открытый урок литературного чтения "Обобщение знаний по разделу: "Стихи о Родине, о природе""
проект по чтению (4 класс) на тему

Малютина Галина Анатольевна

Урок литературного чтения "Обобщение знаний по разделу: "Стихи о Родине, о природе"" направлен на создание творческого проекта - классной газеты, которая создается в коллективе, в "редакции" газеты литераторами, корреспондентами, фотокорреспондентами, работниками отдела писем - обучающимися разных групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_l.ch_.docx35.65 КБ
Microsoft Office document icon klassnaya_gazeta.doc2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Л.А. Ефросинина. Литературное чтение .4 класс. ФГОС.

Учитель МБОУ СОШ с. Войсковая Казинка: Малютина Г.А.

Тема урока: «Обобщение знаний по разделу «Стихи о Родине, о природе».

Тип урока: творческая лаборатория (в редакции классной газеты).

Цель: обобщение и систематизация знаний по разделу.

Задачи:

  • через игру, через творческие задания создать условия для развития самостоятельной и творческой деятельности;
  • активизация осознания учеником целеполагания собственной деятельности;
  • создание творческого проекта (газеты);
  • формирование умения работать в группе;
  • воспитание творческой личности;
  • воспитание любви к большой и малой Родине, к родной природе, воспитание чувства гордости за свою страну.

Методы: исследовательский, проектный, частично-поисковый, эвристический.

Инструментарий: рисунок, фотомонтаж, интервью, отзывы, сочинения, статья.

Оборудование урока:

  • компьютер, проектор, презентация (слайды);
  • музыка живой планеты (на компьютере);
  • песня «Малиновый звон» (муз. А. Морозова, сл. А.Поперечного);
  • стихотворения М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.А. Блока, К.Д. Бальмонта;
  • рисунки на доске цветными мелками;
  • поэтическое творчество детей.

Предварительная подготовка. Были намечены основные рубрики газеты, созданы творческие группы (по желанию ребят). В редакции работало четыре отдела: «Литературный отдел», «Отдел писем», «Информационный отдел» и «Отдел художников-оформителей». Литераторы писали сочинения «Мое любимое стихотворение», «Любимый уголок моей родины»; журналисты – статью о прочитанных произведениях; корреспонденты брали интервью у гостей; фотокорреспонденты озвучивали фотографии стихотворными строками; художники трудились над оформлением «титульного листа» газеты.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

– Сегодня у нас необычный урок.  Слайд Пройдет он  в «творческой лаборатории» редакции классной газеты. Начну стихотворением Николая Рыленкова Слайд (слайды на фоне музыки живой природы).

Дети рассаживаются по местам.

 Проверяют наличие принадлежностей,  слушают учителя.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

2

Актуализация знаний и умений

Куда ни посмотришь – родные,
Открытые сердцу края. 
Я весь пред тобою, Россия, 
Судьба моя, совесть моя.

Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей! 
Не ты ли меня подружила 
С задумчивой музой моей!

За песни, которым впервые
Внимают родные края, 
Спасибо, родная Россия, 
Судьба моя, совесть моя!

– Побудем наедине с песней. Слайд

Звучит куплет из песни «Малиновый звон». Музыка А. Морозова, слова  А. Поперечного. Слайд

– О чем рассказал «малиновый звон» этой песни?

– А сейчас мы вспомним стихотворения великих русских поэтов о Родине. Слайд

 – Что хотели передать поэты строками своих стихов?

 – Да, каждый человек свою любовь к Родине, к родной природе выражает по-своему: художники пишут картины, композиторы – музыку, писатели – рассказы, поэты стихи.

Ответы детей.

 

Дети называют стихи и авторов.

Это рассказ о России, о Родине, о любви к ней, к родной природе.

Коммуникативные  УУД:

владение монологической речью Познавательные  УУД:

- выделение необходимой

информации;

3

Формулирование  темы  и целей урока  

 – Сегодня мы будем говорить о любви к Родине, к Родине большой и малой, о любви к родной природе. Это и будет темой будущего номера нашей газеты. Слайд Для выпуска номера необходимо подготовить материал по данной теме – такова цель нашего урока. Слайд

– Итак, «Литературный отдел». Что могут предложить нам его сотрудники? 

Рекомендации  для работников всех отделов находятся на партах.

– Отдел писем?

  В «Информационном отделе» будут работать двое: корреспондент и фотокорреспондент.

– Корреспонденту предстоит взять интервью по заданной теме у наших гостей и затем подготовить репортаж.

– А фотокорреспондент обеспечит выпуск газеты иллюстрированным материалом.

– Конечно, ни одна газета не обходится без участия дизайнеров, которые ответственны за художественное оформление номера. Наши художники будут трудиться над оформлением первой страницы газеты, над ее «титульным листом».

– Ребята, а что каждый из вас постарается донести до читателей газеты?

 Цель и задачи поставлены. Время на работу всех отделов – 15–17 минут. Творческих успехов вам! Слайд

Отзывы, сочинения.

Ответить на письма, написать статью, письмо к автору.

Свое настроение, чувства, творчество.

Выполняют свою работу под «музыку живой планеты».

