Технологическая карта урока по теме "Звуки [з]- [з,] - [с] [с,]. Повторение и обобщение"
методическая разработка по чтению (1 класс)
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа" включает цели и задачи урока, подробно описывает содержание взаимодействия педагога и учащихся. так же прилагается подробный сценарий урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_obucheniya_gramote_1_klass_.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мещерякова Людмила Ивановна
учитель начальных классов МБОУ Ставровская средняя общеобразовательная школа
Собинского района Владимирской области
Технологическая карта урока по учебному предмету
«Литературное чтение» в период обучения грамоте
в 1-ом классе на тему:
«Звуки [з] [з,] - [с] [с,]. Повторение и обобщение.»
Тип урока: | метапредметный |
Авторы УМК: | Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агаркова учебник по обучению грамоте и чтению «Азбука 1 класс» (издательство Академкнига /Учебник |
Цели урока: | создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [з] [з'] и [с] [с'] по звонкости-глухости. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
Учащиеся получат возможность :
|
Оборудование: | фишки, модели звуков, буквы З,С, интерактивная доска. |
Образовательные ресурсы: | Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агаркова учебник по обучению грамоте и чтению «Азбука 1 класс» (издательство Академкнига /Учебник, 2017), |
Содержание взаимодействия педагога и учащихся.
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1.Мотива ционный этап | Учитель готовит среду для учебной ситуации. | Учащиеся приветствуют гостей на уроке. Проверяют готовность к уроку. Комментируют, как понимают высказывание. | Регулятивные УУД: организовать рабочее место Личностные УУД: желание учиться и делать открытия. |
2.Целепола гание | Учитель организует работу с учебником. (Азбука с. 58-59) | Учащиеся рассматривают страницы учебника, определяют цель и задачи. | Регулятивные УУД: умение ставить цель и определять задачи |
3.Сравнение звуков | Учитель координирует работу по сравнению твёрдых звуков [з] - [с]. Учитель создаёт условия для проведения эксперимента, в ходе которого с помощью слуха будут сравниваться твёрдые звуки [з] - [с]. Учитель организует работу в парах для выяснения причин услышанного. Учитель координирует работу после обсуждения в парах. Учитель организует работу с моделями. Учитель организует экспериментальную работу по различению звонких и глухих согласных [з] - [с]. Аналогичную работу учитель организует с парой мягких звуков [з,] - [с,]. Учитель предлагает заселить буквы З, С на ленту букв. | Учащиеся вспоминают, что значит сравнить, выделяют общие признаки звуков. Называют органы, которые помогут сравнить звуки и буквы (глаза и уши) Учащиеся ориентируются на положение руки учителя: смена положения руки – сигнал для изменения громкости голоса. Учащиеся сначала произносят звук [з] громко, потом всё тише и тише, пока не произнесут звук [с]. Учащиеся работают в парах. Произносят по очереди вполголоса звуки [з] - [с], обсуждают, как работали их органы. Учащиеся рассказывают о том, как работал их речевой аппарат. Делают вывод, что звуки [з] - [с]произносятся почти одинаково, но один с голосом, другой – без голоса. Учащиеся выбирают модели для обозначения твёрдых звонких и глухих согласных [з] - [с] по вариантам. Учащиеся опытным путём (приставляют пальцы к горлу) определяют, что при образовании звонких согласных вибрируют голосовые связки. Закрывая уши, при произнесении глухого согласного слышим только шум, звонкого – голос и шум. Учащиеся делают вывод, что такие согласные называются парными по глухости – звонкости. Учащиеся находят место буквам З и С на ленте букв, объясняют свой выбор. | Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимать другое мнение и позицию, допускать сосуществование различных точек зрения. Познавательные: - развивать фонематический слух; умение вычленять звуки из слова Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности. Предметные: самостоятельно дифференцировать глухие звуки [с] [с'] и звонкие [з] [з'] |
4.Закрепле ние | Учитель соединяет этот этап с физкультминуткой. Использует физическую активность. А) Учитель проводит дыхательную гимнастику(упражнение «Свеча», «Воздушный шар», «Поймай комара») с использованием изучаемых звуков. Б) Организует игру «Хоккей» с разными условиями для девочек и мальчиков. В) Для снятия мышечного напряжения использует упражнение «Шалтай-болтай» | Учащиеся стоя выполняют дыхательную гимнастику. Для девочек «шайбой » являются слова со звуком [с*], для мальчиков – [з*]. Раскрытыми руками дети изображают ворота, при необходимости ворота закрываются. Учащиеся раскачиваются из стороны в сторону, широко болтая руками. | Познавательные: - развивать фонематический слух; умение вычленять звуки из слова самостоятельно дифференцировать глухие звуки [с] [с'] и звонкие [з] [з'] |
