Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе по теме: «Буквы М,м и звуки[ м], [ м’]».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Кокина Елена Валентиновна
познакомить учеников с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; познакомить с понятием «дружба»; развивать фонематический слух, память, внимание, речь. формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока  по литературному чтению в 1 классе  по теме:

«Буквы М,м и звуки[ м], [ м’].»

Учитель начальных классов: Кокина Е.В.

Дидактическая цель: создать условие для открытия новых знаний.

Тип (вид) урока: урок- открытие

Задачи урока:

  • познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
  • познакомить с понятием «дружба»;
  • развивать фонематический слух,  память, внимание, речь.
  • формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Методы обучения: деятельностный метод обучения

  • создание проблемной ситуации;
  • поисковый;
  • наглядно-иллюстративный;
  • словесный

Формы организации деятельности:

  • парная
  • индивидуальная

Средства обучения:

  • учебник, ч.1
  • рабочая тетрадь, ч.1
  • мультимедиа проектор
  • наглядные пособия

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

I Самоопределение к деятельности

- Прозвенел звонок,

   Встали на урок.

- Ребята, проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах.

Организовывают рабочее место

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Ребята, пока я шла к вам на урок, мои буквы запутались. Их надо правильно расставить.

- Я буду называть букву, а вы ее пишите себе в блокнот в нужный ряд.

       

         а о у э ы

         я ё ю е и

Ребята самостоятельно выполняют задание учителя, а один ученик у доски.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

III Постановка учебной задачи

IV Первичное закрепление.

V Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

VI Рефлексия деятельности

-Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить,

   И не вспыхнет ссора из любого спора.

У доски 5 учащихся, в руках держат карточки, на них изображены: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.

– Назовите первый звук в каждом слове.

– Составьте из этих звуков слово. (Дружба.)

– Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей.)

– Послушайте стихотворение о дружбе.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

– Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки.)

– Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает слова – подпевайте.

Звучит песня «Улыбка».

– О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь с другом?

– Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети.)

– Маша и Миша поссорились. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?

1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.

– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша».

– Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твердый или мягкий?

– Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша».

– Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твердый или мягкий?

– Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)

                Вот качели – буква М!

                Здесь качаться можно всем!

                Е. Тарлапан

– Из каких элементов состоит буква М?

– На что похожа буква М?

– Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.

– А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?

Учащиеся выполняют упражнение «Мостик дружбы». Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».

2. Чтение слогов. Работа по учебнику.

Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».

– Какую букву нашёл ёжик?

Прибежал веселый А, почитали дети – ма.
Прибежал задорный
О, прочитали дети – мо.
Прибежал зазнайка
Я, прочитали дети – мя.
Прибежал пузатый
Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал игривый
И, прочитали дети – ми.
Прибежал упрямый
У, прочитали дети – му.
Прибежал забияка
Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня
Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал обжора
Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал звонкий
Е, почитали дети – ме.

                      ма – мо – мя – мы – ми

                       му – мё – мю – мэ – ме

3. Составление слов.

– Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м’] интонационно.

4. Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

1) Задание для нечитающих детей «Закрась. Напиши».

– Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква м.

– Впишите букву м в пустые квадратики.

– Прочитайте получившиеся слова. (Мама, яма, мы, ум, имя.)

– Найдите и подчеркните такое слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)

– Объясните, почему в слове «яма» звуков больше, чем букв? (Буква я в начале слова обозначает два звука – [й’] и [а].)

– Назовите только те слова, в которых два гласных звука. (Мама, яма, имя.)

– Назовите слово, в котором буква м обозначает мягкий согласный звук. (Имя.)

2) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши».

– Перед вами две строчки слов.

– Посчитайте, сколько слов написано в первой строчке. (2 слова.)

– Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (Каждая буква зашифрована цифрой.)

– Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова. (Мама, лама.)

– Объясните, что общего у слов «мама» и «лама»? (В словах три одинаковые буквы – а, м, а.)

Аналогично выполняется вторая часть задания. Учитель предлагает закончить выполнение задания самостоятельно.

Проверка работы. (Мимо, мяу, яма.)

5. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.

– Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)

– Кто автор? (В. Орлов.)

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.

                О-би-дел – обидел.

                У-да-рил – ударил.

                Дру-жи-ли – дружили.

                Не по-де-ли-ли – не поделили.

Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми.

– О ком это стихотворение?

– Кто задает вопросы мальчикам?

– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?

– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

– Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.)

– Послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья».

                С виду мы не очень схожи:
                Петька толстый, я худой,

                Не похожи мы, а всё же
                Нас не разольёшь водой!

                Дело в том, что он и я –
                Закадычные друзья!
                Всё мы делаем вдвоём.
                Даже вместе... отстаём!

                Дружба дружбою, однако
                И у нас случилась драка.
                Был, конечно, важный повод.
                Очень важный повод был!
                Помнишь, Петя?
                – Что-то, Вова, позабыл!
                – И я забыл...
                Ну, неважно! Дрались честно,
                Как положено друзьям:
                   – Я как стукну!
                – Я как тресну!
                – Он как даст!
                – А я как дам!..

                Скоро в ход пошли портфели.
                Книжки в воздух полетели.
                Словом, скромничать не буду –
                Драка вышла хоть куда!
                Только смотрим – что за чудо?
                С нас ручьём бежит вода!
                Это Вовкина сестра
                Облила нас из ведра!

                С нас вода ручьями льётся,
                А она ещё смеется:
                – Вы действительно друзья!
                Вас водой разлить нельзя!

– Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.)

6. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.

– Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.)

– Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.)

– Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)

7. Работа в парах.

– Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.)

– Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»).

– Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)

– Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)

– Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.)

– Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)

– Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)

8. Дифференцированная работа по учебнику.

а) Задание для нечитающих детей (под руководством учителя):

– Прочитайте начала предложений и закончите их.

– Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв. (Моё.)

– В чьих именах есть звук [м] или [м’]? Произнесите, интонационно выделяя этот звук.

б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа):

– Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос.

Проверка выполнения заданий.

– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

– Какие звуки обозначает буква М?

– Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М? (Твердый согласный.)

– Какой фишкой обозначим твердый согласный звук? (Синей.)

– Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)?

– Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук? (Зеленой.)

                Если есть друзья на свете –

                Все прекрасно, все цветет.

                Даже самый сильный ветер,

                Даже буря не согнет.

                Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

                Будем весело шагать.

                При любой погоде дружим –

                Дружбы этой не порвать.

.

Дети поднимают смайлики и ведется устная характеристика работы каждого ученика.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.

Познавательные: синтез как составление целого из частей.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока чтения в1классе по теме"Буквы З,з, обозначающие звуки [з] , [з,]"

Конспект урока обучения  чтению в 1 классе. УМК "Школа России"...

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "Как Малышу нашли маму"

Данный урок является вторым уроком курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» УМК Н.Ф. Виноградовой раздела «Читаем сказки, пословицы, считалки». Тема рассчитан...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Конспект урока по литературному чтению В. Драгунский "Заколдованная буква"

Цели урока: продолжить работу над произведением В. Драгунского;развивать чёткую, грамотную, связную речь учащихся;развивать умение правильно и грамотно читать;воспитывать убежденность в хороших качест...

Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе"Буква Х,х и звуки [х], [х’]"

Этот урок - открытие новых знаний., целью которого является создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [x], [x’], познакомить с буквой Х,...