Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс.
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс. "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_3_klass.doc | 301.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной. Литературное чтение. (Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.)
Для её составления использовался учебник:
1) Литературное чтение. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2013.
2) Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2013.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение «Литературного чтения» в 3 классе выделяется 136 часа в год (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Требования к уровню подготовки уч-ся к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны:
знать/понимать:
- названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
уметь:
- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 70-75 слов в минуту;
- устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль и выражать ее своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
- читать художественные произведения по ролям;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
- воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану;
- ориентироваться в учебной книге с помощью содержания, уметь пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебнике.
Результаты:
Метапредметные:
- осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
- элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
- развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Предметные:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
- формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике 3 класса
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 9–10 лет; на уроках активны, работают в группах и парами, умеют излагать свои мысли; дополнительно изучают театральное мастерство, дистанционно готовятся к олимпиадам, что способствует развитию их личностной самоидентификации, приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к творчеству.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Формы контроля. Организационно контроль строится в соответствии с его формой – индивидуальной или фронтальной. А также видом проверяемого чтения – вслух или про себя. Наиболее четкое представление о навыках чтения каждого ученика создается при индивидуальной проверке в процессе рубежного контроля, который проводится в начале года, в конце полугодия и в конце учебного года. Данная проверка проводится по специальным текстам, отвечающим требованиям стандарта, а, следовательно, и официальной учебной программе. Наряду с индивидуальной проверкой практикуются некоторые виды фронтальной проверки, которые также могут быть текущими и рубежными. С технологией проведения данных проверок дети знакомы с первого класса. Также контроль усвоения знаний осуществляется с помощью сочинений на заданную тему, сочинений на произвольную тему, через иллюстрированные «авторские» работы детей и т.п.
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
| Дата Кол-во часов |
| Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы |
|
| |||||
|
|
| ||||||||
Знакомство с учебником | 1 | Повторить правила обращения с книгами, составление рассказа по картинке | Ориентироваться в учебнике, уметь пользоваться оглавлением, словарем | Использовать модели и схемы для решения учебных задач | Осознание значимости чтения для личного дальнейшего развития | |||||
| 4 | |||||||||
Рукописные книги Древней Руси | 1 | Планировать работу по теме, используя условные обозначения | Рукописные книги | Правильно осознанно читать прозаические произведения | Построение логической цепочки рассуждений | Умение работать в парах, группах | ||||
Первопечатник Иван Федоров | 1 | Использовать фотографии, рисунки для получения необходимой информации | первопечатник | Определять тему и главную мысль произведения | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению | ||||
Первопечатник Иван Федоров. Обобщение по разделу | 1 | Обобщать полученную информацию | летописи | Уметь делать обобщение по разделу, проверять свои знания | Речевое высказывание | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития | Проект | |||
Оценим свои достижения | 1 | Проверка усвоения материала раздела. | Анализ средств художественной выразительности | Построение логической цепочки рассуждений | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Проверочная работа | ||||
| 14 | |||||||||
Русские народные песни | 1 | Воспроизводить наизусть текст русских народных песен | Русские народные песни | Называть виды устного народного творчества | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно | Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
Шуточные народные песни | 1 | Знакомство с шуточными народными песнями | Шуточные песни | Называть виды устного народного творчества, малые и большие жанры | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно | Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
Докучные сказки | 1 | Отличать докучные сказки от других видов сказок | Докучные сказки | Называть виды устного народного творчества, малые и большие жанры | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно | Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
Произведения прикладного искусства: гжель и хохлома | 1 | Называть виды прикладного искусства | Гжель, хохлома | Приводить примеры прикладного искусства | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка | 1 | Называть виды прикладного искусства | Дымковская, богородская игрушка | Приводить примеры прикладного искусства | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Проект | |||