5. Работа с текстом «Сосна» | Учитель, используя интерактивную доску, подготавливает среду для работы с текстом. Предлагает ребус. Учитель организует работу до чтения текста. Использует упражнение «Снежный ком». Учитель обращает детей к иллюстрации в учебнике. Выясняет, что дети знают о сосне, проводит лексическую работу со словом «рослая». Учитель предлагает подобрать возможное окончание предложения. Учитель просит найти это предложение в тексте и отметить его фишкой. Учитель проводит лексическую работу со словами «мастерят», «суда». Учитель организует первичное чтение, использует упражнение «Финиш», приём жужжащего чтения. Учитель использует дифференцированную работу, предлагает слабочитающим детям прочитать слова из текста, записанные на карточках. Учитель организует вторичное чтение текста с заданием, используя упражнение «Буксир». Учитель организует работу после чтения текста, предлагает ответить на вопросы. Учитель обращает внимание на выразительное чтение. | Учащиеся отгадывают ребус, таким образом узнают название текста. Учащиеся читают предложения с интерактивной доски. Просматривают текст, находят предложение в тексте, отмечают его фишкой. Учащиеся находят дерево на иллюстрации, рассказывают, что знают о сосне. Учащиеся читают предложение и предлагают свои варианты. Учащиеся просматривают текст и отмечают предложение с помощью фишки. Учащиеся вполголоса читают текст до слова «мазь» и отмечают его фишкой. Двое учащихся читают вместе с учителем по карточкам. Учащиеся читают вместе с учителем вслух, замечая неправильно прочитанные слова. Учащиеся отвечают на вопросы. Находят предложения для доказательства. Учащиеся находят предложение по заданию, выбирают нужную интонацию, пробуют выразительно читать. | Предметные : научатся читать слова и текст, понимать прочитанное; находить информацию, заданную в тексте в явном виде, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Познавательные: - развивать познавательный интерес к чтению; - развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь. Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности. |
6 Рефлексия | Учитель создаёт условия для проведения рефлексии в личностном, эмоциональном и предметном направлениях Учитель благодарит всех за работу. | Учащиеся высказываются, каких целей достигли и как они их достигали. | Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Личностные УУД: желание делать открытия, хорошо учиться |
ПРИЛОЖЕНИЕ
СЦЕНАРИЙ
урока обучения грамоте в 1 классе
по программе «Перспективная начальная школа»
ТЕМА: Звуки [з] [з,] - [с] [с,]. Повторение и обобщение.
Цель урока:
- создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [з] [з'] и [с] [с'] по
звонкости-глухости.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формировать умение определять цель, контролировать и оценивать свою
деятельность;
- развивать фонематический слух;
- развивать познавательный интерес к чтению;
- развивать мышление, воображение, восприятие, речь;
- развивать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- развивать умение принимать другое мнение, допускать сосуществование
различных точек зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формировать умение самостоятельно дифференцировать глухие звуки [с] [с'] и
звонкие [з] [з'] ;
- развивать навык чтения;
- развивать умение находить информацию, заданную в тексте в явном виде,
формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Оборудование : Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агаркова учебник по обучению грамоте и чтению «Азбука 1 класс» (издательство Академкнига /Учебник, 2017), фишки, модели звуков, буквы З,С, интерактивная доска.
ХОД УРОКА:
- Мотивационный этап
А) – Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, от улыбки станет всем теплей. Покажем, как много вы знаете и умеете хорошо работать. Успеха всем нам!
Б) Проверка готовности по хлопку. (азбука, письменные принадлежности, фишки, ЛЕНЬ, модели, УМНЫЕ МЫСЛИ, ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ )
В) – Сегодня шла утром на работу и вспомнила вчерашнее событие в столовой. Кто помнит? (Миша увидел снегирей!)
- Почему только он увидел? ( был внимательней, чем другие)
- Хочу дать вам добрый совет. Прочитайте запись на доске:
Умейте не просто смотреть, а всматриваться,
не просто слушать, а вслушиваться.
- Как понимаете?
2. Целеполагание.
- Открываем Азбуку с. 58- 59
- Всмотритесь, что нам сегодня предстоит сделать? (сравнить изученные звуки, сравнить слова на цветном фоне, прочитать текст, понять, о чём он).
3. Сравнение звуков.
А) - Что значит сравнить?
- Как вы это определили? (между моделями стоит знак тире)
- Какие звуки будем сравнивать? Что общего у всех четырёх звуков?
