Конспект урока "Братец лис и Братец кролик" + презентация
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Астахова Ирина Александровна

2класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bratets_lis_i_bratets_krolik_2_kl.docx38.55 КБ
Office presentation icon lit._cht._br._lis_i_br._krolik.ppt658 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема: Дж.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»  (2кл)  

Цели деятельности учителя: познакомить детей с жизнью и творчеством  Дж. Харриса; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей отвечать на вопросы; выделять главную мысль; обогащать их словарный запас;  воспитывать доброту, милосердие.

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты

предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; прогнозировать содержание произведения; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

личностные:

 воспринимать сказку как особый жанр литературы.

           Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, 2 класс, 2 часть; презентация к уроку; портрет Дж. Харриса; книга писателя; карточки (текст речевой разминки; задание для групп).

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

  1. 1.

Мотивационный

Практич.: артикуляционные упражнения

≈4

-Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Александровна , сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение, чётко артикулируя.

Кролик – хвастунишка,

Белые штанишки,

Вылез на пенёчек,

Хвалится, дружочек:

«Вот какие ушки,

Белые макушки.

Вот такое брюшко…

Завидуйте, зверушки!»

«У-у-у-у!» - завыли волки

На лесном пригорке.

Наш хвастун услышал…

Сразу прыг – и в норке! 

- Прочитайте с сердитой интонацией, с весёлой интонацией.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

Читать, правильно артикулируя.

П: осмысленно читают текст.

Р: принимают и со храняют уч задачу

2

Постановка учебной задачи Словес.: ответы на вопросы.

Наглядный: рассматривание портрета.

Словес.: слушание, ответы на вопросы.

Прак.: рассматривание иллюстрации.

Прак.: слушание и чтение текста.

Прак.: работа со сложными словами.

Словес.: ответы на вопросы

≈ 2

≈3

≈5

≈2

≈3

- О ком мы прочитали в тексте речевой разминки? (Мы читали про кролика)

- какое произведение вам напомнило это стихотворение?  (Сказку Д. Мамина-Сибиряка)

- А как вы думаете, почему я вам предложила текст о кролике?  (Наше след. произведение тоже будет про кролика) 

- Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня изучать.

- Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему вы решили, что это сказка. ( Написано, что оно из книги «Сказки Дядюшки Римуса)

Изучение нового материала.

- Прочитайте имя писателя. Что вы о нём знаете?

- Итак, кто может сформулировать тему и цель нашего урока? (Слайд 1)

(Тема: сказка « Братец Лис и братец Кролик», цель: познакомиться с жизнью и творчеством Дж. Харриса; познакомиться со сказкой « Братец лис и братец Кролик»

- Жил на свете маленький веснушчатый мальчик, застенчивый с незнакомыми и озорной с друзьями, по имени Джоэль. Жил он давным-давно в далёкой - далёкой стране Америке. 

- Мать воспитывала его одна. Жилось им бедно и трудно. И в 13 лет он пошёл работать в типографию одного плантатора.

 - А кто такой - плантатор? (Это человек, у которого много земли - плантаций, где выращиваются растения, фермер)

 - Как вы думаете, сам плантатор работал? (Нет, на плантациях работали наёмные рабочие и рабы.) (Слайд 2)

- А кто такие рабы? (Люди, которых насильно, не по их воле, заставляли работать бесплатно в тяжёлых условиях). Жили они в старых хижинах, работали с раннего утра и до поздней ночи, под палящим солнцем, не имели достаточно еды.

- Вот и Джоэль ходил на работу к такому плантатору, но он был не рабом. В типографии он встречал рабов, заходил к ним в хижины и слушал народные негритянские песни и сказки.

 - А какие сказки называют народными? ( Сказки, которые придумал народ) (Слайд 2)

- Дядюшка Римус был одним из рабов, но Джоэль называл его дядюшкой, так как любил и уважал старого сказочника, который рассказывает вечерами маленькому мальчику Джоэлю интересные истории о Братце Кролике и Братце Лисе, об их друзьях - Братце Еноте, Матушке Корове, Братце Медведе и многих других животных. (Слайд 3)

- Уж так мальчик полюбил эти сказки, что когда вырос, издал книгу и назвал её "Сказки Дядюшки Римуса", где написал про себя, маленького мальчика, соседей и друзей. 