Регулятивные УУД:

- развитие способности устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией

Познавательные  УУД:

- развитие логического мышления,

-поиск и выделение  необходимой

информации;

-анализ объектов  с целью выделения

признаков (существенных, несущественных)

Коммуникативные  УУД:

-  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов

Личностные УУД: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач. Познавательные  УУД:

- развитие логического мышления,

-поиск и выделение  необходимой

информации.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах.

4

Работа в группах

Учитель оказывает индивидуальную помощь обучающимся.

Работают каждый в своей группе.

 

5

Физкультминутка

Следите за движениями ведущего на экране и повторяйте их.

Делают несколько физических упражнений и гимнастику для глаз.

Личностные УУД:

формирование здоровьесбережения

6

Творческий отчет групп

– Вижу, группы готовы к творческому отчету. Озвучим основные рубрики газеты. 1. 

Слайд Лицо газеты – ее «титульный лист», посмотрев на который, решаешь: взять газету в руки или отложить в сторону. – Посмотрим, какой видят первую страничку газеты наши художники.

В очарованье русского пейзажа 
Есть подлинная радость, но она 
Открыта не для каждого и даже 
Не всякому художнику видна.

(Н. Заболоцкий)

– В картине раскрылась душа каждого из вас; в ней – и доброта, и радость, и очарованье, и любовь к Родине, о которой вы сумели рассказать кистью и красками. Спасибо за творчество! Уверена, что такую газету  взять в руки захочется каждому.

Слайд 2. Рубрика. «Советуем прочитать»

– «Отдел писем», вам слово.

– Спасибо за интересную статью, за ваше творчество.

3. Чтение любимых стихотворений 

– Ребята, сейчас снова мы вспомним известных поэтов, снова  побываем в любимых для них уголках, прочитаем полюбившиеся стихи.

 – Спасибо вам! Чтение радовало не только слух, но и сердце. Это  ваша благодарность и признание поэтам в любви, а значит – и Родине.

Слайд 4. В рубрике «Поэтическая тетрадь» будут напечатаны многие из ваших любимых стихов.

- Посмотрим на работу наших фотокорреспондентов. Им слово. Слайд

Слайд 5. Рубрика «Наше интервью»

– Сегодня в любви к Родине признавались и наши гости, а признания слушал и записывал юный корреспондент. Послушаем его.

– Спасибо за интересный репортаж, а гостям – за признание.

6. Рубрика «Вдохновение» Слайд

И будет слов сейчас как раз
Не много и не мало, 
Только те слова, что на душу легли,
Родина моя, хочу, чтоб услыхала
Ты еще одно признание в любви

– Слово литераторам.

7. Рубрика «От всей души» Слайд

– В этой рубрике будут напечатаны ваши стихи, стихи, в которые вы вложили и душу, и сердце.

Отчет художников. 

Зачитывается статья, подготовленная для номера. 

Чтение стихотворений детьми.

Рубрика «Фотовернисаж»

Зачитывается подготовленный репортаж.

Сочинения, отзывы.

Чтение стихов собственного сочинения; на фоне чтения идут слайды.

Коммуникативные УУД:

-умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и  условиями

коммуникации;

-владение монологической и

диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  

Познавательные УУД: 

- выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.

Личностные УУД: 

- понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.

Регулятивные УУД: 

- составление плана и последовательности действий;

- коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности.

7

Итог урока, рефлексия

– Каждый из вас сегодня говорил о любви к Родине искренне, с открытой душой, голосом такого еще маленького, но уже БОЛЬШОГО сердца!Слайд – Сейчас будет работать «свободный микрофон». Поделитесь своими впечатлениями, выскажите свое мнение о работе групп. 

– Завтра творческая лаборатория продолжит свою работу. Слайд

Выступления, оценки. Высказывают свое мнение, свои впечатления от урока

Личностные УУД:

действия смыслообразования,  нравственно-этического оценивания, самопознание и самоопределение

Регулятивные УУД:

- самоконтроль и самооценка. Познавательные  УУД:

- развитие логического мышления,

-поиск и выделение  необходимой

информации

Коммуникативные  УУД:

-владение монологической и

диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

8

Домашнее задание

– Вам предлагается несколько вариантов выполнения домашней работы. С чем вам хотелось бы прийти на следующий урок (список творческих заданий):Написать ли сочинение «Мой любимый уголок родного села».

  1. Нарисовать ли рисунок «Мой любимый уголок природы».
  2. Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки о Родине.

Слайд – Спасибо за урок!

Работа с дневниками

Личностные УУД: 

- понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок чтения в 4 классе . Обобщение по теме Родина

обобщение  знаний учащихся по пройденной теме; развитие  познавательных  способностей ,  интеллекта, творческих способностей  и кругозораЗадачи: - учить коммент...

Открытый урок литературного чтения в 3 классе Л. Н. Толстой «Прыжок» УМК "Планета знаний"

Открытый уроклитературного чтения в 3 классе Л. Н. Толстой «Прыжок»  Цель: 1.     Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Россия - наша Родина "

урок окружающего мира по программе "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории”.

Аннотация.          Урок литературного чтения в 4  классе на тему : Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории. Тип урока...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Поэты о Родине, о красоте родной природы"

Урок-творческая лаборатория (В редакции классной газеты), использование проектной технологии...