Урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойковой, УМК Перспектива. Тема: Отражение внутреннего мира главных героев сказки С.Аксакова «Аленький цветочек» во внешнем облике
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Сукочева Алла Викторовна

Предметная тема: «Отражение внутреннего мира героев сказки Сергея Тимофеевича Аксакова "Аленький цветочек" во внешнем  облике»

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока: Организовать учебную деятельность школьников, направленную на освоение знаний о том, как в сказке внутренний мир героя отражается во внешнем облике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения  в 4 классе по учебнику Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойковой,  УМК Перспектива

Учитель

Сукочева А. В.

ОУ

МОУ «Новомичуринская СОШ №1»

Класс:

4 класс

Тема урока

Отражение внутреннего мира главных героев сказки С.Аксакова «Аленький цветочек» во внешнем облике

Цели учителя

Организовать деятельность учащихся по усвоению знания о том, как в сказке внутренний мир героев отражается во внешнем облике

Цели учебной деятельности (цели ученика)

Усвоить знание о том, как в сказке внутренний мир героев отражается во внешнем облике

Средства контроля достижения целей учебной деятельности

Ответьте на вопрос:

как в сказке внутренний мир героев отражается во внешнем облике?

Опорные знания

Знание сказки, последовательности событий

Новые знания

Внутренняя красота человека видна снаружи и делает его и внешне красивым

Задачи урока

Организовать:

  1. введение в урок;
  2. проверку домашнего задания;
  3. сообщение темы и определение учебной цели;
  4. реализацию учебной цели;
  5. самооценку работы на уроке;
  6. рефлексию

Оборудование

АРМ, презентация, таблицы для групповой работы, брошюры для каждого ребенка, на каждого ученика разрезной материал для составления цитатного плана, круги на магнитах черные и красные по 6 штук, карточки для сравнительной таблицы, пословицы.

У детей: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкова, письменные принадлежности: ручка, цветные карандаши

(Слайд 1)

  1.  Введение в урок

Звучит музыка. (Слайд 2)На фоне музыки учитель читает зачин сказки.

У. -"В некиим царстве, некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек..." Так начинается замечательная сказка Сергея Тимофеевича Аксакова. Произнесём хором название сказки.

    Д. -Аленький цветочек.

(Слайд 3)

У. -У каждого из вас на столе лежит брошюра  с аленьким цветочком. Она поможет вам плодотворно поработать на уроке и получить отметку за свою работу. Обратите внимание, что на последней странице есть таблица, в которую мы будем заносить баллы, набранные во время урока. Вас ждет два основных задания. Посмотрите на первое задание. Если вы выполните все правильно, то получите 3 балла.

В третью колонку вы будете записывать  баллы за активную работу на уроке: это дети, которые работали у доски, читали для всего класса, рассуждали, правильно обосновывая свою точку зрения. В конце урока баллы посчитаем и выведем отметку. Вам понятно?

  1. Проверка домашнего задания

Восстановление последовательности событий сказки. Работа в парах. (Слайд 4)                            

У. -Дома вы читали отрывок из сказки, вспомним его содержание. Я предлагаю вам составить план этого отрывка из цитат. Напоминаем вам, что цитата – это дословная   выдержка из   какого-либо   текста. Приступаем к составлению цитатного плана. На каждой парте есть разрезной материал и на доске цитаты расположены беспорядочно. Ваша задача из цитат составить план прочитанного дома отрывка.

Работать будете в парах. Повторим правила работы в парах. (Слайд 5)

Есть желающие поработать у доски? Одна из пар работает у доски.

На задание вам отводится 2 минуты. (Слайд 6)

(Слайд 7) Сравнение по эталону (на доске расположить цитаты в правильной последовательности).

У. -Сравните свою работу с эталоном. В паре один читает правильный образец, второй исправляет, если есть ошибки.

1. «Жил – был богатый купец…»

2. «…и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают»

3. «Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским…»

4. «Бродит он по лесу дремучему…»

5. «—Что ты сделал? Как ты посмел сорвать…?»

6. «—Я отпущу тебя домой невредимого, …коли дашь ты мне слово честное купецкое…»

-Встаньте те, кто выполнил работу без ошибок. Поставьте себе в таблице на последней странице в первой колонке 3 балла. Дети, работавшие у доски, поставьте за активность в последнюю колонку 1 балл. Остальные не расстраивайтесь, у вас будет возможность заработать баллы.

  1. Сообщение темы и определение учебной цели

(Слайд 7)

У. -Тема сегодняшнего урока «Отражение внутреннего мира героев сказки С. Аксакова "Аленький цветочек" во внешнем   облике». Попробуйте по теме определить учебную цель урока. Чтобы вы о теме и цели помнили весь урок, я написала их на обложке брошюры.

