Урок литературного чтения по теме: «И. А. Крылов - великий русский баснописец. Басня "Лебедь, Щука и Рак".
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Познакомить учащихся с произведением И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак», формировать представление обучающихся о басне, как о жанре литературы, учить определять характерные признаки басни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.docx | 42.94 КБ |
krylov._lebed_rak_i_shchuka_.ppt | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
4 класс
Тема: «И. А. Крылов - великий русский баснописец.
Басня "Лебедь, Щука и Рак".
Тип урока: урок чтения и анализа литературного текста.
Цели: ознакомить учащихся с произведением И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак», формировать представление обучающихся о басне, как о жанре литературы, учить определять характерные признаки басни (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; способствовать развитию навыка выразительного чтения, умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся; расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас учащихся; формировать навык сотрудничества, дружбы, взаимопонимания.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация «И.А. Крылов – великий русский баснописец».
- Карточки с краткими сведениями из жизни И.А. Крылова – на парте.
- Карточки с текстом басни – каждому ученику.
- Аудиозапись басни «Лебедь, Щука и Рак».
- Толковые словари.
- Выставка книг с баснями И.А. Крылова.
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
- Организационная часть урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок, начинается урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– Поприветствуем друг друга улыбками, пожелаем друг другу удачи на уроке.
- Актуализация опорных знаний и умений.
– Вспомним тему предыдущего урока чтения.
(Басня.)
– Что такое басня?
(Это маленький рассказ или стихотворение, в котором действуют животные и предметы, а подразумеваются под ними люди. В басне высмеиваются пороки людей.)
(На экране-слайд 2.)
Басня – это короткий, чаще всего стихотворный иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами.
– Героями басен часто бывают животные, растения, предметы, а под ними подразумеваются люди. Как же называется такое свойство басни?
(Аллегория (иносказание)).
– А что такое мораль басни?
(Это те слова басни, которые содержат в себе поучительный вывод.)
– Аллегория и мораль - это отличительные особенности басни.
(На экране-слайд 3.)
Отличительные особенности басни:
Аллегория Мораль
(иносказание) (нравоучение)
– Как называют человека, который сочиняет басни?
(Баснописец.)
– Кто был основоположником басни?
(Эзоп.)
– С какой басней этого автора мы познакомились на прошлом уроке?
(«Лисица и козёл.»)
– Какова мораль этой басни?
(Прежде, чем что-то сделать, нужно хорошо подумать.)
– К этой морали вы должны были сочинить свои истории. Прочтём их.
(Учитель спрашивает 2-3 ученика, остальных можно спросить на следующих уроках или проверить письменные работы учащихся и выставить оценки.)
- Сообщение темы и цели урока.
– Мы вспомнили, то о чём говорили на прошлом уроке, а теперь давайте определим тему нашего сегодняшнего урока. Даю вам две подсказки. Вот первая из них. Посмотрите, пожалуйста, на доску.
(На экране фотография памятника И.А. Крылову в Санкт-Петербурге слайды 4-9.)
– Это памятник человеку, очень известному в русской литературе. Памятник находится в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на детской площадке. Статуя высокая - 3 метра, а пьедестал невелик. С четырех сторон на нем размещены бронзовые фигуры различных животных. Как вы думаете, кто этот человек? И почему скульптор Петр Карлович Клодт изобразил его в окружении животных?
(Дети высказывают свои предположения.)
– Рассматривая этот памятник, вы, конечно же, узнали баснописца Ивана Андреевича Крылова и, наверное, догадались о произведении какого автора мы будем сегодня говорить.
(Дети отвечают.)
– Давайте вспомним уже знакомые вам басни этого автора.
(Дети называют басни, можно при этом показывать иллюстрации к басням слайды 21- 28. Следует обратить внимание на заметки к слайду 9, на слайде есть гиперссылки на слайды 21-28 под цифрами 1-8.)
– Посмотрите, как много разных книг с произведениями этого автора.
(Учитель ставит на стеллаж книги с баснями И.А. Крылова.)
– «Звери мои за меня говорят», - заметил однажды Крылов.
О каких же зверях пойдёт речь сегодня? Настало время для второй подсказки. Послушайте внимательно загадки и постарайтесь их отгадать:
Эта птица величава,
Выступает словно пава,
Шею белую согнёт –
Глаз народ не отведёт.
(Лебедь)
(На экране появляется изображение лебедя слайд 10.)
У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала.
(Щука)
(На экране появляется изображение щуки слайд 10.)
Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд.
(Рак)
(На экране появляется изображение рака слайд 10.)
– А теперь постарайтесь сформулировать тему нашего урока.
(И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
На экране появляется название темы урока слайд 11.
«И.А.Крылов - великий русский баснописец.
Басня "Лебедь, Щука и Рак".
– Давайте попробуем составить план работы на уроке.
Вспомним, с чего мы начали урок.
(Мы вспомнили, что такое басня и характерные особенности басни.)
– Это и будет 1 пунктом нашего плана.
