А.П. Чехов. Ванька.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
Урок - исследование текста
Тема: А.П. Чехов. Ванька.
Цель: создать условия для знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;
Задачи:
-формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;
-повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
-знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
-развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
-воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности
Оборудование: портреты писателей. интерактивная доска Smart Board, мультимедийный проектор, электронный учебник «КМ», карточки с названием деревьев, листы бумаги с расположением чисел от 1до 20 (изображение дерева), карточки для групповой работы по составлению рифмы, стволы деревьев, их крона на магнитах (демонстрационный материал),аудиозапись стихотворения, музыкальное сопровождение « Соловьиная роща».
Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Узнают новые произведения о детях Научатся изображать характеры героев. | Познавательные: Продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие. Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. |
Цели урока:
образовательные
познакомить учащихся с биографией и творчеством А.П.Чехова;
познакомить с содержанием рассказа А.П.Чехова « Ванька»;
выяснить с детьми, как жил их ровесник, живший 200 лет назад;
подвести детей к выводу о тяжёлой судьбе крепостных людей;
совершенствовать навык осознанного правильного чтения;
совершенствовать умение работать с иллюстрациями рассказа;
совершенствовать умение работать с текстом рассказа.
развивающие
развивать память, внимание, мышление, речь, наблюдательность.
воспитательные
воспитывать интерес к произведениям русских классиков;
воспитывать нравственные качества.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка некоторых литературных произведений А.П.Чехова, старинная чернильница, перо, свеча, презентация «А.П.Чехов «Ванька», толковые словари, репродукция картины В.Маковского «Свидание».
Методы и приёмы обучения:
к методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, используемые на данном уроке, относятся: словесные, наглядно-практические, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые.
методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание эмоционально-нравственных ситуаций, учебная дискуссия.
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: фронтальный и индивидуальный опрос.
Ход урока.
1. Организация на урок.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка учебной задачи.
А) Сегодня мы познакомимся ещё с одной страницей из истории России.
Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.
Б) Работа по картине В.Маковского «Свидание»
- Внимательно рассмотрите картину В. Маковского «Свидание». Этот художник был современником А.П. Чехова.
- Как вы понимаете слово «современник»?
(Тот, кто живет в одно время с кем-нибудь)
- О чем рассказывает картина?
( Картина рассказывает о свидании матери с сыном, отданным в учение к какому – то городскому ремесленнику (судя по кожаному фартуку мальчика – к сапожнику ). Судя по узелку и дорожной палочке, по одежде женщины, она приехала из деревни, чтобы повидаться с сыном и покормить мальчика. Её жест и взгляд, направленный на мальчика, выражают боль и любовь. Ей явно очень жаль сына, и она молча наблюдает, как он торопливо жует принесенный ею калач. У этих двух близких людей нет даже возможности повидаться в нормальных условиях: встреча явно происходит в сенях. А поскольку мальчик даже не снял фартук, он явно торопится вернуться на свое рабочее место.)
В) О трудностях и лишениях того времени писали многие писатели в том числе и А.П. Чехов.
(Презентация А.П.Чехов)
4. Сообщение темы урока.
-Сегодня мы познакомимся с рассказом «Ванька»
1 Подготовка к восприятию рассказа А.П.Чехова «Ванька».
(проводится по материалам учебника стр. 107)
2 Словарная работа.
- Некоторые слова в этом рассказе мне не понятны. Постарайтесь объяснить их значение. Можете воспользоваться словарем.
Каждая группа ищет слова в толковых словарях.
1гр.- заутреня, колодка, клирос;
2гр. –людская, тулуп,
3гр. - иезуитское, ледник, горничная;
4гр.- подпасок, кучер, ямщик
(Заутреня – ранняя церковная служба в праздник;
колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви, клирос-место для певчих в церкви перед иконостасом;
людская- помещение для слуг в барском доме,
тулуп – долгополая меховая шуба;
иезуитское – лживое, лицемерное;
ледник – погреб;
колотушка- устройство из дощечек для постукивания;
горничная – работница для уборки комнат;
подпасок – мальчик, помогающий пастуху;
кучер – работник, который правит лошадьми;
ямщик – кучер)
3 Чтение начала рассказа А.П.Чехова «Ванька» в исполнении Ю.М.Соломина (звукозапись)
( дети следят)
- Как вы думаете, о чем мог написать в письме девятилетний мальчик?
