Мультимедийная разработка учебного занятия по литературному чтению.
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему

Ризванова Раушания Рамильевна

В. Драгунский «Тайное становится явным"

Цель урока: создание условий для осмысления  обучающимися  главной идеи рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»

Задачи урока:

1.         Формировать навык литературного осознанного чтения.

2.         Развивать способность умения анализировать поступки героев.

3.         Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rizvanova_rr.pptx2.98 МБ
Файл samoanaliz_rizvaniva.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В . Драгунский « Тайное становится явным » ТЕМА: Предмет: литературное чтение Класс: 2 г. Когалым 2013 г. 

Слайд 2

Ризванова Раушания Рамильевна, у читель начальных классов МБОУ «СОШ №10» 

Слайд 3

Содержание мультимедийной разработки 

Слайд 4

Тема модуля: « И в шутку, и всерьёз» Тема урока: В. Драгунский « Тайное становится явным» Цель урока: Осмысление обучающимися идеи рассказа В . Драгунского «Тайное становится явным ». Задачи урока: Формировать навык литературного осознанного чтения. Развивать способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения, умения анализировать поступки героев. Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям . 

Слайд 5

Место урока в изучаемой теме Тема «И в шутку, и всерьез» объединяет 9 уроков: Б . Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» Б. Заходер «Песенки Вини-Пуха» Э. Успенский «Чебурашка» Э . Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» В. Берестов «Знакомый», «Путешественники» И. Токмакова « Плим », «В чудной стране» Г. Остер «Будем знакомы» В. Драгунский «Тайное становится явным» Обобщение по теме « И в шутку, и всерьёз » 

Слайд 6

Работа по формированию УУД Предметные УУД знать : название и автора произведения, содержание рассказа; уметь : читать осознанно текст художественного произведения «про себя», определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения. Метапредметные УУД 1. Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного рассказа; воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям. 2. Познавательные УУД: способствовать осознанности обучающимися значимости чтения, пониманию цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения) формировать у обучающихся умения производить анализ, сравнение. 3. Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение. формировать умение аргументировать свое предположение, объяснять свой выбор. 4. Регулятивные УУД: формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность; развивать умения дать оценку своей работы. 

Слайд 7

Тип учебного занятия: «Открытие» новых знаний. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; работа в парах. Методы обучения: по виду информации – словесные, наглядные, практические; по виду учебной деятельности – работа в парах, частично-поисковые, сравнения и анализ; метод контроля и самоконтроля; метод поощрения . 

Слайд 8

Оборудование и дидактический материал Рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран). Магнитная доска. Дидактическое сопровождение: учебная презентация по теме В. Драгунский «Тайное становится явным» учебник «Родная речь 2 класс » под ред. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Толковый словарь В. Даля. 

Слайд 9

Структура урока Тип урока: « открытие» новых знаний План урока: Мотивация на урок (организационный) ( 2 мин) Актуализация знаний ( 8 мин) Постановка проблемы и выделение целей урока Основной этап (20 мин) Словарная работа Отработка техники чтения Физминутка Чтение по частям и подбор заголовков Чтение по ролям Соотношение текста с иллюстрацией Составление словесного портрета главного героя Заключительный этап : (10 мин) Контроль за усвоением знаний Рефлексия Домашнее задание     

Слайд 10

I . Организационный этап Продолжительность: 2 мин. Цель этапа: настрой учащихся на тесное и плодотворное сотрудничество . Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы работы Формиру-емые УУД Средства достижения цели этапа 1) Приветствие учащихся 2) Организует внимание учащихся Эмоциональный настрой учащихся на урок Фронтальная Регулятивные Зачин урока  

Слайд 11

II . Актуализация знаний Продолжительность: 8 мин. Цель этапа: проверка осознанности прочитанного, постановка проблемы урока. Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы работы Формиру-емые УУД Средства достиже-ния цели этапа 1) Организует беседу по изученному ранее материалу Отвечают на вопросы, поставленные учителем Фронтальная Познаватель-ные , комму- никативные Вопросы по ранее изученному материалу 2) Устный экспресс-опрос Показывают знаковые ответы Фронтальная Вопросы 3) Ставит проблемный вопрос. Нацеливает на поиск ответа Приступают к поиску ответа Фронтальная Познаватель-ные , регулятивные Проблемный вопрос: «Почему автор назвал рассказ «Тайное становится явным»? »   

