Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
конспект урока по литературному чтению 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 58.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Эзоп «Лисица и виноград» Иван Крылов «Лисица и виноград» Лента времени. Бродячие басенные истории
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование, драматизация.
Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжить знакомство с художественным жанром – басней.
- добиться понимания содержаний басен, умения сравнивать басни по разным
основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски
персонажей, смысл морали, стиль изложения басни (тон, каким разговаривает с нами
автор) и выявить черты сходства и отличия басен.
Развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную
речь.
- развивать умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи.
- формировать умения сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету.
- воспитательные возможности текста.
Познавательные:
- работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;
- выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
- работать с несколькими источниками информации, текстами;
- проводить сравнительный анализ двух произведений;
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.
Коммуникативные:
- понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
- работать в паре.
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
- читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс 2 часть», учебник «Русский язык 3 класс 2 часть», тетрадь на печатной основе, презентация, карточки для общей таблицы.
Ход урока.
- Организационный момент. (эмоциональный настрой на урок).
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для работы.
То и буду выполнять.
У меня получится,
И у тебя тоже. (дети обращаются друг к другу, произнося эти слова)
3. Проверка домашнего задания
- С какими баснями вы познакомились на прошлом уроке?
Дома вы должны были выполнить задание в р.т. упр.2,3
- История, рассказанная Иваном Крыловым, — та же самая, что и в басне Эзопа?
- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов? (Бродячие сюжеты.)
- Два писателя, жившие в разные периоды истории человечества, (Эзоп – Древний мир, Крылов – новое время) неразрывно связаны нитью времени, потому что оба они – баснописцы.
Сегодня, ребята, мы с вами поработает в группах. Мы с вами разделились на 3 группы. Вы должны выбрать лидера, который будет отвечать за дисциплиной за вашим столиком и назначать отвечающих на уроке.
2. Актуализация. Подготовка к учебным действиям.
1) Повторение.
- Что же такое басня? (Басня – это литературное произведение. Это самый доступный и простонародный жанр, где-то очень близкий к сказке. Это забавное, поучительное, потешное произведение. Басня – это народная мудрость )
На доске появляется часть общей схемы…
Басня состоит из двух частей: повествование и мораль.
Каким образом может быть написано повествование? Приведите пример.
Через что может быть выражена мораль басни? (пословица, поговорка)
У каждой басни своя мораль и мудрость.
2). Игра « Найди пару». «Найди пару» Слайд № 10
Сейчас мы поиграем в игру. Представьте на минутку, что вы баснописцы, которым надо сочинить басню на заданную тему. Вам надо подобрать пословицу, которую можно использовать для формулирования морали басни. Составьте пары мораль - тема.
МОРАЛЬ | ТЕМА |
Проголодаешься, так достать хлеба догадаешься. Без ума голова, что фонарь без свечи. Лесть без зубов, а с костьми съест. В ком добра нет, в том и правды мало. На языке мед, а под языком лед. | Об уме и глупости. О льстецах и лицемерах. Об осмотрительности и осторожности. О находчивости, догадке, смекалке. О добре и зле. |
( Дети находят пары. Отвечают. На слайде появляются стрелки-соединения.)
4. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Сегодня ребята, мы с вами продолжим «набираться житейской мудрости» и познакомимся еще с двумя баснями.
- О ком эти басни вы узнаете , если отгадаете загадку.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса.)
- Лисица часто становилась главной героиней сказок и басен. Выберите основные признаки, присущие лисице, кроме: хитрая, рыжая. (предоставить ученикам листочек с изображением лисы, каждый должен написать признак, капитан команды зачитывает полученный результат)
- итак, о ком мы с вами будем читать басни.
- У нас два произведения с одинаковым названием. Авторы разные. Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?
Цель: исследовать и сравнить басни (слайд6)
Сегодня мы с вами не простые ученики, а исследователи.
5. Работа по теме урока. Чтение и анализ басен.
Откройте учебник на с. 21 и прочитайте басню Эзопа про себя.
- Прочитаем басню вслух.
- Какое слово не понятно? (слайд 7)
(Лоза - длинный тонкий гибкий стебель некоторых кустарников …обычно винограда и корзиночной ивы)
- Кто герой? (Лисица.)
- Какая история с ней произошла?
- Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?
- Найдите мораль. Где она находится? Прочитайте.
- Как вы её понимаете?
- Что значит «винить обстоятельства»? (слайд 8)
- Прочитайте на плакате Летучей Мыши объяснение значения слова «обстоятельства». (вставить карточку в таблицу на доске)
- А теперь попробуйте объяснить значение выражения «винить обстоятельства».
- На какие обстоятельства лиса свалила свою неудачу?
- Были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы винили обстоятельства?
- На с.23 у вас есть пословицы, прочитайте и обсудите в группах, можно ли эти пословицы использовать в качестве вывода с басне.
