Урок литературного чтения " Мороз-Воевода" Н.А.Некрасов
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок  чтения 3 класс

 Тема: Н.А. Некрасов «Мороз – воевода»

 

Цели урока:

1.Знакомство с отрывком из произведения Некрасова « Мороз, красный нос» 2. Способствовать формированию навыков работы с литературным текстом.

 Создать условия для развития способности внимательного отношения   к  языку  художественного произведения и сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях.

3. Воспитывать эстетические чувства (умение восхищаться прекрасным, видеть красоту в повседневном пейзаже.

Оборудование:

Портрет Н.А. Некрасова, презентация по теме урока, компьютер, мультимедиа проектор, экран, памятки по подготовке к выразительному чтению, таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение,  эпитет, сравнение.

Ход урока:

1.     Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Здравствуйте уважаемое жюри. Я учитель нач.классов Михеевской школы Иманалиева Ажар Евгеньевна.

 

Психологический настрой учащихся.

 

Друзья мои, я очень рада

 

Войти в приветливый ваш класс.

 

И для меня уже награда

 

Вниманье ваших умных глаз.

 

Я знаю, каждый в классе гений

 

Но без труда талант не впрок.

 

Скрестите шпаги ваших мнений,

 

Мы вместе сочиним урок.

- Ребята, я вам приготовила одну загадку, послушайте внимательно.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила

 

 

2.     Сообщение темы и цели урока

Ребята, скажите какое время года? (Ответ детей? Назовите приметы зимы. (снег, мороз, зимний месяц) Верно . Посмотрите на слайд. Какая красивая зима на слайде. Слайд1 ,.

-По календарю зима приходит в декабре, но русская зима приходит раньше и длится дольше, чем по календарю. На Руси декабрь называли «студень», так как становилось морозно, студёно. Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

 

3. Изучение нового материала

- Сейчас мы выясним, как называли зиму поэты. Слайд 2

-Прочитайте первое четверостишие Тютчева ( дети читают)

- Молодец, садись.

- Следующее четверостишие Кедрина ( спасибо,садись)

- как же называет Тютчев зиму? ( ответ детей)

- А как же называет Кедрин? ( ответ детей)

У Тютчева – чародейка, у Кедрина «…щеголиха в белой разлетайке, русская красавица зима…»

 

-Расскажите, почему зима – волшебница? (она укрыла всё снегом, словно пухом; лес заснул, как будто заколдован) фильм

- Посмотрите отрывок из фильма «Морозко»

- Кто это?

- А почему вы так решили? Что он делает?

 

- В этом фильме Мороз обходит свои владения. ( вывод)

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним образом Деда Мороза, только его  создал Н.А.Некрасов в своей  поэме, стихами,  а мы читаем и представляем дедушку Мороза в поэме   Мороза – красный нос, отрывок Мороз-воевода

Слайд 4

- Но прежде, чем я прочитаю вам это стихотворение вы посмотрите на вопросы,  на которые вы должны будете ответить, они у вас лежат на партах в виде  и на слайде. СЛАЙД 5

Снежинки с вопросами : Центральное слово «Мороз-воевода» и от него идут вопросы: 1. Портрет мороза. 2. Действия мороза. 3 воины мороза. 4 планы мороза. слайд

- Послушайте стихотворение (учитель читает вслух выразительно).

- Вот, ребята,  Некрасов нам  нарисовал еще одного Мороза в своем царстве.

- теперь читаем про себя и будем отвечать на вопросы, которые вы видите на снежинке, но в тексте вам  встретились  новые слова . Посмотрите на слайд. 4. Словарная работа  ,. Слайд 6

 

(Воевода – предводитель войска на Руси,

дозором обходит – сторожит,

палица – дубина с шипами, оружие русских богатырей,

обозы – вереница гружённых повозок,

казна – богатство, алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета).

Бор- сосновый лес

Владенья – своя собственность.

Физминутка после чтения

Отдохнули после танца со снежинками, а теперь продолжим работу.

5.  Анализ стихотворения.

- Ребята. вам понравилось стихотворение? ( ответ детей).

1-ый вопрос: портрет Мороза.  Каким вы увидели его?