Слайд 12

III . Основной этап Продолжительность: 20 мин. Цель этапа: формирование навыков анализа текста. Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы работы Формиру-емые УУД Средства достижения цели этапа 1) Знакомит с новыми словами Определяют значение слов по словарю Парная Познаватель-ные Толковый словарь В. Даля 2) Стимулирует учащихся к выполнению упражнения Читают слова с доски сначала орфографически, а потом орфоэпически Фронтальная Познаватель-ные Тренировочное упражнение 3) Организует физкультминутку Выполняют упражнения Коллективная Регулятивные Мультимедийная физкультминутка 4) Организует чтение по частям и нацеливает на анализ текста, задает наводящие вопросы, комментирует, поясняет некоторые понятия Читают текст (выборочно, по ролям), анализируют прочитанное, озаглавливают части текста, соотносят иллюстрацию с отрывком, составляют словесные портрет главного героя Фронтальная Познаватель-ные , комму- никативные , личностные, регулятивные Предполагаемый план рассказа Иллюстрация к тексту      

Слайд 13

IV . Заключительный этап Продолжительность: 10 мин. Цель этапа : формулирование ответа на проблемный вопрос через осмысление идеи произведения; подведение итогов урока. Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы работы Формиру-емые УУД Средства достижения цели этапа 1) Предлагает вниманию детей несколько пословиц Выбирают пословицу, наиболее подходящую идейному замыслу произведения Парная Познавательные, коммуникатив-ные Раздаточный материал с пословицами 2) Озвучивает проблемный вопрос Формулируют ответ на проблемный вопрос Фронтальная Познавательные, коммуникатив-ные Предполагаемый ответ учащихся 3) Оценивает деятельность учащихся на уроке. Подводит итоги урока Оценивают результаты своей деятельности на уроке Индивидуальная Личностные, регулятивные, коммуникатив-ные Карточки для самооценки 4) Комментирует домашнее задание Делают записи в дневниках Домашнее задание     

Слайд 14

В . Драгунский « Тайное становится явным » ТЕМА: Предмет: литературное чтение Класс: 2 г. Когалым 2013 г.  

Слайд 15

Зачин урока Учитель: Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок? Дети : Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок .  

Слайд 16

Вопросы по ранее изученному материалу Как называется раздел, который мы начали и зучать? Какое произведение вы должны были прочитать дома? Кто автор этого рассказа? Что вы знаете об авторе?  

Слайд 17

Экспресс-опрос Ответ показывается жестами «да» – плюс, «нет» - минус. Мальчик почистил зубы, лег спать и сразу уснул? Мальчика звали Кирилл? Денис видеть не мог манную кашу? Денис ни разу не был в Кремле? Каша была очень жидкая? Денис съел всю манную кашу? Дверь открылась и в комнату вошёл инженер? Мама рассердилась так, что глаза у неё стали зелёными? Фотографии с урока  

Слайд 18

Экспресс-опрос (фотографии с урока)  

Слайд 19

Словарная работа Толковый словарь В. Даля: тайна – скрытое, скрытно хранимое; явное – открытое, гласное, не скрытое; наедине – один-на-один, в одиночестве; интеллигентный – обладающий большой внутренней культурой; язвительно – нанося рану, укоряя; клеветать – наговаривать, обвинять напрасно; Кремль – внутренняя крепость в старинных русских городах, резиденция государственного руководства в Москве .   Фотографии с урока

Слайд 20

Работа с толковым словарем В. Даля (фотографии с урока)  

Слайд 21

Техника чтения ста- но- вит- ся становится рас- кром - сал раскромсал по- пра - вить- ся поправиться   сжи - ма - ет - ся сжимается вы- тал- ки - ва - выталкивает ет ми- ли- ци - о- милиционер нер ин- тел- л и- гент - интеллигентный ный му - со- ро - про- мусоропроводом во- дом по- стра - дав- пострадавший ший фо - то- гра - фи- фотографироваться ро - вать - ся

Слайд 22

Предполагаемый план рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным» I часть. Размышления Дениса Что услышал Денис от мамы? Как мама объяснила слова «тайное становится явным»? II часть. Завтрак Почему Дениска не хотел есть кашу? III часть. Предложение мамы Как мама уговаривала сына съесть кашу? Что она ему предложила? Обрадовался ли мальчик когда услышал предложение мамы? IV часть. Мучения Дениса и избавление от каши Что Денис делал, чтобы каша была вкуснее? Что Денис сделал с кашей? Комментарий учителя Комментарий учителя  

Слайд 23

Предполагаемый план рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным» V часть. Возмущенный милиционер Как отреагировала мама, когда увидела пустую тарелку? Что она ему сказала? Прочитайте. Что произошло потом? Перескажите. Как нужно читать слова милиционера? Мамы? Прочитайте по ролям. VI часть. Пострадавший дяденька Почему мальчик понял, что в Кремль он не пойдет? Как выглядел дяденька? Прочитайте. VII часть. Рассерженная мама Рассердилась ли мама на Дениса? VIII часть. Урок на всю жизнь Почему мама долго смотрела на сына ? Понял ли мамины слова Денис? Почему вы так считаете? Соотнесите иллюстрацию с текстом. Иллюстрация к тексту Фотографии с урока  

Слайд 24

Чем полезна каша Каши, запеканки – основной источник углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием, это предупреждает заболевания желудочно-кишечного тракта (что очень распространено среди детей).  