– Посмотрите на тему урока и подумайте, о чём ещё будем говорить?
(Дети высказывают свои предположения.)
(После обсуждения на экране появляется план работы на уроке слайд 11.)
- Характерные особенности басни.
- Краткие сведения из жизни И.А.Крылова.
- Знакомство с басней «Лебедь, Щука и Рак».
- Выразительное чтение басни.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
- Изучение нового материала.
- Сведения об авторе.
– Самым известным баснописцем в русской литературе был И.А. Крылов.
На экране появляется портрет И.А. Крылова (годы жизни). Слайд 12.
– Познакомьтесь с фактами из его жизни. Приготовьтесь рассказать всем, о том, что узнали из прочитанного? Работать будете в группах, вспомните правила взаимодействия.
(У детей на партах листы с такой информацией, дети работают в группах.)
- Мы представляем Крылова старым, серьезным. А ведь и он, проживший долгую жизнь (75 лет), был когда-то мальчиком. Родился Ваня Крылов в 1769 году в семье небогатого армейского офицера. И жизнь его в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько велико, что он самостоятельно овладел грамотой, научился читать.
- Когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец умер. В наследство от отца Ване остался маленький сундучок, набитый книгами. Среди них была книга «Басни Эзопа». Эта книга стала его любимой. Он читал и перечитывал басни несколько раз.
- Семья и при отце жила бедно, а после его смерти еле сводила концы с концами. Поэтому мальчик стал рано работать, а в 12 лет был отправлен в Петербург, где начал служить в канцелярии. Любознательный и упорный, он самостоятельно изучил математику, итальянский и французский языки и стал образованным человеком. Но его настоящим призванием стали басни.
- Он показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей, раскрывал плохое в людях так, что всем понятно, что это плохо, что это надо осудить. Крылов учил людей хорошему так, как только может учить человек, глубоко понимающий человеческую душу.
- С тех пор прошло более двухсот лет. А басни Крылова живут – их знают, любят все люди. Они не могут состариться, потому что настоящие, поэтические, сильные и правдивые слова не стареют – они становятся достоянием всего народа.
– Расскажите, что нового узнали о баснописце?
(Идёт обсуждение прочитанного.)
– Как вы думаете, зачем он показывал людям их недостатки?
(Он хотел, чтобы люди стали лучше, добрее.)
- Первичное восприятие басни.
– Сегодня на уроке мы будем работать над басней Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Послушайте её в исполнении артиста Игоря Владимировича Ильинского - мастера художественного слова. Постарайтесь ответить на вопрос: что удалось передать чтецу голосом, интонацией?
(Звучит аудиозапись слайд 13-14.)
– Вы внимательно слушали, а теперь скажите, что удалось передать чтецу голосом, интонацией?
(Как ни старались герои басни сдвинуть воз, у них ничего не вышло.)
– Вам понравилась басня? Чем?
– Назовите героев басни.
- Вторичное восприятие басни.
– Откройте учебник на стр.11. Найдите басню «Лебедь, Щука и Рак». Прочтите эту басню самостоятельно, отметьте слова и выражения, которые не совсем вам понятны (можно выписать их в тетрадь по литературному чтению в столбик).
- Словарная работа.
– Назовите непонятные вам слова и выражения.
Согласье -…
Лад – …
Мука-…
Поклажа – ….
Воз – …
Впряглись – …
Ныне – …
На лад их дело не пойдет-…
Из кожи лезут вон-…
А воз и ныне там-…
– Найдём значение непонятных слов и выражений в словарях . Работаем вместе. Ищем значение слова согласье.
(Дети находят значение слова в словаре, зачитывают его, после этого значение слова появляется на доске. Дети записывается его в тетрадь. По такому же плану учащиеся работают над значениями остальных слов и выражений.)
– Значения всех ли непонятных вам слов и выражений мы объяснили?
Слайд 15.
Согласье -…единомыслие, общность точек зрения.
Лад – …согласие, мир, порядок.
Мука-…страдание
Поклажа – …уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – …колёсная повозка или сани с кладью.
Впряглись – …в повозку, в телегу; принялись за трудную работу.
Ныне – …теперь, в настоящее время.
На лад их дело не пойдет-…ничего хорошего не получится
Из кожи лезут вон-…сильно стараются
А воз и ныне там-…ничего у них не получилось
– Молодцы. Теперь немного отдохнём.
- Физминутка.
Упражнения на внимание:
– Когда говорю слово «лебедь», дети машут крыльями.
Когда слово «рак» – дети пятятся назад,
а когда «щука» – изображают плавающую рыбу.
- Анализ басни.
- Анализ образа героя.
– Назовите главных героев басни. (Слайд 16.)
– Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ героя (по порядку: лебедя, рака, щуки). Какой он.
(«Лебедь рвется в облака». Он стремительный, упрямый, быстрый.)
(«Рак пятится назад». Он неповоротливый, нерасторопный, видит только свою дорогу, идёт назад.)
(«А Щука тянет в воду». Она упрямо делает свое дело.)
– Вы видите, как с помощью только одного слова -глагола -можно создать точный образ.