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 2 | Читать текст, делить на части, характеризовать героев | Волшебная сказка | Осознанно читать текст, определять тему и главную мысль, оценивать события | Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | ||||
Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» | 2 | Читать текст, делить на части, характеризовать героев | Волшебная сказка | Осознанно читать текст, определять тему и главную мысль, оценивать события | Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | 4 | |||
Русская народная сказка «Сивка-Бурка» | 2 | Читать текст, делить на части, характеризовать героев | Волшебная сказка | Осознанно читать текст, определять тему и главную мысль, оценивать события | Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками | Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей | ||||
Проект «Сочиняем волшебную сказку» | 2 | Принимать участие в коллективном сочинении сказок с опорой на особенности их построения | Построение сказки | Понимать особенности построения сказок | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Проект | |||
| 1 | Обобщать полученную информацию | летописи | Уметь делать обобщение по разделу, проверять свои знания | Речевое высказывание | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Проверка техники чтения | |||
3. Поэтическая тетрадь | 11 | |||||||||
Знакомство с разделом. Вводная статья | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать текст, понимать прочитанное, задавать вопросы | поэзия | Определять тему и главную мысль произведения | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
| 1 | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта | олицетворение | Анализировать средства художественной выразительности | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Демонстрировать собственное отношение к произведению | ||||
| 1 | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта | олицетворение | Анализировать средства художественной выразительности | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
| 1 | Использовать приемы интонационного чтения | эпитеты | Анализировать средства художественной выразительности | Самостоятельное со-здание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Демонстрировать собственное отношение к произведению | ||||
А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» | 1 | Использовать приемы интонационного чтения | олицетворение | Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. | Самостоятельное со-здание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
И.С.Никитин «Полно степь моя…» | 1 | Использовать приемы интонационного чтения | олицетворение | Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. | Самостоятельное со-здание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Осознавать эстетическую ценность произведения. | ||||
И.С.Никитин «Встреча зимы» | 1 | Использовать приемы интонационного чтения | олицетворение | Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. | Самостоятельное со-здание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Демонстрировать собственное отношение к произведению | ||||
И.З.Суриков «Детство» | 1 | Использовать приемы интонационного чтения | сравнение | Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. | Самостоятельное со-здание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
И.З.Суриков «Зима» | 1 | Использовать приемы интонационного чтения | сравнение | Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. | Самостоятельное со-здание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Осознавать эстетическую ценность про-изведения. | ||||
Обобщающий урок. Контрольная работа №1 | 1 | Проверка усвоения материала раздела. | Анализ средств художественной выразительности | Построение логической цепочки рассуждений | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Контрольная работа | ||||
Утренник «Первый снег» | 1 | Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности | Прослушивание и анализ услышанных произведений | Построение логической цепочки рассуждений | Осознавать эстетическую ценность про-изведения. | |||||
| 24 | |||||||||
Что интересного я узнал из жизни А.С.Пушкина | 1 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке | Поэзия Пушкина | Определять тему и главную мысль произведений | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало» | 1 | Находить средства художественной выразительности | Рифма и ритм | Читать выразительно и осознанно текст стихотворения | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно | Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета» | 1 | Находить средства художественной выразительности | сравнение | Читать выразительно и осознанно текст стихотворения | Проверка усвоения материала раздела. | Осознавать эстетическую ценность про-изведения. | ||||
А.С.Пушкин «Зимнее утро» Проверка техники чтения | 1 | Находить средства художественной выразительности | Выразительность | Использование средств художественной выразительности в устных высказываниях | Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Осознавать эстетическую ценность про-изведения. | ||||
А.С Пушкин «Зимний вечер» | 1 | Находить средства художественной выразительности | Выразительность | Использование средств художественной выразительности в устных высказываниях | Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Работа в парах, группах | ||||
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 4 | Сравнивать произведение живописи и литературы. Давать характеристику героев сказки | Литературная сказка | Определять нравственный смысл сказки | Смысловое чтение, выделение существенной информации | Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
