Литературное чтение 3 класс Тема раздела «Произведения Л.Н.Толстого» Тема Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Учимся анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учимся анализировать научно-популярный рассказ | 44.13 КБ |
Учимся анализировать научно-популярный рассказ | 44.13 КБ |
Учимся анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа | 44.13 КБ |
Анализ текста | 44.13 КБ |
tehnologicheskaya_karta.docx | 44.13 КБ |
tehnologicheskaya_karta.docx | 44.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 класс
Тема раздела | «Произведения Л.Н.Толстого» |
Тема | Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы». |
Цель | - ученик научится анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа - получит возможность обогатить свой читательский опыт |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) | Достигают необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Выделяют информацию из научно- популярного рассказа, определяют отношение автора. Упражняются в выразительном чтении художественного рассказа Л.Н.Толстого «Лебеди», осуществляют поиск описаний, определений отношения автора к героям . |
Личностные результаты | Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные- осознанно воспринимают литературное произведение ; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; структурируют знания; логические – осуществляют анализ; обобщение; строят рассуждения. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Коммуникативные: слушают и понимают речь други; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им. |
Оборудование | Мульимедийный проектор , учебник литературного чтения Л.А.Ефросинина, 3 класс 1 часть, фразеологический словарь «Почему мы так говорим?» Н.В.Баско, карточки для групп, |
Урок составлен по технологии формирования правильного типа читательской деятельности с использованием элементов технологии развития критического мышления ( обучающие элементы приёма «чтение с пометками», кластер).
Приложение 1
Критерии оценивания:
- Читать.
- Рассуждать .
- Делать выводы.
- Учиться кратко пересказывать текст
Приложение 2
План.
План урока
1. Знакомство с текстом рассказа.
2. Отвечать на вопросы по тексту.
3. Работать с иллюстрацией.
4.Познакомимся с новым видом рассказа
Приложение 3
Правила работы в группах
1. Умей выслушать товарища.
2. Своё мнение должен высказать каждый.
3. Закончив дело – помоги другу.
4. Работай тихо, чтобы не мешать другим.
5. Договоритесь, кто будет выступать
Приложение 4
6)Задания группам
1 группа – Составить вопросы по содержанию рассказа
2 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Лебеди»
3 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Зайцы»
Приложение 5
Цветные круги для оценивания своей деятельности и для выбора домашнего задания
Приложение 6
Силуэт зайчиков и ватман с нарисованным деревом
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 класс
Тема раздела | «Произведения Л.Н.Толстого» |
Тема | Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы». |
Цель | - ученик научится анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа - получит возможность обогатить свой читательский опыт |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) | Достигают необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Выделяют информацию из научно- популярного рассказа, определяют отношение автора. Упражняются в выразительном чтении художественного рассказа Л.Н.Толстого «Лебеди», осуществляют поиск описаний, определений отношения автора к героям . |
Личностные результаты | Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные- осознанно воспринимают литературное произведение ; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; структурируют знания; логические – осуществляют анализ; обобщение; строят рассуждения. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Коммуникативные: слушают и понимают речь други; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им. |
Оборудование | Мульимедийный проектор , учебник литературного чтения Л.А.Ефросинина, 3 класс 1 часть, фразеологический словарь «Почему мы так говорим?» Н.В.Баско, карточки для групп, |
Урок составлен по технологии формирования правильного типа читательской деятельности с использованием элементов технологии развития критического мышления ( обучающие элементы приёма «чтение с пометками», кластер).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |||||||||
Ι. Оргмомент Ι Ι. Актуализация знаний II. Развитие умений. VI.Работа с текстом рассказа после чтения VII. Рефлексия деятельности. VΙΙΙ. Домашнее задание. | 1. Эмоциональный настрой учащихся. -В мире добрыми делами занята, тихо ходит по планете доброта. -Доброго дня и вам , ребята! -Проверьте, всё ли готово к уроку литературного чтения: учебник, тетрадь, сигнальные каточки. - Ребята, в начале урока я хочу обратить ваше внимание на критерии, по которым вы будете оценивать свою работу на уроке. Критерии оценивания.