- Что вы узнали о Харрисе? Что запомнили? ( О том, что все сказки он услышал от народа, но больше всего ему нравилось, как их рассказывал Дядюшка Римус)

- Рассмотрите иллюстрацию к сказке, прочитайте ещё раз её название. Предположите, о чём она. (О Лисе и Кролике. У Лиса хитрый взгляд. «Наверно он что-то задумал» - думает заяц и боится за своих зайчат).

Первичное знакомство с текстом.

- Прочитаем сказку, проверим наши предположения. Я читаю, а вы следите по тексту.

                                              Словарная работа.

- Сбылись наши предположения? В чём? Какие чувства вы испытали при чтении?

- Какие слова и выражения вам были не понятны?

- Объясните, как вы понимаете выражение: держать ухо востро? (Быть настороже, начеку)

- Что значит застать врасплох? (Неожиданно, внезапно) 

- Стрельнул в кусты?( Очень быстро прыгнул в кусты)

Первичный анализ.

- Назовите действующих лиц сказки. Что вы о них узнали? (Братец Лис, братец Кролик, матушка Крольчиха, крольчата, братец Ёж. Лис хотел выманить кролика из хижины, чтобы съесть, но Кролик оказался хитрее Лиса и обманул его , сумел убежать).

-  Какие взаимоотношения у них? ( Осторожные, Кролик относится к Лису с опаской)

- Мы с вами сказали, что это народная сказка, а какие жанры сказок вы знаете? ( О животных, волшебные, бытовые) (Слайд 4) К какому жанру относится эта сказка? Почему? (Это сказка о животных, потому что гл. герои – животные)

Отвечать на вопросы.

Предполагать.

Отвечать на вопросы, формулировать тему и цель урока.

Слушать, отвечать на вопросы.

Рассматривать, предполагать.

Слушать чтение.

Определять конкретный смысл понятий.

Проводить анализ чтения.

П: строят речевые высказывания.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков.

П: строят речевые высказывания.

К.: формулируют собственное мнение.

П.: строют речевое высказывание.

П.:  анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков; выделять существенную информацию из Т.

П.: строют речевое высказывание.

Физминутка

≈2

- А теперь мы отдохнём - физминутку проведём.

Повторять движения.

Л: установка на ЗОЖ.

3

Решение частных задач на основе анализа текста

Практический: чтение и анализ Т

Словес.: монологические высказывания уч-ся.

Прак.: заполнение пропусков в предлож.

Прак.: чтение по ролям; оценивание выступающих.

≈8

≈4

≈4

≈4

Повторное чтение и углубленный анализ.

- А теперь  прочтём по цепочке, по одному предложению.

- Кто главные герои?(Слайд 5) Посмотрите, на экран, выберите черты характера, которые подходят Кролику, а какие Лису?

( Кролик: смекалистый, острожный, рассудительный, изворотливый,  трусоватый; Лис: хитрый, глуповатый, спокойный) (Слайд 6) 

- Почему Братец Кролик был вынужден пригласить Лиса в гости? (Потому что он сумел подготовиться и предупредить свою семью об опасности) 

- Как ему удалось избежать опасности? ( Он спел песенку для крольчат, чтобы они смогли спрятаться)  

- Что понял Кролик, когда пришел к Лису в гости? (Лис приготовил пустую тарелку, чтобы съесть Кролика.) Как он перехитрил хозяина? ( Сказал, что не ест курятину без укропа и сумел быстро убежать) 

- Кто вам больше понравился? Почему?

- Докажите, что Кролик был умным, сообразительным и находчивым. Рассуждая, используйте текст сказки.

