Урок по литературному чтению 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Фёдорова Ольга Анатольевна

Открытый урок УМК "Школа 2100" ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2016.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Почему Незнайка не стал поэтом? (Отрывок из книги Н.Носова «Приключения Незнайки и  его друзей»)

Цель: ознакомление детей с творчеством Н. Носова на примере отрывка из книги «Приключения Незнайки и  его друзей»;

- формировать осознанное чтение, умение вести диалог с автором;

- развивать  умение находить ответы на вопросы;

- проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель и план выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий.

Познавательные:  овладевать навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или проблемным вопросом, поставленным учителем или возникшим на уроке; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений; формировать умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.

  1. Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок.

-  Доброе утро! Солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам.

 

–Улыбнитесь   друг другу и своей улыбкой  пожелайте  успехов на сегодняшний урок.

Прозвенел опять звонок,

Начинается урок.

Если будем на уроке

Речь свою мы развивать,

Выразительно читать.

Идею текста разбирать,

Фантазировать, мечтать,

То тогда скажи, дружок,

На какой пришли урок? Слайд №1

  1.  Постановка учебной задачи и планирование деятельности учащихся

– Чему бы вы хотели научиться  на уроке чтения?

( Учиться бегло и выразительно читать. Уметь находить в тексте ответы на вопросы.  

Уметь владеть своим голосом.)

– Что нам с вами поможет выполнению поставленных задач?

- Нужно составить план урока:

  1. Знакомство с новым автором.
  2. Знакомство с новым произведением. (Будем читать новое произведение)
  3. Работа по произведению. (Ответы на вопросы по тесту, умение давать характеристику герою, чтение по ролям)
  4. Творческая работа в парах. Слайд № 2

- Какое умение формировали? (Умение планировать свою деятельность)

Речевая разминка.

- Чтобы уметь владеть своим голосом, что мы должны провести?

1. Заборчик.

Зубы ровно мы смыкаем
и заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы –
посчитаем наши зубы.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.

2. Трубочка.

Мои губы трубочка
превратились в дудочку.
Ду-ду-ду.

3. Лопатка.

Язык лопаткой положи
и спокойно подержи.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
Язык можно убирать.

4. Иголочка.

Язык в иголку превращаю.
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну
до пяти считать начну.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
Иголку я могу держать.

5.Чистоговорки

- Какое умение формировали? (Умение владеть своим голосом)

– Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выполнению остальных задач, а именно: выразительно и безошибочно читать. Хорошее чтение поможет понять текст.

3.  Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

а) работа с текстом до чтения, проверка д/з.

 – Какое хорошее стихотворение получилось у Эдуарда Успенского! Чтобы писать стихи, надо обладать особым даром. Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы писать стихи? (талант, умение рифмовать)

- Все ли могут писать стихи?

- У всех ли может это получиться?

б) Формулирование темы урока

Этому пробует научиться герой следующего литературного произведения. А чтобы понять, кто этот герой нам необходимо разгадать загадку.

Разгадывание загадки (Незнайка) Слайд № 3

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен,

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Он – художник знаменитый,

Он – известный всем поэт,

Замечательно воспитан,

Очень модно он одет.

Кто он, быстро отгадай-ка!

Как зовут его?..

- Как вы думаете, сможет ли Незнайка стать поэтом? Это проблемный вопрос, на который нам необходимо ответить в конце урока?

  1. Работа над отрывком из сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки».

а) Работа по учебнику  с иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию (с. 53). Вы узнали героя?

– Кто автор произведения о Незнайке? (Николай Николаевич Носов.) Слайд № 4

Рассказ о писателе

Николай Николаевич Носов родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье актёра эстрады.      Мальчик  увлекался музыкой, театром. В 1938 году выходит в свет его первый рассказ для детей «Затейники».  Носов ввёл в детскую литературу нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

- Какие произведения этого автора вы уже читали? (выставка книг)  Слайд № 5-6

А как называется книга о приключениях нашего героя? («Приключения Незнайки».)

– Всю ли книгу о Незнайке мы будем читать? Как вы догадались?

-  Что означает слово приключение? (неожиданный случай, происшествие)

– Перелистайте страницы. На сколько частей разделили отрывок? (4.)

- Итак, с каким произведением нам предстоит сегодня познакомиться на уроке?  Слайд № 7

б) Формулирование темы урока

  - Какое умение формировали? (Умение предполагать, выражать свои мысли)

в) Работа в тетради.

–  Поучимся читать трудные слова (тетрадь, с. 14, задание I.1).

-   Какое умение формировали? (Умение правильно читать трудные слова)

г) Работа с текстом        

 Чтение 1-й части (читает учитель)

– Кем хотел стать Незнайка?
– К кому обратился за помощью?
– Сразу ли помог Незнайке Цветик? Почему?
– Чему было необходимо научиться Незнайке, чтобы стать поэтом?

