Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Бубекова Наталья Александровна

конспект урока по литературному чтению 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx58.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Эзоп «Лисица и виноград» Иван Крылов   «Лисица и виноград» Лента времени. Бродячие басенные истории

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование, драматизация.

Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа  «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»

Задачи урока:

Образовательные:
- продолжить знакомство с художественным жанром – басней.
- добиться понимания содержаний басен, умения сравнивать басни по разным  

  основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски

  персонажей, смысл морали, стиль изложения басни (тон, каким разговаривает с нами

  автор) и выявить черты сходства и отличия басен.

Развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную

  речь.
- развивать умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи.

- формировать умения  сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения.

Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету.
- воспитательные возможности текста.

УУД

Познавательные:

  • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;
  • выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
  • работать с несколькими источниками информации, текстами;
  • проводить сравнительный анализ двух произведений;
  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.

Коммуникативные:

  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
  • работать в паре.

Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль  за ходом выполнения работы и полученного результата;
  • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Оборудование:  учебник «Литературное чтение 3 класс 2 часть», учебник «Русский язык 3 класс 2 часть», тетрадь на печатной основе, презентация, карточки для общей таблицы.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (эмоциональный настрой на урок).

      Я умею думать,

      Я умею рассуждать,

      Что полезно для работы.

      То и буду выполнять.

      У меня получится,

      И у тебя тоже. (дети обращаются друг к другу, произнося эти слова)

3. Проверка домашнего задания

- С какими баснями вы познакомились на прошлом уроке?

Дома вы должны были выполнить задание в р.т. упр.2,3

- История, рассказанная Иваном Крыловым, — та же самая, что и в басне Эзопа?

- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов? (Бродячие сюжеты.)

- Два писателя, жившие в разные периоды истории человечества, (Эзоп – Древний мир, Крылов – новое время) неразрывно связаны нитью времени, потому что оба они – баснописцы.

Сегодня, ребята,  мы с вами поработает в группах. Мы  с вами разделились на 3 группы. Вы должны выбрать лидера, который будет отвечать за дисциплиной за вашим столиком и назначать отвечающих на уроке.

2. Актуализация.  Подготовка   к учебным действиям.

1) Повторение.

- Что же такое басня? (Басня – это литературное произведение. Это самый доступный и простонародный жанр, где-то очень близкий к сказке. Это забавное, поучительное, потешное произведение. Басня – это народная   мудрость )

На  доске появляется  часть общей схемы…

Басня  состоит из  двух  частей:  повествование  и  мораль.

Каким образом  может быть  написано  повествование? Приведите пример.

Через что может быть выражена мораль басни? (пословица, поговорка)

У каждой басни своя мораль и мудрость.

2). Игра « Найди пару».  «Найди пару»  Слайд № 10

     Сейчас мы поиграем в игру. Представьте на минутку, что вы баснописцы, которым надо сочинить басню на заданную тему. Вам надо подобрать пословицу, которую можно использовать для формулирования морали басни. Составьте пары мораль - тема.

МОРАЛЬ

ТЕМА

Проголодаешься, так достать хлеба догадаешься.

Без ума голова, что фонарь без свечи.

Лесть без зубов, а с костьми съест.

В ком добра нет, в том и правды мало.

На языке мед, а под языком лед.

Об уме и глупости.

О льстецах и лицемерах.

Об осмотрительности и осторожности.

О находчивости, догадке, смекалке.

О добре и зле.

( Дети находят пары. Отвечают.   На слайде появляются стрелки-соединения.)

4. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

- Сегодня ребята, мы с вами продолжим «набираться житейской мудрости» и познакомимся еще с двумя баснями.

- О ком эти басни вы узнаете , если отгадаете загадку.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса.)

 - Лисица часто становилась главной героиней сказок и басен. Выберите основные признаки, присущие лисице, кроме: хитрая, рыжая. (предоставить ученикам листочек с изображением лисы, каждый должен написать признак, капитан команды зачитывает полученный результат) 

- итак, о ком мы с вами будем читать басни.

- У нас два произведения с одинаковым названием. Авторы разные. Как вы думаете, какой будет цель нашего урока? 

Цель: исследовать и сравнить басни (слайд6)

Сегодня мы с вами не простые  ученики, а исследователи.

5. Работа по теме урока. Чтение и анализ басен.

Откройте учебник на с. 21 и прочитайте басню Эзопа про себя.

 

- Прочитаем басню вслух.

- Какое слово не понятно? (слайд 7)

(Лоза - длинный тонкий гибкий стебель некоторых  кустарников …обычно винограда и корзиночной ивы)

        

- Кто герой? (Лисица.)

- Какая история с ней произошла?

- Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?

- Найдите мораль. Где она находится?  Прочитайте.

- Как вы её понимаете?

- Что значит «винить обстоятельства»? (слайд 8)

- Прочитайте на плакате Летучей Мыши объяснение значения слова «обстоятельства».  (вставить карточку в таблицу на доске)

- А теперь попробуйте объяснить значение выражения «винить обстоятельства».

- На какие обстоятельства лиса свалила свою неудачу?

- Были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы винили обстоятельства?

