Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему Э. Распе "Приключения Барона Мюнхгаузена" + презентация
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Тема: Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
Цель: познакомить с произведением Рудольфа Эриха Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей отвечать на вопросы, выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты
личностные: научатся читать произведения вслух, выразительно.
предметные: научатся прогнозировать содержание произведения, выделять особенности литературной сказки.
Оборудование:
- Литературное чтение: 2 класс: система уроков по учебнику Климанова Л. Ф.;
- Климанова Л. Ф. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс II полугодие (230 с.);
- Портрет Э. Распе, выставка его книг, портрет барона Мюнгхаузена;
- Карточки для рефлексии
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный момент. Словесный: Приветствие | ≈ 1 | Ребята, здравствуйте! Меня зовут Ксения Николаевна! Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Приведите в порядок свои рабочие места, улыбнитесь друг другу и настройтесь на продуктивную и хорошую работу! | Приветствовать учителя, готовность к уроку. | Р: принимают учебную задачу. |
2. | Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Практич.: артикуляционные упражнения | ≈ 5 | Ребята, послушайте стихотворение и подумайте о чем оно. Не привыкайте к чудесам, - Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам, Руками к ним тянитесь. Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Приглядывайтесь к родникам, Ничто не повторится. За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумление. Все будет так и все не так Через одно мгновение. (В. Шефнер) - О чем это стихотворение? (о том, что во всем нужно видеть чудо) - К чему призывает нас автор? (Автор говорит о том, что чудеса окружают нас каждый день. Например, прекрасное пение птиц, облака похожие на кудрявых овечек. Когда наступит весна, присмотритесь к деревьям. Они еще не покрылись листвой, но уже зеленые от распускающихся почек. Кто-то видит чудо даже в луже, в которой отражается небо.) - Поэтому многие люди ищут свое чудо и любят приключения. Это потому что в каждом приключении есть чудо. - А вы любите приключения? - Не каждому удаётся найти свое приключение. Но ведь есть книги, в которых любой найдет приключение на свой вкус. Читая, мы погружаемся в мир чудес, представляем себя на месте любимых герое. Сражаемся, спасаем, любим, дружим. Вот что дают нам книги о приключениях. - Ребята, какие книги о приключениях вы читали? | Слушать учителя, анализировать, вести диалог с учителем, рассуждать. | П: осмысленно читают текст. Р: принимают и сохраняют уч. задачу |
3. | Работа по теме урока. Чтение отрывка «Чудесный олень» Выборочное чтение Физминутка Физминутка Составление произведений по рисункам. | ≈ 25-30 ≈4 1-2 мин ≈2 ≈3 | - Посмотрите, сегодня я принесла свою любимую книгу. Она называется «Приключения барона Мюнхгаузена». Написал её Эрих Распе. - Знакома ли вам эта книга? - Какие истории из неё вы знаете? В основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно жившего очень давно в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в России. Поэтому многие его приключения происходят в России. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывающий самые невероятные приключения. Неизвестно сам ли он писал свои рассказы , но некоторые из них были напечатаны. А писатель Э. Распе обработал эти рассказы и издал. Рудольф Эрих Распе – немецкий писатель. Его судьба полна самых неожиданных поворотов и самых захватывающих приключений. Откройте свои учебники на стр.28. Сегодня мы с вами прочитаем отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». - Прочитайте название отрывка. - Как вы думайте о чём он? - А теперь давайте выясним правы мы или нет.. Я прочитаю вам, а вы внимательно слушайте и следите за текстом в учебнике. - Давайте обсудим этот отрывок. - Понравилась ли вам эта история? - Какие эмоции вы испытали во время чтения? (смех, удивление, радость). - Прочитайте начало истории.