Урок обучения грамоте по теме "Знакомство с буквой М, м".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте по теме "Знакомство с буквой М, м" предполагает знакомство с новой буквой и звуками, которые она обозначает на основе использования коммуникативной технологии, индивидуальных, коллективных , парных форм обучения, использования системно-деятельностного подхода, здоровьесбережения учащихся, развития интереса к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Программа «Обучение грамоте»
Н.В. Нечаевой,  учебник «Азбука», тетради по чтению «Я читаю» (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец).

Урок 15.

Тема:  Знакомство с буквой М, м.

Цели: Организовать работу по ознакомлению с буквой М, м, способом чтения прямого слога, частью речи – местоимением (без введения термина); учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать фонематический слух; познакомить с понятием «дружба».

Планируемые результаты:

Предметные: узнают букву М, м, часть речи – местоимение, понятие «словосочетание»; научатся выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные: общеучебные - осознанность восприятия.

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей. Отличных от собственной. И ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные – высказывать своё мнение. Подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; воспитывать чувство взаимоуважения, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

Тип урока: открытие нового знания.

Технологии: коммуникационные технологии, здоровьесберегающие.

Формы обучения: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: презентация; мультимедийный проектор; интерактивная доска; «Азбука», рабочие тетради «Я читаю».                                               

                                                               Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.                                                                                                            Учитель:                                                                                                                                                   – Дети, возьмитесь за руки в парах, поделитесь улыбкой и от всей души пожелайте друг другу добра, удачи. Произнесите слова хором вслух:
– Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы умные!  Мы – старательные! Мы отлично учимся! И всё у нас получится!
Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю, в вас и знаю – у вас всё получится!

Актуализация знаний.

На интерактивной доске картинки:  дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.

– Назовите первый звук в каждом слове.   ( д, р, у, ж, б, а)

– Составьте из этих звуков слово.   (Дружба.)

– Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей.)

– Послушайте стихотворение о дружбе.

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.

– Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки.)

– Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает слова – подпевайте.

Звучит песня «Улыбка».

– О чем эта песня? У вас в классе есть друзья? Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь с другом? Почему?

– Рассмотрите картинку (на интерактивной доске). Кто изображён?  (Дети.)
Это девочка, которую зовут Маша.  И мальчик, которого зовут Миша. Маша и Миша поссорились. Маша  говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша – с разных. Кто же из них прав? Почему? Давайте поможем ребятам помириться.
                                                                                                                                                              - Кто может мне назвать тему нашего урока? Вы согласны?                                                               - Ребята, а у нас сегодня урок повторения или урок новых знаний? Докажите? Молодцы.

- Какие вопросы вы бы хотели задать по нашей теме? Чему вы будете учиться сегодня на уроке?

Дети:  познакомиться с буквой М, м,  научиться давать ей характеристику - какие звуки она обозначает, читать слоги слияния, слова с буквой М.

- Но сначала наметим план знакомства с буквой.

С чего начнём работу? (Какой звук обозначает) Затем? После этого? А закончим?                                                                 1 - согласный  или гласный звук;                                                                                                      2 - твердый  или мягкий;                                                                                                                                   3 - чтение слогов слияний.

Изучение нового материала.                                                                                                                         Звукобуквенный разбор слов Маша и Миша с помощью  цветных фишек.
– Произнесите слово Маша, выделяя интонационно 1-й звук.  [м]
– Он гласный или согласный?  Докажите!                                                                                      (Согласный – т.к.  при  произношении встречаются преграды. Приложите ладошку к горлышку. Горлышко дрожит, слышим голос и шум. Значит звук [м] – звонкий, когда будем делать звукобуквенный анализ на звук [м] поставим звоночек)
– Твёрдый или мягкий?    
(Твёрдый)
– Какую фишку возьмём для обозначения звука?  
(Синюю)
– Произнесите слово  Маша, выделяя интонационно 2-й звук.  [а]
– Он согласный или гласный?  
(Гласный)
– Какую фишку возьмём для обозначения звука?
(Красную)
– Произнесите слово  Маша, выделяя интонационно 3-й звук.  [ш]
– Он гласный или согласный?  
(Согласный)
– Твёрдый или мягкий?  
(Твёрдый)
– Произнесите слово  Маша, выделяя интонационно 4-й звук.  [а]
– Он гласный или согласный?
(Гласный)
(Аналогичная работа проводится со словом Миша.)
– Как вы думаете, какой буквой обозначим звуки  [м], [м’]?  (Буквой М.)

– На что похожа буква М?       (Ответы детей)

Вот качели – буква М.
Здесь качаться можно всем!   (Е. Тарлапан)

– Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.
– А теперь впишите в схемы имена детей.

Физминутка.  Медвежата.

Чтение слогов.                                                                                                                                            - Чтобы буква М с нами подружилась, мы должны научиться читать слоги, слова.

1, 2, 3, 4, 5 вышел мишка погулять.
За ним медвежата, малые ребята.
«Все скорей сюда спешите, я шёл и вам буковку нашёл!»

Прибежал веселый А, прочитали дети – ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме.                                                                                              ма – мо – мя – мы – ми                                                                                                                                  му – мё – мю – мэ – ме

– Прочитаем эти слоги с различной интонацией: с восторгом, растерянно, с удивлением, ласково.

Соотнесение слов и картинок (на интерактивной доске).                                                                        – Назовите изображенные предметы. (Велосипед, яблоко, брюки, рубашка, платье, кубики, книга, карандаш)                                                                                                                                                   – Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.)                             – Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)                                                  – Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка, книга; моё – яблоко, платье; мой – велосипед, карандаш; мои – брюки, кубики.)  

 – Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «мой», «моя», «моё», «мои».

Физминутка.   Зайчики.

Работа с учебником «Азбука» Н.В. Нечаевой, стр. 23-24.                                                       Выборочное чтение (в парах).  «Весёлые стихи»    

Мёд в лесу медведь нашёл:                                                                                                                   - Мало мёду, много пчёл             (С. Маршак)      

- Прочитать предложения, правильно поставить ударение.                                                            Мила мала. Мама мыла Милу. Мила у мамы мала.  

- Рассмотреть рисунки, назвать какими звуками различаются пары слов, дать им характеристику.                                                                                                                                         Мак - рак, сом - сор, бутон - батон.        

Рефлексия.

- С какой новой буквой мы сегодня познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- Чем занимались на уроке?
- С чем справились легко?
- Что было сделать трудно?

– Что такое дружба? Для чего нужны друзья? Какие должны быть друзья?

Если есть друзья на свете,
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу,
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим,
Дружбы этой не порвать.  

- Составление букета настроения и активности на уроке (цветы жёлтого, розового и голубого цвета)

- Все молодцы! Спасибо за работу на уроке, вы славно потрудились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».

Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...

Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....

1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"

На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования  навыков техники письма,- отработки навыков письма  с изученными б...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."

Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....