Обобщение по теме: "Звуки речи"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему
Создать условия для совершенствования знаний о звуках и буквах русского языка, совершенствование речевой деятельности детей; способствовать развитию орфографической зоркости, фонетических умений: приобрести умение работать с художественным произведением; обеспечить мотивационную основу для перехода к изучению букв и становлению умения читать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyykonspekt.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Обобщение по теме: "Звуки речи"
Цель:
Создать условия для совершенствования знаний о звуках и буквах русского языка, совершенствование речевой деятельности детей; способствовать развитию орфографической зоркости, фонетических умений: приобрести умение работать с художественным произведением; обеспечить мотивационную основу для перехода к изучению букв и становлению умения читать.
Формирование УУД.
Личностные: положительное отношение к учению, эстетические чувства.
Метапредметные:
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы , адекватно оценивать свои действия.
Познавательные: читать, слушать , извлекать нужную информацию, понимать информацию представленную в различных формах, проводить анализ.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Ход урока.
- Мобилизация внимания. 1 мин.
Здравствуйте, дети. Поздоровайтесь с гостями. Садитесь.
Посмотрела я на вас :
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не скучать , не отвлекаться,
А стараться и стараться.
- Целепологание. Обобщение фонетических знаний . 8 мин.
Много раз открывая букварь , вы быстро перелистывали страничку, где расположен город Звукоград. Давайте сегодня немного задержимся в нем и рассмотрим, как он устроен. Кто знает, где его найти? Почему он так называется? Давайте остановимся подробно на каждом жители этого города.
Глядя на условные обозначения, расскажите о жителях этого города. Кто живет в первом доме? (Гласные звуки) Перечислить их сможете? (Хором)
А-О-У-Э-Ы-И – звуки гласные мои.
Их не трудно перечесть .
Гласных звуков ровно шесть:
А-О-У-Э-Ы-И – звуки гласные мои.
- Какие звуки живут во всех других домиках? (Согласные)Рассказать про этих жителей вам помогут значки. ( По подсказке значков даётся общая характеристика звуков) /в презентации значки /
Познакомившись со Звукоградом, покидаем его, но со звуками мы не прощаемся- без них нам не обойтись в речи. В какой речи ? (В устной)
- Посмотрите на обложку букваря. Первого сентября мы ещё не знали обозначения этих знаков, а сейчас вы можете рассказать о них другим (рассказывают о значках ).
3. Игра «Найди слова, которые отличаются одним звуком» 7 мин.
Как вы считаете, вы уже хорошо научились слышать и различать звуки речи? Хотите проверить себя? Будьте внимательны!
1. - Добрые слова не ЛЕНЬ
Повторять мне трижды в ДЕНЬ (л’- д’) /лень-день/
Поменялся один звук и что? Слова стали другие? /ответы детей/
Смысл слова разный. Докажите! (объясняют смысл слов)
2. - Шумел от ветра спелый КОЛОС,
Как будто поле пело в ГОЛОС (г-к)
Здесь какие слова отличаются одним звуком? /колос-голос/
3.- У Валеньки валенки ( н’-н)
А что здесь интересного вы заметили?
Учащиеся находят слова, в которых изменен один звук. Объясняя их смысловое значение.
Какой вывод можно сделать ?
Вывод: всего один звук может изменить смысловое значение слова. Вот почему надо говорить ясно и чётко.
Какой речью мы сейчас пользовались?(устной)
Физминутка 1 мин.
Богатырь , он таков
/показывают «силача»/
Он силен и здоров,
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал
/имитируют движения/
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал
/левая рука на поясе, из-под правой смотрим в даль/
Подрастаем мы, смотри,
Станем , как богатыри!
/понимают руки вверх/
4. Осознанное выполнение различных действий. Работа над новым
материалом. Работа по картине В.М.Васнецова «Богатыри» 5 мин.
Откройте учебнике на стр. 58.Что вы увидели ?/картину/О Картине нам расскажут ребята, которые подготовились.
Подготовленные ученики-помощники у доски рассказывают о картине.
а/ Виктор Михайлович Васнецов - знаменитый русский художник. На картине «Богатыри» он изобразил трёх былинных богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.
б/ Они стоят на дозоре, оберегая Русь от врагов. В центре Илья Муромец. Из-под руки он зорко смотрит вдаль. Могуч Илья Муромец, могуч и его конь.
в/ Справа от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Слева - самый младший из богатырей – Алёша Попович. Он держит наготове лук со стрелами. На боку у него гусли. В короткие минуты отдыха Алёша радует друзей весёлыми звонкими песнями.
Спасибо, ребята. Садитесь.
Работа с текстом по учебнику. Чтение вслух.
Об этих богатырях рассказывается в книгах.В4 классе вы о них будете читать. А пока мы познакомимся с богатырями, если прочтем короткий рассказ в нашем букваре.
-Назовите имена богатырей.
- Кто написал эту картину?
- Где это можно узнать? ( Учащиеся высказывают свое мнения)
Прочитать предложение, напечатанное красным цветом.
КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ!
- Согласны ли вы с этой мыслью?
- А зачем нам хорошо читать?