- Итак, теперь мы хорошо знаем сюжет нашей сказки и я предлагаю вам выполнить задание по карточкам .Вам нужно дополнить предложения из сказки, при выполнении задания вы можете пользоваться учебником.  Работать вы будите в группах по 4 человека. Вам даётся 5 минут.

Игра «Дополни предложение».

• Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал …

• Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом …

• - Никак, на обед у тебя …, Братец Лис? – говорит Кролик.

• - Да, Братец Кролик, а какая … да …! – говорит Лис.

• - Ты, никак, сготовил без укропа, Братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина …

  • Вскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и …
  • Так он крикнул и поскакал дальше. И Лис его…

(Слайд 7-8) - Посмотрите на слайд и проверьте, всё ли вы выполнили правильно. У кого также, поставьте «+», у кого были ошибки «?».

Чтение по ролям.

- Мы описали характеры главных героев. А как передать эти характеры при чтении? (С помощью интонации). С какой интонацией читать за Кролика? (Испуганно, с осторожностью, тихо) А за Лиса? (хитро, громко) А как читает автор? (Выразительно, соблюдая все знаки препинания, передаёт настроение).

- Ребята, как вы думаете, удалось нашим «артистам» передать характеры героев? Всё ли у них получилось? Кто ещё хочет попробовать?

Читать выразительно.

Характеризовать героев.

Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Проверять по эталону.

Читать выразительно, по ролям.

Оценивать выразительное чтение товарищей.

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: осмысленно читают текст

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П: строят речевое высказывание

К.: договариваются и приходят к общему решению в совместной д-ти.

Р.: Оценивать правильность выполнения задания.

Р.: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивают правильность выполнения действий.

4

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

≈3

А. Предметная

- Что вы изучали на уроке?

- Что было для вас особенно интересно?

- С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите имя. Что вы узнали о его жизни и творчестве? (Когда Дж. Харрис был маленьким мальчиком, он часто слушал народный сказки. Ему рассказывал их добрый дядюшка Римус) 

- Кому захотелось прочитать всю книгу дядюшки Римуса? Взять её можно в библиотеке.

Б. Деятельностная ( Слайд 9)

- Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

Домашнее задание: Выразительное чтение сказки по ролям.

(Слайд 10)

Отвечать на вопросы, обобщать.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель: - познакомиться с жизнью и творчеством Дж. Харриса; познакомиться со сказкой « Братец лис и братец Кролик»

Слайд 4

Сказки О животных Волшебные Бытовые

Слайд 5

смекалистый острожный рассудительный изворотливый трусоватый хитрый глуповатый спокойный

Слайд 6

хитрый глуповатый спокойный смекалистый острожный рассудительный изворотливый трусоватый Лис Кролик

Слайд 7

Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал к дому Лиса. Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом острый ножик. Никак, на обед у тебя курочка , Братец Лис? – говорит Кролик.

Слайд 8

- Да, Братец Кролик, а какая молоденькая да свеженькая ! – говорит Лис. - Ты, никак, сготовил без укропа, Братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина без укропа. Вскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждёт Лиса. Так он крикнул и поскакал дальше. И Лис его не поймал.

Слайд 9

На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…

Слайд 10

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению "Братец Лис и Братец Кролик"

Технологическая карта первого урока по теме афроамериканских сказок в рамках технологий критического мышления...

Дж.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»

Технологическая карта по литературному чтению, 2 класс...

Конспект «Дж.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»

Подробный план-конспект урока литературного чтения во 2  классеТема: «Дж.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»...

Технологическая карта урока литературного чтения "Дж. Харрис "Братец Лис и братец Кролик"" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения содержания «Братец Лис и братец Кролик» Дж. Харриса.Задачи урока:Дидактические:узнать сведения из био...

Представление спектакля "Братец Волк, Братец Лис и Братец Кролик" учениками 3"Ж" класса.

В рамках кружка "Театр на английском языке" учениками 3"Ж" класса был представлен спектакль "Братец Волк, Братец Лис и Братец Кролик". Ценность этой работы заключалась в ...