Урок литературного чтения во 2 классе. Русская народная сказка «Снегурочка»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Молчанова Вера Алексеевна

Урок литературного чтения по УМК "Начальная школа XXI века" для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snegurochka_otkrytyy_urok_mva.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Молчанова В.А. учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 28»  г. Белгорода

                           

Урок литературного чтения

во 2 классе

Русская народная сказка «Снегурочка»

                                                        Подготовила Молчанова В. А.

                                                        учитель начальных классов

                                                        МБОУ «СОШ № 28» г. Белгорода

                                                        

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Русская народная сказка «Снегурочка».

Цель: способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения.

        Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со   сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.

        Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:  развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

        Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Оборудование: набор иллюстраций к сказке

I.Орг. момент.

II.Постановка учебной задачи.

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о зиме.

III. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся? Чему будем учиться на уроке?

        Мы будем совершенствовать навыки чтения, беглость, выразительность, осознанность. Развивать свою речь на уроке, обогащать словарный запас, знакомиться с произведением   «Снегурочка». 

Знакомство с краткой биографией и творчеством В. Даля.

        В.И.Даль – военный врач – хирург, знал 6 языков. Даль – русский учёный, писатель, собиратель фольклора; прославился, как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

        50 лет Даль работал над «Толковым словарём русского народа» (1866г.), который состоит из четырёх томов и содержит 200 000слов. В этом словаре Даль не только показывает правильное написание этих слов, но и объясняет их значение, смысл.
Много сказок у В.И. Даля. Это «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», Привередница», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и много других. Его сказки поучительные и интересные.
Умер В.И. Даль в 1872 г.
 В.И.Даль всю жизнь изучал русский язык, собирал пословицы, народные выражения, стремился показать богатство живого русского языка.

         Даль – настоящий знаток русского языка. Мудрость русских народных сказок, красоту живой народной речи оценил и показал В.И.Даль в своих трудах. Нашу выставку книг я дополнила книгами очень серьёзными и нужными, книгами, которыми пользуются ребята старших классов и взрослые.

“Иллюстрированный полный словарь русского языка”

“Толковый словарь русского языка”

“Толковый словарь живого великорусского языка”

IV. Речевая   разминка.  Прочитайте слова самостоятельно:

ра-ра-ра- игра, гора, нора, кора
жи-жи-жи- ежи, ужи, ножи, лыжи
чка-чка-чка- печка, свечка, ночка, дочка
 

  • Чтение слов хором. Какие слова не понятны?
  • Чтение слов по слогам
  • Чтение слов с постановкой ударения
  • Чем отличаются слова 1 и 2  строки?
  • Какое слово “лишнее” на 3 строке?

V. Работа над постановкой дыхания.

Сделайте глубокий вдох и на выдохе читаем ряд согласных, добавляя гласную о:

Н Г К Х Т Д Ш М Р Б

VI. Упражнение, развивающее оперативное поле чтения и память.

                                   

                                                       р  1  а

                                                     р    2    о

                                                   р      3      у

                                                р         4        ы

                                             р            5           и                      

VII. Проверка Д/З. 

Взаимоопрос  по  сказке В. Даля «Снегурочка».

        А сейчас мы проверим Д/З, вы задаёте вопрос  и называете того, к кому обращаетесь. Взаимопроверка в парах.

VIII. Первичное восприятие текста. 

- Сегодня я познакомлю вас с новым произведением о зиме.

 (Учитель вместе с детьми читает произведение).

IX. Словарная работа.  Проведем словарную работу с теми словами, которые встретятся в тексте. Работа со словарем.

 Снегурочка: 

1. СНЕГУРОЧКА - сказочная снежная девушка, которая тает род лучами солнца.

2.СНЕГУРОЧКА - внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников

 - Почему второе определение нам сегодня не подходит?

 - У нас в гостях Снегурочка - сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца.

 - Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии, Бразилии или странах Африки7

 - А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, Снежная королева, снеговик, снежная баба)

Сафьяновые (сапоги) – сафьян – тонкая мягкая окрашенная обычно в яркие цвета кожа, выделываемая из козьих или овечьих шкур.

Атлас – сорт шелковой гладкой блестящей ткани.

Лелеять - нежить, холить, заботливо ухаживать.

Сафьяновые             миновала                смотрят

Атласная                  нездоровится             насмотреться

Лелеять

Словарная работа.

-Как вы думаете, что обозначают слова, записанные на доске?

Кабы – если бы.

Ветошка – лоскут старой ткани.

Вешнего – весеннего.

Кокурочка – булочка, булка.

Кузовок – плетёная корзиночка для ягод и грибов.

Лобызала – целовала.

Пестовать – нянчить, лелеять, заботливо воспитывать.

Хлевушек (хлев) – помещение для животных.

Х.ФИЗМИНУТКА .

XI. Анализ произведения.  

        Итак, мы познакомились с произведением. Назовите жанр произведения. Докажите что это сказка. Каковы отличительные особенности сказки «Снегурочка».

-Какие еще жанры произведения вам известны? Какая это сказка?

Назовите виды сказок. К какому виду относится эта сказка?  

Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу? Нет, в сказке прячется ещё что-то, и мы сегодня постараемся раскрыть её тайну. Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из “ уст в уста”.
Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.

Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках и героях. В сказках люди “летали по воздуху”, “ходили в сапогах – скороходах”, “воскрешали убитых”, “в одну ночь строили дворцы”.

Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь

Ответьте мне на вопросы:

 - О чем эта сказка? Почему дед и баба стали лелеять Снегурочку?

- Какой стала Снегурочка с приходом весны?

- Прочитайте слова, которые говорят о ласковом отношении деда и бабы к Снегурочке.

- Как Снегурочка обращается к своим близким?

-Чего больше всего боится Снегурочка?

- Нравится ли вам конец сказки?

Проблемный вопрос.

- Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костёр?

(Правильно, время снега не вечно. Последний снег тает в лесу позже, чем на открытой местности. Но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи.)

Анализ литературной сказки и народной сказки.

Какие сказки у нас сегодня были в гостях? (литературная, народная)

– Какие сказки появились раньше?

– Что мы можем сказать об авторе литературной сказки и народной?

– В какой форме (устной или письменной) создается литературная сказка?

– В какой форме (устной или письменной) создаётся народная сказка?

– Известно ли время создания литературной сказки? (Да)

– Известно ли время создания народной сказки? (Нет. Время создания определить невозможно)

– Ограничивается ли народная сказка определенным жанром? (Да. Волшебная, бытовая, о животных)

– Литературная сказка включает в себя черты бытовой, волшебной и сказки о животных.

– Можно ли вносить изменения в литературную сказку? (Нет)

– А народную? (Да. Она существует в нескольких вариантах.)

– Может ли автор использовать сюжет народной сказки? (Да)

Учитель: Конечно это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.

– Почему сказка  «Снегурочка» относится к теме «Идет волшебница зима»?

– Вспомните, какие ещё произведения мы читали по этой теме. (М. Пришвин «Деревья В лесу», К. Ушинский «Мороз не страшен», сказка «Дети Деда Мороза», Э. Шим «Всем вам крышка», З. Александрова «Зима», С. Иванов «Каким бывает снег?»).       

Анализ произведения.

  1. Автор.
  2. Тема произведения.
  3. Идея (чему учит) ЧТО БЫ ВЫ ПОСОВЕТОВАЛИ ГЕРОЮ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
  4. Система образов.
  5. Композиция:

- завязка;

- кульминация;

- развязка.

XIII. Характеристика героя произведения.

  1. Расскажи о …. (начни со слов: Мне очень понравился.., Мне запомнился…,  Я восхищаюсь…)
  2. Опиши внешность (сколько лет, как выглядела, во что одета).
  3. Вспомни подвиги.
  4. Перечисли основные черты характера героя.
  5. Выскажи отношение рассказчика к герою.

XIV.Работа в тетрадях.

XV.Работа в группах. 

1 группа -  «Аналитики»  - запиши  черты характера Снегурочки.

2 группа –«Чтецы» - составь план сказки .

3 группа -  « Писатели» - придумывают продолжение сказки.

XIV. Домашнее задание.

Дома подготовить пересказ рассказа. 

XVI.  Закрепление новых знаний

Образ Снегурочки - это чистота, доброта, таинственность, красота.

 -Почему народная сказка "Снегурочка" закончилась печально?

-Во что превратилась Снегурочка? (В облачко)

-Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой может пойти снег,  и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку.  А летом облачко прольется дождем,  и на Земле распустятся белые, нежные цветы, похожие на Снегурочку.)

XVII.Работа с использованием словаря “зимних слов”

- Какой ты представляешь себе Снегурочку?

- Найди прилагательные, которые подойдут для описания Снегурочки.

Снегурочка (какая?) беленькая, кругленькая, светлая, искристая, нежная, румяная.

XVIII. Оценка. 

- Молодцы! Вы работали в группах, прислушивались к ответам друг друга, старались учитывать мнение всех ребят группы, вы постарались и выполнили эти  задания  верно.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

- Что нового и полезного для вас вы услышали на уроке?
- Какие виды сказок вы знаете? Что запомнили о жизни В. Даля? 
- Какое настроение у вас после знакомства с этими сказками.

- Чем обогатились мы за этот урок?

  • научились сравнивать сказки: авторскую и народную;
  • учились пересказывать;
  • продолжали работу над выразительным чтением сказки;
  • узнали о писателе;
  • учились помогать друг другу;
  • учились работать в парах и группах.

XIX. Домашнее задание.

Дома подготовить пересказ сказки. 

XX. Рефлексия. 

  • Что понравилось?
  • Что получилось?
  • Над чем поработать?

Домашнее задание (по выбору)

  • в тетради задание №2, 3.
  • сочинить свою сказку.
  • нарисовать рисунок и придумать продолжение сказки.

Спасибо за работу! Страна сказок необъятна. Пусть сказки учат нас быть добрее к людям, к своим друзьям, ценить помощь, дружбу, быть отзывчивыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....

Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №2»Шелеховского района  Иркутской области...

"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Тема"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...

Презентация "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Презентация к уроку "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....