- Кто согласен? ( Прочитать хором это предложение )
- Вы читали текст, какой речью вы пользовались? ( Письменной речью)
6. Графический диктант. /На партах подготовленные листки с изображением картины «Богатыри», с надписью «Мой первый диктант» 16.10.2015 г., фамилией ученика, четыре полосы. Заготовка на доске, а дети проверяют по образцу./ 5мин
А теперь попробуем себя в письменной речи. Запишем небольшой рассказ по картине, правда, пока не буквами , а схемой. У вас на партах лежат листочки. Возьмите их и посмотрите. Что вы видите? /картину/
Как вы думаете , про кого будет текст? /про богатырей/
Разминка перед письмом упражнение «Рыбка»
Послушайте , пожалуйста, наш текст. Я читаю, вы считаете, сколько предложений в тексте.
Текст: Сошлись три богатыря. Они охраняют русскую землю. / учитель прочитывает полностью/ - 2 предложения
Я читаю
Дети хором повторяют
Шепотная самодиктовка
Делим на слоги
Ударение
Опасные места
1 предложение - Сошлись три богатыря.
-Сколько слов в первом предложении? (три)
- Какая буква в начале предложения?(большая)
- Какой знак в конце предложения?(точка)
- Что оставляем между словами ? (пробелы)
Проговариваем предложение хором. Учащиеся записывают схему предложения под шёпотную самодиктовку.
- Поделите первое слово на слоги (2 слога), второе слово на слоги ( 1 слог), третье слово ( 4 слога).
- Найдите ударный слог и безударные слоги в первом слове ( второй слог ударный, первый безударный), во втором слове ( один слог, он же ударный, знак ударения не ставим), в третьем слове ( четвертый слог ударный, первый, второй и третий безударный слог).
- Подчеркните опасные места в предложение. / учащийся работает у доски/
2 предложение - Они охраняют русскую землю.
- Сколько слов во втором предложении? (четыре)
- Какая буква в начале предложения?(большая)
- Какой знак в конце предложения?(точка)
- Что оставляем между словами ? (пробелы)
Проговариваем предложение хором. Учащиеся записывают схему предложения под шёпотную самодиктовку.
- Найдите ударный слог и безударные слоги в первом слове ( второй ударный слог, первый безударный слог), во втором слове ( третий ударный слог, первый, второй и четвертый безударные слоги), в третьем слове ( ударный слог первый, второй и третий безударные слоги), в четвертом слове ( ударный слог первый, второй безударный слог).
- Подчеркните опасные места в предложение. / учащийся работает у доски/
Физминутка 1мин.
«БОГАТЫРИ»
Раз, два, три, четыре, пять –
(Загибать пальцы на обеих руках, начиная с больших.)
Будем сказки мы читать.
Там богатыри живут,
Всех по разному зовут.
(Показать ладони, как раскрытую книгу.)
Это три богатыря:
(Показать большой, указательные и средний.)
Старший - Муромец Илья,
(Пошевелить большим пальцем.)
А Добрыня – средний тут,
Никитичем его зовут.
(Пошевелить указательным пальцем.)
И Поповича Алёшу –
Младшего мы видим тоже.
(Пошевелить средним пальцем.)
Как они умны, сильны.
(Показать руками голову. Мускулатуры.)
Берегут покой страны.
(Левая рука на пояс. Взгляд из-под правой руки.)
7. Работа с кассой звуков. Работа в паре. 5 мин. / Составление звуковых схем слов поле, лес /
Поработаем сейчас в парах. Какие у нас правила работы в парах? / работают оба, один говорит- другой слушает, вежливо высказывать свое несогласие, разговаривать шёпотом, когда задание выполнено -руки поднять домиком / На партах у вас лежат звуковые карточки. Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять сейчас? /составлять звуковую схему слова/ Первое слово вы узнаете, если поймаете каждый звук ответив .Приготовились.(имитация бросания, ловли звука)- П-Ооо-Ль- Еее
Оставили схему, мы потом проверим на сколько правильно вы поймали звуки и составили .
Второе слово , приготовились ловить: Льь-Эээ - Ссс
После выполнения каждого задания проверка.
8. Итог урока. 1 мин.
Сегодня я узнал…
У меня получилось…
Было трудно…
Меня удивило…
Было интересно…
Теперь я умею…
9. Рефлексия деятельности. 1 мин.
- Откройте еженедельники и оцените свою работу на уроке. Закрасьте кружок (зеленый, желтый, красный ). Покажите мне , пожалуйста. Покажите нашим гостям, пожалуйста. Спасибо ребята .
Дополнительный материал
Кони, шлем, щит, лук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Обобщение по теме "Звуки и буквы"
Урок по русскому языку УМК "Перспектива"...
Обобщение по теме: "Звуки речи
Цель: Создать условия для совершенствования знаний о звуках и буквах русского языка, совершенствование речевой деятельности детей; способствовать развитию орфографической зоркости, ф...
Методическая разработка урока русского языка_Обобщение знаний по теме_Звуки и буквы. Слог. Ударение.
Данная работа представляет собой методическую разработку урока по теме «Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Урок направлен на решение следующих задач: проверка ...
"Обобщение знаний по теме "Звуки и буквы. Слог. Ударение"
В методической разработке представлены задания, позволяющие учителю обобщить знания по теме "Звуки, буквы, слог, ударение"...
План конспект к уроку по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". 1 класс Коррекционной школы. Тема: «Звук и буква «У». Правильная артикуляция звука «У».
Цель урока:познакомить детей с новой буквой и звуком «У».Образовательные задачи урока:познакомить детей с образом буквы "У";научиться правильно и отчётливо произносить звук "...
Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация 3 класс. По теме: Звук и буква Зз. Знакомство со звуком и буквой Зз.
Звук и буква Зз. Знакомство со звукоам и буквой Зз...