*Если дети не определят цель, зачитываю ее с обложки брошюры.

(Слайд 8)

У. -Цель урока: узнать, как в сказке внутренний мир героев отражается во внешнем облике. Я хотела бы, чтобы вы достигли цели, которая написана внизу на обложке вашей брошюры. В конце урока мы к этой цели вернемся, посмотрим, смогли ли мы ее достичь.

  1. Реализация учебной цели

Работа по таблице в строке «Внешний облик героев»

У. -Давайте попробуем сравнить внешний облик и внутренний мир главных героев сказки. Начнем с внешнего. У меня есть несколько кругов черных и красных. Давайте выберем цвет круга, соответствующий внешнему облику чудища, младшей сестры, старших сестер.

(Слайд 10)

У. -Чтобы оценить внешний вид зверя, прочитайте отрывок из сказки, отрывок найдете в брошюре на стр.2:

«Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках ногти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные».

Дети, читающие вслух, получают дополнительный балл.

У. -Как вы думаете, какого цвета выберем круг, для того чтобы отразить внешний облик чудища Д. -Черный.

На доске таблица.

Чудище

Младшая дочь

Старшие сёстры

Внешний облик

Внутренний

Мир

Учитель прикрепляет черный круг под словом чудище

У. -В брошюре на стр.1 вы найдете таблицу, раскрасьте под словом «Чудище» верхний круг черным цветом.

Для выбора цвета для  всех сестер прочитайте отрывок в учебнике на стр. 54 второй абзац.  Чтение отрывка детьми. Один ученик читает вслух. (Слайд11)

Какой же цвет выберем для сестер?

Д. –Красный.

У. - Почему?

Д. -«Красавицы писаные», сказано в сказке о сестрах, а красный цвет, значит красивый.

У. -Раскрасьте в своих таблицах круги во втором и в третьем столбце.

Учитель прикрепляет в таблицу на доске красные круги.

Чтение отрывков из текста для сравнения внешнего облика и внутреннего мира

Презентацию затемнить.

У. -Прочитаем отрывки из текста, чтобы вспомнить несколько красивых и не очень красивых поступков главных героев.

-На стр. 3 в брошюрах прочитайте, как чудище во всем угождало купеческой дочери.

«Так и стала жить да поживать молодая дочь купецкая, красавица писаная. Всякий день ей готовы наряды новые, богатые, и убранства такие, что цены им нет, ни в сказке сказать, ни пером написать; всякий день угощения и веселья новые, отменные: катанье, гулянье с музыкой на колесницах без коней и упряжи по тёмным лесам, а те леса перед ней расступалися и дорогу давали ей широкую, широкую и гладкую.»

-На стр. 60, в 4 абзаце в учебнике прочитайте, как сестры отреагировали на подарки.

         «Приказал он принести…»

-В брошюре на стр. 4 прочитайте, как отреагировала младшая сестра на предложение сестер не возвращаться к чудищу.

«День проходит, как единый час, другой день проходит, как минуточка, а на третий день стали уговаривать меньшую сестру сестры старшие, чтоб не ворочалась она к зверю лесному, чуду морскому. "Пусть-де околеет, туда и дорога ему…" И прогневалась на сестёр старших дорогая гостья, меньшая сестра, и сказала им таковы слова:

— Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить, и стоит меня тогда отдать диким зверям на растерзание»

Работа в группах по таблице «Описание внутренней красоты персонажей через поступки». Деление по рядам

У. -Для того чтобы оценить внутренний мир героев, поработаем по таблице. Как работать с таблицей? (Слайд 12)

У. -В таблице первая графа уже заполнена, это поступки героя, всего их у вас в таблице будет три. Во второй графе вам нужно подобрать прилагательное (см. слова для справок), соответствующее этому поступку (какой он, человек так поступивший?). В третьей графе оцените поступок с помощью цвета, если поступок хороший (красивый), то красный, если плохой – черный. Внизу вы видите большой круг. По поступкам героя сделайте вывод о внутреннем мире и закрасьте большой круг в нужный цвет (черный или красный).

Работать с таблицами будете в группах, чтобы быстрее выполнить работу, посоветовавшись друг с другом. На задание отводится 3 минуты.

(Слайд 13)

(Слайд 14-16)

У. -Каждая группа, правильно оценившая поступки героев и сделав правильный вывод о внутреннем мире персонажа, получает по 1 баллу за цвет и за слово для каждого участника. Если есть ошибки - баллы не ставятся.

