте стихотворение и подумайте о чем оно.

Не привыкайте к чудесам, -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Руками к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Приглядывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумление.

Все будет так и все не так

Через одно мгновение.

(В. Шефнер)

- О чем это стихотворение? (о том, что во всем нужно видеть чудо)

- К чему призывает нас автор? (Автор говорит о том, что чудеса окружают нас каждый день. Например, прекрасное пение птиц, облака похожие на кудрявых овечек. Когда наступит весна, присмотритесь к деревьям. Они еще не покрылись листвой, но уже зеленые от распускающихся почек. Кто-то видит чудо даже в луже, в которой отражается небо.)

- Поэтому многие люди ищут свое чудо и любят приключения. Это потому что в каждом приключении есть чудо.

- А вы любите приключения?

- Не каждому удаётся найти свое приключение. Но ведь есть книги, в которых любой найдет приключение на свой вкус. Читая, мы погружаемся в мир чудес, представляем себя на месте любимых герое. Сражаемся, спасаем, любим, дружим. Вот что дают нам книги о приключениях.

- Ребята, какие книги о приключениях вы читали?

Слушать учителя, анализировать, вести диалог с учителем, рассуждать.

П: осмысленно читают текст.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

3.

Работа по теме урока.

Чтение отрывка «Чудесный олень»

Выборочное чтение

Физминутка

Физминутка

Составление произведений по рисункам.

≈ 25-30

≈4

1-2 мин

≈2

≈3

- Посмотрите, сегодня я принесла свою любимую книгу. Она называется «Приключения барона Мюнхгаузена». Написал её Эрих Распе.

- Знакома ли вам эта книга?

- Какие истории из неё вы знаете?

 В основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно жившего очень давно в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в России. Поэтому многие его приключения происходят в России. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывающий самые невероятные приключения. Неизвестно сам ли он писал свои рассказы , но некоторые из них были напечатаны. А писатель Э. Распе обработал эти рассказы и издал.

 Рудольф Эрих Распе – немецкий писатель. Его судьба полна самых неожиданных поворотов и самых захватывающих приключений.

Откройте свои учебники на стр.28. Сегодня мы с вами прочитаем отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена».

- Прочитайте название отрывка.

- Как вы думайте о чём он?

- А теперь давайте выясним правы мы или нет.. Я прочитаю вам, а вы внимательно слушайте и следите за текстом в учебнике.

- Давайте обсудим этот отрывок.

- Понравилась ли вам эта история?

- Какие эмоции вы испытали во время чтения? (смех, удивление, радость).

- Прочитайте начало истории.(Иду как-то по лесу и угощаюсь сладкими, сочными вишнями, которые купил по дороге).

-Что произошло с ним в лесу? (И вдруг прямо передо мной – олень! Стройный, красивый, с огромными ветвистыми рогами! А у меня, как назло, ни одной пули! Олень стоит преспокойно глядит на меня, словно знает, что  у меня ружьё не заряжено.)

- Какой выход из создавшейся ситуации нашел наш герой? Прочтите. (К счастью, у меня осталось ещё несколько вишен, и я зарядил ружьё вместо пули вишнёвой косточкой).

- Когда второй раз барон Мюнхгаузен встретил оленя? (через год).

- Какое чудо он увидел? Прочтите. (Какого же было моё изумление, когда из чащи леса прямо на меня выпрыгнул великолепный олень, у которого между рогами росло высокое, развесистое вишнёвое дерево!)

- Верите ли вы этой истории барона Мюнхгаузена? Почему? Чему именно вы верите, а чему нет? (Не верят: Нельзя купить вишню в лесу; нельзя выстрелить вишневой косточкой; не может у оленя между рогами вырасти вишневое дерево. Верят: Можно встретить оленя в лесу; возможно зарядить ружье вишневой косточкой; можно два раза встретить оленя в лесу).

