Проектная деятельность на примере проекта «Волшебные герои русских народных сказок»
статья по чтению (4 класс) на тему
Статья, в которой рассказывается о проекте 4 класса о русских народных сказах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_geroi_skazok.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на примере проекта «Волшебные герои русских народных сказок»
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Баба-Яга
2.2. Кащей бессмертный.
2.3. Леший.
2.4. Домовой.
2.5. Кикимора.
3. Заключение.
Введение: работа посвящена актуальной проблеме – современные школьники мало читают, предпочитая компьютерные игры чтению.
Объект исследования: образы сказочных героев Бабы-Яги, Кащея бессмертного, Лешего, Домового, кикиморы как олицетворение сил добра и зла.
Предмет исследования:
Цель проекта: узнать, откуда возник герой сказки, познакомить с неоднозначными, «отрицательными» героями сказок, раскрыть интересные факты о них. Доказать, что образы некоторых героев неоднозначны, противоречивы, которым присущи и силы добра, и силы зла. А также обобщить знания учащихся о сказках, развивать умение узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Задачи исследования:
1. Узнать значение имен сказочных героев в разных словарях и научных трудах;
2. Проанализировать поступки, которые они совершают в сказках, соотнести их с добром или злом; выяснить, где они обитают.
3. Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение об образе сказочных персонажей.
Гипотеза: мы предположили, что волшебные герои могут быть разными, как положительными, так и отрицательными.
Проблемные вопросы:
1. Откуда взялись волшебные персонажи русских народных сказок?
2. Кого из волшебных героев мы можем назвать положительными, а кого отрицательными?
3. Где обитают волшебные персонажи, и как выглядит их жилище?
Методы исследования: анализ, опрос, информация из словарей, сказки, интернет – ресурсы.
Способы исследования: сбор информации из источников о данных героях, проведение анкетирования среди учащихся 4-го класса и определить, какие герои известны учащимся, что именно они знают о героях (что символизируют, где обитают, «хорошие» ли они или «плохие», какие сказки читали).
Основная часть
Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказку русский народ всегда любил, передавал ее из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли ее. Обычно, сказка становилась от этого интереснее, занимательнее. Одними из самыми интересных сказок являются волшебные сказки, где главному герою, чтобы стать счастливым, надо пройти через испытания, а помогают ему или мешают волшебные, сказочные персонажи.
Проведя опрос, мы пришли к выводу, что современные дети очень немного знают о том, откуда взялись сказочные персонажи, кто их наделил теми или другими чертами. Решили побольше узнать об этом. Для исследования нами были выбраны следующие персонажи из сказок:
- Баба-Яга
- Леший
- Кощей бессмертный
- Домовой
- Кикимора
Баба-Яга – известный персонаж волшебных сказок. По словам Кайсарова – она прародительница, хранительница рода и традиций; по мнению другого автора – заботливая берегиня; а из энциклопедического словаря – лесная старуха, ведьма. Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим – славянской богиней смерти. Хорошо известны основные черты образа Бабы-Яги: это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего – одна костяная) нога. Костеногость – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Наверное поэтому она стала ездить в ступе по земле: «… бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба-Яга».Волшебная сказка знает несколько образов Бабы-Яги:
1. Яга – воительница
2. Яга – похитительница
3. Яга – дарительница
4. Яга – прародительница (мать, бабка для нескольких своих дочерей – внучек – ягишн), хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка (сказка «Баба-яга»), теща.
Часто живет у дремучего леса в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом, что соответствует представлениям древних славян о том, что Баба-Яга живет на границе между земным и нижним миром (миром мертвых). Почему? В древности умерших хоронили в домовинах – домиках на высоких пнях, похожих на куриные ноги. Вход в домик обращен к лесу («Иван Быкович»). Баба-Яга, живущая в избушке на курьих ножках, охраняет мир мертвых. Отсюда – внешний вид – высохшая старушка с крючковатым носом, костяной ногой. Обычно живет одна, но имеет родственников – сестер или дочерей. Во многих сказках Баба-Яга, действительно предстает в одном из своих предназначений – берегини и дает добрый совет гостям, часто моет, кормит, переодевает, спать укладывает ( «Поди туда, не зная куда, принеси то, не зная что»). В других сказках – предстает в другой ипостаси – крадет детей, хочет съесть героя, убить его (« Баба – Яга и заморышек», « Гуси – лебеди», «Василиса Прекрасная»). В некоторых сказках, прежде чем помочь, заставляет делать тяжелую работу.
Кащей Бессмертный – еще один сказочный персонаж. В восточнославянской мифологии злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. Царь, колдун, иногда - всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. В славянском язычестве – владыка или хранитель мира мертвых (подземного царства). Изображается в виде худого высокого старика, либо живого скелета, часто представляется скупым. В отличие от Бабы-Яги он не меняет своей отрицательной сути: он злой, коварный, приносит беды и несчастья людям: крадет девушек, воюет, заставляет делать невыполнимую работу. Главной же особенностью Кащея Бессмертного, отличающей его от других сказочных персонажей, является то, что его смерть (душа, сила), материализована в виде предмета и существует отдельно от него. Местом жительства является царство, в котором он правит. В русских волшебных сказках Кащей Бессмертный уносит героиню на край света , в свое жилище. Та выпытывает у него, где скрыта Кащеева смерть, передает тайну герою – избавителю, который добывает его смерть, и тот погибает( «Кащей Бессмертный», «Царевна – лягушка»).
