Обобщение по теме: "Звуки речи"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Жуликова Юлия Юрьевна

    Создать условия для совершенствования знаний о звуках и буквах русского языка, совершенствование речевой деятельности детей; способствовать развитию орфографической зоркости, фонетических умений: приобрести умение работать с художественным произведением; обеспечить мотивационную основу для перехода к изучению букв и становлению умения читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyykonspekt.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Обобщение по теме: "Звуки речи"

Цель:

    Создать условия для совершенствования знаний о звуках и буквах русского языка, совершенствование речевой деятельности детей; способствовать развитию орфографической зоркости, фонетических умений: приобрести умение работать с художественным произведением; обеспечить мотивационную основу для перехода к изучению букв и становлению умения читать.

Формирование УУД.

Личностные: положительное отношение к учению, эстетические чувства.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы , адекватно оценивать свои действия.

Познавательные: читать, слушать , извлекать нужную информацию, понимать информацию представленную в различных формах, проводить анализ.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

                                        Ход урока.

  1. Мобилизация внимания. 1 мин.

Здравствуйте, дети. Поздоровайтесь с гостями. Садитесь.

Посмотрела я на вас :

Вот какой хороший класс!

Приготовились учиться,

Ни минутки не лениться,

Не скучать , не отвлекаться,

А стараться и стараться.

  1. Целепологание. Обобщение фонетических знаний . 8 мин.

       Много раз открывая букварь , вы быстро перелистывали страничку, где расположен город Звукоград. Давайте сегодня немного задержимся в нем и рассмотрим, как он устроен. Кто знает, где его найти? Почему он так называется?  Давайте остановимся  подробно на каждом жители этого города.

     Глядя на условные обозначения, расскажите  о жителях этого города. Кто живет в первом доме? (Гласные звуки) Перечислить их сможете? (Хором)

А-О-У-Э-Ы-И – звуки гласные мои.

Их не трудно перечесть .

Гласных звуков ровно шесть:

А-О-У-Э-Ы-И – звуки гласные мои.

  - Какие звуки живут во всех других домиках? (Согласные)Рассказать про этих жителей вам помогут значки. ( По подсказке значков даётся общая характеристика звуков) /в презентации значки /

    Познакомившись со Звукоградом, покидаем его, но со звуками  мы не прощаемся- без них нам не обойтись в речи. В какой речи ? (В устной)

- Посмотрите на обложку букваря. Первого сентября мы ещё не знали  обозначения этих знаков, а сейчас вы можете рассказать о них другим (рассказывают о значках ).

3. Игра «Найди слова, которые отличаются одним звуком» 7 мин.

  Как вы считаете, вы уже хорошо научились слышать и различать звуки речи? Хотите проверить себя? Будьте внимательны!

        1. - Добрые слова не ЛЕНЬ

              Повторять мне трижды в ДЕНЬ (л’- д’)                  /лень-день/

                    Поменялся один звук и что? Слова стали другие? /ответы детей/                         

Смысл слова разный. Докажите! (объясняют смысл слов)

2. - Шумел от ветра спелый КОЛОС,

  Как будто поле пело в ГОЛОС (г-к)

Здесь какие слова отличаются одним звуком? /колос-голос/

3.- У Валеньки  валенки ( н’-н)

А что здесь интересного вы заметили?

     Учащиеся  находят  слова, в которых изменен один звук. Объясняя  их смысловое значение.

Какой вывод можно сделать ?

Вывод: всего один звук может изменить смысловое значение слова. Вот почему надо говорить  ясно и чётко.

Какой речью мы сейчас пользовались?(устной)

Физминутка 1 мин.

Богатырь , он таков

/показывают «силача»/

Он силен и здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал

/имитируют движения/

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал

/левая рука на поясе, из-под правой смотрим в даль/

Подрастаем мы, смотри,

Станем , как богатыри!

/понимают руки вверх/

4. Осознанное выполнение различных действий. Работа над новым

        материалом.  Работа по картине  В.М.Васнецова «Богатыри» 5 мин.

 Откройте  учебнике на стр. 58.Что вы увидели ?/картину/О Картине нам расскажут ребята, которые подготовились.

           Подготовленные ученики-помощники у доски рассказывают о картине.

             а/ Виктор Михайлович Васнецов - знаменитый русский художник.  На картине «Богатыри» он  изобразил трёх былинных богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.

              б/ Они стоят на дозоре, оберегая Русь от врагов. В центре Илья Муромец. Из-под руки он зорко смотрит вдаль. Могуч  Илья Муромец, могуч и его конь.

              в/ Справа от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Слева  - самый младший из  богатырей – Алёша Попович. Он держит наготове лук со стрелами. На боку у него гусли. В короткие минуты отдыха Алёша радует друзей весёлыми   звонкими песнями.

Спасибо, ребята. Садитесь.

     

Работа с текстом по учебнику. Чтение вслух.

Об этих богатырях рассказывается  в книгах.В4 классе вы о них будете читать. А пока мы познакомимся с богатырями, если прочтем короткий рассказ в нашем букваре.

      -Назовите имена богатырей.

- Кто написал эту картину?

- Где это можно узнать? ( Учащиеся высказывают свое мнения)

              Прочитать предложение, напечатанное красным цветом.

КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ!

     - Согласны ли вы с этой мыслью?

     - А зачем нам хорошо читать?