- Что можете сказать о звуках вверху? Внизу? (тв., мягк.)
- Какой орган чувств помогает нам сравнивать буквы? (глаза)
- Какой орган поможет сравнить звуки? (ухо)
Б) Проведение эксперимента.
- Сейчас мы проведём эксперимент, в ходе которого с помощью слуха сравним звуки. Так как два звука произнести одновременно нельзя, то сначала будем работать с одним звуком, который находится сверху с правой стороны. Найдите его и поставьте фишку. Звук будете произносить, ориентируясь на положение моей руки: смена положения руки послужит вам сигналом к изменению громкости голоса.
Сначала руку поднимаю высоко – звук произносим громко.
Чуть-чуть опускаю руку ниже – звук произносим тише.
Опускаю руку вдоль туловища – произносим звук шепотом.
Чтобы звук произнести дружно, при изменении положения руки, буду говорить «три-четыре». Начнём наш эксперимент. Вслушиваемся.
(Последовательно уменьшая громкость голоса, дети произносят звук [з]. )
- Что заметили? (произнесли звук [с])
В) Работа в парах.
- Выясним, почему мы услышали звук [с]? Работать будете в парах.
Один из вас (договоритесь), произнесёт вполголоса звук [з], потом звук [с], а другой посмотрит, как работают губы, зубы. Затем поменяетесь. Обсудите, как работали ваши органы речи, какую работу языка вы ощущали. Покажете готовность знаком.
Г) Проверка работы в парах:
- Когда мы произносим звук [з], у нас открываются губы, зубы не совсем сжаты, язык поднимается к верхнему нёбу и зубам). Когда произносим звук [с] - точно также.
- Эти звуки произносятся почти одинаково, только когда мы произносим звук [з], мы пользуемся голосом, а когда произносим звук [с] – голоса нет.
- Как мы называем такие звуки?(звонкие и глухие)
- 1 вариант , покажите модель, которая обозначает звонкие согласные ( ),
2 вариант – глухие ( ).
- Что обозначает точка? (звонок, т.е. голос)
- Где мы найдём голос?
- При образовании звонких согласных голосовые связки вибрируют. Так образуется голос. Это можно ощутить, приложив руку к горлу. При образовании глухих согласных такой вибрации нет.
Д) Продолжение экспериментальной работы.
- Можно провести другой опыт. Закроем ушки ладошками и произнесём сначала [з], потом [с]. Что слышим? (Когда произносим звук [з], то слышим, как гудит в ушах – это звук. Значит, этот звук произносится не только с шумом, но и с голосом. Так как шум есть и у согласного [з] и у согласного [с], то звук [з] без голоса превратился в звук [с]). Согласные, в образовании которых участвует только шум, называются глухими.
Е) Обобщение.
- Как вы можете назвать эти звонкие и глухие согласные?
Звуки [з] – [с] называют парными звонкими и глухими согласными.
Ж) Давайте проведём такой же опыт с парой мягких согласных. Они находятся внизу слева. Поставьте фишку.
Аналогично идёт сравнение звуков [з,] - [с,]. Обозначение моделями , ,
З) Систематизация знаний.
- Какой главный отличительный признак парных звонких и глухих согласных?
(есть голос или нет голоса)
- Как на письме обозначаются эти звуки? (буквами «з», «с»)
- Куда их поселим? (заселяем на «ленту букв» с объяснением: на согласную улицу, букву «з» в верхний ряд, потому что там «живут» все звонкие согласные, букву «с» в нижний ряд, потому что там «живут» все глухие согласные, друг под другом, потому что они парные)
4. Закрепление. Физкультминутка
А) Дыхательная гимнастика
- упражнение «свеча» (ладошка перед губами, имитирует свечу, глубокий вдох носом – медленно выдуваем воздух, когда «свеча погасла», т.е. кончился воздух – руку опустить)
- «надуваем шар» (Набираем воздух через нос и выдуваем, имитируя руками надувающийся шар)
- «сдуваем шар» со звуком [с],
- поймай комара - звук [з] поймали комара - хлопок
Б) ИГРА «Хоккей». (проводится стоя) Для мальчиков шайбой будет звук [з,], для девочек [с,] .
Описание игры: Руки согнуты в локтях. Это хоккейные ворота. Проверим, кто из вас лучший вратарь. Учитель называет слова. Эти слова необходимо пропустить через ворота. Но учитель старается забросить «шайбу». Шайбой будут слова со звуками для мальчиков -[з,], для девочек - [с,]. Как только учитель пытается забросить «шайбу», захлопывайте ворота.