- На с.23 у вас есть пословицы, прочитайте и обсудите в группах, можно ли эти пословицы использовать в качестве вывода с басне.

- Чему же учит нас басня Эзопа «Лисица и виноград»?

6. Физкультминутка

«Басенные  строки  в движении». Я называю строку из какой-либо знакомой вам басни, а вы изображаете движениями услышанное.

- Велел отец  сыновьям принести веник и сказал: «Сломайте!»

- На ту беду лиса близёхонько   бежала..

- Но  лебедь рвётся в облака…

- Рак пятится  назад..

- Плутовка к дереву  на  цыпочках  подходит.. Вертит  хвостом…

- Ты  всё  пела? Это дело. Так поди же, попляши!

7. Продолжение работы над темой урока.

- Прочитаем еще одну басню с таким же названием. Кто ее автор?  Послушайте басню. (Слайд11, аудиозапись басни)

- Понравилась вам басня?

-  Прочитайте басню еще раз про себя.

- Какие слова требуют объяснения? (Слайд 11)

- Где можно найти значение этих слов? (в словарике)

- Найдите и прочитайте их значение.

Рделись  - выделялись красным цветом, краснели

Яхонты – старинное название рубина и сапфира

- Вы узнали в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом? Сюжет в них одинаковый или разный?

- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов?

- Какую басню вам интереснее читать: написанную в прозе или в стихах? Почему?

Будем читать их и сравнивать?

Работа в парах.

Внутри группы мы разделимся на команду «Эзопы» и «Крыловы»

1 гр. Найдите в баснях описание виноградной кисти.

- Какая из басен помогает вам лучше представить виноградные кисти? Прочитайте и сравните.  

2 гр. Найдите в баснях  поведение лисицы и внешний вид.

- Какая из басен помогает вам лучше представить образ лисицы.  Прочитайте и сравните.

3гр. Найдите в баснях речь лисицы.

 -  Где выразительнее речь лисицы? Прочитайте и сравните. 

 - Что означает выражение «оскомину набьёшь»?

(Оскомина – боль на зубах от обильного жевания кислого яблока).

- Так почему же басню Крылова читать интереснее?

После того как мы с вами провели исследование, ребята, вы можете дать еще какие-то признаки, присущие лисе, напишите, приклейте.

- Вернемся к басне И.А.Крылова?

- Можно ли сказать, что лиса в басне Крылова тоже винит обстоятельства? Какие?

- Если в басне мораль?

- Все согласны, что у Крылова нет морали?

-Найдите пословицу в басне Крылова. Она может служить моралью? (слайд 15)

- Как вы ее понимаете?

- Такая мораль называется скрытой.  

 - Чему учит эта басня?

Работа с иллюстрацией по учебнику. С.25

- Рассмотрите иллюстрацию Валентина Серова к басне. Что вы видите?

- Какие подробности говорят о том, что лисица находится в саду, вблизи человеческого жилья? С.25.  

Инсценирование басни: (один уч-ся читает, один ученик от каждой команды  изображает лису)

Рефлексия.Сравнение басен. (Прием «сводная таблица»)

-  Так как мы свами сегодня исследователи, сравнили басню Эзопа с басней И.А. Крылова

- Предложите ваши линии сравнения.

Эзоп «Лисица и виноград»

Линия сравнения

И.А.Крылов «Лиса и виноград»

Проза

Форма

Стихотворная

Лисица

Главная героиня

Кума-лиса

Голодная лиса увидала

виноградную лозу

Вступление

Голодная кума- лиса залезла в сад

хотела добраться,

не смогла, сказала

Развитие действия

глаза и зубы разгорелись,

кисти горят, висят высоко,                                                                              пробившись попусту час целый,                                              

пошла и говорит

иные не могут,

добиться успеха,

а винят в этом обстоятельства

Мораль

скрытая

Язык басни:

                                                 Сравнение                                                                      

как яхонты горят

Устойчивое выражение

Хоть видит око,                                                                                       Да зуб неймет

Устаревшие слова

рделись, око, неймет, отколь                                                                                    

Подводятся итоги работы групп во фронтальной беседе.

-Какая из басен все же звучит выразительнее?

- Как вы думаете, почему И.Крылов обратился к этому сюжету?

- Понравилась ли вам роль исследователя?

Оценивание результатов «ПИРАМИДА УСПЕХА».  

  1. Как ты оцениваешь свою работу?

Если вы считаете, что вы справились с ролью исследователя и поняли позицию автора, поднимите красный смайлик, если возникли трудности-зеленый,.

Дом. задание: 

1гр. Выразительно прочитать

2гр. Выучить наизусть.

3 гр. Сочинить свою басню (возможно на основе  жизненных  ситуаций), оканчивающуюся моралью «Любишь  кататься, люби  и саночки возить»  или  «Плохо  тому, кто  добра не  делает  никому». Возможен  свой  вариант. Учитывайте правила построения  басни.

Прозвенел опять звонок и закончился урок!

Много нового узнали, чуть мудрей, добрее стали.

Это нужно детворе для учёбы, при игре.

Будем басни впредь читать,

А может, и свои писать.

Всем спасибо за урок! Накопили знаний впрок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...