    - Кто согласен? ( Прочитать  хором это предложение )

    - Вы читали текст, какой речью вы пользовались? ( Письменной речью)

     

6. Графический диктант. /На партах подготовленные листки с изображением  картины «Богатыри», с надписью «Мой первый диктант» 16.10.2015 г., фамилией ученика, четыре полосы. Заготовка на доске, а дети проверяют по образцу./ 5мин

         А теперь попробуем себя в письменной речи. Запишем небольшой рассказ по картине, правда, пока не буквами , а схемой. У вас на партах лежат листочки. Возьмите их и посмотрите. Что вы видите? /картину/

Как вы думаете , про кого будет текст? /про богатырей/

Разминка перед письмом упражнение «Рыбка»

Послушайте , пожалуйста, наш текст. Я читаю, вы считаете, сколько предложений  в тексте.

      Текст:  Сошлись три богатыря. Они охраняют русскую землю. / учитель прочитывает полностью/ - 2 предложения

Я читаю

Дети хором повторяют

Шепотная самодиктовка

Делим на слоги

Ударение

Опасные места

1 предложение   -  Сошлись три богатыря.

 -Сколько слов в первом предложении? (три)

- Какая буква в начале предложения?(большая)

- Какой знак в конце предложения?(точка)

- Что оставляем между словами ? (пробелы)

Проговариваем предложение хором. Учащиеся записывают схему предложения под шёпотную самодиктовку.

- Поделите первое слово на слоги (2 слога), второе слово на слоги ( 1 слог), третье слово ( 4 слога).

- Найдите ударный слог и безударные слоги в первом слове ( второй слог ударный, первый безударный), во втором слове ( один слог, он же ударный, знак ударения не ставим), в третьем слове ( четвертый слог ударный, первый, второй и третий безударный слог).

- Подчеркните опасные места в предложение. / учащийся работает у доски/

2  предложение - Они охраняют русскую землю.

 - Сколько слов во втором  предложении? (четыре)

- Какая буква в начале предложения?(большая)

- Какой знак в конце предложения?(точка)

- Что оставляем между словами ? (пробелы)

   Проговариваем предложение хором. Учащиеся записывают схему предложения под шёпотную самодиктовку.

 - Найдите ударный слог и безударные слоги в первом слове ( второй ударный слог, первый безударный слог), во втором слове ( третий ударный слог, первый, второй и четвертый безударные слоги), в третьем слове ( ударный слог первый, второй и третий безударные слоги), в четвертом слове ( ударный слог первый, второй безударный слог).

- Подчеркните опасные места в предложение. / учащийся работает у доски/

   

Физминутка 1мин.

«БОГАТЫРИ»
Раз, два, три, четыре, пять –
(Загибать пальцы на обеих руках, начиная с больших.)
Будем сказки мы читать.
Там богатыри живут,
Всех по разному зовут.
(Показать ладони, как раскрытую книгу.)
Это три богатыря:
(Показать большой, указательные и средний.)
Старший - Муромец Илья,
(Пошевелить большим пальцем.)
А Добрыня – средний тут,
Никитичем его зовут.
(Пошевелить указательным пальцем.)
И Поповича Алёшу –
Младшего мы видим тоже.
(Пошевелить средним пальцем.)
Как они умны, сильны.
(Показать руками голову. Мускулатуры.)
Берегут покой страны.
(Левая рука на пояс. Взгляд из-под правой руки.) 

  7.   Работа с кассой звуков. Работа в паре. 5 мин.  / Составление звуковых схем слов поле, лес /

  Поработаем сейчас  в парах. Какие  у нас правила работы в парах? / работают оба, один говорит- другой слушает, вежливо высказывать свое несогласие, разговаривать шёпотом, когда задание выполнено -руки поднять домиком / На партах у вас лежат звуковые карточки. Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять сейчас? /составлять звуковую схему слова/  Первое слово вы узнаете, если поймаете каждый звук ответив .Приготовились.(имитация бросания, ловли звука)-  П-Ооо-Ль- Еее

Оставили схему, мы потом проверим на сколько правильно вы поймали звуки и составили .

Второе слово , приготовились ловить: Льь-Эээ - Ссс

После выполнения каждого задания проверка.

8. Итог урока. 1 мин.

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…

9.  Рефлексия деятельности. 1 мин.

      - Откройте еженедельники и оцените свою работу на уроке. Закрасьте кружок  (зеленый, желтый, красный ). Покажите мне , пожалуйста. Покажите нашим гостям, пожалуйста. Спасибо ребята .

Дополнительный материал

Кони, шлем, щит, лук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Обобщение по теме "Звуки и буквы"

Урок  по русскому языку УМК "Перспектива"...

Обобщение по теме: "Звуки речи

Цель:    Создать условия для совершенствования знаний о звуках и буквах русского языка, совершенствование речевой деятельности детей; способствовать развитию орфографической зоркости, ф...

Методическая разработка урока русского языка_Обобщение знаний по теме_Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Данная работа представляет собой методическую разработку урока по теме «Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Урок направлен на решение следующих задач: проверка ...

"Обобщение знаний по теме "Звуки и буквы. Слог. Ударение"

В методической разработке представлены задания, позволяющие учителю обобщить знания по теме "Звуки, буквы, слог, ударение"...

План конспект к уроку по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". 1 класс Коррекционной школы. Тема: «Звук и буква «У». Правильная артикуляция звука «У».

Цель урока:познакомить детей с новой буквой и звуком «У».Образовательные задачи урока:познакомить детей с образом буквы "У";научиться правильно и отчётливо произносить звук "...