 

(ответ детей)- 1 ученика работаем с текстом. Подтвердите ваши ответы из текста.

- похож он на  героя из худ.фильма « Морозко»? ( ответы детей)

2-ый вопрос действия мороза (что делает мороз?) ( обходит дозором свои владения)

3-вопрос воины мороза. Кто ему всегда подчиняется? Подтвердите текстом (метели, снега и туманы)

4-ый вопрос Планы Мороза. ( Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет, построю мосты, дворцы…) Молодцы.

Учитель: Конечно, замечательное стихотворение подарил нам Н.А. Некрасов , чтобы стихотворение было выразительным, чтобы вы себе представили этого Мороза – воеводу, автор использовал специальные изобразительные средства языка.  Вы уже знаете такие средства как олицетворение и эпитеты. Давайте вместе вспомним. Обратите внимание на слова Олицетворение. Что такое? ------ Читай, Алиса. Прочитаем 1-ю сторфу. Что делает мороз?( обходит, глядит,трещит, идет)СЛАЙД

- теперь прочитайте что такое эпитет, найдем в стихотворении эпитеты читаем 3-ю и 4-ю строфу (  по замерзшей воде, яркое солнце, голой земли.) –Как же  живётся Морозу в зимнем лесу? (чудесно, он творит чудеса, его окружает красота) -Как вы думаете, а как сам поэт относится к своему герою?(восхищается, любуется, подтвердите предложениями или словами из текста.)

- Ребята, я хочу услышать,  как же вы читаете?

- прочитайте столбик, который вам понравился.

Молодцы. Спасибо. Ребята наш урок подходит к концу. Я хотела бы спросить , чем же мы сегодня занимались?

- Давайте подведем итог.

-Рефлексия.  СЛАЙД

 

    -  Я познакомился с произведением поэта…..

-         Тема данного произведения…

-         Я познакомился с новыми словами…

-         Я вспомнила изобразительно-выразительные средства языка

6. Домашнее задание Слайд 10

 

 Подготовить выразительное чтение всего стихотворение на выбор.

- Выразительное чтение оценка -4

 - Выучить наизусть отрывок «Песня Мороза»  оценка – 5,

 

- Спасибо за работу!

Время урока истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

За то, что встретили тепло

И поработали ударно. А оценки за работу на уроке вам поставит ваш учитель.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_chteniya.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  чтения 3 класс

 Тема: Н.А. Некрасов «Мороз – воевода»

Цели урока:

1.Знакомство с отрывком из произведения Некрасова « Мороз, красный нос» 2. Способствовать формированию навыков работы с литературным текстом.

 Создать условия для развития способности внимательного отношения   к  языку  художественного произведения и сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях.

3. Воспитывать эстетические чувства (умение восхищаться прекрасным, видеть красоту в повседневном пейзаже.

Оборудование:

Портрет Н.А. Некрасова, презентация по теме урока, компьютер, мультимедиа проектор, экран, памятки по подготовке к выразительному чтению, таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение,  эпитет, сравнение.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Здравствуйте уважаемое жюри. Я учитель нач.классов Михеевской школы Иманалиева Ажар Евгеньевна.

Психологический настрой учащихся.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.

- Ребята, я вам приготовила одну загадку, послушайте внимательно.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила

  1. Сообщение темы и цели урока 

Ребята, скажите какое время года? (Ответ детей? Назовите приметы зимы. (снег, мороз, зимний месяц) Верно . Посмотрите на слайд. Какая красивая зима на слайде. Слайд1 ,.

-По календарю зима приходит в декабре, но русская зима приходит раньше и длится дольше, чем по календарю. На Руси декабрь называли «студень», так как становилось морозно, студёно. Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

3. Изучение нового материала

- Сейчас мы выясним, как называли зиму поэты. Слайд 2

-Прочитайте первое четверостишие Тютчева ( дети читают)

- Молодец, садись.

- Следующее четверостишие Кедрина ( спасибо,садись)

- как же называет Тютчев зиму? ( ответ детей)

- А как же называет Кедрин? ( ответ детей)

У Тютчева – чародейка, у Кедрина «…щеголиха в белой разлетайке, русская красавица зима…»

-Расскажите, почему зима – волшебница? (она укрыла всё снегом, словно пухом; лес заснул, как будто заколдован) фильм

- Посмотрите отрывок из фильма «Морозко»

- Кто это?