Слайд 25

Кремль. Грановитая палата  

Слайд 26

Чтение по ролям (фотографии с урока)  

Слайд 27

Л.Ф. Климанова и др. Родная речь. 2 класс. 2 часть. Стр. 164.  

Слайд 28

Пословицы Какая пословица наиболее подходит к рассказу?  

Слайд 29

Ответ на проблемный вопрос урока «Почему автор назвал рассказ «Тайное становится явным»? » Правду как не прячь, она наружу выйдет.  

Слайд 30

Карточки для самооценки  

Слайд 31

 Домашнее задание Дифференцированные задания: Перечитать рассказ и подготовить пересказ по плану. Подготовить пересказ понравившейся части. Подготовить выразительное чтение одной из частей рассказа.  



Предварительный просмотр:

Ризванова Р.Р., учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №10» г. Когалыма

Самоанализ урока литературного чтения во 2-м классе

В.Драгунский «Тайное становится явным»                

  1. Замысел урока. Место данного  урока в теме.

          Урок  литературного чтения  по рассказу «Тайное становится явным» В.Драгунского является восьмым в разделе «И в шутку, и всерьёз». На предыдущих занятиях анализировали  юмористические произведения Г.Остера, Э. Успенского, Б.Заходера. Учащимся было предложено предварительное ознакомление с рассказом  «Тайное становится явным» В.Драгунского для дальнейшего детального обсуждения и анализа. Особый акцент сделан на осмысленное и осознанное прочтение рассказа, поскольку  не зная содержания произведения невозможно понимание явных и скрытых связей в тексте. При подготовке к уроку были учтены возрастные особенности детей, программные требования, государственные стандарты, направленность которых ориентирована на формирование общекультурных навыков чтения, воспитание интереса к чтению и книге. Урок подготовлен в рамках технологии личностно-ориентированного обучения, в соответствии с его основными принципами:

- организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

- приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников;

- развитие мотивационной сферы учащихся;

- учёт психофизиологических особенностей учащихся;

- использование приёмов дифференциации, обеспечивающие помощь со стороны учителя;

- организация сотрудничества учителя и ученика, учеников между собой (обеспечение взаимопомощи, организация самостоятельных работ в парах);

- обучение учеников самооценке, действий, умений, результатов.

На уроке также применялись информационно-коммуникационные технологии: учащиеся под руководством учителя изучали предложенный материал с использованием мультимедийной разработки.

         В плане достижения метапредметных результатов было запланировано понимание явных и скрытых связей в тексте, умения анализировать поступки героев, планировать прогнозы. В плане личностных результатов: умения осуществлять нравственный выбор, формирование нравственных этических ориентаций. Для достижения планируемых результатов использовались личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.

2. Психолого-педагогическая характеристика класса.

При подготовке к уроку были учтены возрастные особенности и психолого-педагогическая характеристика класса. В данном коллективе обучается 27 человек (мальчиков 10 и девочек 17), качество обученности составляет 60%. По уровню мотивации - 50% учащихся имеют высокий уровень, 24% - средний. Преобладающий тип темперамента – холерики – (45%), по системе принятия информации – 60% кинестетов.

        При проведении занятия было учтено, что холерикам рекомендуется выполнять работу в быстром темпе, они быстро усваивают материал и переключают внимание, но допускают большое количество ошибок, поэтому виды заданий различные: на наблюдение, на проговаривание, творческого, прогностического характера, направленных на самоконтроль и взаимопроверку, практическая работа со словарём. Поскольку в классе больше кинестетов (для «думающего типа») задания предлагались практического характера на выбор ответов, соотнесение прочитанной ситуации с жизнью самого ученика.

  1. Тип и структура урока.

Тип урока и его структура были также выбраны с учётом особенностей класса, его состава и используемых технологий.

Тип урока – открытие новых знаний. В соответствии с типом урока определена структура урока, которая была рациональна для решения задач.

Цель урока:

Создание условий для осмысления  обучающимися  главной идеи рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»

Задачи урока:

  1. Формировать навык литературного осознанного чтения.
  2. Развивать способность умения анализировать поступки героев.
  3. Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.

Требования к уровню подготовки учащихся:

  1. Владеть основными навыками чтения (осознанность и выразительность)
  2. Уметь работать с учебником и словарём.
  3. Давать самооценку своей работе.

Структура урока

План урока:

I. Мотивация на урок (организационный)                         (2мин)

II.Актуализация знаний                                                            (8мин.)                

                       - Постановка проблемы и выделение целей урока

 III.        Основной этап                                                                       (20 мин)

                    1.Словарная работа

 2.Отработка техники чтения

                    3.Физминутка

                    4.Чтение по частям и подбор заголовков

                    5.Чтение по ролям

                    6.Соотношение текста с иллюстрацией

                    7.Составление словесного портрета главного героя.