Соты, стол, зевать, Зоя, лосята, Зина, место, месить, козы, зима, рысь, зефир, струна, сильный, зелёный, селезень.(и мальчики, и девочки)
В) «Шалтай - болтай» (упражнение на снятие напряжения – дети, нагнувшись вперёд, раскачивают руками свободными движениями)
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!
5 Работа с текстом «Сосна»
На интерактивной доске написано слово НАСОС.
- Прочитайте слово. Всмотритесь в слово НАСОС, превратите в новое. (Дети меняют буквы местами, получается слово «сосна»)
- Молодцы! Так будет называться текст.
А) Вопросы и задания до чтения текста.
Упражнение «Снежный ком» (В каждом предложении увеличивается количество слов)
- Прочитайте предложения, записанные на доске.
Растёт сосна. –
У дома растёт сосна. –
У дома растёт сосна, рослая и стройная.
- Найдите это предложение в тексте и поставьте на него фишку.
- Рассмотрите иллюстрацию. Найдите сосну. Что это за дерево? (хвойное)
- Что значит рослая? (высокого роста)
- Подберите возможное окончание предложения: (предложение записано на доске)
Из сосны мастерят суда, строят … (дома).
- Найдите это предложение в тексте, поставьте на него фишку.
- Что значит «мастерят», «суда»? (Мастерить – делать, изготавливать что-то самому, ручным способом. Суда – судно – плавучее транспортное средство для перевозки грузов, пассажиров, для военных целей, спортивных соревнований)
Б) Первичное чтение . Упражнение «Финиш».
Упражнение направлено на развитие техники чтения и умения выделять заданную информацию. Учитель указывает слово или группу слов, до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст. Дочитав до заданного слова, дети отмечают его фишкой.
- Читать до слова «мазь». Обозначите фишкой.
В это время дифференцированно слабочитающим предлагается чтение на карточках с учителем.
Текст на карточках:
а)стр. 58 слова (розовый фон)
б)Зелёный наряд, знойный день, мастерят суда, строят дома
в)Расти, сосна, на радость людям.
В) Вторичное чтение с заданием. Упражнение «Буксир».
Учитель читает текст со скоростью, немного превышающей скорость чтения медленно читающих учеников. Дети читают вслух одновременно с учителем. Учитель заменяет во время чтения какое-либо слово другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны заметить это искажение текста, поднять руки и внести поправку.
- Зимой радует нас зелёный (зелёным) наряд (нарядом). Из её семян получают (делают) масло, а из смолы – мазь.
Г) Вопросы после чтения.
- Почему сосну называют вечнозелёной?
- Как помогает сосна людям в жаркий день? Найдите и прочитайте предложение. - - Что значит «знойный»?
- Чем сосна радует людей зимой?
- Что такое смола? (липкий сок хвойных деревьев и некоторых других, который твердеет на воздухе).
- Что делают из семян и смолы сосны?
- Что люди желают сосне? Найдите и прочитайте это предложение.
- С какой интонацией надо читать? Прочитайте это предложение выразительно.
6. Игра «Узнай слово» (резерв)
- Стр. 59 слова на голубом фоне. Прочитайте. Всмотритесь, отметьте фишками пары слов в такой последовательности:
1 вариант: «что это?» - «кто это?»
2 вариант: «кто это?» - «что это?»
- Проверка с помощью интерактивной доски.
7 Рефлексия. Итог урока.
- Каких целей достигли?
- Как достигали? (были внимательны, активны, всматривались и вслушивались, чтобы открыть новое)
- Какое настроение в конце урока?
- Хлопните в ладоши те, кто достиг поставленных целей?
- Всем спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."
В технологической карте предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".
В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Повторение старого и открытие нового"
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Повторение старого и открытие нового" с учетом требований ФОС НОО. Тип урока - комбинированный....
Технологическая карта урока математики в 1 классе на тему:"Повторение изученного о числах первого десятка"
Урок обобщения и систематизации предметных результатов нацелен на повторение знаний учащихся о числах первого десятка, умение применять знания о составе чисел в нестандартных учебных и практических си...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя существительное.Повторение"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Имя существительное.Повторение"...
Технологическая карта урока "Сложение и вычитание в пределах 100. Повторение." 2 класс
Представлена технологическая карта урока с использованием интерактивных заданий образовательного портала Учи.ру...
Технологическая карта урока английского языка «Open the door. Предлоги. Повторение» 4 класс, УМК "Инновационная школа Ю.А. Комаровой"
Тема урока «Open the door. Предлоги. Повторение» Тип урока: урок рефлексии. Цель урока: создание условий для отрабо...