КТП по литературному чтению 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уроков литературного чтения в 4-м классе по учебнику «В океане света»
(136 час – 4 часа в неделю)
№ п/п | Дата проведения по плану | Тема урока | Дата прове дения факти чески | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты |
1 четверть (36 часов) | |||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. | Знакомство с правилами работы на уроке, правилами работы с учебной книгой. | Ориентироваться в учебнике; называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Выразительно читать стихотворные произведения. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
Раздел 1. Любимые книги | |||||||
2 | Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий. | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Передавать основное содержание изученных литературных произведений, называть их авторов. Определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя». | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. | ||
3 | Начало удивительных событий. Е. Велтистов «Приключения Электроника». | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
4 | Что может Электроник? Е. Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различия сказочной и фантастической повести. | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить произведения к жанру фантастической повести по определённым признакам; видеть языковые средства, использованные автором. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
5 | Наука как искусство. Е. Велтистов «Приключения Электроника». | Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения. | Рассказывать основное содержание изученных литературных произведений, называть их авторов. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики героев произведения. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. | ||
6 | Смешные стихи о серьезных вещах. Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада» | Самостоятельное чтение. Выразительное чтение стихотворений. | Выразительно читать стихотворные произведения. Читать тексты вслух и про себя, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | ||
7 | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1. | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | ||
8 | Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках. | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Сравнение авторских и народных сказок. | Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. | ||
9 | Что такое детская литература? Р/р Сочинение о любимом писателе. | ||||||
Раздел 2. У истоков русской литературы | |||||||
10 | А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…». | Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению. | Воспринимать на слух текст в исполнении учителя, одноклассников и при прослушивании аудиозаписи; выразительно читать стихотворный текст, передавая характер и настроение героев. Называть произведения, их авторов; отвечать на вопросы; комментировать чтение. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; приходить к общему решению в совместной деятельности. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | ||
11 | «Повесть временных лет». Расселение славян. | ||||||
12 | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова. | Владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения. | Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
13 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. | ||
14 | «Поучения» Владимира Мономаха детям. «О поселянине и медведице». | Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении. | ||
15 | Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. | Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в.), соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | ||
16 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | ||
17-18 | Обобщение изученного материала. Проверочная работа № 2. | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала; применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта; относить прочитанное произведение к определённому периоду. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки, определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | ||
19 | Внеклассное чтение. Книги о книгах. | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Сравнение авторских и народных сказок. | Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы; ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. | ||
20 | Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги. | Осознанное выразительное чтение вслух. Работа над содержанием текста. Чтение «про себя». | Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения; определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; предлагать разные способы выполнения заданий. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
21 | Традиции семейного чтения. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука». | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Передавать основное содержание изученных произведений; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы. | Понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. | ||
22 | А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». | Чтение «про себя». Осознанное выразительное чтение вслух. Работа над содержанием текста. | Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения; передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев; определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; предлагать разные способы выполнения заданий. | Понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
23 | Статья Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума». Детские стихи А. Шишкова. | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Рассказывать о Н.И. Новикове как издателе, писателе, учёном; характеризовать отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов. Сравнивать построение нравоучительных статей; соотносить текст с пословицами. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять свои эмоции. | ||
24 | Р/Р. Сочинение в стиле нравоучительной статьи. | Самостоятельная работа над сочинением с предварительной подготовкой. Развитие устной и письменной речи. | Писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической формой речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
25 | Образ «идеального ребенка» в детских стихах А.Шишкова. | Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
26-27 | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 3. | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | ||
28 | Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги). | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Сравнение авторских и народных сказок. | Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы; ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Иметь собственные читательские приоритеты. | ||
29 | Р/Р. Сочинение о любимом авторе. | Самостоятельная работа над сочинением с предварительной подготовкой. Развитие устной и письменной речи. | Писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; аргументированно высказывать своё отношение к творчеству любимого автора, к героям его произведений; понимать и определять свои эмоции; понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий. | ||
Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается… | |||||||
30 | Путешествие 3. Москва начала XIX века. И.А.Крылов «Слон и Моська». | Уточнение представлений учащихся о характерных особенностях басни как литературного жанра. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять мораль и главную мысль басни; читать стихотворные произведения наизусть; характеризовать басню как литературный жанр; относить произведения к жанру басни по определённым признакам; видеть языковые средства, использованные автором. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
31 | Характерные особенности жанра басни. И.А. Крылов «Квартет», «Свинья под дубом». | Нахождение в баснях их жанровых особенностей. Работа с пословицами. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять мораль и главную мысль басни; читать стихотворные произведения наизусть; характеризовать басню как литературный жанр; относить произведения к жанру басни по определённым признакам; видеть языковые средства, использованные автором. | Владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. | ||
32 | Обобщение. Басни И.А. Крылова. | ||||||
2 четверть (28 час) | |||||||
33 | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Характеризовать образ главного героя сказки, составлять план пути проникновения в сказку; составлять стилизованный план; делать выводы. Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения). | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
34 | А.Погорельский «Чёрная курица» (ч.2,3). | ||||||
35 | А.Погорельский «Чёрная курица» (ч.4,5). | Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения. | Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов; словарная работа по ходу чтения). | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Испытывать интерес к чтению. | ||
36 | А.Погорельский «Чёрная курица» (ч. 6). | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Выборочное чтение. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произв-я. | Характеризовать отличие сказки от других литерат-х жанров; осознанно, правильно, выраз-но читать вслух; самост-но прогнозировать содержание текста до чтния; самост-но находить ключвые слова; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. | ||
37 | Путешествие 5. Лето 1831 года. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой. | Определение идеи произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Осозннно, правильно, выразительно читать вслух; прогнозировать содержание текста до чтения; находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, словарная работа по ходу чтения). | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | ||