(Иду как-то по лесу и угощаюсь сладкими, сочными вишнями, которые купил по дороге). -Что произошло с ним в лесу? (И вдруг прямо передо мной – олень! Стройный, красивый, с огромными ветвистыми рогами! А у меня, как назло, ни одной пули! Олень стоит преспокойно глядит на меня, словно знает, что у меня ружьё не заряжено.) - Какой выход из создавшейся ситуации нашел наш герой? Прочтите. (К счастью, у меня осталось ещё несколько вишен, и я зарядил ружьё вместо пули вишнёвой косточкой). - Когда второй раз барон Мюнхгаузен встретил оленя? (через год). - Какое чудо он увидел? Прочтите. (Какого же было моё изумление, когда из чащи леса прямо на меня выпрыгнул великолепный олень, у которого между рогами росло высокое, развесистое вишнёвое дерево!) - Верите ли вы этой истории барона Мюнхгаузена? Почему? Чему именно вы верите, а чему нет? (Не верят: Нельзя купить вишню в лесу; нельзя выстрелить вишневой косточкой; не может у оленя между рогами вырасти вишневое дерево. Верят: Можно встретить оленя в лесу; возможно зарядить ружье вишневой косточкой; можно два раза встретить оленя в лесу). - Опишите характер барона Мюнхгаузена. (Озорной, веселый выдумщик. Он хочет, чтобы на него обратили внимание. Может быть, он просто неудачно сходил на охоту и чтобы над ним не смеялись, он выдумал такую забавную историю). Молодцы! Вы внимательно слушали и поняли историю. Давайте разомнемся. - А теперь давайте прочитаем еще один отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена» «Оттаявшие звуки». Сначала я прочитаю вам сама. А потом спрошу кого-нибудь одного. Слушайте внимательно и следите за текстом. - Какие жанры сказок вы знаете? (Литературные и русские народные). Бывают литературные и русские народные сказки. Литературная сказка основана на воображении автора, образ героя индивидуален, а сюжет не ограничен какими либо мотивами. Русская народная сказка- это фольклор, передаваемый из поколения в поколение. Придуман русским народом. -Как вы думаете к какому жанру относится эта сказка? (к литературному) - Как вы поняли название произведения? (звуки на морозе замерзли, а потом оттаяли в тепле) - Кто является главными героями сказки? (барон Мюнхгаузен и его кучер) - Что удивительного произошло? (рожок сам начал играть) - Знаете ли вы, что такое рожок? ( рожок – духовой музыкальный инструмент.) -Как барон объяснил это чудо? Найдите в тексте и прочитайте. - Чем они наслаждались в течение всего вечера? (они наслаждались очаровательной музыкой) - Как вы думаете, где происходит событие? (в доме) - В доме у кого? (у Б. М.) -Как вы догадались? Найдите в тексте. -Что происходит со звуками в рожке на морозе? (они замерзают) - Действительно ли они замерзают? (нет, потому что звуки не видимы, а только слышимы) - Как вы считайте, может ли рожок сам играть? (рожок не может сам начать играть ) - Ребята, а сейчас кто-то из вас прочитает нам еще раз этот текст. Слушайте внимательно и следите за ним по учебнику. - А сейчас мы проведем анализ выразительного чтения читающего. - Ребята я хочу тоже придумать новое приключение барона Мюнхгаузена. Помогите мне начать. - Где оно может происходить? - В какое время года? - С кем? - О чем оно? Спасибо, я обязательно напишу новое приключение барона Мюнхгаузена. | Слушать учителя, анализировать. Читать стихотворение с различными интонациями, правильно артикулируя. Отвечать на вопросы. Предполагать. Слушать, анализировать и получать новую информацию. Повторять движения.
Отвечать на вопросы. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. П: проводят сравнение, классификацию. Строят объяснение в устной форме по предложенному плану. Строят логическую цепь рассуждений. П: строят речевые высказывания. К.: формулируют собственное мнение. П.: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; выделять существенную информацию из Т. П: дополняют и расширяют знания. Р: осмысляют учебный материал. Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. П:дополняют и расширяют знания. Л: установка на ЗОЖ. П: дополняют и расширяют знания. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. П: читать литературные сказки осознанно, выразительно и без ошибок; описывать героя, его действия, поступки; работать с текстом сказки; Р: контроль, коррекция, оценка. Р: контролируют свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания (по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов). |
4. | Итог урока. Рефлексия | -Какие отрывки из книги «Приключения барона Мюнхгаузена» мы сегодня с вами прочитали? -О чем отрывок «Чудесный олень»? -А отрывок «Оттаявшие звуки»? - С кем мы сегодня познакомились? - Ребята, на партах у вас лежат листочки. Выберите и продолжите любое предложение.
Сдайте их на первую парту своего ряда. Спасибо вам за интересный урок. Успехов в учебе! До свидания. | Отвечать на поставленные вопросы. | П: Контроль и оценка процессов и результата деятельности; Л: Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ (конспект + презентация)
Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" (конспект, презентация), 4 класс
Конспект урока...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "В. Данько- Загадочные буквы" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "В. Данько- Загадочные буквы" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)...