IV.  Заключительный этап:                                                          (10мин)

              1. Контроль за усвоением знаний                                                    (5 мин)

              2. Рефлексия                                                                                       (3 мин)

              3. Домашнее задание                                                                     (2 мин)

                 Условия для использования ЦОР

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран. 

Оборудование и дидактический материал

- Рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран).

- Магнитная доска.

- Дидактическое сопровождение:

  • учебная презентация по теме В. Драгунский «Тайное становится явным»
  • учебник «Родная речь 2 класс» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.
  • «Толковый словарь» под редакцией  В. Даля.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная

- работа в парах

Методы обучения:

- по виду информации – словесные, наглядные, практические

- по виду учебной деятельности – работа в парах, частично-поисковые, сравнения и анализ

- метод контроля и самоконтроля;

- метод поощрения.

Средства обучения:

-мультимедиа, словари, учебники.

Оценочная деятельность учителя. В соответствии с задачами каждого этапа проводился контроль универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных и мотивационных. По итогам каждого вида работ были словесно оценены умения, навыки, действия детей. На уроке каждому ребёнку была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности, высказывать свою точку зрения. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие обучающихся.

Этапы урока.  

  1. Этап мотивационный. Цель этапа: настрой учащихся на тесное и плодотворное сотрудничество.
  2.  Этап актуализации знаний. Цель этапа: проверка осознанности прочитанного, постановка проблемы урока. В ходе  фронтальной беседы и экспресс-опроса выявлены усвоенность пройденного материала  и сформулирован проблемный вопрос.
  3. Основной этап. Цель этапа: формирование навыков анализа текста.   В начале основного этапа была предусмотрена словарная работа, способствующая развитию познавательных универсальных учебных действий. Задание  по отработке техники чтения является подготовительной работой для выработки беглого чтения.  Дальнейшая работа по частям  текста сопровождалось различными заданиями для более осознанного восприятия текста,  усовершенствования беглости, выразительности  чтения.  В ходе анализа эпизодов расширялись знания детей по окружающему миру, обогащался их жизненный опыт.  Работа  по озаглавливанию отрывков  была направлена на формирование  познавательных  и личностных  универсальных  учебных действий.  Выделять соответствующие фрагменты текста , устанавливать связи между ними и интерпретировать их дети  учились в ходе выборочного чтения, соотнесения иллюстрации с отрывком.
  1. Заключительный этап. Цель этапа: формулирование ответа на проблемный вопрос через осмысление идеи произведения; подведение итогов урока.  

        Выбор наиболее подходящей пословицы  способствовал точному формулированию ответа на вопрос «Почему рассказ называется «Тайное становится явным?»  При помощи карточек для самооценки  дети сами оценивают свою работу  на уроке.

      Учитывая способности и возможности каждого ученика, было предложено разноуровневое домашнее задание: подготовить  пересказ всего текста по составленному плану, пересказ понравившейся части по выбору учащихся, выразительное чтение одной из частей рассказа.

Таким образом, выбранная структура урока позволила, опираясь на знания ранее изученного материала, перейти  к формированию умений и навыков, связанных с темой урока и максимально закрепить их на практике. Считаю,что время распределено рационально и выдержано в ходе урока. Возможности используемых технологий, методы и средства обучения позволили поддерживать высокую работоспособность, организовывать равноправное партнёрское общение, создать благоприятный климат и атмосферу сотрудничества. Самостоятельная работа, работа в парах позволили оптимально осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, что является необходимым условием для самореализации учащихся, помогает планировать и корректировать свою дальнейшую деятельность. Цель и задачи  урока достигнуты, дети получили положительные эмоции.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое учебное занятие по литературному чтению и изобразительному искусству. З класс.

Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения....

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства  образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и синга...

Конспект учебного занятия по литературному чтению

Конспект учебного занятия по литературному чтению...

Проект учебного занятия по литературному чтению «Готовимся к празднику «Литературный новый год» (1-2 урока)

Данное учебное занятие по литературному чтению подготовлено в соответствии с рабочей программой по предмету для учащихся 2 класса по УМК «Перспектива». На занятии предполагается групповая работа, где ...

Конспект мультимедийной разработки учебного занятия "Домашние животные"

Вспомним: домашних животныхУзнаем: почему животных называют "домашними", какую пользу приносят домашние животные человеку.Будем учиться: называть части тела животных, поможем животным добрат...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

БАДМАЦЫРЕНОВА ЭРЖЕНИ ВЛАДИМИРОВНАУЧИТЕЛЬ НАЧАЬНЫХ КЛАССОВМБОУ СОШ № 5 Г. ГУСИНООЗЁРСКАФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...