- Опишите характер барона Мюнхгаузена. (Озорной, веселый выдумщик. Он хочет, чтобы на него обратили внимание. Может быть, он просто неудачно сходил на охоту и чтобы над ним не смеялись, он выдумал такую забавную историю).

Молодцы! Вы внимательно слушали и поняли историю.

Давайте разомнемся.

- А теперь давайте прочитаем еще один отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена» «Оттаявшие звуки». Сначала я прочитаю вам сама. А потом спрошу кого-нибудь одного. Слушайте внимательно и следите за текстом.

- Какие жанры сказок вы знаете? (Литературные  и русские народные).

Бывают литературные и русские народные сказки. Литературная сказка основана на воображении автора, образ героя индивидуален, а сюжет не ограничен какими либо мотивами.

Русская народная сказка- это фольклор, передаваемый из поколения в поколение. Придуман русским народом.

 -Как вы думаете к какому жанру относится эта сказка? (к литературному)

- Как вы поняли название произведения? (звуки на морозе замерзли, а потом оттаяли в тепле)

- Кто является главными героями сказки? (барон Мюнхгаузен и его кучер)

- Что удивительного произошло? (рожок сам начал играть)

- Знаете ли вы, что такое рожок? ( рожок – духовой музыкальный  инструмент.)

-Как барон объяснил это чудо? Найдите в тексте и прочитайте.

- Чем они наслаждались в течение всего вечера? (они наслаждались очаровательной музыкой)

- Как вы думаете, где происходит событие? (в доме)

- В доме у кого? (у Б. М.)

-Как вы догадались? Найдите в тексте.

-Что происходит со звуками в рожке на морозе? (они замерзают)

- Действительно ли они замерзают? (нет, потому что звуки не видимы, а только слышимы)

- Как вы считайте, может ли рожок сам играть? (рожок не может сам начать играть                                          )                

- Ребята, а сейчас кто-то из вас прочитает нам еще раз этот текст. Слушайте внимательно и следите за ним по учебнику.

- А сейчас мы проведем анализ выразительного чтения читающего.

 - Ребята я хочу тоже придумать новое приключение барона Мюнхгаузена. Помогите мне начать.

- Где оно может происходить?

- В какое время года?

- С кем?

- О чем оно?

Спасибо, я обязательно напишу новое приключение барона Мюнхгаузена.

Слушать учителя, анализировать. Читать стихотворение с различными интонациями, правильно артикулируя.

Отвечать на вопросы.

Предполагать.

Слушать, анализировать и получать новую информацию.

Повторять движения.

 

Отвечать на вопросы.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

П: проводят сравнение, классификацию. Строят объяснение в устной форме по предложенному плану. Строят логическую цепь рассуждений.

П: строят речевые высказывания.

К.: формулируют собственное мнение.

П.:  анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков; выделять существенную информацию из Т.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

П:дополняют и расширяют знания.

Л: установка на ЗОЖ.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: читать литературные сказки осознанно, выразительно и без ошибок;

описывать героя, его действия, поступки;

работать с текстом сказки;

Р: контроль, коррекция, оценка.

Р: контролируют свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания (по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов).

4.

Итог урока.

Рефлексия

-Какие отрывки из книги «Приключения барона Мюнхгаузена» мы сегодня с вами прочитали?

-О чем отрывок «Чудесный олень»?

-А отрывок «Оттаявшие звуки»?

- С кем мы сегодня познакомились?

- Ребята, на партах у вас лежат листочки. Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал …
  • На этом уроке я похвалил бы себя за …
  • После урока мне захотелось …
  • Сегодня я сумел …

Сдайте их на первую парту своего ряда. Спасибо вам за интересный урок. Успехов в учебе! До свидания.

Отвечать на поставленные вопросы.

П: Контроль и оценка

процессов и результата

деятельности;

Л: Адекватное понимание

причин успеха/неуспеха

в учебной деятельности;

самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению  на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "В. Данько- Загадочные буквы" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "В. Данько- Загадочные буквы" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)...