Конспект урока литературного чтения в 3-м классе УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

"Золотое яблоко" . Армянская сказка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoe_yabloko._armyanskaya_skazka.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                     "Золотое яблоко". Армянская сказка

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
  • познакомить с содержанием армянской сказки и провести работу по её содержанию;
  • развивать речь, умение читать в лицах и передавать содержание прочитанного;
  • продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;
  • рассматривать сказку как систему отношений;
  • формировать интерес детей к чтению,

Микроумения:

  • самостоятельно находить отрывки из текста;
  • ориентироваться в смысловом содержании текста;
  • формировать умение работать в парах (диалог царя и бедняка).

Оборудование:

  • музыкальный фрагмент «В гостях у сказки»; интерактивная доска (слайды); рисунки детей;
  • иллюстрация - Бабушка-Загадушка; кузовок с загадками, учебник литературное чтение «Любимые страницы» О.В.Кубасова 3 кл. часть 1; оценочный лист «Пушистик настроения».

Структура урока:

  1. Орг.момент.
  2. Повторение пройденного.
    - Обобщение и систематизация знаний учащихся о сказках, их особенностях
    - Самостоятельная работа.
  3. Сообщение темы и цели урока
    - Первичное восприятие текста
    - Изучение нового материала
  4. Работа над названием сказки
    - Физкультминутка
    - Вторичное чтение сказки
    - Словарная работа
    - Разбор сказки по вопросам
  5. Подведение итогов
    - Обобщение и систематизация
  6. Информация о д/з
    Рефлексия.

Ход урока.

I. ОРГ. МОМЕНТ.

(Под музыку в “Гостях у сказки”) на доске изображение гостьи.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла Бабушка-Загадушка. Она приготовила для вас загадки и задания. Вы будете молодцами, если справитесь с её заданиями . Согласны? Тогда начинаем

II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

Слайд 1 (Урок чтения, сказочная иллюстрация )

1. Обобщение и систематизация знаний учащихся о сказках, их особенностях.

ЗАГАДКА 1. (из кузовка)

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

– О каком жанре устного народного творчества спрашивает вас Бабушка-Загадушка? (Сказка)

- А что за литературный жанр - сказка?

(Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит, Добро побеждает зло)

- Чем же сказка отличается от другого произведения?

(В сказке могут говорить звери, растения, с ними происходят необычные приключения, разные чудеса.)

Приложение 1. Слайд 2 (портрет А.С. Пушкина и его слова: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

-Прочитайте слова, написанные на доске.

- Как вы их понимаете? (Сказки учат, преподносят нам уроки)

- Чему учат сказки? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, как нужно поступать в той или иной ситуации)

- Кто сочиняет сказки? (Сочиняют сказки народ, писатели)

- А как называются сказки, которые сочинил народ?

(Народными. В нашей стране живут люди разных национальностей. Поэтому сказок очень много. Это и украинские сказки, сказки народов Севера, татарские сказки и др)

- А как называются сказки, которые сочинили писатели? (Литературные)

- Ваши ответы порадовали Бабушку-Загадушку, и она надеется, что и со 2 заданием вы справитесь.

2. Задание

ЗАГАДКА 2.

Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки
Будь внимателен, дружок.

Отгадывание сказок (вынимаем задание из кузовка, читаем, отвечаем)

Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»

- Старик, старуха, горшок, кафтан. ( «Кому горшок мыть» - народная).

- Ученик 3 класса, злые волшебники, ходики («Сказка о потерянном времени» Е. Шварц – литературная)

Приложение 1. Слайд 3

3. Задание (из кузовка) Самостоятельная работа.

- А сейчас вспомним отличия литературной сказки от народной?

(составление таблицы на карточках лежащих на столах)

Приложение 1. Слайд 4 (вопросы)

  • Кто является создателем народной сказки; литературной?
  • Форма создания сказки?
  • Можно ли вносить изменения в сказку?
  • Можно ли определить время создания народной (литературной) сказки?
  • Какие жанры используются в сказках?

Проверка.

Приложение 1. Слайд 5 (таблица)

СКАЗКА

НАРОДНАЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ

1.Автор - народ

1.Автор – конкретное лицо.

2.Существует в устной форме.

2.Создается в письменной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (Создатель может внести изменения)

3. Внесение изменений не допускается

4.Время создания сказки определить невозможно.

4.Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничивается определенным жанром

- волшебная,
- бытовая,
- о животных.

5. Не ограничивается определенным жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Итог: Мы повторили особенности народной и литературной сказки. Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.

Бабушка-Загадушка, очень довольна, как хорошо вы хорошо знаете особенности сказок.

IV.  СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

- Сегодня мы прочитаем новое произведение, а вы послушав, должны сказать и доказать, какой жанр у этого произведения? (Сказка - элементы выдумки)

1. Чтение сказки учителем.

- А кто сможет догадаться народная эта сказка или литературная? (опираясь на таблицу) (Народная, ограничивается определённым жанром – бытовая)

- Можно ли слушая сказку, сказать какой народ её написал (Нет, нет имен, обычаев, названий мест)

-Тогда хотя бы название сказки предположить вы можете? (Ответы детей)

- Бабушка-Загадушка даст вам подсказку:

ЗАГАДКА 4.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(ЯБЛОКО)

Приложение1. Слайд 6 (иллюстрации название сказки , яблоко)

V. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

1. Работа над названием сказки.

- Чтобы узнать какой народ сочинил эту сказку откройте учебники на странице 82.