И.А.Крылов. Сообщение о творчестве | 1 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке | Басни Крылова | Определять тему и главную мысль произведений | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
И.А.Крылов «Мартышка и очки» | 1 | Определять особенности басни, выделять мораль басни в тексте | Мораль басни | Различать в басне изображенные события и скрытый смысл | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Осознавать эстетическую ценность про-изведения. | ||||
И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна» | 1 | Определять особенности басни, выделять мораль басни в тексте | Мораль басни | Различать в басне изображенные события и скрытый смысл | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
И.А.Крылов «Ворона и лисица» | 1 | Определять особенности басни, выделять мораль басни в тексте | Мораль басни | Различать в басне изображенные события и скрытый смысл | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Осознавать эстетическую ценность про-изведения. | ||||
М.Ю.Лермонтов. Сообщение о творчестве. | 1 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке | Стихи Лермонтова | Определять тему и главную мысль произведений | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
М.Ю.Лермонтов «Горные вершины» | 1 | Сравнивать произведение живописи и литературы. Давать характеристику героев стиха | Поэзия | Определять нравственный смысл сказки | Смысловое чтение, выделение существенной информации | Осознавать эстетическую ценность про-изведения. | ||||
М.Ю.Лермонтов «Утес» | 1 | Сравнивать произведение живописи и литературы. Давать характеристику героев стиха | Стихи Лермонтова | Определять нравственный смысл сказки | Смысловое чтение, выделение существенной информации | Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
М.Ю.Лермонтов «Осень» | 1 | Сравнивать произведение живописи и литературы. Давать характеристику героев стиха | Стихи Лермонтова | Определять нравственный смысл сказки | Смысловое чтение, выделение существенной информации | Осознавать эстетическую ценность произведения. | ||||
Детство Л.Н.Толстого | 1 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке | Творчество Л.Н.Толстого | Определять тему и главную мысль произведений | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
| |||
Л.Н.Толстой «Акула» | 2 | Соотносить заглавие с темой и главной мыслью. Давать характеристики героев | Произведения Толстого | Определять тему и главную мысль произведений | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
Л.Н.Толстой «Прыжок» | 1 | Соотносить заглавие с темой и главной мыслью. Давать характеристики героев | Произведения Толстого | Определять тему и главную мысль произведений | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | Оценивать поступки героев произведения и свои собственные | ||||
Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | 1 | Соотносить заглавие с темой и главной мыслью. Давать характеристики героев | Произведения Толстого | Определять тему и главную мысль произведений | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирование своего мнения |
| |||
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» | 1 | Соотносить заглавие с темой и главной мыслью. Давать характеристики героев | Произведения Толстого | Определять тему и главную мысль произведений | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирование своего мнения | ||||
Обобщающий урок. Контрольная работа №2 | 1 | Проверка усвоения материала раздела. | Анализ средств художественной выразительности | Построение логической цепочки рассуждений | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Контрольная работа | ||||
| 6 | |||||||||
Н.А.Некрасов «Славная осень» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать текст, понимать прочитанное, задавать вопросы | поэзия | Определять тему и главную мысль произведения | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера | Осознавать эстетическую ценность про-изведения. |
| |||
| 1 | Использовать приемы интонационного чтения | сравнение | Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | Сравнивать текст-описание и текст-повествование | сравнение | Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Осознавать эстетическую ценность про-изведения. | ||||
К.Д.Бальмонт «Золотое слово» | 1 | Соотносить заглавие с темой и главной мыслью | Поэзия | Осознанное чтение художественного произведения | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирование своего мнения | ||||
И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы» | 1 | Использовать приемы интонационного чтения | сравнение | Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения. | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | Осознавать эстетическую ценность про-изведения. |
| |||
Обобщающий урок. Контрольная работа №3 | 1 | Проверка усвоения материала раздела. | Анализ средств художественной выразительности | Построение логической цепочки рассуждений | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Контрольная работа | ||||
| 8 | |||||||||
Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения | 1 | Прогнозировать содержание раздела | Виды сказок | Отличать авторскую сказку от народной | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно | Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Проверка техники чтения | |||
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Присказка к Аленушкиным сказкам» | 1 | Использовать приемы выразительного чтения | присказка | Понимать особенности присказки | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…» | 1 | Сравнивать содержание народной и литературной сказки. Характеристика героев | сказки | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять монологическое высказывание, с опорой на авторский текст | Построение логической цепочки рассуждений | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» | 2 | Сравнивать героев литературной сказки, характеризовать их | сказки | Определять тему и главную мысль произведений | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | Оценивать поступки героев произведения и свои собственные | ||||
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 2 | Сравнивать героев литературной сказки, характеризовать их | сказки | Определять тему и главную мысль произведений | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирование своего мнения | ||||
Обобщающий урок. Диагностическая работа | 1 | Проверка усвоения материала раздела. | Анализ средств художественной выразительности | Построение логической цепочки рассуждений | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Проверочная работа | ||||
| 10 | |||||||||
М.Горький «Случай с Евсейкой» | 2 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа | сравнение | Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки | Построение логической цепочки рассуждений | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||
К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей» | 3 | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев | рассказ | Определять тему и главную мысль произведения, оценивать события | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
А.И.куприн «Слон» | 4 | Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев | рассказ | Определять тему и главную мысль произведения, оценивать события | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Оценивать поступки героев произведения и свои собственные | ||||
Обобщающий урок. Проверочная работа №2 | 1 | Проверка усвоения материала раздела. | Анализ средств художественной выразительности | Построение логической цепочки рассуждений | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Проверочная работа | ||||
| 6 | |||||||||
С.Черный «что ты тискаешь утенка…» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать текст, понимать прочитанное, задавать вопросы | поэзия | Определять тему и главную мысль произведения | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Осознавать эстетическую ценность произведения. | ||||
С.Черный «Воробей», «Слон» | 1 | Определять различные средства выразительности. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов | Эпитет, сравнение | Выразительное чтение, используя интонацию | Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста | Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | ||||
А.Блок «Ветхая избушка» | 1 | Соотносить заглавие с темой и главной мыслью | Эпитет, сравнение | Выразительное чтение, используя интонацию | Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста | Осознавать эстетическую ценность про-изведения. | ||||
А.Блок «Сны», «Ворона» | 1 | Читать стихотворение, используя интонацию | Определять тему и главную мысль произведения | Построение логической цепочки рассуждений | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |||||
С.Есенин «Черемуха» | 1 | Читать стихотворение, используя интонацию | Эпитет, сравнение | Определять тему и главную мысль произведения | Построение логической цепочки рассуждений | Осознавать эстетическую ценность про-изведения. | ||||
Обобщающий урок. Тест №2 | 1 | Проверка усвоения материала раздела. | Анализ средств художественной выразительности | Построение логической цепочки рассуждений | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Тест | ||||
| 16 | |||||||||
М.М.Пришвин «Моя Родина» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа | сравнение | Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки | Построение логической цепочки рассуждений | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек» | 2 | Определять жанр произведения, идею произведения, отношение автора к литературному персонажу | тема | Определять тему и главную мысль. Выделять в тексте главное и второстепенное | Освоение основ смыслового чтения, выделение существенной информации | Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | ||||
В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку» | 2 | Понимать нравственный смысл рассказа, характеристика героя | Слова-определения | Участвовать в анализе произведения. Соотносить название произведения с его содержанием | Определение цели учебной деятельности, поиск средств ее осуществления | Построение логических рассуждений | ||||
В.В.Бианки «Мышонок Пик» | 3 | Определять жанр произведения, идею произведения, отношение автора к литературному персонажу | тема | Определять тему и главную мысль. Выделять в тексте главное и второстепенное | Освоение основ смыслового чтения, выделение существенной информации | Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | ||||
Б.С.Житков «Про обезьянку» | 4 | Понимать нравственный смысл рассказа, характеристика героя | Слова-определения | Участвовать в анализе произведения. Соотносить название произведения с его содержанием | Определение цели учебной деятельности, поиск средств ее осуществления | Построение логических рассуждений | ||||
В.Л.Дуров «Наша Жучка» | 1 | Определять жанр произведения, идею произведения, отношение автора к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа, характеристика героя | Слова-определения | Участвовать в анализе произведения. Соотносить название произведения с его содержанием | Определение цели учебной деятельности, поиск средств ее осуществления | Оценивать поступки героев произведения и свои собственные | ||||
В.П.Астафьев «Калапуха» | 1 | Понимать нравственный смысл рассказа, характеристика героя | Слова-определения | Участвовать в анализе произведения. Соотносить название произведения с его содержанием | Определение цели учебной деятельности, поиск средств ее осуществления | Построение логических рассуждений | ||||
В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» | 1 | Характеристика героя с помощью слов-определений | Слова-определения | Называть авторов, которые пишут о животных | Формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации | Обмен мнениями с одноклассниками | ||||
Обобщающий урок. Контрольная работа №4 | 1 | Проверка усвоения материала раздела. | Анализ средств художественной выразительности | Построение логической цепочки рассуждений | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Контрольная работа | ||||
| 8 | |||||||||
С.Я.Маршак «Гроза днем» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать текст, понимать прочитанное, задавать вопросы | поэзия | Определять тему и главную мысль произведения | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Осознавать эстетическую ценность произведения. | ||||
С.Я.Маршак «В лесу над росистой поляной» | 1 | Читать стихотворение, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому | интонация | Выразительно читать стихотворение, используя интонацию | Формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации | Обмен мнениями с одноклассниками | ||||
А.Л.Барто «Разлука» Проверка техники чтения | 1 | Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение | Слорва-определения | Называть произведения русских поэтов | Определение эмоционального характера текста | Обмен мнениями с одноклассниками | ||||
А.Л.Барто «В театре» | 1 | Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение | Слорва-определения | Выразительное чтение, используя интонацию | Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста | Осознавать эстетическую ценность про-изведения. | ||||
С.В.Михалков «Если» | 1 | Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение | Слорва-определения | Выразительное чтение, используя интонацию | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и ус-воено учащимися и то-го, что еще неизвестно | Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок» | 1 | Читать стихотворение, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому | интонация | Выразительно читать стихотворение, используя интонацию | Формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации | Осознавать эстетическую ценность произведения. | ||||
Проект «Праздник поэзии» | 1 | Читать выразительно и наизусть стихи | интонация | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Проект | |||
Обобщающий урок. Тест №3 | 1 | Проверка усвоения материала раздела. | Анализ средств художественной выразительности | Построение логической цепочки рассуждений | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Тест | ||||
| 12 | |||||||||
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа | сравнение | Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки | Построение логической цепочки рассуждений | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||
А.П.Платонов «Цветок на земле» | 2 | Объяснять смысл названия произведения, определять главную мысль. | интонация | Осознанно и выразительно читать текст | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и ус-воено учащимися и то-го, что еще неизвестно | Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
А.П.Платонов «Еще мама» | 2 | Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль | Анализ произведения | Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | Отделение нового от известного, выделение главного | Обмен мнениями с одноклассниками | ||||
М.М.Зощенко «Золотые слова» | 1 | Понимать особенности юмористического произведения | юмор | Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | Отделение нового от известного, выделение главного | Оценивать поступки героев произведения и свои собственные | ||||
М.М.Зощенко «Великие путешественники» | 2 | Понимать особенности юмористического произведения | юмор | Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | Отделение нового от известного, выделение главного | Оценивать поступки героев произведения и свои собственные | ||||
Н.Н.Носов «Федина задача» | 1 | Понимать особенности юмористического произведения | юмор | Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | Отделение нового от известного, выделение главного | Оценивать поступки героев произведения и свои собственные | ||||
Н.Н.Носов «Телефон» | 1 | Понимать особенности юмористического произведения | юмор | Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | Отделение нового от известного, выделение главного | Оценивать поступки героев произведения и свои собственные | ||||
В.Ю.Драгунский «Друг детства» | 1 | Понимать особенности юмористического произведения | юмор | Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | Отделение нового от известного, выделение главного | Обмен мнениями с одноклассниками | ||||
Обобщающий урок. Проверочная работа | 1 | Проверка усвоения материала раздела. | Анализ средств художественной выразительности | Построение логической цепочки рассуждений | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Проверочная работа | ||||
| 8 | |||||||||
По страницам журналов для детей | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа | сравнение | Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки | Построение логической цепочки рассуждений | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||
Ю.И.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» | 2 | Использовать прием увеличения темпа чтения. Читать рассказ в лицах | Детские журналы | Находить отличия книги от журнала | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
Г.Б.Остер «Вредные советы» | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию, переделывать содержание текста | Детские журналы | Находить отличия книги от журнала | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Оценивать поступки героев произведения и свои собственные | ||||
Г.Б.Остер «Как получаются легенды» | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию, переделывать содержание текста | Детские журналы | Находить отличия книги от журнала | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
Р.Сеф «Веселые стихи» | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию, переделывать содержание текста | Детские журналы | Находить отличия книги от журнала | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Осознавать эстетическую ценность про-изведения. | ||||
Создание сборника добрых советов | 1 | Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения | Детские журналы | Проводить лексическую работу | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
Обобщающий урок. Проверочная работа №4 | 1 | Проверка усвоения материала раздела. | Анализ средств художественной выразительности | Построение логической цепочки рассуждений | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Проверочная работа | ||||
| 8 | |||||||||
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей» | 2 | Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. | мифы | Понимать содержание текста, характеризовать героев | Характеристика персонажей с опорой на текст | Оценивать поступки героев произведения и свои собственные | ||||
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» | 3 | Определять нравственный смысл сказки | Характер сказки | Понимать содержание текста, характеризовать героев | Характеристика персонажей с опорой на текст | Обмен мнениями с одноклассниками | ||||
Обобщающий урок. Контрольная работа №5 | 1 | Проверка усвоения материала раздела. | Анализ средств художественной выразительности | Построение логической цепочки рассуждений | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |||||
Проверка техники чтения | 1 | Проверка предметных и универсальных учебных умений | Определять тему и главную мысль. Выделять в тексте главное и второстепенное | Освоение основ смыслового чтения, выделение существенной информации | Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений | Проверка техники чтения | ||||
Итоговая диагностическая работа | 1 | Проверка предметных и универсальных учебных умений | Определять тему и главную мысль. Выделять в тексте главное и второстепенное | Освоение основ смыслового чтения, выделение существенной информации | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Проверочная работа | ||||
Итого | 136 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебные пособия
- Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 частях / [сост. Л.Ф. Климанова и др.] – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 446 с.
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение. Начальная школа. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. В 2 частях. - Издательство: Вентана-Граф, 2006 г. - 416 с.
- Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение // Сб. рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011. С. 283–328.
- Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь». 3 класс. Москва. «Просвещение», 2012.
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебному комплекту Л.Ф. Климановой и др.: 3 класс. – М.: ВАКО, 2012.
- Литературное чтение. 3-4 классы: поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2012.
- Лободина Н. В. Чтение. 1–4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения.– Волгоград: Учитель, 2011. – 89 с.
- Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.
Литература
- Адаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2001- №2001- № 4, С - 56-62.
- Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 272 с.
- Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. К учебникам М.В. Головановой и Л.Ф. Климановой. – М.: ВАКО, 2012. – 360
- Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч. 1,2. Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – 96 с.
- Лазарева В.А. «Уроки литературного чтения в современной начальной школе». // «Начальная школа». 2012 - № 2, С - 2-10.
- Лебедева Е.П. «Как избежать ошибок при подготовке и проведении урока литературного чтения». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 - № 5, С - 19-22.
- Литературное чтение. 1–4 классы: формирование читательской компетенции : уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.-сост. Т. В. Данилюк [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.
- Мисаренко, Г. Г. Развитие речи учащихся 2–4 классов: конструирование и анализ предложений / Г. Г. Мисаренко. – Волгоград : Учитель, 2011.
- Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.
- Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2006 - № 2, С - 59-61.
- Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 - № 10, С - 62-66.
- Стефаненко, Н. А. Литературное чтение. 3 класс : метод. пособие / Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2012.
- Тимофеева И.И. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти лет». // Санкт-Петербург. 2000, С - 62-76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно-тематические планы (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология)
Календарно-тематические планы соствлены к УМК "Начальная школа XXI века"....
Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".
Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс
В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....