– А какими словами автор описал усердие героев?
( «Из кожи лезут вон»).
– Как автор относится к героям?
(Он их не осуждает: «судить не нам», но сожалеет о том, что «воз и ныне там».)
– Какое отношение вызвали у вас герои?
( Жалко, что они не смогли договориться. Если они друзья, то все надо делать дружно).
- Анализ развития события.
– Давайте вспомним, с чего всё началось?
(Однажды лебедь, рак и щука везти с поклажей воз взялись…)
– Получилось ли у них задуманное?
– Может воз на самом деле был тяжёлым?
(Поклажа бы для них казалась и легка.)
– Чем закончилась эта история?
(А воз и ныне там.)
– Почему же воз и ныне там?
(Потому что они не смогли договориться.)
- Элементы проблемного анализа.
– Как вы думаете, могло ли быть иначе?
Рассуждения детей.
– Подумайте, случайно ли автор подобрал именно этих героев?
– Что общего между ними?
( Живут в воде. Лебедь – водоплавающая птица.)
– Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы увезти?
(Это слово «товарищи»).
– А почему же у них всё таки ничего не вышло?
(Когда в товарищах согласья нет, то выйдет из него не дело, только мука.)
– А теперь подумайте хорошенько и назовите (или прочитайте) мораль этой басни.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. Слайд 17.
– Басня – это нравоучительное произведение. Чему научила вас эта басня?
- Творческое задание.
- Повторное прослушивание басни в аудиозаписи.
– Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая?
– В начале урока мы прослушали басню в исполнении артиста Игоря Ильинского. Кому из вас понравилось, как Ильинский читал басню? Кто из вас хотел бы научиться читать басню выразительно? Я предлагаю ещё раз прослушать басню в исполнении артиста. Но сейчас вы будете слушать басню и выполнять следующее задание. Возьмите лист (заранее раздали каждому учащемуся), на нём дан текст басни, слушайте внимательно, следите по листу и постарайтесь правильно расставить паузы.
(Подсказка: I – короткая пауза, II – длинная пауза.) Слайд 18.
Дети работают с заранее приготовленными листами,
на которых напечатан текст басни.
– А теперь прослушайте басню ещё раз и постарайтесь подчеркнуть слова, на которые падают логические ударения. Постарайтесь запомнить интонацию прочтения. Слайд 18.
(Если время позволяет, эту работу можно проводить над отдельными частями басни, тогда лучше использовать не слайд, а аудиозапись басни (есть в папке).)
–Все ли справились с заданием?
(Если не все справились, можно предложить послушать ещё раз: кто-то ещё раз проверит себя, а кто-то доделает работу до конца.)
- Подготовка выразительного чтения басни.
– Теперь потренируйтесь самостоятельно читать басню выразительно, соблюдая паузы, интонацию, по листу с вашими подсказками.
– А сейчас поработайте в парах, прочитайте выразительно басню друг другу, постарайтесь оценить прочитанное товарищем.
- Выразительное чтение вслух.
Спросить 2-3 ученика.
- Итог урока.
– Назовите тему сегодняшнего урока?
(И.А.Крылов - великий русский баснописец. Басня "Лебедь, Щука и Рак .)
– Удалось ли нам расскрыть тему урока?
(Да, мы познакомились с фактами из жизни И.А. Крылова, читали басню «Лебедь,Щука и Рак».)
– Как вы считаете, для чего и зачем была написана эта басня?
(Баснописец подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки, уметь договариваться, работать дружно).
– Удалось ли вам, работая в парах, в группах не быть похожими на героев этой басни?
– Чему мы научились на уроке?
(Читать басню выразительно, работать дружно…)
- Задание на дом.
– Басню И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» выучить наизусть.
– А закончить наш урок хочется словами В.И.Лебедева-Кумача. Слайд 19.
«Крылов – это имя нам дорого с детства:
И знает Крылова любой человек –
Дедушка нам оставил наследство,
Которое светит из века в век…»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»
Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....
План урока литературного чтения по теме: "Обобщение по разделу великие русские писатели".
Ребята вновь соприкаснутся с произведениями великих русских писателей. будут совершенствовать навыки выразительного чтения, читать выборочно, работать над лексическими значениями слов....
Урок литературного чтения по теме: «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»
Методическая разработка урока литературного чтения с использованием презентации, 2 класс, УМК "Школа России" по теме «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "И.А.Крылов " Лебедь, Щука и Рак"" 2 класс
разработка урока литературного чтения по теме "И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"" с учетом УУД...
Урок литературного чтения по теме И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука"
Технологическая карта урока литературного чтения по теме И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука" 2 класс. Школа России....
Конспект урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин - великий, русский писатель" (4 класс, УМК "Перспектива")
Конспект урока по литературному чтениюТема: А.С. Пушкин – великий, русский писатель Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения К...
Презентация к уроку литературного чтения на тему: «И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» 2 клаасс
Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с басней И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука», расширениечитательского кругозора детей; знакомство с биографией И. А. Крыл...