2.Проверка д/з СЛАЙД 2 -Что объединяет эти произведения? На доске запись:
- Правильно все эти произведения написал Л.Н.Толстой. - Прочитайте отрывок из рассказа «Лебеди» наизусть - Сегодня мы продолжим раскрывать секреты произведений -Вспомним, что такое рассказ - С каким видом рассказа мы познакомились на прошлом уроке? -Что характерно для художественного рассказа? - Догадались с произведением какого жанра будем работать? I. Работа с рассказом до чтения - Откройте учебники на стр. 136 --Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Составим план урока. План урока 1. Знакомство с текстом рассказа. 2. Отвечать на вопросы по тексту. 3. Работать с иллюстрацией. 4.Познакомимся с новым видом рассказа. (Прогнозирование) 1) Чтение заглавия рассказа и рассматривание иллюстрации , ответы на вопросы. - Прочитайте название рассказа. - Рассмотрите иллюстрацию к произведению. Действительно ли можно предположить, что читать будем о Зайцах? Почему? II.Работа во время чтения текста -Что вы о зайце можете рассказать? - Ребята, кто считает, что о зайце мы уже всё знаем? -Я предлагаю прочитать текст , используя приём «Чтение с пометами». Будем читать, вооружившись карандашом: делать пометки по о ходу чтения составлять таблицу. СЛАЙД 5 + уже знаю V новое для меня - не знаю ? думал по-другому Необходимо уточнить - Начинаем читать. Чем питаются лесные зайцы? (Это известно нам?) Какой поставим знак? -Чем питаются полевые зайцы? - Кто подскажет, что значит озимями? Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем. Работа с фразеологическим словарём - Кто такие зайцы – гуменники? (Мы знаем? Какой знак поставим?) Что такое гумны? У нас есть в учебнике на с. 137 пояснение значения этого слова. Чем они питаются? - Зачем зайцы путают следы? Физкультминутка. Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал. Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки. Шорох тихий раздаётся: Кто–то по лесу крадётся. Заяц путает следы, Убегает от беды. К какому жанру оно относится? - Какова особенность этого произведения? - Что узнали о зайцах? III. Обобщение знаний и составление таблицы - Ребята, давайте мы с вами найдём сходство и различие в этих рассказах. Для этого сравним два рассказа, которые изучили сегодня и заполним таблицу «ДА – Нет» ( у каждого на столе)
Вывод: - Рассказ «Зайцы» сообщает, какие бывают зайцы, чем кормятся, как спасаются от врагов. Это научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию). - В обоих рассказах идет повествование о жизни животных: в первом - о жизни лебедей, во втором – о жизни зайцев. Но в первом рассказе автор рассказывает об эпизоде из жизни лебедей – об их трудном перелёте, а во втором - сообщает факты, какие бывают зайцы и об их образе жизни. В первом рассказе автор переживает за лебедя, а во втором он просто сообщает информацию. Художественный рассказ воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора. Научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию). IV.Составление плана рассказа - Распутайте заячьи следы. Назовите разделы плана в правильной последовательности. План. * Кто охотится на зайцев? * Трусливому зайке и пенёк волк. * Какие бывают зайцы? * Заячий секрет. II. Работа в группах - При каких условиях работа в группе будет успешной? -Готовность показываем знаком «МЫ»(взявшись за руки, поднимают их) 1 группа – Составить вопросы по содержанию рассказа 2 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Лебеди» 3 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Зайцы» «Лебеди» «Зайцы» - У вас на столе лежат силуэты зайчиков. Возьмите их в руки. Если урок был интересным, полезным, актуальным для вас – поселите зайца под дерево, а если урок вас не тронул – оставьте на тропинке. Ребята, у вас есть возможность выбрать задание по желанию и взять соответствующую карточку домой: -Тот, кто захочет выучить один из абзацев - соответствует зелёная карточка. - Тот, кто хочет попробовать свои силы в рисовании, может нарисовать рисунок к рассказу. Этому заданию соответствует жёлтая карточка. -Тот, кто желает пересказать рассказ- Этому заданию соответствует красная карточка | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей Читают записи на доске Читают записи на доске и отвечают. Их написал Л.Н.Толстой 2 – 3 учащихся читают отрывок наизусть Рассказ – это 1.небольшое по объёму произведение 2. Охватывает небольшой промежуток времени 3. 2-4 главных героев Художествененный Между строк можем увидеть и ощутить отношение автора к своим героям: сопереживание, сочувствие, нелюбовь) Корою деревьев Озимями и травой Хлебными зернами Чтобы запутать хищников и охотников. Учащиеся выбирают вариант выполнения д/з | Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; Личностные УУД: осознают значимость чтения для развития и обучения Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. сопоставляют свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные УУД: оформляют свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения, проявляют интерес и уважение к различным точкам зрения, строят монологические высказывания, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения. Регулятивные УУД: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; сопоставляют свою оценку с оценкой другого человека Познавательные УУД: определять главную мысль текста; находить в тексте сложные слова, определять их значение4 понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; делать выводы на основе обобщённых знаний; осуществлять процесс анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения, уметь задавать уточняющие вопросы, проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения, строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения. Личностные УУД: проявлять интерес к чтению и ведению диалога; Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции Предметные: Ориентироваться в тексте произведения Анализировать произведение с целью определения личного отношения к персонажам Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Личностные УУД: Формировать нравственно-этические ориентиры. Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Познавательные УУД: делать выводы на основе обобщённых знаний, осуществлять процесс анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения, уметь задавать уточняющие вопросы, проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения, строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: обращаться к способу действия; оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения. Личностные результаты: осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Развивать рефлексию ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Приложение 1
Критерии оценивания:
- Читать.
- Рассуждать .
- Делать выводы.
- Учиться кратко пересказывать текст
Приложение 2
План.
План урока
1. Знакомство с текстом рассказа.
2. Отвечать на вопросы по тексту.
3. Работать с иллюстрацией.
4.Познакомимся с новым видом рассказа
Приложение 3
Правила работы в группах
1. Умей выслушать товарища.
2. Своё мнение должен высказать каждый.
3. Закончив дело – помоги другу.
4. Работай тихо, чтобы не мешать другим.