- Прочитайте название сказки.

- Какой народ сочинил эту сказку? (армянский)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

2. Вторичное чтение сказки по учебнику

(хорошо читающими детьми) – по абзацу, диалог царя и бедняка по ролям.

3. Словарная работа:

- В сказке встретились трудные слова, объясните, если сможете их значение.

Мультимедиа. Слайд 7 (слова из текста)

  • Угождали – сделать что-то приятное, нужное, желаемое.
  • Свирель - музыкальный инструмент в виде дудки из дерева.
  • Цитра - струнный музыкальный инструмент в виде плоского ящика.
  • Указ- распоряжение, приказ, указание, имеющее силу.
  • Великая печаль - большое чувство грусти.
  • Небылица- это смешной рассказ или стишок. То, чего не бывает, не было. Выдумка
  • Вельможи - знатные богатые люди.

4. Вопросы после прослушивания. Разбор сказки.

- Кого вы считаете главными героями сказки? Почему? (Царь и бедняк)

- Кто может кратко рассказать о жизни царя? (Царствовал…… и заскучал)

- Каким образом царь хотел освободиться от скуки? (Подтвердите свои ответы словами из текста – созвал музыкантов, плясунов, наездников, силачей)

- Кто же заставил царя не скучать? (Бедняк, рассказав ему небылицу)

- Какой совет от скуки дадите вы царю? (Пусть займется работой)

- А вам не кажется, что царю не обязательно выполнять физическую работу, он ведь глава государства, он должен думать о жизни своего народа, издавать указы и законы и тогда не будет скучать. Для него от скуки нужно заняться государственными делами, мыслить, думать. Не каждому человеку нужно одинаковое лекарство.

- Вернемся к бедняку, не каждый человек бы осмелился пойти к царю с таким предложением. Что вы можете рассказать о бедняке, какой он, какие у него качества характера? (Смелый, умный, находчивый)

- Как вы думаете, что помогло бедняку в этом? (Хитрость, смекалка, находчивость)

- Почему после случая с бедняком царь перестал скучать? (Занялся своим непосредственным делом, стал дальше думать и решать государственные дела. Стал думать, как это бедняк смог его перехитрить.)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Бабушка-Загадушка старенькая, память слаба, стала, просит вас напомнить, с какой со сказкой познакомились.

1. Расскажите все о сказке, с которой сегодня познакомились?

По плану:

Приложение1. Слайд 8. (план)

  1. Название
  2. Автор.
  3. Жанр (какая?). Почему?
  4. Главная мысль
  5. Что вы для себя взяли из этой сказки? Как вы боретесь со скукой?

Итог: От скуки есть много различных занятий, они должны быть по душе и не напрасны: книга, музыка, отгадывание ребусов и кроссвордов, занять себя полезным делом. Любая работа и умственная, и физическая

2 .У вас на столе есть листок с пословицей. Прочитайте эту пословицу про себя. Тот, у кого пословица подходит к нашей сказке, пусть встанет и прочитает ее вслух и докажет Что означает выбранная вами пословица?

(Дети выполняют задание)

Примеры пословиц и поговорок.

  1. Семь раз примерь, один — отрежь.
  2. Без дела жить - только небо коптить.
  3. В чем оплошаешь, за то и отвечаешь.
  4. Во всяком мудреце довольно простоты.
  5. Болтовня и красна, и пестра, да пуста.
  6. Был пирог, найдется и едок.
  7. Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
  8. Всяк своим умом живет.
  9. Язык мягок - что хочет, то и лопочет.
  10. Уговор дороже денег.
  11. Худ солдат, который не надеется быть генералом.
  12. Давши слово, держись, а, не давши – крепись.
  13. По заслуге и плата.
  14. Соврет – глазом не моргнёт.
  15. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
  16. Делу время, потехе час.
  17. Всяк человек своего счастья кузнец.

VII. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.

1. Самооценка работы.

. Слайд 8. (критерии)

Бабушка-Загадушка предлагает вам провести самооценку по критериям:

«5» - на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно;

«4» - на уроке были затруднения , не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно;

« » - не очень понравилась моя работа на уроке,

  • встаньте те (поднимите руку), кто за свою работу не поставил себе оценку;
  • теперь те, кто поставил оценку «4»;
  • теперь те, кто поставил оценку «5».

2. Домашнее задание.

Перечитать сказку ещё раз, подготовить ответ на вопрос №2 стр.84; выполнить задание тетради на печатной основе стр. 19.

3. Рефлексия.

Бабушка-Загадушка приготовила для вас  «Пушистиков настроения», обведите в кружочек, того Пушистика с каким настроением вы уйдете с этого урока.

http://festival.1september.ru/articles/525757/img.gif

Я и Бабушка-Загадушка очень довольны вашей работой.

Итог: Чтобы вы помнили, что от скуки есть разная работа, как физическая, так и умственная.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Итоговый тест по литературном у чтению за первое полугодие (составлен по учебнику Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса)

Итоговый тест по литературному чтению за первое полугодие (составлен по учебнику Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса)....

Формирование литературного творчества, в том числе развитие исследовательского поведения учащихся на уроках литературного чтения в 3-м классе.

В данной работе попытаюсь раскрыть основную задачу курса «Литературное чтение», и как провожу работу по решению данной задачи на уроках литературного чтения в 3-м классе.  Задачей явл...

Литературная композиция "Где водятся поэты?" (защита проекта по литературному чтению "Праздник поэзии" 3 класс)

       Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогн...