Урок литературного чтения во 2 классе. Русская народная сказка «Снегурочка»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения по УМК "Начальная школа XXI века" для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snegurochka_otkrytyy_urok_mva.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Молчанова В.А. учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 28» г. Белгорода
Урок литературного чтения
во 2 классе
Русская народная сказка «Снегурочка»
Подготовила Молчанова В. А.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 28» г. Белгорода
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема урока: Русская народная сказка «Снегурочка».
Цель: способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения.
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Оборудование: набор иллюстраций к сказке
I.Орг. момент.
II.Постановка учебной задачи.
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о зиме.
III. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся? Чему будем учиться на уроке?
Мы будем совершенствовать навыки чтения, беглость, выразительность, осознанность. Развивать свою речь на уроке, обогащать словарный запас, знакомиться с произведением «Снегурочка».
Знакомство с краткой биографией и творчеством В. Даля.
В.И.Даль – военный врач – хирург, знал 6 языков. Даль – русский учёный, писатель, собиратель фольклора; прославился, как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
50 лет Даль работал над «Толковым словарём русского народа» (1866г.), который состоит из четырёх томов и содержит 200 000слов. В этом словаре Даль не только показывает правильное написание этих слов, но и объясняет их значение, смысл.
Много сказок у В.И. Даля. Это «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», Привередница», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и много других. Его сказки поучительные и интересные.
Умер В.И. Даль в 1872 г. В.И.Даль всю жизнь изучал русский язык, собирал пословицы, народные выражения, стремился показать богатство живого русского языка.
Даль – настоящий знаток русского языка. Мудрость русских народных сказок, красоту живой народной речи оценил и показал В.И.Даль в своих трудах. Нашу выставку книг я дополнила книгами очень серьёзными и нужными, книгами, которыми пользуются ребята старших классов и взрослые.
“Иллюстрированный полный словарь русского языка”
“Толковый словарь русского языка”
“Толковый словарь живого великорусского языка”
IV. Речевая разминка. Прочитайте слова самостоятельно:
ра-ра-ра- игра, гора, нора, кора
жи-жи-жи- ежи, ужи, ножи, лыжи
чка-чка-чка- печка, свечка, ночка, дочка
- Чтение слов хором. Какие слова не понятны?
- Чтение слов по слогам
- Чтение слов с постановкой ударения
- Чем отличаются слова 1 и 2 строки?
- Какое слово “лишнее” на 3 строке?
V. Работа над постановкой дыхания.
Сделайте глубокий вдох и на выдохе читаем ряд согласных, добавляя гласную о:
Н Г К Х Т Д Ш М Р Б
VI. Упражнение, развивающее оперативное поле чтения и память.
р 1 а
р 2 о
р 3 у
р 4 ы
р 5 и
VII. Проверка Д/З.
Взаимоопрос по сказке В. Даля «Снегурочка».
А сейчас мы проверим Д/З, вы задаёте вопрос и называете того, к кому обращаетесь. Взаимопроверка в парах.
VIII. Первичное восприятие текста.
- Сегодня я познакомлю вас с новым произведением о зиме.
(Учитель вместе с детьми читает произведение).
IX. Словарная работа. Проведем словарную работу с теми словами, которые встретятся в тексте. Работа со словарем.
Снегурочка:
1. СНЕГУРОЧКА - сказочная снежная девушка, которая тает род лучами солнца.
2.СНЕГУРОЧКА - внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников
- Почему второе определение нам сегодня не подходит?
- У нас в гостях Снегурочка - сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца.
- Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии, Бразилии или странах Африки7
- А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, Снежная королева, снеговик, снежная баба)
Сафьяновые (сапоги) – сафьян – тонкая мягкая окрашенная обычно в яркие цвета кожа, выделываемая из козьих или овечьих шкур.
Атлас – сорт шелковой гладкой блестящей ткани.
Лелеять - нежить, холить, заботливо ухаживать.
Сафьяновые миновала смотрят
Атласная нездоровится насмотреться
Лелеять
Словарная работа.
-Как вы думаете, что обозначают слова, записанные на доске?
Кабы – если бы.
Ветошка – лоскут старой ткани.
Вешнего – весеннего.
Кокурочка – булочка, булка.
Кузовок – плетёная корзиночка для ягод и грибов.
Лобызала – целовала.
Пестовать – нянчить, лелеять, заботливо воспитывать.
Хлевушек (хлев) – помещение для животных.
Х.ФИЗМИНУТКА .
XI. Анализ произведения.
Итак, мы познакомились с произведением. Назовите жанр произведения. Докажите что это сказка. Каковы отличительные особенности сказки «Снегурочка».
-Какие еще жанры произведения вам известны? Какая это сказка?
Назовите виды сказок. К какому виду относится эта сказка?
Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу? Нет, в сказке прячется ещё что-то, и мы сегодня постараемся раскрыть её тайну. Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из “ уст в уста”.
Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.
Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках и героях. В сказках люди “летали по воздуху”, “ходили в сапогах – скороходах”, “воскрешали убитых”, “в одну ночь строили дворцы”.
Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь
Ответьте мне на вопросы:
- О чем эта сказка? Почему дед и баба стали лелеять Снегурочку?
- Какой стала Снегурочка с приходом весны?
- Прочитайте слова, которые говорят о ласковом отношении деда и бабы к Снегурочке.
- Как Снегурочка обращается к своим близким?
-Чего больше всего боится Снегурочка?
- Нравится ли вам конец сказки?
Проблемный вопрос.
- Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костёр?
(Правильно, время снега не вечно. Последний снег тает в лесу позже, чем на открытой местности. Но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи.)
Анализ литературной сказки и народной сказки.
Какие сказки у нас сегодня были в гостях? (литературная, народная)
– Какие сказки появились раньше?
– Что мы можем сказать об авторе литературной сказки и народной?
– В какой форме (устной или письменной) создается литературная сказка?
– В какой форме (устной или письменной) создаётся народная сказка?
– Известно ли время создания литературной сказки? (Да)
– Известно ли время создания народной сказки? (Нет. Время создания определить невозможно)
– Ограничивается ли народная сказка определенным жанром? (Да. Волшебная, бытовая, о животных)
– Литературная сказка включает в себя черты бытовой, волшебной и сказки о животных.
– Можно ли вносить изменения в литературную сказку? (Нет)
– А народную? (Да. Она существует в нескольких вариантах.)
– Может ли автор использовать сюжет народной сказки? (Да)
Учитель: Конечно это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.
– Почему сказка «Снегурочка» относится к теме «Идет волшебница зима»?
– Вспомните, какие ещё произведения мы читали по этой теме. (М. Пришвин «Деревья В лесу», К. Ушинский «Мороз не страшен», сказка «Дети Деда Мороза», Э. Шим «Всем вам крышка», З. Александрова «Зима», С. Иванов «Каким бывает снег?»).
Анализ произведения.
- Автор.
- Тема произведения.
- Идея (чему учит) ЧТО БЫ ВЫ ПОСОВЕТОВАЛИ ГЕРОЮ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
- Система образов.
- Композиция:
- завязка;
- кульминация;
- развязка.
XIII. Характеристика героя произведения.
- Расскажи о …. (начни со слов: Мне очень понравился.., Мне запомнился…, Я восхищаюсь…)
- Опиши внешность (сколько лет, как выглядела, во что одета).
- Вспомни подвиги.
- Перечисли основные черты характера героя.
- Выскажи отношение рассказчика к герою.
XIV.Работа в тетрадях.
XV.Работа в группах.
1 группа - «Аналитики» - запиши черты характера Снегурочки.
2 группа –«Чтецы» - составь план сказки .
3 группа - « Писатели» - придумывают продолжение сказки.
XIV. Домашнее задание.
Дома подготовить пересказ рассказа.
XVI. Закрепление новых знаний
Образ Снегурочки - это чистота, доброта, таинственность, красота.
-Почему народная сказка "Снегурочка" закончилась печально?
-Во что превратилась Снегурочка? (В облачко)
-Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой может пойти снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку. А летом облачко прольется дождем, и на Земле распустятся белые, нежные цветы, похожие на Снегурочку.)
XVII.Работа с использованием словаря “зимних слов”
- Какой ты представляешь себе Снегурочку?
- Найди прилагательные, которые подойдут для описания Снегурочки.
Снегурочка (какая?) беленькая, кругленькая, светлая, искристая, нежная, румяная.
XVIII. Оценка.
- Молодцы! Вы работали в группах, прислушивались к ответам друг друга, старались учитывать мнение всех ребят группы, вы постарались и выполнили эти задания верно.
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
- Что нового и полезного для вас вы услышали на уроке?
- Какие виды сказок вы знаете? Что запомнили о жизни В. Даля?
- Какое настроение у вас после знакомства с этими сказками.
- Чем обогатились мы за этот урок?
- научились сравнивать сказки: авторскую и народную;
- учились пересказывать;
- продолжали работу над выразительным чтением сказки;
- узнали о писателе;
- учились помогать друг другу;
- учились работать в парах и группах.
XIX. Домашнее задание.
Дома подготовить пересказ сказки.
XX. Рефлексия.
- Что понравилось?
- Что получилось?
- Над чем поработать?
Домашнее задание (по выбору)
- в тетради задание №2, 3.
- сочинить свою сказку.
- нарисовать рисунок и придумать продолжение сказки.
Спасибо за работу! Страна сказок необъятна. Пусть сказки учат нас быть добрее к людям, к своим друзьям, ценить помощь, дружбу, быть отзывчивыми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....
Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»Шелеховского района Иркутской области...
Презентация к уроку литературного чтения по русской народной сказке"Снегурочка"
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс....
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....
"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Тема"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...
Презентация "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Презентация к уроку "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....