5. Договоритесь, кто будет выступать
Приложение 4
6)Задания группам
1 группа – Составить вопросы по содержанию рассказа
2 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Лебеди»
3 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Зайцы»
Приложение 5
Цветные круги для оценивания своей деятельности и для выбора домашнего задания
Приложение 6
Силуэт зайчиков и ватман с нарисованным деревом
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 класс
Тема раздела | «Произведения Л.Н.Толстого» |
Тема | Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы». |
Цель | - ученик научится анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа - получит возможность обогатить свой читательский опыт |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) | Достигают необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Выделяют информацию из научно- популярного рассказа, определяют отношение автора. Упражняются в выразительном чтении художественного рассказа Л.Н.Толстого «Лебеди», осуществляют поиск описаний, определений отношения автора к героям . |
Личностные результаты | Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные- осознанно воспринимают литературное произведение ; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; структурируют знания; логические – осуществляют анализ; обобщение; строят рассуждения. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Коммуникативные: слушают и понимают речь други; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им. |
Оборудование | Мульимедийный проектор , учебник литературного чтения Л.А.Ефросинина, 3 класс 1 часть, фразеологический словарь «Почему мы так говорим?» Н.В.Баско, карточки для групп, |
Урок составлен по технологии формирования правильного типа читательской деятельности с использованием элементов технологии развития критического мышления ( обучающие элементы приёма «чтение с пометками», кластер).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |||||||||
Ι. Оргмомент Ι Ι. Актуализация знаний II. Развитие умений. VI.Работа с текстом рассказа после чтения VII. Рефлексия деятельности. VΙΙΙ. Домашнее задание. | 1. Эмоциональный настрой учащихся. -В мире добрыми делами занята, тихо ходит по планете доброта. -Доброго дня и вам , ребята! -Проверьте, всё ли готово к уроку литературного чтения: учебник, тетрадь, сигнальные каточки. - Ребята, в начале урока я хочу обратить ваше внимание на критерии, по которым вы будете оценивать свою работу на уроке. Критерии оценивания.
2.Проверка д/з СЛАЙД 2 -Что объединяет эти произведения? На доске запись:
- Правильно все эти произведения написал Л.Н.Толстой. - Прочитайте отрывок из рассказа «Лебеди» наизусть - Сегодня мы продолжим раскрывать секреты произведений -Вспомним, что такое рассказ - С каким видом рассказа мы познакомились на прошлом уроке? -Что характерно для художественного рассказа? - Догадались с произведением какого жанра будем работать? I. Работа с рассказом до чтения - Откройте учебники на стр. 136 --Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Составим план урока. План урока 1. Знакомство с текстом рассказа. 2. Отвечать на вопросы по тексту. 3. Работать с иллюстрацией. 4.Познакомимся с новым видом рассказа. (Прогнозирование) 1) Чтение заглавия рассказа и рассматривание иллюстрации , ответы на вопросы. - Прочитайте название рассказа. - Рассмотрите иллюстрацию к произведению. Действительно ли можно предположить, что читать будем о Зайцах? Почему? II.Работа во время чтения текста -Что вы о зайце можете рассказать? - Ребята, кто считает, что о зайце мы уже всё знаем? -Я предлагаю прочитать текст , используя приём «Чтение с пометами». Будем читать, вооружившись карандашом: делать пометки по о ходу чтения составлять таблицу. СЛАЙД 5 + уже знаю V новое для меня - не знаю ? думал по-другому Необходимо уточнить - Начинаем читать. Чем питаются лесные зайцы? (Это известно нам?) Какой поставим знак? -Чем питаются полевые зайцы? - Кто подскажет, что значит озимями? Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем. Работа с фразеологическим словарём - Кто такие зайцы – гуменники? (Мы знаем? Какой знак поставим?) Что такое гумны? У нас есть в учебнике на с. 137 пояснение значения этого слова. Чем они питаются? - Зачем зайцы путают следы? Физкультминутка. Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал. Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки. Шорох тихий раздаётся: Кто–то по лесу крадётся. Заяц путает следы, Убегает от беды. К какому жанру оно относится? - Какова особенность этого произведения? - Что узнали о зайцах? III. Обобщение знаний и составление таблицы - Ребята, давайте мы с вами найдём сходство и различие в этих рассказах. Для этого сравним два рассказа, которые изучили сегодня и заполним таблицу «ДА – Нет» ( у каждого на столе)
Вывод: - Рассказ «Зайцы» сообщает, какие бывают зайцы, чем кормятся, как спасаются от врагов. Это научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию). - В обоих рассказах идет повествование о жизни животных: в первом - о жизни лебедей, во втором – о жизни зайцев. Но в первом рассказе автор рассказывает об эпизоде из жизни лебедей – об их трудном перелёте, а во втором - сообщает факты, какие бывают зайцы и об их образе жизни. В первом рассказе автор переживает за лебедя, а во втором он просто сообщает информацию. Художественный рассказ воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора. Научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию). IV.Составление плана рассказа - Распутайте заячьи следы. Назовите разделы плана в правильной последовательности. План. * Кто охотится на зайцев? * Трусливому зайке и пенёк волк. * Какие бывают зайцы? * Заячий секрет. II. Работа в группах - При каких условиях работа в группе будет успешной? -Готовность показываем знаком «МЫ»(взявшись за руки, поднимают их) 1 группа – Составить вопросы по содержанию рассказа 2 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Лебеди» 3 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Зайцы» «Лебеди» «Зайцы» - У вас на столе лежат силуэты зайчиков. Возьмите их в руки. Если урок был интересным, полезным, актуальным для вас – поселите зайца под дерево, а если урок вас не тронул – оставьте на тропинке. Ребята, у вас есть возможность выбрать задание по желанию и взять соответствующую карточку домой: -Тот, кто захочет выучить один из абзацев - соответствует зелёная карточка. - Тот, кто хочет попробовать свои силы в рисовании, может нарисовать рисунок к рассказу. Этому заданию соответствует жёлтая карточка. -Тот, кто желает пересказать рассказ- Этому заданию соответствует красная карточка | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей Читают записи на доске Читают записи на доске и отвечают. Их написал Л.Н.Толстой 2 – 3 учащихся читают отрывок наизусть Рассказ – это 1.небольшое по объёму произведение 2. Охватывает небольшой промежуток времени 3. 2-4 главных героев Художествененный Между строк можем увидеть и ощутить отношение автора к своим героям: сопереживание, сочувствие, нелюбовь) Корою деревьев Озимями и травой Хлебными зернами Чтобы запутать хищников и охотников. Учащиеся выбирают вариант выполнения д/з | Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; Личностные УУД: осознают значимость чтения для развития и обучения Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. сопоставляют свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные УУД: оформляют свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения, проявляют интерес и уважение к различным точкам зрения, строят монологические высказывания, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения. Регулятивные УУД: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; сопоставляют свою оценку с оценкой другого человека Познавательные УУД: определять главную мысль текста; находить в тексте сложные слова, определять их значение4 понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; делать выводы на основе обобщённых знаний; осуществлять процесс анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения, уметь задавать уточняющие вопросы, проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения, строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения. Личностные УУД: проявлять интерес к чтению и ведению диалога; Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции Предметные: Ориентироваться в тексте произведения Анализировать произведение с целью определения личного отношения к персонажам Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Личностные УУД: Формировать нравственно-этические ориентиры. Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Познавательные УУД: делать выводы на основе обобщённых знаний, осуществлять процесс анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения, уметь задавать уточняющие вопросы, проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения, строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: обращаться к способу действия; оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения. Личностные результаты: осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Развивать рефлексию ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Приложение 1
Критерии оценивания:
- Читать.