Продолжение работы по таблице. Выставление цветовой оценки в строке «внутренний мир»

 Учитель вывешивает круги, соответствующие внутреннему миру персонажа.

Чудище

Младшая дочь

Старшие сёстры

Внешний облик

Внутренний

Мир

У. -Раскрасьте круги во втором ряду в своих брошюрах, стр.1.

Сравнение внешнего облика и внутреннего мира героев сказки.

У. -Теперь сравним по таблице: совпал ли цвет  внешнего облика с цветом внутреннего мира?

Д. -Нет, у старших сестер и чудища внешний облик и внутренний мир не совпадают.

У. -Вспомните цель урока. Какое было чудище внешне?

Д. -Безобразным

У. -Вспомните, а что у него было страшного?

Д. -Клюв, клыки, горбы, глаза как у совы

У. -А читая сказку, вы боялись его, был он вам неприятен?

Д. -Нет.

У. -Почему?

Д. -Герой был красив душой…

У. -Что для вас важней, внешний облик или внутренний мир?

Д. –Внутренний мир.

Учитель накрывает красным кругом черный

У. -А какими вам представлялись старшие сестры, когда вы читали сказку, прекрасными или безобразными? Они вам нравились?

Д. -Безобразными.

У. -Почему, ведь автор их называет «красавицами писаными»?

Д. -Из-за плохих поступков.

У. –Как я поняла, и здесь важнее внутренний мир, чем внешний облик.

Учитель накрывает красный круг черным.

Чудище

Младшая дочь

Старшие сёстры

Внешний облик

Внутренний

Мир

Вывод

У. –Вспомните, какими цветами мы отмечали героев в начале урока. А какие цвета теперь вы видите? Сделайте вывод: как отражается внутренний мир во внешнем облике?

Д. (свободные высказывания)

У. –А какая награда ждала чудище за его красивый внутренний мир? (Убрать черный круг вообще)

Д. –Он стал прекрасен внешне.

У. -А младшую дочь?

Д. –Счастье.

Учитель подводит итог сказанному, возвращаясь к таблицам, составленными детьми в групповой работе.

У. -В жизни, как и в этой сказке, часто судишь об окружающих не по внешнему облику, а по поступкам. И некрасивые часто кажутся красивыми, потому что добрые, честные, щедрые. И красивые внешне люди могут быть неприятны нам, потому что злые, жадные, эгоистичные.

(Слайд 17)

У. -В народе об этом говорили всегда.  И мудрость народная отразилась в пословицах. Какому герою сказки подходит первая пословица? Вторая? Третья?

  1. Снаружи красота, внутри пустота.
  2. Красота до вечера, а доброта на век.
  3. Не важно лицо какое, было бы сердце золотое.

У. -Подведем итог урока, достигли ли мы цели урока? (Слайд 18)

Вы узнали, как отражается внутренний мир во внешнем облике?

Д. -Внутренняя красота человека видна снаружи и делает его и внешне красивым.

У. -Так и произошло в сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». Чудище превратилось в прекрасного королевича.

  1. Самооценка работы на уроке

У. -Вот и подошел к концу наш урок. Пора выставлять отметки. Сосчитайте, сколько  баллов вы набрали. Показать на слайде шкалу оценивания.

-Я хочу, чтобы сегодня вы получили только хорошие отметки, поэтому в шкале отметки «4» и «5». Встаньте, кто получил «5». Молодцы. У кого «4»? Я вами тоже очень довольна. А те ребята, которые сидят, много помогали мне во время урока. Я благодарна вам за работу и надеюсь, что вам было приятно работать со мной.

  1. Рефлексия

У. -Ребята, с каким чувством вы заканчиваете урок? (Слайд 19) Откройте брошюру стр. 5. Там находится ваза с двумя цветами. Если урок для вас был интересен и полезен, то оставьте в вазе распустившийся аленький цветочек, если вам кажется, что урок недостаточно интересен, то оставьте в вазе бутон аленького цветочка. Покажите свои вазы с цветком.

*Если поднимет кто-то бутон, спросить, почему и сказать, что его мнение мне важно.

-Я рада, что вам понравился урок.

  1. Домашнее задание

(Слайд 20)

У. -Ребята, предлагаю вам домашнее задание по выбору: составить кроссворд,  придумать  вопросы для викторины, сочинить сказку, названием сделайте одну из пословиц, с которыми мы работали на уроке. Домашнее задание и пословицы находятся у вас в брошюрах на стр. 6.  Выполненное домашнее задание присылайте мне на электронную почту, адрес находится в брошюре на странице с домашним заданием, я все прочитаю и обязательно отвечу.