38 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». | Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. | ||
39 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». | Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения. | Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; сравнивать литературные и народные сказки; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действия; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. | ||
40-42 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. | ||
43 | Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». | ||||||
44 | В.А. Жуковский «Спящая царевна». | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. | ||
45 | Обобщение. Литературные сказки. | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Сравнение авторских и народных сказок. | Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. | ||
46 | В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В.Даля). «Кузовок» (игра). | Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить прочитанное произведение к определённому периоду. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. Испытывать интерес к чтению. | ||
47 | Р/Р. Устное сочинение – обработка народной сказки (подражание В.Далю). | Самостоятельная работа над сочинением с предварительной подготовкой. Развитие устной речи. | Составлять устное монологическое высказывание-сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции. | Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий. | ||
48 | А. Ишимова «Славяне». | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | ||
49 | Обобщение изученного материала. Проверочная работа № 4. | Проверка уровня усвоения изученного материала. Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала; применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | ||
50 | Внеклассное чтение. «Литературные сказки писателей XIX века». | ||||||
51 | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. | Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. | ||
52 | С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука». | ||||||
53 | Поэты XIX века о природе. Стихи А.Толстого, А. Плещеева. | Самостоятельное чтение. Выразительное чтение стихотворений. | Выразительно читать стихотворные произведения; читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию; составлять краткое описание природы; подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; предлагать разные способы выполнения заданий. | Определять эмоции других людей; испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Сопоставлять оценку своей деятельности с оценкой учителя. | ||
54 | Стихи А. Майкова, Ф.Тютчева о природе. | ||||||
55 | Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова «Дед Мазай и зайцы». | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
56 | Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Дедушка Мазай – добрый охотник. | ||||||
57 | Путешествие 7. Школа Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги. | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. | ||
58 | Л.Н. Толстой «Два брата». | Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Осознавать и определять эмоции других людей; красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; чувствовать красоту художественного слова. | ||
59 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья». | ||||||
60 | Практикум «Учусь читать художественную прозу». | ||||||
61 | Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия», «Столица и губернский город». Проверка техники чтения | Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении. | ||
62 | Первое знакомство с Родиной. К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога». | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова. Относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять свои эмоции. | ||
63 | Р/Р Сочинение в форме путевого очерка. | ||||||
64 | Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»). | ||||||
3 четверть (30 часов) | |||||||
65 | Р/Р. Сочинение – подражание К.Д.Ушинскому. К.Д. Ушинский «Жалобы зайки». | Развитие устной и письменной речи. Самостоятельная работа над сочинением с предварительной подготовкой. | Писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической формой речи. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий. | ||
66 | А.И. Куприн «Слон». Непонятная болезнь. | Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения. | Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении. | ||
67 | А.И. Куприн «Слон». Можно ли выполнить желание Нади? | Подробный пересказ прочитанного произведения. Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
68 | А.И. Куприн «Слон». «Я уже совсем здорова!» | ||||||
69-70 | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 5. | Проверка уровня усвоения изученного материала. Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. Относить прочитанное произведение к определённому периоду. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | ||
Раздел 4. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями | |||||||
71-72 | Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П.Чехова «Мальчики». | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. | Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. | ||
73 | Путешествие 8 (в… библиотеку). Загадка Лидии Чарской. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела; читать бегло, выразительно; различать произведения разных жанров; определять эмоциональный характер текста; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. | ||
74 | Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки». | Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения. | Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. | ||
75-76 | Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки». | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в.). | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
77 | Внеклассное чтение. Мир Детства. | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. | Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. | ||
78 | Путешествие 9. Петроград . 1923 год. Редакция «Воробья». Б. Житков и С. Маршак. | Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. | ||
79 | Б. Житков «Николай Исаич Пушкин». | Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | ||
80 | Гимназисты Корнея Чуковского. К. Чуковский «Телефон». | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; использовать обобщенные способы действий. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. | ||
81 | Обэриуты. Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» | Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; предлагать разные способы выполнения заданий. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. | ||
82 | Юрий Владимиров «Чудаки». Александр Введенский «О рыбаке и чудаке». | Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии). | Читать бегло, выразительно; различать произведения разных жанров; объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. | Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | ||
83 | Внеклассное чтение. Современные чудаки. | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. | Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы; ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. | ||
84 | Путешествие 10. «Вокруг Маршака». С. Сивоконь. «Везите всё, как есть, почитаем!» | Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
85 | Внеклассное чтение. Современные детские журналы. | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. | ||
86 | Е. Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя. | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. | ||
87 | Е. Шварц «Два брата». Спасение Младшего – победа живого мира. | Подробный пересказ произведения. Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; формулировать основную мысль текста; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
88 | Е. Шварц «Два брата» (обобщение). | Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
89 | Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему». | Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
90 | Рассказ о сказке и детских фантазиях. А.Н.Толстой «Фофка». | Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии). | Читать бегло, выразительно; различать произведения разных жанров; объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. | Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | ||
91 | А.П.Толстой «Кот – сметанный рот». | Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения. | Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. | ||
92 | Птицы с характером. М.Пришвин «Изобретатель». | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.). | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. | ||
93 | Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»). | ||||||
94 | С.Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. | Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; использовать обобщенные способы действий. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. | ||
95 | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 6. | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала; применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта; самостоятельно давать характеристику героя прочитанного произведения. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | ||
96 | Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах). | Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. | ||
97 | Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и Симе, который тонкий». | Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении. | ||
98 | А. Барто «Снегирь».
| Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; использовать обобщенные способы действий. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. | ||
99-101 | Ю. Олеша «Три Толстяка», «Кукла с хорошим аппетитом». | Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Делить текст на смысловые части, составлять его простой план; характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение к героям произведения; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
102 | Б.Галанов «Как найти город Трёх Толстяков». | Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения | Относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. | ||
103 | Путешествие 12. Р. Фраерман «Гайдар и дети». | Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. | Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
104 | А.Гайдар «Тимур и его команда». | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. | ||
4 четверть (32 часа) | |||||||
105-106 | А.Гайдар «Тимур и его команда». | Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения. | Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение; давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. | ||
107 | Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача». | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Характеристика героев произведения. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении. | ||
108 | В. Драгунский «Что любит Мишка». | Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения. | Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. | ||
109 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Н. Носова, Ю. Сотника. | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению. | Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. | ||
110 | Стихи А.Барто. Сатира или юмор? | Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение; читать стихотворные произведения наизусть; различать жанры художественной литературы. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова. | ||
111 | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. | Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. | ||
112 | Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца. | Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении. | ||
113 | Стихи И. Токмаковой, Г.Сапгира. | Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией; читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; предлагать разные способы выполнения заданий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова. | ||
114 | Стихи Э.Мошковой, Э.Успенского. | Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией; читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; предлагать разные способы выполнения заданий. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. Проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова. | ||
115 | Стихи С.Чёрного, В.Долиной. | Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией; читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова. | ||
116 | Миниатюры Г. Цыферова. Создание собственных миниатюр. | Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; владеть монологической и диалогической формами речи. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. | ||
117 | Стихи Н.Матвеевой. | Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению. | Относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | ||
118 | Внеклассное чтение. Любимые стихи. | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией. | Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Чувствовать красоту художественного слова. | ||
119 | Практикум «Учусь читать лирический текст». | ||||||
120 | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 7. | Проверка уровня усвоения изученного материала. Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | ||
121-122 | С. Козлов «Снежный цветок». | Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Характеризовать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы. Анализировать характеры героев; инсценировать пьесу; читать по ролям; участвовать в обобщающей беседе. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы; предлагать разные способы выполнения заданий. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. | ||
123 | С. Козлов «Снежный цветок». | Отбор материала текста для характеристики главных героев произведения. Создание словесного портрета главных героев. Чтение по ролям. | Характеризовать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы. Анализировать характеры героев; инсценировать пьесу; читать по ролям; участвовать в обобщающей беседе. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных учебных задач. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. | ||
124 | Путешествие 15. Молодые детские писатели. К.Драгунская «Крайний случай». | Отбор материала текста для характеристики главных героев произведения. Создание словесного портрета главных героев. Чтение по ролям. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Владеть диалогической формой речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. | ||
125 | К.Драгунская «Ерунда на постном масле». | ||||||
126 | Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолёт», «До будущего лета». | Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Читать выборочно, цитировать текст; замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора; письменно выражать свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы; самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам». | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
127 | Проверка техники чтения за II полугодие. | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Правильно, осознанно, достаточно бегло и выразительно читать целыми словами про себя и вслух; выбирать интонацию, соответствующую строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | ||
128-129 | Обобщение. Берём интервью у детских писателей. | Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. | Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы; ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
130 | Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям | ||||||
131 | Внеклассное чтение. О чём можно, о чём хочется читать. | ||||||
132-136 | Резервные уроки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....