- Рассуждать .
- Делать выводы.
- Учиться кратко пересказывать текст
Приложение 2
План.
План урока
1. Знакомство с текстом рассказа.
2. Отвечать на вопросы по тексту.
3. Работать с иллюстрацией.
4.Познакомимся с новым видом рассказа
Приложение 3
Правила работы в группах
1. Умей выслушать товарища.
2. Своё мнение должен высказать каждый.
3. Закончив дело – помоги другу.
4. Работай тихо, чтобы не мешать другим.
5. Договоритесь, кто будет выступать
Приложение 4
6)Задания группам
1 группа – Составить вопросы по содержанию рассказа
2 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Лебеди»
3 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Зайцы»
Приложение 5
Цветные круги для оценивания своей деятельности и для выбора домашнего задания
Приложение 6
Силуэт зайчиков и ватман с нарисованным деревом
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 класс
Тема раздела | «Произведения Л.Н.Толстого» |
Тема | Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы». |
Цель | - ученик научится анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа - получит возможность обогатить свой читательский опыт |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) | Достигают необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Выделяют информацию из научно- популярного рассказа, определяют отношение автора. Упражняются в выразительном чтении художественного рассказа Л.Н.Толстого «Лебеди», осуществляют поиск описаний, определений отношения автора к героям . |
Личностные результаты | Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные- осознанно воспринимают литературное произведение ; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; структурируют знания; логические – осуществляют анализ; обобщение; строят рассуждения. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Коммуникативные: слушают и понимают речь други; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им. |
Оборудование | Мульимедийный проектор , учебник литературного чтения Л.А.Ефросинина, 3 класс 1 часть, фразеологический словарь «Почему мы так говорим?» Н.В.Баско, карточки для групп, |
Урок составлен по технологии формирования правильного типа читательской деятельности с использованием элементов технологии развития критического мышления ( обучающие элементы приёма «чтение с пометками», кластер).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |||||||||
Ι. Оргмомент Ι Ι. Актуализация знаний II. Развитие умений. VI.Работа с текстом рассказа после чтения VII. Рефлексия деятельности. VΙΙΙ. Домашнее задание. | 1. Эмоциональный настрой учащихся. -В мире добрыми делами занята, тихо ходит по планете доброта. -Доброго дня и вам , ребята! -Проверьте, всё ли готово к уроку литературного чтения: учебник, тетрадь, сигнальные каточки. - Ребята, в начале урока я хочу обратить ваше внимание на критерии, по которым вы будете оценивать свою работу на уроке. Критерии оценивания.
