РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.
статья (2 класс)
Аннотация.
Целью данной статьи является изучение стадий критического мышления и применения этих техник в обучении учеников начальных классов. Рассмотрены три стадии критического мышления : вызов, осмысление, рефлексия на примере русских народных сказок, а также разобраны примеры заданий которые помогают развивать критическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_statya_1.docx | 1017.11 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Аннотация. Целью данной статьи является изучение стадий критического мышления и применения этих техник в обучении учеников начальных классов. Рассмотрены три стадии критического мышления : вызов, осмысление, рефлексия на примере русских народных сказок, а также разобраны примеры заданий которые помогают развивать критическое мышление.
Ключевые слова: критическое мышление, вызов, осмысление, рефлексия.
Детство — короткий, но очень значимый период в жизни человека. Именно в детстве мы познаём мир, учимся с ним взаимодействовать, обнаруживаем и развиваем свои способности. Очень важно с первых лет жизни учить ребёнка мыслить критически, то есть формировать собственное мнение, и принимать взвешенные решения на основе полученной информации.
Критическое мышление - это особый вид мышления, фундамент которого нужно закладывать как можно раньше, в дошкольном возрасте или в начальных классах.
Это умение выносить суждение ο том, насколько действие или идея соответствуют здравому смыслу и реальности, способность ставить под сомнение поступающую информацию.
Существует 3 стадии критического мышления
- Стадия вызова:
- Учит мыслить логически;
- Рассуждать и высказывать свою точку зрения;
- Делать выводы.
- Стадия осмысления или реализации :
- Помогает развивать речь, учит дискутировать, размышлять, используя небольшой опыт;
- Учит доказывать свое суждение, невзирая на авторитет.
- Стадия рефлексии:
- Учит владеть процедурой разработки творческих заданий.
Рассмотрим пример того, как можно развивать критического мышление при помощи русских народных сказок.
Сказки... Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать им, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине нашего сердца. Стоит только раскрыть книгу сказок – и ты окунешься в увлекательное содержание, познакомишься с забавными героями и их таинственными похождениями.
Рассмотрим стадию вызова на примере .
Преподаватель зачитывает загадку:
Мир озарив чудесами,
Они летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
А Золушку выручит фея;
Не станет Горыныча Змея…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает добро!
Они со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы –
Вдруг Сивка-бурка приснится.
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Далее ученикам поступают вопросы?
- О чем мы будем сегодня говорить?
- Что такое сказка?
- На какие две группы делятся сказки?
Ученики во время урока могут высказывать свое мнение, предположения, не боясь и не стесняясь ошибаться. А все ошибки преподаватель будет исправлять в ходе урока. Это позволяет ученикам увидеть самостоятельно свои неточности, научит строить логические цепочки, видеть взаимосвязь от уже изученного и нового, учит использовать свои знания и опят для решения задач.
Далее рассмотрим стадию осмысления на примере:
- Работа с книгами. В кабинете представлена выставка книг:
- Русские народные сказки;
- Авторские
Для начала детям нужно будет разделить представленные книги и объяснить свой выбор.
- Можно поработать с иллюстрациями.
Нужно рассмотреть картинки и соотнести их с названиями.
«Гуси-Лебеди» «Царевна-лягушка» Колобок»
- Работа с поговоркой.
- Согласны ли вы, что «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
- Почему.
- Как вы понимаете эти слова? (сказки учат, преподносят урок)
На стадии осмысления основной задачей преподавателя является удержание интереса учеников κ теме. При этом важно направлять деятельность детей, подчеркивая связь старого и нового
Во время урока ученикам сделают записать: « Что я знаю по теме?/ + или - / Что нового я узнал?». Первая графа заполняется на стадии вызова, когда учащиеся тезисно записывают то, что они уже знают. Далее, на стадии осмысления, работают со второй графой. Здесь учащиеся соотносят свои утверждения с новой информацией. По ходу чтения или прослушивания лекции они отмечают, правы они были или нет.
Обратим внимание на последнюю стадию рефлексии.
Задание № 1 может быть таким: ученикам нужно будет заполнить таблицу и ответить на вопросы.
1) Как мы назовем все то, что придумано и отражает мечты народа? (Сказка)
2) Как по - другому сказать о сказке? (Фантазия, выдумка)
3) Для чего придумали сказки? (Читать, пересказывать, учить)
4) Какие мысли рождает сказка, когда вы ее прочитаете? (Сказка – ложь, да в ней намек …)
5) Какими по содержанию бывают сказки? (Волшебные, бытовые)
Задание №2: рефлексивные вопросы.
- Были ли моменты радости, удовлетворения от своих правильных ответов?
- За что можете похвалить своего соседа?
- За что можете похвалить себя?
Стадию рефлексии удобнее всего проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Подводя итог, отметим, что очень важно относиться к ребенку как к человеческому существу, которое может мыслить и формулировать свои мысли, а не просто как к малышу. Задача учителя — научить их вырабатывать суждения, выносить оценки, видеть за словами смысл, интерпретировать и проблематизировать свои и чужие слова.
Список использованной литературы
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - 318с.
- Батышев С.Я., Новиков А.М. История профессионального образования в России/ С.Я. Батыше, А.М.Новиков, Е.Г. Осовский. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. - 672 с.
- Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1. - М.: БОНФИ, 2002.
- Кирикова З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. - пед. Ун-та, 2000. - 284с.
- Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»
Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...
Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»(из опыта работы)
В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...
Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"
Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Развитие критического мышления у детей младшего возраста
Статья о развитие критического мышления у учащихся в начальной школе...
презентация "Развитие критического мышления у детей и подростков"
Развитие критического мышления одно из необходимых условий для успешной социальной адаптации детей и подростков....
Комментарии
Приветствие
Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости!
Я очень надеюсь, что моя статья не останется без внимания.
Я готова ответить на вопросы.