Предварительный просмотр:

Тема: «Отражение внутреннего мира героев сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" во внешнем   облике»

Цель урока: узнать, как в сказке внутренний мир героя отражается во внешнем облике

Сравнительная таблица

Чудище

Младшая дочь

Старшие сёстры

Внешний  облик

Внутренний

мир

«Да и стра́шен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках ногти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы́ великие верблю́жие, весь мохнатый о́тверхудони́зу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные».

«Так и стала жить да поживать молодая дочь купецкая, красавица писаная. Всякий день ей готовы наряды новые, богатые, и убранства такие, что цены им нет, ни в сказке сказать, ни пером написать; всякий день угощения и веселья новые, отменные: катанье, гулянье с музыкой на колесницах без коней и у́пряжи по тёмным лесам, а те леса перед ней расступа́лися и дорогу давали ей широкую, широкую и гладкую.»

«День проходит, как единый час, другой день проходит, как минуточка, а на третий день стали уговаривать меньшую сестру сестры старшие, чтоб не ворочалась она к зверю лесному, чуду морскому. "Пусть-де околе́ет, туда и дорога ему…"

И прогневалась на сестёр старших дорогая гостья, ме́ньшая сестра, и сказала им таковы́ слова:

— Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказа́нную заплачу́ его смертью лю́тою, то не буду я сто́ить того, чтобы мне на белом свете жить, и стоит меня тогда отдать диким зверям на растерзание.»

Домашнее задание по выбору:

  • составить кроссворд;
  • придумать  вопросы по сказке C.Т. Аксакова «Аленький цветочек  для викторины;
  • сочинить сказку, названием сделайте одну из пословиц:
  • Снаружи красота, внутри пустота.
  • Красота до вечера, а доброта на век.
  • Не важно лицо какое,
        было бы сердце золотое.

Домашнее задание присылайте на адрес: lllallla@list.ru

Карточка индивидуального учёта контроля и оценки знанийучащегося

Составление цитатного плана

Групповая работа

За активную работу на уроке

Выполнено правильно      – 3 балла

Выполнено правильно:

3 слова - 3 балла,

2 слова – 2 балла,

1 слово – 1 балл,

цвет – 1 балл

________________

Баллы за задание _________________

Баллы за задание _______________

ИТОГО (общее количество баллов)     ________________

Шкала оценивания

Общее количество баллов

Отметка за урок

8 баллов и выше

6-7 баллов

«5»

«4»

Моя отметка


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Не ищи красоты,      

а ищи доброты.

Снаружи красота,

внутри пустота.

Красота до вечера,

а доброта на век.

Не важно лицо

какое, было бы

сердце золотое.



Предварительный просмотр:

«Жил – был богатый купец…»

«— Что ты сделал? Как

ты посмел сорвать…?»

«Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским…»

«…и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают»

«—Я отпущу тебя домой невре-димого, коли дашь ты мне слово честное купецкое…»

«Бродит он по лесу дремучему…»

«Жил – был богатый купец…»

«— Что ты сделал? Как

ты посмел сорвать…?»

«Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским…»

«…и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают»

«—«Я отпущу тебя домой невре-димого, коли дашь ты мне слово честное купецкое…»

«Бродит он по лесу дремучему…»

ЧУДИЩЕ

Поступок

Как проявил себя герой  в поступках (какой герой?)

Цвет

Угождал  всем прихотям гостьи и был с ней ласков

Жалел ее, не показывая своего страшного облика

Согласился отпустить ее, отпустил с подарками

Слова для справок: добрый, доверчивый, щедрый,

 заботливый, внимательный, ласковый, чуткий…

МЛАДШАЯ СЕСТРА

Поступок

Как проявила себя героиня  в поступках (какая героиня?)

Цвет

Отправилась к чудищу вместо отца

Вела с чудищем себя учтиво, вежливо

Сдержала слово – вернулась к чудищу

Слова для справок: ответственная, воспитанная,  

самоотверженная (жертвующий собственными

интересами во имя интересов других), благодарная,

уважительная, честная, чуткая…

СТАРШИЕ СЕСТРЫ

Поступок

Как проявили себя героини  в поступках (какие героини?)

Цвет

Заказали дорогие подарки и радовались не приезду отца, а диковинным ценностям, которые он им привез

Завидовали богатству сестры

Перевели стрелки часов назад, желая смерти чудищу

Слова для справок: эгоистичные (предпочтение своих, личных интересов интересам других), беспощадные, себялюбивые, завистливые,  жадные, злые



Предварительный просмотр:

ЧУДИЩЕ

МЛАДШАЯ ДОЧЬ

СТАРШИЕ СЕСТРЫ

ВНУТРЕННИЙ МИР

ВНЕШНИЙ ОБЛИК



Предварительный просмотр:

«Жил – был богатый купец…»

«—Что ты сделал? Как ты посмел сорвать…?»

«Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским…»

«…и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают»

«—Я отпущу тебя домой невредимого, коли дашь ты мне слово честное купецкое…»

«Очутилась она во дворце зверя лесного,  чуда морского…»

«— Покажись мне, мой верный друг!»

«…надела на правый мизинец золот-перстень…»

«…взяли они да все часы в доме целым часом назад поставили…»

«— Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха  желанного!..»

«—Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек.»

«Бродит он по лесу дремучему…»



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературного чтения

Сукочевой Аллы Викторовны,

учителя начальных классов

МОУ «Новомичуринская средняя школа №1»

Пронского района Рязанской области

Предметная тема: «Отражение внутреннего мира героев сказки Сергея Тимофеевича Аксакова "Аленький цветочек" во внешнем  облике»

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока: Организовать учебную деятельность школьников, направленную на освоение знаний о том, как в сказке внутренний мир героя отражается во внешнем облике

Урок по произведению Сергея Тимофеевича Аксакова "Аленький цветочек" не первый: по тематическому планированию ученики 4 класса должны были познакомиться с сюжетом небольшого фрагмента, а сказка давно знакома детям по мультфильмам и прочитанным книгам. Поэтому строила урок на основе знакомого детям материала.

Начиная урок, постаралась создать условия для положительной мотивации к активной работе на уроке: возможность получить положительную отметку, накапливая баллы за правильную работу на уроке.

Старалась построить урок на основе системно-деятельностного подхода, организовать деятельность школьников направленную на развитие коммуникативных умений: взаимодействия при работе в парах и группах, умения высказывать своё мнение и обосновывать свою точку зрения. Работа в парах и группах запланирована также для того, чтобы сэкономить время на уроке на определенный вид работы (советуясь, легче принять решение)

На уроке литературного чтения 50% учебного времени отводится на чтение: ученики читали «про себя», выполняя задание по составлению цитатного плана, в групповой работе; читали вслух фрагменты текста из учебника, из предложенной им брошюры.

Чтобы достичь целей урока, я привлекала учащихся к активной работе с информацией: они читали отрывки из текста, анализировали поступки героев сказки, давая им оценку, результаты заносили в таблицу, сравнивали их и делали выводы. Таким образом, были созданы и условия для развития общеучебных УУД. На уроке создала условия для различных видов оценивания (регулятивные УУД):

- учащиеся оценивали поступки героев сказки,

- оценивали результаты своей работы (на основе самоконтроля, сравнения своих результатов с образцом),

- оценивали урок: работу мою как педагога и свою как участников образовательного процесса.

При организации самооценки результатов работы на уроке я старалась избежать негатива (ведь я впервые работала с этими учащимися), поэтому из шкалы отметок я исключила отметки ниже 4, а детей, не достигших уровня положительных отметок, тоже похвалила.

На уроке я применяла собственную презентацию, которая помогла мне рационально использовать время урока, придать ему высокую эмоциональную окраску.   Музыка и видео не только помогали создавать определённый настрой, но и служили сигналами для начала и окончания работы (задавали время) В то же время дети не напрягали зрение, т.к., я старалась следовать рекомендациям СанПина (выключала проектор), дети работали а карточках, и в брошюрах.

Все материалы ребята возьмут домой, что поможет самостоятельной работе над домашним заданием, результаты которого я проверю, если мне они будут присланы. Мне это будет очень интересно.

Контакт с ребятами я установила легко. Ребята мне понравились. На уроке они были активны. Видно, что знания по предмету у них довольно прочные.

Проблемы

Причины  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Народная мудрость сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" (с презентацией)

Урок по теме "Народная мудрость сказки С Аксакова "Аленький цветочек"  был проведен как обощающий после самостоятельного чтения "Наедине с книгой" из раздела "Реальный и волшебный миры в авторско...

Викторина по сказке С.Аксакова "Аленький цветочек"

Викторина к юбилею сказки С.Аксакова "Аленький цветочек"....

Проверочная работа по сказке С.Аксакова"Аленький цветочек"

Материал в тестовом виде дает возможность учителю оценить полученные знания учащимися...

Урок по литературному чтению в 4 классе. Тема: Знакомство со сказкой С.Аксакова «Аленький цветочек»

Урок по литературному чтению в 4 классе, посвященный сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»....

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...