Урок в 1 классе "Знакомство с буквой Ж"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Волкова Ирина Александровна

Урок изучения нового материала по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Знакомство с буквой Ж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_bukva_zh_2.doc45.5 КБ
Office presentation icon bukva_zh.ppt991 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: знакомство с буквой Ж

Цели урока:

  • создать условия для ознакомления с новым звуком “ж” и буквой, которой он обозначается; рассмотреть особенности нового звука;
  • содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи, коммуникативных навыков.
  •  способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.
    Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
    Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.
    Средства обучения: мультимедиапроектор, экран

Учебные пособия: Журова Л.Е Букварь,1 класс, ч.1., с.122-124
I ЭТАП: Организационный
Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

Содержание деятельности:
1. Организация начала урока
а) Считалочка:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
б) Слова учителя (к классу):
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Чем бы вы хотели заниматься на уроке? (работать в группе, познакомиться с новой буквой, читать слоги, слова, рассказ)

Я. Думаю, что ваши желания совпадут с моими, мы многое узнаем и успеем.

II ЭТАП: Актуализация опорных знаний.
Задачи этапа: актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний.

Содержание деятельности:
1. Артикуляционная гимнастика (1 страница)
а) Для губ:
- “ребята-лягушата”
Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,
Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.
- “ребята-слонята”
Подражаю я слону, губки хоботком тяну.
б) Для языка:
В этом домике, дружок, живет веселый язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка
- Вот он вышел погулять, на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе)
“Лопата” - язык лопатой положи и немного удержи,
Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.
- Вот подул легкий ветерок, и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

2.Цель: обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в УД и развитие важнейших интеллектуальных качеств.)

-Назовите хором картинки на экране в той же последовательности. Постарайтесь запомнить. (жук, жаба, лыжи, снежинка, жираф)

Закройте глазки. Что изменилось? ( на другом сладе переставлены жук и жираф, жаба исчезла)

-Молодцы!

-А теперь подумайте, что общего во всех этих картинках?

(во всех словах встречается звук Ж)

Наша задача сегодня -  узнать все возможное о звуке Ж и букве, которую он называет.

А кто нам в этом поможет? Догадайтесь

1 загадка «Я на веточке сижу и звук Ж твержу»(ЖУК!)

-Верно, это жук. Как же он жужжит? (ЖЖ-ж-ж)

Сколько звуков в слове «Жук»?

Произнесите слово, ведя по клеточкам.

-Выделите 1 звук(ЖЖЖ) Им будет Дима(ставит синий квадрат на доску)

-Выделите 2 звук (УУУ) им будет Юля (красный квадрат на доску)

-Выделите 3 звук (ККК)  им будет Илья(синий квадрат)

Прочитаем все слово (Жук)

Что можем сказать о звуке Ж, каков он.

Обсудите в паре, пользуясь нашей памяткой.

  • Гласный или согласный
  • Твердый или мягкий
  • Звонкий или глухой
  • Парный или непарный

(Любая пара детей -к доске, объясняет по схеме.)

-Что ж вы убедили меня, что в слове «Жук» Ж-твердый.

2 загадка:

На прогулке бегуны

Через лук к березке

Одинаковой длины

Тянут две полоски (лыжи)

Попробуем посмотреть, как он ведет себя в слове «Лыжи»

(составьте эту схему самостоятельно)

Проверим на экране (слайд)

Так все же какой звук Ж ? Бывает он мягким?(слайд)

Вывод: звук Ж всегда твердый, у него нет мягкой пары! (заголовок слайда)

Повторим все, что узнали о звуке Ж:

Он согласный, всегда твердый, звонкий, парный.

А теперь подберите слова, где бы звук Ж встречался

  • в начале слова
  • В середине слова

Физкультминутка

Сегодня 1 день зимы. Надели лыжи и покатаемся. Проходя по лесу, будем  останавливаться  и хлопать в ладоши возле тех предметов, в названиях которых, есть звук “ж”. Если нового звука не услышим, то едем дальше.
Медвежата, лиса, ёжик, подснежник, дятел, снежок, берёзка, осинка, кедр.
(Дети изображают движение на лыжах.)
- Какой звук нужно было услышать? Дайте ему характеристику. (Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий).

5. Знакомство с новой буквой.

Звук Ж обозначается буквой Ж . Это наша гостья, похлопаем ей!

( слайд постепенно по щелчку мыши)

На что она похожа? ( на жука, на снежинку)

Выложите букву Ж и палочек.

Изобразите её в паре.

6. Чтение слогов, слов с буквой Ж. Игра «Живые буквы»

Давайте посмотрим, с какими гласными дружит буква Ж.

ЖА               Прибежал веселый А, прочитали дети: ЖА

ЖУ                Прибежал игривый У, прочитали дети: ЖУ                Прибежал задорный О, прочитали дети: ЖО

ЖО

ЖИ прибежал игривый И, прочитали дети ЖИ

ЖЕ прибежал зазнайка Е прочитали дети ЖЕ

ЖЁ  прибежал серьёзный Ё, прочитали дети ЖЁ

 А вот с гласными Ы, Э, Я буква Ж стоять не может, она с ними поссорилась навсегда!

7. Чтение слов и предложений по слайду.

8.Дифференцированная работа.

1 группа-чтение слогов из учебника, слов по слайду, подчеркнуть букву Ж

2 группа-чтение рассказа с.123 «Жук и жаба», выделить слова с буквой Ж. О чем рассказ?

3 группа-чтение рассказа «Поэты», слова с буквой Ж.

Пока дети читают, учитель подходит к слабым ученикам и слушает их чтение.

Проверка по слайдам.

9. Работа в группах.

Найти в слове ЖАВОРОНОК новые слова.

10. Подведение итогов.

Рефлексия.

Что нового узнали?

(все рассказать о звуке Ж)

У вас на партах снежинки. Давайте устроим снегопад. Для этого вам нужно прикрепить снежинку на доску. Если вам на уроке понравилось, вы многое узнали, у вас все получилось, оставьте её белой и чистой. Если что-то не получилось, раскрасьте ей лучи или серединку другим цветом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

ПРОВЕРЬ!

Слайд 4

У звука «Ж» нет мягкой пары! [Ж] ?

Слайд 5

ж Ж

Слайд 6

Прочитай! жук жаба скажи нож журнал покажи жаба жало завяжи Уж ёжик уложи В живом уголке жили ежи да ужи. У Жоры -уж, у Розы -ёж. У ежа ежата.

Слайд 7

Слова с буквой Ж Жила медвежонок Жаба каждый Жук важней рыжий важно

Слайд 8

жаворонок Вор жар ворон рок кон нора корона ров норка

Слайд 9

МОЛОДЦЫ! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: «Заглавная буква «К». Письмо заглавной буквы «К». ОС «Школа 2100», 1 класс

Согласно требованиям ФГОС, урок ориентирован на новые образовательные результаты. Учащиеся получают возможность для формирования положительного мотивированного отношения к процессу обучения, адекватно...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

Интегрированный урок. Русский язык. Письмо букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.

Интегрированный урок. Русский язык. Письмо  букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.Цели. Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм...

Урок обучения грамоте "Изучаем буквы. Буква А"

Урок обучения грамоте по программе "Начальная школа. XXI век", но учителя работающие по другим образовательным программам могут использовать в своей работе. К уроку составлена презентация, в которой в...

Урок обучения грамоте "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"

Познакомиться с заглавной буквой Э, с людьми искусства, с энциклопедиями...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...