Леший – языческий персонаж, встречается во многих сказках. Из словаря В. Даля – это лесной дух, пугало, как домовой; поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, перекидывается в мужика с котомкой, в волка, филина. Обходит путников и лесников, заставляя их плутать. Он нем, но голосист, без шапки, волосы расчесаны налево, кафтан запахнут направо, бровей и ресниц нет «Шел, нашел, потерял!» - поговорка Лешего. Живет в лесу. Жилище Лешего - бревенчатая изба в густом ельнике, вдали от человеческих поселений. Почитав сказки, мы выяснили, что Леший представляет как положительный, так и отрицательный персонаж: он может помогать главному герою («Кикимора», «Королевич и его дядька»), давать совет, волшебные предметы – помощники, а может и вредить: красть детей, девушек («Леший»).
Домовой – в религиозных верованиях славянских и некоторых других народов, бескрылый, бестелесный «дух», живущий в доме. Обычно его представляли себе в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. По нраву же домовой – идеальный хозяин, вечный хохотун, хлопотун, зачастую ворчливый, нов глубине души – заботливый и добрый. Вера в домового – пережиток первобытных семейно-родовых культов. Согласно поверьям, домовой – не только хранитель дома, но и иногда наказывает людей за нарушение обычаев и непочтение, душит их во сне, пугает, как, например, в сказке «Иван и домовой». Считалось, сто домовой помогает по хозяйству, сохраняет имущество, часто пересчитывает его ( это хорошо обыграно в мультфильме про домовенка Кузю), любит домашний скот, особенно лошадей. Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы. Он шумит, бродит ночами по дому, вздыхает и бормочет. Может плакать, если дому грозит беда, или смеяться, если ожидается счастье. Сказки с этим героем встречаются очень редко («Иванушка и Домовой», «Снежный дом»). Чаще домовой присутствует уже в авторских сказках ( Ф.Одоевский).
Кикимора – по Далю – род домового, который по ночам прядет, он днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам с веретеном, прялкой. Также есть лесная кикимора, кикимора болотная, которая обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла полено или поленце. Кикимора, как правило, поселяются в помещениях, если в нем случалось что-то нехорошее. Может быть наслана колдуном. Присутствие ее в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же наоборот, бранью. Любимое занятие кикимор – тканье и пряжа. В сказках встречается нечасто и предстает только как отрицательный персонаж («Кикимора»). Жилище кикиморы из сказок – или зеленый омут(если кикимора болотная), или обитает в доме людей, за печкой, стараясь выжить их. Может оборачиваться домашним животным, например, котом.
Заключение.
В результате проведенного исследования мы выяснили, что известные нам сказочные герои (Баба-Яга, Кащей, Леший, домовой, кикимора) пришли к нам из язычества, когда люди поклонялись силам природы. Со временем они утратили божественную сущность и стали сказочными персонажами. Мы видим, что известные нам волшебные персонажи часто принадлежат сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда их безграничные возможности. Нельзя утверждать, сто эти персонажи являются только отрицательными. Явно отрицательным персонажем выступает Кащей Бессмертный. Остальные же герои могут быть и положительными, и отрицательными, и нейтральными. Читайте сказки и узнаете много интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция. Воспитание гражданина малой Родины через проектную деятельность на примере проекта:"Напишем книгу о себе"
Воспитание любви к родному краю,к родной культуре,к родному селу или городу,к родной речи -задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать.Но как воспитать эту любовь?Она начин...
Герои русских народных сказок
Дети знают очень мало русских народных сказок, а смотрят очень много зарубежных мультфильмов. Ребята не могут отличить народную сказку от авторской. С...
Проект "Герои русских народных сказок" 2 класс
Проект "Герои русских народных сказок" 2 класс...
Проект " Герои русских народных сказок"
Кто из нас не любит русскую народную сказку? Читая ее, мы печалимся вместе с сестрицей Аленушкой о судьбе непослушного братца Иванушки, спасаем с Иваном-царевичем Вас...
Библиотечный урок с использованием элементов проектной деятельности для учащихся 4-х классов Русский народный костюм".
История всегда вызывала огромный интерес у людей. Этот интерес объяснялся потребностью каждого человека знать историю своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народны...
Стендовый урок во 2 классе по теме - Типы сказок: волшебные, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
Размышляя над формами, методами обучения, опираясь на свой опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. На примере урока литерат...
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.
Аннотация. Целью данной статьи является изучение стадий критического мышления и применения этих техник в обучении учеников начальных классов. Рассмотрены три стадии критического мышления : вызов, осмы...