Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Понизова Елена Николаевна

Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_ivan-kurestyanskiy_syn_i_chudo-yudo.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  чтения

Целевой блок

Тема

 Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Цель

Познакомить с новой сказкой героического содержания. Формировать навык чтения, прежде всего правильность и выразительность.

Планируемые результаты

Предметные:

Личностные:  Определять личное отношение к персонажам.

Метапредметные:  

  Регулятивные: Совершенствовать поисковый способ чтения.

  • Коммуникативные: организовывать и планировать сотрудничество с одноклассниками для решения поставленной задачи
  • Познавательные УУД: извлекать информацию из источников, работать с текстом.

Инструментальный блок

Задачи урока

  • Образовательные: познакомить с  героической  народной сказкой.
  • Способствовать развитию:   воображения, наблюдательности; умения рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.
  • Воспитывать:    любовь к народному творчеству, патриотизм.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Учебно-методический комплекс

О.В.Кубасова «Литературное чтение» 3 класс часть 3 ,   ТПО №2, мультимедийный комплекс, презентация, толковый словарь (или вход на страницу  словаря через интернет), цветные кружки для рефлексии.

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

  Героизм, патриотизм, Смородиновая река, булат, Калинов мост, чудо-юдо

Организация пространства

  Ггрупповая,  парная,  фронтальная  работа.

Межпредметные связи

  Русский язык, математика.

Действия обучающихся

  1. Читают молча и вслух.
  2. Читают выборочно.
  3. Отвечают на вопросы к произведению.
  4. Определяют мотивацию персонажей.
  5. Характеризуют персонажей.
  6. Определяют идею произведения.
  7. Выявляют художественные особенности народной сказки (построения, языка).
  8. Определяют тип народной сказки.
  9. Читают по ролям.

Диагностика результатов урока Рефлексия (итог урока)

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

1.Сегодня я узнал(а)…

2. Мне было интересно…

3. Было трудно…

4. Меня удивило…

5. Урок дал мне для жизни…

Домашнее задание

С. 3-19,  

ХОД УРОКА

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность  уроку. Создает благоприятный настрой на работу. 

Это день больших секретов,

 Сто вопросов – сто ответов

Все готовятся к нему

Отвечать на «почему»!

Здороваются с учителем, проверяют готовность  уроку.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность.

 Слайд №2,3 Узнай персонаж  по описанию. 

1. Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках.  

 2. Волшебное существо, которому предстоит жить вечно, если какой – нибудь смельчак не отыщет его смерть.

  3. Существо, которое считает себя хозяином леса.  

    4. Существо, которое считает себя хозяином воды.  

    5. Волшебный кот, который усыпляет путников своим мяуканьем.

    6.Это существо живёт в чаще леса. У него одежда из листьев, а на лапках – коготки. 

Учащиеся настраиваются на работу,  отгадывают сказочных персонажей по описанию

Делают заключение о нахождении этих героев  в сказках.

 

Познавательные: восприятие текстов разных стилей.

Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ «Микрофон»

Цель этапа: актуализировать знания о сказках, о Добре и Зле, зафиксировать затруднение в пробном действии.

-Какие две стихии борются в сказках?

- Что ценит русский народ в людях и что осуждает?

- Приведите примеры из сказки  «Царевна-лягушка».

- Вспомните сказки, которые вы читали. Какие еще качества ценит русский народ в людях, в настоящих мужчинах?

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

- В сказках борются Добро и Зло.

- Русский народ ценит трудолюбие, скромность, красоту души, а осуждает лень, зависть, насилие, жестокость.

- В  сказке «Царевна-лягушка» герои ценятся за трудолюбие, мастерство, умение исправлять свои ошибки, жалость к слабым, способность совершать поступки ради любимых.

- В настоящих мужчинах люди ценят смелость, храбрость, отвагу, желание защищать свою Родину.

Познавательные: поиск и выделение информации.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.

3.Выявление места и причины затруднения.

Проблемное обучение

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений.

- Сказка, которую мы будем сегодня читать, называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».

- Предположите, о чем будет эта сказка.

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:  коррекция (внесение необходимых дополнений)

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной  деятельности

- Итак, что же нам нужно сделать, чтобы  узнать, оправдались наши предположения или нет?

 - Правильно, нам нужно прочитать сказку. Но читать мы будем не просто так.

- В начале урока мы думали над вопросом: «Какие качества ценит русский народ в людях?» Назовите основную цель сегодняшнего урока.

- Молодцы! Давайте начнем читать сказку и думать над этим вопросом.

Чтение с.4-13

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

- Нам нужно прочитать сказку и проверить наши предположения.

-Цель урока: определить, какими качествами обладает главный герой сказки.

Учащиеся читают по цепочке сказку.

Регулятивные : составление плана и последовательности действий; коррекция (внесение необходимых дополнений), оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

5.Реализация построенного проекта.

Информационно-коммуникационная  технология.

Цель этапа: актуализировать знания об истинных качествах человека, ценимых людьми

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

Нахождение сведений о понятии «Смородиновая река, Калинов мост, булатный меч». СЛАЙД №4

- Итак, мы прочитали часть сказки.

Подумаем над вопросами.

- Кто главный герой сказки?

-Чем понравился вам Иван-крестьянский сын?

- Поначалу в нем трудно признать героя. Почему старшие братья не хотели его брать с собой на битву?

- Какие фразы подсказывают нам, что героем сказки является Иван?

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

В интернете через поисковую строку.

- Главный герой - Иван-крестьянский сын.

- Они не верили, что младший брат может оказаться сильнее их. Они рассчитывали только на свою силу.

- Иван учит братьев осторожности, а не они его.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Познавательные: поиск и выделение информации.

Физкультминутка.

Здоровьесбережение

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать проговаривание изученного материала во внешней речи

- Поработаем в группах

- Сравните поведение братьев в течение трех ночей.

1 гр. Прочитайте, как описывается появление чуда о 6, 9, 12-головах. Подготовьте развернутый ответ на вопрос: какие черты Ивана-крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?

2гр. Как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?

3гр. Как показан враг земли русской? Почему сказка рисует противника Ивана таким страшным и сильным? Каким должен быть герой, победивший такого врага?

4гр. Каким предстает Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Как ему удалось спасти жизнь своим братьям?

Учащиеся работают в парах.

Формулирование ответов на вопрос учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

Регулятивные: оценка и коррекция  знаний.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли; умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Дидактическая игра.

Цель: провести самостоятельную работу над текстом, подготовить соотнесение фрагмента на экране и текста учебника.

СЛАЙДЫ №5-10

 

Учащиеся работают самостоятельно . После выполнения проверка по слайду.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений).

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

8.Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить представление о качествах человека, истинного защитника Родины

- Итак, русский народ ценит в людях силу, смелость.

- А можем мы сказать, что и находчивость  ценится народом?

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

- Да, Иван проявил находчивость, когда бросил песок в глаза чуду -юду.

Регулятивные:  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные: поиск и выделение информации.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность

- Ребята, любите ли вы читать сказки?

- Только ли ради развлечения мы читаем сказки?

- Какие качества воспитывают они в нас?

- Возьмите кружочки, которые лежат у вас на партах, и нарисуйте смайлик - настроение после урока.

- Молодцы! Я рада, что у вас отличное настроение.

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

- Да.

- Нет.

- Сказки учат нас добру, смелости, находчивости.

Учащиеся рисуют смайлики, поднимают их и показывают учителю.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

10. Домашнее задание

Дочитать сказку до конца и определить, какие еще качества раскрываются в образе Ивана - крестьянского сына.

С.14-19 выразительное чтение по ролям, ТПО с. 5-7

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...