(уметь рифмовать, быть творческим человеком, уметь воображать, быть трудолюбивым, усидчивым)

– Что такое рифма? Зачитайте из текста. А теперь обратимся к толковому словарю за значением этого слова. (Работа со словарём) Слайд № 8

 – Хотелось бы вам побывать на месте главного героя и на мгновение превратиться в поэтов?

- А вы знаете кто такой поэт? (Поэт – автор стихотворных, поэтических произведений)

Физкультурная минутка.

Часть 2 на с. 55.

Читают дети, стих читает учитель. По ходу чтения надо обратить внимание, что Незнайка очень старался и долго сочинял.

– Вам понравились стихи про Знайку?

– Как вы думаете, Знайке понравились?

Ребята дочитывает 2-ю часть.

– Рифма есть и смысл тоже, а стихи не получились, не понравились...

Часть 3.

Читает учитель и дети

– Какие слова срифмовал Незнайка в этих стихах? (Голодный – холодный, подушка – ватрушка.)

- Как вы думаете, понравились ли стихи Торопыжке? (Нет, обидные).

- А Авоське понравились стихи? Почему? (Авоська, наверное, обиделся на Незнайку только за то, что ватрушки не оказалось под подушкой).

- Почему же не поняли Торопыжка и Авоська творчества начинающего поэта Незнайки? (Потому что он написал неправду.)

        

Часть 4.

Дети читают про себя.

– Про кого ещё сочинил стихи Незнайка? (Про Пилюлькина.)

– Правильно ли сделал Незнайка, что бросил сочинять стихи?

Возможны разные ответы!

– А были ли у Незнайки поэтические способности?

– Справедливы ли были друзья к Незнайке? Ведь он только учился писать стихи и даже нашёл весёлые рифмы.

- Теперь сможем ли мы ответить на проблемный вопрос урока: Смог ли Незнайка стать поэтом? Почему?

-  Какое умение формировали? (Умение выразительно читать, находить ответы на вопросы, т.е. добывать информацию).

  1. Закрепление над закреплением пройденного материала

а)  Коллективная работа  (карточки)

–  Какова же последовательность событий в этом отрывке? (Задание II.2 в тетради, с. 14).

б) Самостоятельная работа (карточки) Беседа о характере Незнайки  

 

1. Какие еще качества личности вы бы  хотели добавить сами?

2. Хотели бы вы быть похожими на Незнайку? Почему?

3. Какие у него получились стихи? Выберите ответ из предложенных слов и обоснуйте свой выбор:

  печальные

  веселые

  с чувством юмора

  шуточные

  грустные

-  Какое умение формировали?(Умение работать по тексту, выражать своё отношение к герою)

Учитель показывает книгу Н. Носова «Приключения Незнайки». Слайд № 10

– Наш отрывок взят из книги Н. Носова. Кем были Незнайка и его друзья? (Коротышками.) Жили они в Цветочном городе, где все улицы носили названия цветов. Вот так выглядят герои этой книги.

Учитель показывает увеличенные цветные рисунки из книжки-раскраски. Слайд № 11

– Я советую вам, ребята, прочитать эту книгу. Главный герой этой книги – Незнайка. С ним происходят удивительные приключения, смешные истории. Незнайка хотел стать не только поэтом, но и художником, и шофером, однако у него не получалось ничего, за что бы он ни брался.

 

 в) Работа в парах

– Проверьте свои способности: подберите рифму и попробуйте выполнить  на карточках.

 

1 пара:  1.допиши слова в рифму:  стрела-………..

               2.Дедушка Иван посадил кошку в…

2 пара:  1.допиши слова в рифму:  майка ……..              

              2.Если ты Федя, то поймал в лесу ……

3 пара:  1.  допиши слова в рифму:  урок …

              2.Всех на свете он добрей

                   Лечит он больных ……

  1.  Итог урока.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.)

–  Вспомните  цель урока, которую мы с вами поставили в начале урока. Справились ли мы с ней?

- Посмотрите на план урока. Все ли пункты  плана мы выполнили?– Что бы вы посоветовали человеку, который решил серьёзно взяться за какое-то дело? (Доводить его до конца, быть целеустремленным) Слайд № 12

 

  1. Рефлексия.

За что вы себя похвалите?

(Дети хвалят себя за то, что отвечали правильно на вопросы, читали выразительно, внимательно слушали учителя и друг друга, умело общались друг с другом).

Оценивание

Я похвалю вас всех. Вы были молодцы.    С каким настроением вы уходите с урока?          

Покажите своё настроение.            

 

 

         

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....