2.Проверка д/з СЛАЙД 2 -Что объединяет эти произведения? На доске запись:
- Правильно все эти произведения написал Л.Н.Толстой. - Прочитайте отрывок из рассказа «Лебеди» наизусть - Сегодня мы продолжим раскрывать секреты произведений -Вспомним, что такое рассказ - С каким видом рассказа мы познакомились на прошлом уроке? -Что характерно для художественного рассказа? - Догадались с произведением какого жанра будем работать? I. Работа с рассказом до чтения - Откройте учебники на стр. 136 --Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Составим план урока. План урока 1. Знакомство с текстом рассказа. 2. Отвечать на вопросы по тексту. 3. Работать с иллюстрацией. 4.Познакомимся с новым видом рассказа. (Прогнозирование) 1) Чтение заглавия рассказа и рассматривание иллюстрации , ответы на вопросы. - Прочитайте название рассказа. - Рассмотрите иллюстрацию к произведению. Действительно ли можно предположить, что читать будем о Зайцах? Почему? II.Работа во время чтения текста -Что вы о зайце можете рассказать? - Ребята, кто считает, что о зайце мы уже всё знаем? -Я предлагаю прочитать текст , используя приём «Чтение с пометами». Будем читать, вооружившись карандашом: делать пометки по о ходу чтения составлять таблицу. СЛАЙД 5 + уже знаю V новое для меня - не знаю ? думал по-другому Необходимо уточнить - Начинаем читать. Чем питаются лесные зайцы? (Это известно нам?) Какой поставим знак? -Чем питаются полевые зайцы? - Кто подскажет, что значит озимями? Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем. Работа с фразеологическим словарём - Кто такие зайцы – гуменники? (Мы знаем? Какой знак поставим?) Что такое гумны? У нас есть в учебнике на с. 137 пояснение значения этого слова. Чем они питаются? - Зачем зайцы путают следы? Физкультминутка. Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал. Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки. Шорох тихий раздаётся: Кто–то по лесу крадётся. Заяц путает следы, Убегает от беды. К какому жанру оно относится? - Какова особенность этого произведения? - Что узнали о зайцах? III. Обобщение знаний и составление таблицы - Ребята, давайте мы с вами найдём сходство и различие в этих рассказах. Для этого сравним два рассказа, которые изучили сегодня и заполним таблицу «ДА – Нет» ( у каждого на столе)
Вывод: - Рассказ «Зайцы» сообщает, какие бывают зайцы, чем кормятся, как спасаются от врагов. Это научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию). - В обоих рассказах идет повествование о жизни животных: в первом - о жизни лебедей, во втором – о жизни зайцев. Но в первом рассказе автор рассказывает об эпизоде из жизни лебедей – об их трудном перелёте, а во втором - сообщает факты, какие бывают зайцы и об их образе жизни. В первом рассказе автор переживает за лебедя, а во втором он просто сообщает информацию. Художественный рассказ воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора. Научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию). IV.Составление плана рассказа - Распутайте заячьи следы. Назовите разделы плана в правильной последовательности. План. * Кто охотится на зайцев? * Трусливому зайке и пенёк волк. * Какие бывают зайцы? * Заячий секрет. II. Работа в группах - При каких условиях работа в группе будет успешной? -Готовность показываем знаком «МЫ»(взявшись за руки, поднимают их) 1 группа – Составить вопросы по содержанию рассказа 2 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Лебеди» 3 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Зайцы» «Лебеди» «Зайцы» - У вас на столе лежат силуэты зайчиков. Возьмите их в руки. Если урок был интересным, полезным, актуальным для вас – поселите зайца под дерево, а если урок вас не тронул – оставьте на тропинке. Ребята, у вас есть возможность выбрать задание по желанию и взять соответствующую карточку домой: -Тот, кто захочет выучить один из абзацев - соответствует зелёная карточка. - Тот, кто хочет попробовать свои силы в рисовании, может нарисовать рисунок к рассказу. Этому заданию соответствует жёлтая карточка. -Тот, кто желает пересказать рассказ- Этому заданию соответствует красная карточка | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей Читают записи на доске Читают записи на доске и отвечают. Их написал Л.Н.Толстой 2 – 3 учащихся читают отрывок наизусть Рассказ – это 1.небольшое по объёму произведение 2. Охватывает небольшой промежуток времени 3. 2-4 главных героев Художествененный Между строк можем увидеть и ощутить отношение автора к своим героям: сопереживание, сочувствие, нелюбовь) Корою деревьев Озимями и травой Хлебными зернами Чтобы запутать хищников и охотников. Учащиеся выбирают вариант выполнения д/з | Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; Личностные УУД: осознают значимость чтения для развития и обучения Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. сопоставляют свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные УУД: оформляют свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения, проявляют интерес и уважение к различным точкам зрения, строят монологические высказывания, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения. Регулятивные УУД: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; сопоставляют свою оценку с оценкой другого человека Познавательные УУД: определять главную мысль текста; находить в тексте сложные слова, определять их значение4 понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; делать выводы на основе обобщённых знаний; осуществлять процесс анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения, уметь задавать уточняющие вопросы, проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения, строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения. Личностные УУД: проявлять интерес к чтению и ведению диалога; Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции Предметные: Ориентироваться в тексте произведения Анализировать произведение с целью определения личного отношения к персонажам Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Личностные УУД: Формировать нравственно-этические ориентиры. Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Познавательные УУД: делать выводы на основе обобщённых знаний, осуществлять процесс анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения, уметь задавать уточняющие вопросы, проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения, строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: обращаться к способу действия; оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения. Личностные результаты: осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Развивать рефлексию ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Приложение 1
Критерии оценивания:
- Читать.
- Рассуждать .
- Делать выводы.
- Учиться кратко пересказывать текст
Приложение 2
План.
План урока
1. Знакомство с текстом рассказа.
2. Отвечать на вопросы по тексту.
3. Работать с иллюстрацией.
4.Познакомимся с новым видом рассказа
Приложение 3
Правила работы в группах
1. Умей выслушать товарища.
2. Своё мнение должен высказать каждый.
3. Закончив дело – помоги другу.
4. Работай тихо, чтобы не мешать другим.