- А почему вы так решили? Что он делает?

- В этом фильме Мороз обходит свои владения. ( вывод)

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним образом Деда Мороза, только его  создал Н.А.Некрасов в своей  поэме, стихами,  а мы читаем и представляем дедушку Мороза в поэме   Мороза – красный нос, отрывок Мороз-воевода

Слайд 4

- Но прежде, чем я прочитаю вам это стихотворение вы посмотрите на вопросы,  на которые вы должны будете ответить, они у вас лежат на партах в виде  и на слайде. СЛАЙД 5

Снежинки с вопросами : Центральное слово «Мороз-воевода» и от него идут вопросы: 1. Портрет мороза. 2. Действия мороза. 3 воины мороза. 4 планы мороза. слайд

- Послушайте стихотворение (учитель читает вслух выразительно).

- Вот, ребята,  Некрасов нам  нарисовал еще одного Мороза в своем царстве.

- теперь читаем про себя и будем отвечать на вопросы, которые вы видите на снежинке, но в тексте вам  встретились  новые слова . Посмотрите на слайд. 4. Словарная работа  ,. Слайд 6

(Воевода – предводитель войска на Руси,

дозором обходит – сторожит,

палица – дубина с шипами, оружие русских богатырей,

обозы – вереница гружённых повозок,

казна – богатство, алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета).

Бор- сосновый лес

Владенья – своя собственность.

Физминутка после чтения

Отдохнули после танца со снежинками, а теперь продолжим работу.

5.  Анализ стихотворения.

- Ребята. вам понравилось стихотворение? ( ответ детей).

1-ый вопрос: портрет Мороза.  Каким вы увидели его?

(ответ детей)- 1 ученика работаем с текстом. Подтвердите ваши ответы из текста.

- похож он на  героя из худ.фильма « Морозко»? ( ответы детей)

2-ый вопрос действия мороза (что делает мороз?) ( обходит дозором свои владения)

3-вопрос воины мороза. Кто ему всегда подчиняется? Подтвердите текстом (метели, снега и туманы)

4-ый вопрос Планы Мороза. ( Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет, построю мосты, дворцы…) Молодцы.

Учитель: Конечно, замечательное стихотворение подарил нам Н.А. Некрасов , чтобы стихотворение было выразительным, чтобы вы себе представили этого Мороза – воеводу, автор использовал специальные изобразительные средства языка.  Вы уже знаете такие средства как олицетворение и эпитеты. Давайте вместе вспомним. Обратите внимание на слова Олицетворение. Что такое? ------ Читай, Алиса. Прочитаем 1-ю сторфу. Что делает мороз?( обходит, глядит,трещит, идет)СЛАЙД

- теперь прочитайте что такое эпитет, найдем в стихотворении эпитеты читаем 3-ю и 4-ю строфу (  по замерзшей воде, яркое солнце, голой земли.) –Как же  живётся Морозу в зимнем лесу? (чудесно, он творит чудеса, его окружает красота)

-Как вы думаете, а как сам поэт относится к своему герою?(восхищается, любуется, подтвердите предложениями или словами из текста.)

- Ребята, я хочу услышать,  как же вы читаете?

- прочитайте столбик, который вам понравился.

Молодцы. Спасибо. Ребята наш урок подходит к концу. Я хотела бы спросить , чем же мы сегодня занимались?

- Давайте подведем итог.

-Рефлексия.  СЛАЙД

    -  Я познакомился с произведением поэта…..

  • Тема данного произведения…
  • Я познакомился с новыми словами…
  • Я вспомнила изобразительно-выразительные средства языка

6. Домашнее задание Слайд 10

 Подготовить выразительное чтение всего стихотворение на выбор.

- Выразительное чтение оценка -4

 - Выучить наизусть отрывок «Песня Мороза»  оценка – 5,

- Спасибо за работу!

Время урока истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

За то, что встретили тепло

И поработали ударно. А оценки за работу на уроке вам поставит ваш учитель.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...