Мастер-класс по стихосложению
план-конспект занятия по чтению ( класс) на тему

Сочинение стихов с детьми начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

Тема: Развитие литературно-творческих способностей у детей школьного возраста через стихосложение.

Цель: Развивать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, врожденный дар слова, научить школьников говорить и писать ярко, самостоятельно, от души, опираясь на свой личный опыт.

Задачи: 1. Расширять кругозор детей.

                  2. Познакомить с понятиями «рифма» и «ритм».

                  3. Развивать творческое воображение, память и устную речь.

  Форма проведения: занятие – игра

В современных условиях развития общества остро становится вопрос о развитии личности как индивидуальности, что означает, прежде всего, развитие ее специальных, творческих   способностей. Развитие литературно-творческих возможностей рассматривается в первую очередь как творческую способность ребенка, создание им на уровне возраста собственных продуктов творчества.

Процесс развития литературно-творческих  возможностей целесообразно начинать в раннем детском возрасте. Ребенок 6 - 12 лет обладает такими возможностями.                                 Дети должны усвоить, что:                                                                                            

- Стихотворение тогда становится стихотворением, когда в нем закончена мысль, совершилось какое-то действие. А поиск нужного слова для стихотворной строчки развивает вкус, гибкость ума, сообразительность. Очень важно, чтобы дети с самого начала своего знакомства с такой наукой, как стихосложение, поняли, из чего стихи складываются, научились чувствовать нехватку той или иной детали.

Дети должны знать, что:

- В обеих строках стиха должно быть одинаковое количество ударных слогов;                                          

- Ударение должно падать с одинаковой последовательностью в каждой строке;

- Строки связываются рифмой, от которой возникает созвучие двух строк.

Главная задача педагога – заинтересовать детей и не дать иссякнуть их любопытству. А заинтересовать их можно какой-либо необычностью, чем-то удивить. Например, можно спросить любит ли из детей кто-нибудь хвастаться? Они начинают показывать друг на друга. Я говорю, что это хорошо, если есть чем. Я умею сочинять стихи, а вы бы хотели научиться? И многие дети соглашаются.

                                                                Ход:

- Ребята, сегодня мы узнаем, что такое стихи и попробуем их сочинить. Перед вами 2 текста:

1. Алла вязала шарф кукле                                              2. Кукле шарф вязала Алла

    Алла не довязала шарф до конца                                   До конца не довязала

    Она убирала со стола                                                       Убирала Алла стол

    Еще Алла хотела подмести пол                                      Подмести собралась пол

    Хотя потратила много времени                                      Подмести не подмела

                                                                                                Только время провела

- Чем эти 2 текста отличаются друг от друга?

Один текст – стихи, другой мы называем прозой.

- Чем же отличаются стихи от прозы?

                                                                                                                                                      1

В стихотворной речи главное – ритм. Ритм создается благодаря рифмам: Алла – довязала,

 стол – пол, подмела – провела и др.

Еще ритм создается благодаря паузам и интонации. Рифма создается благодаря повтору звуков в окончаниях слов: птичка – косичка, тарелка – стрелка, горшок – цветок и др.

                                                                                                                                                         

  ЗАДАНИЕ 1

- Подберите рифмы к словам, но такие слова, которые оканчиваются на те же звуки:

Пляшет -  (машет)

Пустой – (густой)

Трава -  (дрова)

Батон -  (бутон)

Бочок -  (бычок)

                            

ЗАДАНИЕ 2                                                                                                      

- Я буду читать вам стихотворение, которое называется «Разные профессии», а вы мне подсказывайте слова так, чтобы они были в рифму:

Поезд водит…          (машинист)

Пашет в поле…        (тракторист)

В школе учит нас… (учитель)

Строит здание…      (строитель)

Красит стены нам… (моляр)

Столы делает…         (столяр)

На станке ткет ткани… (ткач)

От болезней лечит…    (врач)

В доме свет провел…   (монтер)

В шахте трудится…      (шахтер)

В жаркой кузнице...      (кузнец)

Кто все знает…            (молодец)

ЗАДАНИЕ 3

- А теперь попробуйте догадаться, о чем думает пират?

По острову бродит пират

Глядит на восход, на закат

Под каждую пальму глядит

Одну только фразу твердит

Он думает,  глядя вокруг:       (Не здесь ли запрятан сундук?)

ЗАДАНИЕ 4

- Попробуем сочинить стихотворение. Представьте себе, что наступил день – 1 СЕНТЯБРЯ. Дети приглашают мальчика идти играть в футбол, а ему нужно идти в школу. Что ответит мальчик своим друзьям?

Мне теперь не до футбола

…………………      школа  (распахнула двери)

…………………,     друзья, (извините)

…………………      нельзя  (с вами мне играть нельзя) 

- Молодцы, ребята, а теперь послушайте стихотворения, которые сочинили ваши товарищи:

Ивня – край родной

Любимый край мой – это Ивня.                                                                                                             И нет милее света мне.

 Ведь это сердцу дом родимый,                                                                                                      Самый прекрасный на земле.                                                                                                       Весною в Ивне всё красиво.  

                                                                                                                                                       2                                                                                                        

Цветёт она как вешний сад,                                                                                                                             А летом можно здесь увидеть                                                                                                       Друзей моих – простых ребят,                                                                                                      Ведь Ивня – это просто диво!                                                                                                           Она ухожена, красива.                                                                                                              Благоухает вся в цвету,                                                                                                                         И я горжусь, что здесь живу.                                                                                                        

                               Автор: Екатерина С., ученица 5 кл.                                                                    

                                                       

Белогорье – родная земля.

Русь, матушка                                                                                                                                 Ты на колени не пала,                                                                                                              Когда печенегов орда нападала.                                                                                                           Во все времена защищали тебя,                                                                                           Восхищались, гордясь,                                                                                                               Воспевали любя.                                                                                                                               И нет до сих пор нам Отчизны милей,                                                                                               Чем край Белгородчина.                                                                                                                     Здесь люди мирно живут                                                                                                           Трудовыми делами,                                                                                                                   Любовью к тебе.                                                                                                                          Надеждой и верою в завтрашнем дне.                                                                                         И чтоб не случилось, скажу не тая,                                                                             Процветай, Белогорье, родная земля!                                                                                                        

                                     Автор: Татьяна К., ученица 7 кл.

                                                                               

                  Охрана елей

 Пушистая ёлка растет на опушке.

Любуются ёлкой лесные зверушки.

Зелёный наряд из иголок хорош

Красавицы лучше в лесу не найдешь.

Но лишь Новый год подкрадётся к порогу

И старый и малый пойдут в путь-дорогу

Чтоб ёлку на праздник скорее добыть

Получше, пышней и пушистей срубить.

Ведь ёлку купить можно и в магазине

Живую, искусственную – есть выбор ныне.

Самим же деревья не надо губить

Зелёные ели и сосны рубить.

Редеют без елей леса год от года.

Беднеет, пустеет родная природа

И людям хочу я от сердца сказать:

«Давайте беречь её и охранять!».

                             Автор: Антонина К., ученица 6 кл.

 

                                                                                                                                3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

сценарий внеклассного мероприятия с элементами мастер-класса "Пряничные мастера"

Занятие предназначено для детей 6-8 лет. Дети знакомятся с историей появления тульского пряника, рецептом приготовления и способами росписи пряников. Также в мероприятии могут принять участие и родите...