5. Договоритесь, кто будет выступать
Приложение 4
6)Задания группам
1 группа – Составить вопросы по содержанию рассказа
2 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Лебеди»
3 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Зайцы»
Приложение 5
Цветные круги для оценивания своей деятельности и для выбора домашнего задания
Приложение 6
Силуэт зайчиков и ватман с нарисованным деревом
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 класс
Тема раздела | «Произведения Л.Н.Толстого» |
Тема | Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы». |
Цель | - ученик научится анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа - получит возможность обогатить свой читательский опыт |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) | Достигают необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Выделяют информацию из научно- популярного рассказа, определяют отношение автора. Упражняются в выразительном чтении художественного рассказа Л.Н.Толстого «Лебеди», осуществляют поиск описаний, определений отношения автора к героям . |
Личностные результаты | Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные- осознанно воспринимают литературное произведение ; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; структурируют знания; логические – осуществляют анализ; обобщение; строят рассуждения. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Коммуникативные: слушают и понимают речь други; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им. |
Оборудование | Мульимедийный проектор , учебник литературного чтения Л.А.Ефросинина, 3 класс 1 часть, фразеологический словарь «Почему мы так говорим?» Н.В.Баско, карточки для групп, |
Урок составлен по технологии формирования правильного типа читательской деятельности с использованием элементов технологии развития критического мышления ( обучающие элементы приёма «чтение с пометками», кластер).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |||||||||
Ι. Оргмомент Ι Ι. Актуализация знаний II. Развитие умений. VI.Работа с текстом рассказа после чтения VII. Рефлексия деятельности. VΙΙΙ. Домашнее задание. | 1. Эмоциональный настрой учащихся. -В мире добрыми делами занята, тихо ходит по планете доброта. -Доброго дня и вам , ребята! -Проверьте, всё ли готово к уроку литературного чтения: учебник, тетрадь, сигнальные каточки. - Ребята, в начале урока я хочу обратить ваше внимание на критерии, по которым вы будете оценивать свою работу на уроке. Критерии оценивания.
2.Проверка д/з СЛАЙД 2 -Что объединяет эти произведения? На доске запись:
- Правильно все эти произведения написал Л.Н.Толстой. - Прочитайте отрывок из рассказа «Лебеди» наизусть - Сегодня мы продолжим раскрывать секреты произведений -Вспомним, что такое рассказ - С каким видом рассказа мы познакомились на прошлом уроке? -Что характерно для художественного рассказа? - Догадались с произведением какого жанра будем работать? I. Работа с рассказом до чтения - Откройте учебники на стр. 136 --Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Составим план урока. План урока 1. Знакомство с текстом рассказа. 2. Отвечать на вопросы по тексту. 3. Работать с иллюстрацией. 4.Познакомимся с новым видом рассказа. (Прогнозирование) 1) Чтение заглавия рассказа и рассматривание иллюстрации , ответы на вопросы. - Прочитайте название рассказа. - Рассмотрите иллюстрацию к произведению. Действительно ли можно предположить, что читать будем о Зайцах? Почему? II.Работа во время чтения текста -Что вы о зайце можете рассказать? - Ребята, кто считает, что о зайце мы уже всё знаем? -Я предлагаю прочитать текст , используя приём «Чтение с пометами». Будем читать, вооружившись карандашом: делать пометки по о ходу чтения составлять таблицу. СЛАЙД 5 + уже знаю V новое для меня - не знаю ? думал по-другому Необходимо уточнить - Начинаем читать. Чем питаются лесные зайцы? (Это известно нам?) Какой поставим знак? -Чем питаются полевые зайцы? - Кто подскажет, что значит озимями? Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем. Работа с фразеологическим словарём - Кто такие зайцы – гуменники? (Мы знаем? Какой знак поставим?) Что такое гумны? У нас есть в учебнике на с. 137 пояснение значения этого слова. Чем они питаются? - Зачем зайцы путают следы? Физкультминутка. Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал. Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки. Шорох тихий раздаётся: Кто–то по лесу крадётся. Заяц путает следы, Убегает от беды. К какому жанру оно относится? - Какова особенность этого произведения? - Что узнали о зайцах? III. Обобщение знаний и составление таблицы - Ребята, давайте мы с вами найдём сходство и различие в этих рассказах. Для этого сравним два рассказа, которые изучили сегодня и заполним таблицу «ДА – Нет» ( у каждого на столе)
Вывод: - Рассказ «Зайцы» сообщает, какие бывают зайцы, чем кормятся, как спасаются от врагов. Это научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию). - В обоих рассказах идет повествование о жизни животных: в первом - о жизни лебедей, во втором – о жизни зайцев. Но в первом рассказе автор рассказывает об эпизоде из жизни лебедей – об их трудном перелёте, а во втором - сообщает факты, какие бывают зайцы и об их образе жизни. В первом рассказе автор переживает за лебедя, а во втором он просто сообщает информацию. Художественный рассказ воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора. Научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию). IV.Составление плана рассказа - Распутайте заячьи следы. Назовите разделы плана в правильной последовательности. План. * Кто охотится на зайцев? * Трусливому зайке и пенёк волк. * Какие бывают зайцы? * Заячий секрет. II. Работа в группах - При каких условиях работа в группе будет успешной? -Готовность показываем знаком «МЫ»(взявшись за руки, поднимают их) 1 группа – Составить вопросы по содержанию рассказа 2 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Лебеди» 3 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Зайцы» «Лебеди» «Зайцы» - У вас на столе лежат силуэты зайчиков. Возьмите их в руки. Если урок был интересным, полезным, актуальным для вас – поселите зайца под дерево, а если урок вас не тронул – оставьте на тропинке. Ребята, у вас есть возможность выбрать задание по желанию и взять соответствующую карточку домой: -Тот, кто захочет выучить один из абзацев - соответствует зелёная карточка. - Тот, кто хочет попробовать свои силы в рисовании, может нарисовать рисунок к рассказу. Этому заданию соответствует жёлтая карточка. -Тот, кто желает пересказать рассказ- Этому заданию соответствует красная карточка | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей Читают записи на доске Читают записи на доске и отвечают. Их написал Л.Н.Толстой 2 – 3 учащихся читают отрывок наизусть Рассказ – это 1.небольшое по объёму произведение 2. Охватывает небольшой промежуток времени 3. 2-4 главных героев Художествененный Между строк можем увидеть и ощутить отношение автора к своим героям: сопереживание, сочувствие, нелюбовь) Корою деревьев Озимями и травой Хлебными зернами Чтобы запутать хищников и охотников. Учащиеся выбирают вариант выполнения д/з | Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; Личностные УУД: осознают значимость чтения для развития и обучения Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. сопоставляют свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные УУД: оформляют свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения, проявляют интерес и уважение к различным точкам зрения, строят монологические высказывания, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения. Регулятивные УУД: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; сопоставляют свою оценку с оценкой другого человека Познавательные УУД: определять главную мысль текста; находить в тексте сложные слова, определять их значение4 понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; делать выводы на основе обобщённых знаний; осуществлять процесс анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения, уметь задавать уточняющие вопросы, проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения, строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения. Личностные УУД: проявлять интерес к чтению и ведению диалога; Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции Предметные: Ориентироваться в тексте произведения Анализировать произведение с целью определения личного отношения к персонажам Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Личностные УУД: Формировать нравственно-этические ориентиры. Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Познавательные УУД: делать выводы на основе обобщённых знаний, осуществлять процесс анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения, уметь задавать уточняющие вопросы, проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения, строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: обращаться к способу действия; оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения. Личностные результаты: осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Развивать рефлексию ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Приложение 1
Критерии оценивания:
- Читать.