4 Устное рисование.
Учитель:
- А хотите узнать?
5. Чтение текста по частям с использованием индивидуально-дифференцированного подхода.
I часть
стр.108 со слов: “Ванька перевел глаза на темное окно…” до слов на стр.109 “Как будто его перед праздником помыли и потерли снегом”.
- Найдите описание внешности дедушки Константина Макаровича.
- Как автор описывает ночь в деревне.
- От какого лица ведется повествование в этой части?
Обобщение: Ванька смотрит на темное окно, а что он в это время вспоминает? Прочитайте выборочно.
(Все самое дорогое, любимое, светлое).
II часть
стр. 109 со слов “Ванька вздохнул…”
стр.110 до слов: “Все равно как за мамку Пелагею
- Найдите и прочитайте, из чего состоит “учение Ваньки»?
- На что согласен Ванька, лишь бы его отсюда забрали?
- Найдите предложение в тексте, в котором выражено отчаяние мальчика?
Смотрите, дети, какие страшные слова: “смерть одна”, какая безысходность
- Какой фразеологизм вы нашли в тексте?
(секи как Сидорову козу)
6. Физкультминутка.
III часть
стр.110 со слов: “А Москва город большой…” до слов на стр. 112 “К сапожнику Аляхову»
- Поняли ли вы, о чем речь пойдет в этой части?
7. Творческая работа.
- Что для Ваньки является самыми светлыми воспоминаниями?
IV часть
1) Чтение “шепотом”
- Согласитесь ли вы с утверждением, что Ванька наблюдательный и чрезвычайно сообразительный мальчик.
Докажите словами из текста
- Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматической?
- Как автор называет письмо?
(Доверено самое сокровенное, мечты, надежды)
Учитель:
1. Какие чувства мы испытываем, читая письмо чеховского героя?
2. Хотелось бы вам помочь Ваньке?
3. Как вы думаете, получит ли письмо дедушка? Почему же Ванька так промахнулся с адресом?
4. А случайно ли то, что Ванька пишет его в ночь перед Рождеством?
5.Как построен рассказ? ( Чередование от 3-го лица- от имени автора и от 1-го лица)
8. Составление плана. Подготовка к пересказу.
Расположите рисунки в последовательности происходящих событий.( 1 группа)
Составьте план рассказа. (2 группа)
Подготовить краткий пересказ по картинному плану. (3 группа)
9. Обобщение.
- Какое настроение вызвал у вас рассказ А.Чехова “Ванька”?
Рассказ грустный, но он помогает нам осознать, что Ванька не пропадет в этой жизни.
(Умеет читать, писать, что было в то время редким явлением, трудолюбивый)
И пусть на этот раз его желание не сбудется, но в его жизни будет “свое Рождество!»
10. Рефлексия.
- Чему вы научились на уроке?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Продолжи предложения:
Мне показалось важным…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Сделай вывод, что тебе дал этот урок для жизни?
11. Подведение итогов урока. Комментированное выставление оценок.
12. Дом. задание по выбору.
Уровневая дифференциация.
Пересказ.
Описание Москвы наизусть.
Написать продолжение, что могло произойти дальше с Ванькой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения. А.П.Чехов. Ванька
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ А.П.ЧЕХОВ "ВАНЬКА"
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ А.П.ЧЕХОВ "ВАНЬКА"...
Урок-исследование текста.Тема А.П.Чехов Ванька
Формирование у младших школьников интереса к чтению, воспитание внимательных и вдумчивых читателей является одной из важнейших задач начальной школы. Предлагаемый урок соответствует требованиям времен...
Презентация к уроку литературного чтения Чехов "Ванька"
Презентация составлена ко всем этапам урока. В неё включены этапы жизни и творчества А. П. Чехова, задания и иллюстрации к рассказу "Ванька"...
Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс
Конспект рассчитан на проведение двух уроков по произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....
Урок литературного чтения "А.П.Чехов "Ванька"
Урок литературного чтения в 3-м классе (УМК «Начальная школа XXIвека»). На уроке учащиеся знакомятся с трудной жизнью детей XIXвека, учатся анализировать, выражать собственные мысли. В про...
А.П.Чехов "Ванька". Два мира Ваньки Жукова
Тема: А.П.Чехова «Ванька». Два мира Ваньки Жукова. Цель урока: На материале авторской литературы и художественной картины обнаружить сложный мир переживаний, сложного мира чув...