- Чему же учит нас басня Эзопа «Лисица и виноград»?
6. Физкультминутка
«Басенные строки в движении». Я называю строку из какой-либо знакомой вам басни, а вы изображаете движениями услышанное.
- Велел отец сыновьям принести веник и сказал: «Сломайте!»
- На ту беду лиса близёхонько бежала..
- Но лебедь рвётся в облака…
- Рак пятится назад..
- Плутовка к дереву на цыпочках подходит.. Вертит хвостом…
- Ты всё пела? Это дело. Так поди же, попляши!
7. Продолжение работы над темой урока.
- Прочитаем еще одну басню с таким же названием. Кто ее автор? Послушайте басню. (Слайд11, аудиозапись басни)
- Понравилась вам басня?
- Прочитайте басню еще раз про себя.
- Какие слова требуют объяснения? (Слайд 11)
- Где можно найти значение этих слов? (в словарике)
- Найдите и прочитайте их значение.
Рделись - выделялись красным цветом, краснели
Яхонты – старинное название рубина и сапфира
- Вы узнали в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом? Сюжет в них одинаковый или разный?
- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов?
- Какую басню вам интереснее читать: написанную в прозе или в стихах? Почему?
Будем читать их и сравнивать?
Работа в парах.
Внутри группы мы разделимся на команду «Эзопы» и «Крыловы»
1 гр. Найдите в баснях описание виноградной кисти.
- Какая из басен помогает вам лучше представить виноградные кисти? Прочитайте и сравните.
2 гр. Найдите в баснях поведение лисицы и внешний вид.
- Какая из басен помогает вам лучше представить образ лисицы. Прочитайте и сравните.
3гр. Найдите в баснях речь лисицы.
- Где выразительнее речь лисицы? Прочитайте и сравните.
- Что означает выражение «оскомину набьёшь»?
(Оскомина – боль на зубах от обильного жевания кислого яблока).
- Так почему же басню Крылова читать интереснее?
После того как мы с вами провели исследование, ребята, вы можете дать еще какие-то признаки, присущие лисе, напишите, приклейте.
- Вернемся к басне И.А.Крылова?
- Можно ли сказать, что лиса в басне Крылова тоже винит обстоятельства? Какие?
- Если в басне мораль?
- Все согласны, что у Крылова нет морали?
-Найдите пословицу в басне Крылова. Она может служить моралью? (слайд 15)
- Как вы ее понимаете?
- Такая мораль называется скрытой.
- Чему учит эта басня?
Работа с иллюстрацией по учебнику. С.25
- Рассмотрите иллюстрацию Валентина Серова к басне. Что вы видите?
- Какие подробности говорят о том, что лисица находится в саду, вблизи человеческого жилья? С.25.
Инсценирование басни: (один уч-ся читает, один ученик от каждой команды изображает лису)
Рефлексия.Сравнение басен. (Прием «сводная таблица»)
- Так как мы свами сегодня исследователи, сравнили басню Эзопа с басней И.А. Крылова
- Предложите ваши линии сравнения.
Эзоп «Лисица и виноград» | Линия сравнения | И.А.Крылов «Лиса и виноград» |
Проза | Форма | Стихотворная |
Лисица | Главная героиня | Кума-лиса |
Голодная лиса увидала виноградную лозу | Вступление | Голодная кума- лиса залезла в сад |
хотела добраться, не смогла, сказала | Развитие действия | глаза и зубы разгорелись, кисти горят, висят высоко, пробившись попусту час целый, пошла и говорит |
иные не могут, добиться успеха, а винят в этом обстоятельства | Мораль | скрытая |
Язык басни: Сравнение | как яхонты горят | |
Устойчивое выражение | Хоть видит око, Да зуб неймет | |
Устаревшие слова | рделись, око, неймет, отколь |
Подводятся итоги работы групп во фронтальной беседе.
-Какая из басен все же звучит выразительнее?
- Как вы думаете, почему И.Крылов обратился к этому сюжету?
- Понравилась ли вам роль исследователя?
Оценивание результатов «ПИРАМИДА УСПЕХА».
- Как ты оцениваешь свою работу?
Если вы считаете, что вы справились с ролью исследователя и поняли позицию автора, поднимите красный смайлик, если возникли трудности-зеленый,.
Дом. задание:
1гр. Выразительно прочитать
2гр. Выучить наизусть.
3 гр. Сочинить свою басню (возможно на основе жизненных ситуаций), оканчивающуюся моралью «Любишь кататься, люби и саночки возить» или «Плохо тому, кто добра не делает никому». Возможен свой вариант. Учитывайте правила построения басни.
Прозвенел опять звонок и закончился урок!
Много нового узнали, чуть мудрей, добрее стали.
Это нужно детворе для учёбы, при игре.
Будем басни впредь читать,
А может, и свои писать.
Всем спасибо за урок! Накопили знаний впрок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...