- Рассуждать .
- Делать выводы.
- Учиться кратко пересказывать текст
Приложение 2
План.
План урока
1. Знакомство с текстом рассказа.
2. Отвечать на вопросы по тексту.
3. Работать с иллюстрацией.
4.Познакомимся с новым видом рассказа
Приложение 3
Правила работы в группах
1. Умей выслушать товарища.
2. Своё мнение должен высказать каждый.
3. Закончив дело – помоги другу.
4. Работай тихо, чтобы не мешать другим.
5. Договоритесь, кто будет выступать
Приложение 4
6)Задания группам
1 группа – Составить вопросы по содержанию рассказа
2 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Лебеди»
3 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Зайцы»
Приложение 5
Цветные круги для оценивания своей деятельности и для выбора домашнего задания
Приложение 6
Силуэт зайчиков и ватман с нарисованным деревом
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 класс
Тема раздела | «Произведения Л.Н.Толстого» |
Тема | Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы». |
Цель | - ученик научится анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа - получит возможность обогатить свой читательский опыт |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) | Достигают необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Выделяют информацию из научно- популярного рассказа, определяют отношение автора. Упражняются в выразительном чтении художественного рассказа Л.Н.Толстого «Лебеди», осуществляют поиск описаний, определений отношения автора к героям . |
Личностные результаты | Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные- осознанно воспринимают литературное произведение ; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; структурируют знания; логические – осуществляют анализ; обобщение; строят рассуждения. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Коммуникативные: слушают и понимают речь други; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им. |
Оборудование | Мульимедийный проектор , учебник литературного чтения Л.А.Ефросинина, 3 класс 1 часть, фразеологический словарь «Почему мы так говорим?» Н.В.Баско, карточки для групп, |
Урок составлен по технологии формирования правильного типа читательской деятельности с использованием элементов технологии развития критического мышления ( обучающие элементы приёма «чтение с пометками», кластер).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |||||||||
Ι. Оргмомент Ι Ι. Актуализация знаний II. Развитие умений. VI.Работа с текстом рассказа после чтения VII. Рефлексия деятельности. VΙΙΙ. Домашнее задание. | 1. Эмоциональный настрой учащихся. -В мире добрыми делами занята, тихо ходит по планете доброта. -Доброго дня и вам , ребята! -Проверьте, всё ли готово к уроку литературного чтения: учебник, тетрадь, сигнальные каточки. - Ребята, в начале урока я хочу обратить ваше внимание на критерии, по которым вы будете оценивать свою работу на уроке. Критерии оценивания.
2.Проверка д/з СЛАЙД 2 -Что объединяет эти произведения? На доске запись:
- Правильно все эти произведения написал Л.Н.Толстой. - Прочитайте отрывок из рассказа «Лебеди» наизусть - Сегодня мы продолжим раскрывать секреты произведений -Вспомним, что такое рассказ - С каким видом рассказа мы познакомились на прошлом уроке? -Что характерно для художественного рассказа? - Догадались с произведением какого жанра будем работать? I. Работа с рассказом до чтения - Откройте учебники на стр. 136 --Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Составим план урока. План урока 1. Знакомство с текстом рассказа. 2. Отвечать на вопросы по тексту. 3. Работать с иллюстрацией. 4.Познакомимся с новым видом рассказа. (Прогнозирование) 1) Чтение заглавия рассказа и рассматривание иллюстрации , ответы на вопросы. - Прочитайте название рассказа. - Рассмотрите иллюстрацию к произведению. Действительно ли можно предположить, что читать будем о Зайцах? Почему? II.Работа во время чтения текста -Что вы о зайце можете рассказать? - Ребята, кто считает, что о зайце мы уже всё знаем? -Я предлагаю прочитать текст , используя приём «Чтение с пометами». Будем читать, вооружившись карандашом: делать пометки по о ходу чтения составлять таблицу. СЛАЙД 5 + уже знаю V новое для меня - не знаю ? думал по-другому Необходимо уточнить - Начинаем читать. Чем питаются лесные зайцы? (Это известно нам?) Какой поставим знак? -Чем питаются полевые зайцы? - Кто подскажет, что значит озимями? Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем. Работа с фразеологическим словарём - Кто такие зайцы – гуменники? (Мы знаем? Какой знак поставим?) Что такое гумны? У нас есть в учебнике на с. 137 пояснение значения этого слова. Чем они питаются? - Зачем зайцы путают следы? Физкультминутка. Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал. Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки. Шорох тихий раздаётся: Кто–то по лесу крадётся. Заяц путает следы, Убегает от беды. К какому жанру оно относится? - Какова особенность этого произведения? - Что узнали о зайцах? III. Обобщение знаний и составление таблицы - Ребята, давайте мы с вами найдём сходство и различие в этих рассказах. Для этого сравним два рассказа, которые изучили сегодня и заполним таблицу «ДА – Нет» ( у каждого на столе)
Вывод: - Рассказ «Зайцы» сообщает, какие бывают зайцы, чем кормятся, как спасаются от врагов. Это научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию). - В обоих рассказах идет повествование о жизни животных: в первом - о жизни лебедей, во втором – о жизни зайцев. Но в первом рассказе автор рассказывает об эпизоде из жизни лебедей – об их трудном перелёте, а во втором - сообщает факты, какие бывают зайцы и об их образе жизни. В первом рассказе автор переживает за лебедя, а во втором он просто сообщает информацию. Художественный рассказ воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора. Научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию). IV.Составление плана рассказа - Распутайте заячьи следы. Назовите разделы плана в правильной последовательности. План. * Кто охотится на зайцев? * Трусливому зайке и пенёк волк. * Какие бывают зайцы? * Заячий секрет. II. Работа в группах - При каких условиях работа в группе будет успешной? -Готовность показываем знаком «МЫ»(взявшись за руки, поднимают их) 1 группа – Составить вопросы по содержанию рассказа 2 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Лебеди» 3 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Зайцы» «Лебеди» «Зайцы» - У вас на столе лежат силуэты зайчиков. Возьмите их в руки. Если урок был интересным, полезным, актуальным для вас – поселите зайца под дерево, а если урок вас не тронул – оставьте на тропинке. Ребята, у вас есть возможность выбрать задание по желанию и взять соответствующую карточку домой: -Тот, кто захочет выучить один из абзацев - соответствует зелёная карточка. - Тот, кто хочет попробовать свои силы в рисовании, может нарисовать рисунок к рассказу. Этому заданию соответствует жёлтая карточка. -Тот, кто желает пересказать рассказ- Этому заданию соответствует красная карточка | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей Читают записи на доске Читают записи на доске и отвечают. Их написал Л.Н.Толстой 2 – 3 учащихся читают отрывок наизусть Рассказ – это 1.небольшое по объёму произведение 2. Охватывает небольшой промежуток времени 3. 2-4 главных героев Художествененный Между строк можем увидеть и ощутить отношение автора к своим героям: сопереживание, сочувствие, нелюбовь) Корою деревьев Озимями и травой Хлебными зернами Чтобы запутать хищников и охотников. Учащиеся выбирают вариант выполнения д/з | Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; Личностные УУД: осознают значимость чтения для развития и обучения Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. сопоставляют свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные УУД: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные УУД: оформляют свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения, проявляют интерес и уважение к различным точкам зрения, строят монологические высказывания, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения. Регулятивные УУД: уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; сопоставляют свою оценку с оценкой другого человека Познавательные УУД: определять главную мысль текста; находить в тексте сложные слова, определять их значение4 понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; делать выводы на основе обобщённых знаний; осуществлять процесс анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения, уметь задавать уточняющие вопросы, проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения, строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения. Личностные УУД: проявлять интерес к чтению и ведению диалога; Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции Предметные: Ориентироваться в тексте произведения Анализировать произведение с целью определения личного отношения к персонажам Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Личностные УУД: Формировать нравственно-этические ориентиры. Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Познавательные УУД: делать выводы на основе обобщённых знаний, осуществлять процесс анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, обосновывают высказанные суждения, уметь задавать уточняющие вопросы, проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения, строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: обращаться к способу действия; оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения. Личностные результаты: осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Развивать рефлексию ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Приложение 1
Критерии оценивания:
- Читать.
- Рассуждать .
- Делать выводы.
- Учиться кратко пересказывать текст
Приложение 2
План.
План урока
1. Знакомство с текстом рассказа.
2. Отвечать на вопросы по тексту.
3. Работать с иллюстрацией.
4.Познакомимся с новым видом рассказа
Приложение 3
Правила работы в группах
1. Умей выслушать товарища.
2. Своё мнение должен высказать каждый.
3. Закончив дело – помоги другу.
4. Работай тихо, чтобы не мешать другим.
5. Договоритесь, кто будет выступать
Приложение 4
6)Задания группам
1 группа – Составить вопросы по содержанию рассказа
2 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Лебеди»
3 группа- построить модель обложки к произведению Л.Н.Толстого «Зайцы»
Приложение 5
Цветные круги для оценивания своей деятельности и для выбора домашнего задания
Приложение 6
Силуэт зайчиков и ватман с нарисованным деревом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.
Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «ДВА БРАТА» Л. Н. Толстой
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «ДВА БРАТА» Л. Н. ТолстойЦели урока: познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого и его сказкой «Два брата»; учить находить главную мысль в тексте, п...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера."
Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».Цель деятельности учителя: овладение ...
Работа с текстом. Проверочная работа по рассказу Л.Н. Толстого "Зайцы".
Проверочная работа содержит текст произведения и вопросы по содержанию текста, а также его по анализу и знанию терминологии. Проверяется умение понимать поставленную учебную задачу и давать краткие и ...
Литературное чтение 3 класс Тема раздела «Произведения Л.Н.Толстого» Тема Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы».
Произведения Л.Н.Толстого...
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»...